экономика и финансы
[Главная] [Публикации] [Тенденции] [Финансы] [Организации]
[Экономисты] [Диссертация] [Работа] [Полезно] [Книги] [Гостевая]
ГЛАВНАЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
ФИНАНСЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИСТЫ
ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ
ПОИСК РАБОТЫ
ПОЛЕЗНО
КНИГИ
ГОСТЕВАЯ


Rambler's Top100

ПУБЛИКАЦИИ >> БАНКОВСКИЙ СЕКТОР, СТРАХОВАНИЕ

Российские банки в 2001 году: ключевые тенденции развития и состояние основных групп банков

Доклад Центра развития, подготовленный совместно с Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), 15 октября 2001

Часть II. Основные группы российских банков и их динамика

[ вернуться к оглавлению | часть I | приложение ]

Содержание части II:

2.1. Две альтернативные стратегии развития российских банков*
2.1.1. Внешнеориентированная стратегия *
2.1.2. Внутреннеориентированная стратегия *

2.2. Группы с доминированием внешнеориентированной стратегии *
2.2.1. Внешторгбанк *
2.2.2. Крупнейшие банки с неразвитой филиальной сетью. *
2.2.3. Банки, подконтрольные нерезидентам. *

2.3. Группы с доминированием внутреннеориентированной стратегии *
2.3.1. Сбербанк *
2.3.2. Банки с развитой филиальной сетью *
2.3.3. Средние и мелкие банки с неразвитой филиальной сетью *

Приложение

2.1. Две альтернативные стратегии развития российских банков

В настоящее время большинство российских банков тяготеет к одной из двух доминирующих стратегий развития, по-разному позиционирующих их на рынке, отводящих им различную роль в российской экономике.

Сутью первой стратегии, которую условно можно назвать внешнеориентированной, является аккумуляция дешевых ресурсов корпоративного сектора, преимущественно экспортноориентированного, и их размещение в сравнительно малорискованные иностранные активы, приносящие небольшой, но стабильный доход (депозиты, кредиты, государственные ценные бумаги и т.п.).

Сутью второй стратегии, которую мы назовем внутреннеориентированной, является агрессивное наращивание кредитования отечественных заемщиков (в форме как прямого кредита, так и через покупку их обращаемых долговых обязательств), опирающееся на расширение мобилизации платных ресурсов внутри страны.

2.1.1. Внешнеориентированная стратегия

Логика развития банков, придерживающихся этой стратегии, представлена на схеме 1. Предпосылками позиционирования банков в рамках данной стратегии являются:

· преобладание среди клиентов предприятий экспортноориентированного сектора и фирм-нерезидентов (статистически это проявляется в высокой доле валютных средств в остатках на счетах предприятий в этих банках – от 55% до 100%);

· развитая международная корреспондентская сеть, особый статус по операциям с нерезидентами и прочие условия, обеспечивающие конкурентные преимущества при проведении внешнеэкономических расчетов;

· низкий (менее 2% от активов, в годовом выражении) уровень расходов на аппарат управления, то есть на оплату труда, что связано с эффектом “экономии на масштабах”, небольшим числом филиалов или другими причинами.

Схема 1. Логика развития банков в рамках внешнеориентированной стратегии

Эту стратегию реализуют Внешторгбанк, крупнейшие банки, не имеющие развитой филиальной сети, и большая часть банков, подконтрольных нерезидентам.

Для клиентуры этих банков, главным образом, экспортноориентированных сырьевых предприятий, характерно наличие значительных финансовых накоплений и отсутствие значимого спроса на краткосрочный банковский кредит. Отсюда обслуживающие их банки, как правило, сталкиваются с проблемой “избытка ресурсов”.

Вместе с тем, учитывая дешевизну привлеченных средств (остатки на расчетных счетах предприятий фактически бесплатны), а также низкий уровень затрат на аппарат управления, данные банки могут не утруждать себя поисками размещения средств в относительно доходные, но рискованные инструменты (кредиты и займы на внутреннем рынке). К тому же развитые корреспондентские сети, опыт работы на зарубежных рынках вполне позволяют этим банкам эффективно и с минимальным риском размещать средства в иностранные активы – хотя доходность таких операций сравнительно невелика.

Как следствие, формируется своеобразная структура активов, характеризующаяся низкой долей работающих активов – кредитов и ценных бумаг (в среднем 40%), в том числе кредитов и займов предприятиям (в среднем 25%). При этом поддерживается завышенная доля малодоходных ликвидных активов (в среднем 52%), большая часть которых размещается за рубежом (в среднем 46% активов).

По отношению к реальному сектору эти банки, как правило, выступают в качестве чистого заемщика (объем привлечения средств от предприятий превышает объем кредитования), направляя аккумулируемые внутри страны избыточные ресурсы на финансирование “остального мира”.

2.1.2. Внутреннеориентированная стратегия

Логика развития банков, придерживающихся этой стратегии, представлена на схеме 2. Данную стратегию в основном реализуют банки, характеризующиеся следующими особенностями:

· значительной долей в клиентуре предприятий внутреннеориентированного сектора (статистически это проявляется в низкой доле валютных средств в остатках на счетах предприятий – от 0% до 45%);

· облегченным, в силу различных институциональных причин, доступом к ресурсам населения;

· высокой “персоналоемкостью”, обуславливающей значительный уровень аппаратных расходов – более 2% от активов (в годовом выражении).

Схема 2. Логика развития банков в рамках внутреннеориентированной стратегии

В рамках этой стратегии позиционируются Сбербанк РФ, банки с развитой филиальной сетью и большая часть средних и мелких банков.

Предприятия-клиенты этих банков имеют устойчивую потребность в банковском кредите, сталкиваясь с недостатком собственных средств для формирования оборотных активов. Это обеспечивает банкам каналы доходного размещения средств, одновременно ограничивая возможности задействования клиентских ресурсов. В итоге, эти банки выступают в качестве чистых кредиторов реального сектора. Так, кредиты и займы нефинансовым предприятиям составляют в среднем 42% их активов (а в целом работающие активы – 65%). В то же время средства, привлеченные от предприятий, включая выпуск векселей – всего 32% их пассивов. Таким образом, чистое кредитование реального сектора составляет около 10% активов.

Благодаря определенным конкурентным преимуществам на рынке вкладов физических лиц данные банки имеют возможность привлечь ресурсы для чистого кредитования реального сектора (средняя доля вкладов населения в пассивах этих банков составляет 29%). Однако это ведет к удорожанию их пассивов: ведь депозиты населения – сравнительно дорогой ресурс.

Высокая стоимость привлеченных средств и значительные расходы на аппарат управления компенсируются относительно высокодоходным размещением активов на внутреннем рынке. Это, правда, сопряжено с более высоким уровнем рисков.

Ключевая роль этих банков в экономике – перераспределять к предприятиям финансовые накопления других секторов, а так же обслуживать межрегиональные и внутрирегиональные расчеты. Что касается обслуживания международных расчетов, то здесь позиции этих банков более скромны. Индикатором этого служит низкая доля иностранных активов в их активах – в среднем всего 5%.

С точки зрения самих банков, ни одна из рассмотренных стратегий не является более предпочтительной: достоинства каждой уравновешиваются ее недостатками. Так, в целом более высокий уровень прибыльности банков, работающих в рамках внутреннеориентированной стратегии (см. таблицу 8 в Приложении), уравновешивается более высоким уровнем их рисков.

Однако для поддержания процесса экономического роста требуется сдвиг российской банковской системы в пользу внутреннеориентированной стретегии, поскольку только в ее рамках можно обеспечивать эффективную трансформацию национальных сбережений в инвестиции. Анализ деятельности различных институциональных групп11 банков показывает, что возможность такого сдвига будет определяться тремя факторами:

· развитием филиальных сетей банков;

· политикой четырех-пяти крупных, принадлежащих нефтегазовым компаниям российских банков, являющихся в настоящее время мощнейшими каналами оттока капитала из страны;

· расширением слоя банков с диверсифицированной клиентской базой, объединяющей предприятия различных секторов, которое может произойти только за счет разрушения института “карманных” банков (“банков одного клиента”).

2.2. Группы с доминированием внешнеориентированной стратегии

2.2.1. Внешторгбанк

Внешторгбанк (далее – ВТБ), один из лидеров российской банковской системы, по состоянию на 1.07.2001 концентрировал 6% всех ее активов12. Это около 5,1 млрд. долл.

Большой опыт работы на внешних рынках, обширные хозяйственные связи, привилегированный доступ к обслуживанию внешнеэкономической деятельности государства и важнейших экспортных потоков (военно-техническое сотрудничество и прочее), наконец, хорошо “раскрученный” брэнд обеспечивают ВТБ мощные конкурентные преимущества на рынке обслуживания экспортеров, импортеров и международных инвесторов. Это на долгие годы вперед предопределяет позиционирование ВТБ как крупнейшего российского внешнеориентированного банка. Последнее проявляется в структуре его операций:

· высокая доля экспортеров и импортеров в клиентуре, что проявляется в значительной валютизации клиентских счетов (68% средств на счетах юридических лиц против 45% в среднем по банковской системе);

· превышающая средний уровень доля иностранных и чистых иностранных активов: соответственно, 27% и 22% активов против 22% и 14% активов в среднем по банкам;

· низкая доля кредитов и займов реальному сектору в активах: 21% против 37% среднем по банкам.

Вместе с тем, можно говорить об особой роли ВТБ во взаимодействии с другими секторами российской экономики, несколько отличающей его от “собратьев” по внешнеориентированной стратегии.

Во-первых, обладая развитой корреспондентской сетью как в стране, так и за рубежом, ВТБ служит важнейшим каналом осуществления международных расчетов для других российских банков. При этом банк аккумулирует на своих счетах и депозитах значительный объем валютных средств от других банков, на которые приходится около 10% всех его привлеченных средств. Чистое привлечение средств от других банков становится одним из важных источников чистого размещения средств за рубежом.

Во-вторых, банк поддерживает нейтральный баланс взаимодействия с реальным сектором, размещая в кредиты и займы предприятиям приблизительно столько же средств, сколько привлекает от них в свои пассивы.

В-третьих, ВТБ является крупнейшим (после Сбербанка), держателем портфеля государственных ценных бумаг среди действующих банков, концентрирующим 13% совокупного банковского портфеля. На эти бумаги приходится 30% активов ВТБ. Пока кредитование Внешторгбанком государства было в основном номинальным: значительная часть портфеля госбумаг поступила на баланс банка в счет увеличения доли Банка России в его уставном фонде.

Необходимо отметить, что наличие большого портфеля государственных ценных бумаг имеет для банка и свои приятные стороны. Операции с этими бумагами служат в настоящее время важнейшим источником прибыли ВТБ (около 60% прибыли) и позволяют поддерживать в целом достаточно высокую рентабельность активов: 5,8% за первое полугодие по сравнению с 3,8% в среднем по банковской системе13 (см. таблицы 8, 9 в Приложении).

Однако, несмотря на замечательные показатели деятельности: нeплoxyю рентабельность, высокую ликвидность, исключительно высокий уровень капитализации, – похоже, что банк постепенно начинает терять динамику своего развития. Это проявляется, прежде всего, в снижении доли ВТБ в совокупном объеме средств, привлеченных банковской системой, с 5,3% до 4,1%, в том числе, на рынке счетов и депозитов предприятий – с 3,6% до 3,3%, обращаемых долговых обязательств банков – с 8,5% до 4,2%, межбанковских счетов и депозитов – с 12,5% до 7,8%

Потеря динамики, на наш взгляд, может быть связана с тем, что банк вышел на жесткие ограничения по возможностям размещения средств на внутреннем рынке. Продолжение наращивания кредитного портфеля требует погружения в работу с более мелкими и рискованными заемщиками, что, видимо, не согласуется со стратегией его развития. В этих условиях банк может сознательно “притормаживать” рост привлечения платных средств по депозитам, обращаемым долговым обязательствам и МБК.

2.2.2. Крупнейшие банки с неразвитой филиальной сетью.

К данной группе относятся банки, входящие в двадцатку крупнейших, но не являющиеся многофилиальными или иностранными банками. Таких банков пять: Доверительный и инвестиционный банк, Международный промышленный банк, Национальный резервный банк, Сургутнефтегазбанк, Газпромбанк14. В общей сложности они концентрируют 13% активов банковской системы (на начало июля 2001 г.). Средняя величина активов банка группы – 2,3 млрд. долл.

Состав группы крупнейших наглядно подтверждает правило: для попадания на вершину российского банковского Олимпа достаточно присутствия в клиентуре одной-двух крупных экспортноориентированных компаний. Учитывая профиль главных клиентов и/или собственников данных банков (“Газпром”, “Сургутнефтегаз”, ЮКОС, “Татнефть”, “СибУр”), группу заслуженно можно называть “нефтегазовой”.

За исключением Международного промышленного банка, банки группы играют подчиненную роль по отношению к своим главным клиентам, выполняя для них две основные функции: осуществление расчетов между подразделениями, покупателями, поставщиками и прочими контрагентами головных компаний (включая проведение взаимозачетов) и размещение финансовых накоплений головных компаний в зарубежные активы и другие ликвидные инструменты.

Это предопределяет структуру операций и финансовых результатов деятельности данных банков:

· высокую долю в клиентских средствах остатков на валютных счетах (84%);

· беспрецедентно высокую долю иностранных активов (51% против 22% в среднем по банкам);

· низкую долю кредитов реальному сектору (28%15), и в целом работающих активов (36%);

· невысокий уровень чистого процентного дохода (1,6% к активам16 против 3,2% в среднем по банкам) вследствие низкой доли кредитов и других работающих активов;

· низкий уровень аппаратных расходов (0,7% к активам в годовом выражении против 2,1% в среднем по банкам), достигаемый благодаря эффекту масштаба, а также “необремененности” филиальной сетью.

У группы есть три “фирменных” отличия, заметно выделяющих ее среди других банков, реализующих внешнеориентированную стратегию. Эти отличия вытекают из сильной привязки банков группы к обслуживанию одного-двух крупнейших корпоративных клиентов.

Первое: предельно агрессивное перекачивание средств реального сектора в чистый кредит “загранице” (наиболее яркий пример – Сургутнефтегазбанк). Кредиты, размещаемые данной банковской группой в реальном секторе, существенно отстают от масштаба привлекаемых от предприятий средств. Отношение разницы между ними (чистых заимствований у реального сектора) к активам составляет 24%. Аккумулируемые ресурсы размещаются в чистые иностранные активы, величина которых составляет 38% от активов банковской группы.

Второе: крайне низкая диверсификация источников ресурсов – тотальное доминирование остатков на счетах нефинансовых предприятий. На этот вид ресурсов приходится 63% привлеченных средств, в то время как в среднем по банковской системе – 38%. А с учетом выпущенных банками векселей, также участвующих в расчетах между предприятиями, доля средств, привлеченных от корпоративного сектора, составляет около 70% (в среднем по банковской системе – 47%). Доля привлечения средств из других внутренних источников – населения и банков – весьма незначительна: по 5%.

Третье: низкий уровень чистого комиссионного дохода и чистого дохода от операций с ценными бумагами, соответственно, 0,8% и 0,9% от активов, в годовом выражении (в среднем по банкам – 2,3% и 1,8%). В источниках, как доходов, так и расходов доминируют процентные доходы и расходы. Эта особенность отражает низкую диверсификацию направлений деятельности данных банков, их концентрацию на традиционных кредитно-расчетных операциях.

Динамика развития группы крупнейших малофилиальных банков весьма противоречива.

С одной стороны, пока группа демонстрирует неплохие темпы роста: прирост активов за первое полугодие составил 22% (в среднем по банкам – 19%).

С другой стороны, этот рост опирается исключительно на разбухание остатков на счетах предприятий–корпоративных клиентов. За первое полугодие объем этого вида ресурсов у банков группы увеличился на 31%, в то время как объем средств, привлеченных из других источников, остался на неизменном уровне. Однако, учитывая общеэкономическую тенденцию к замедлению роста денежных средств предприятий, столь “узкая специализация” уже в ближайшей перспективе привести крупнейшие банки к стагнации.

2.2.3. Банки, подконтрольные нерезидентам.

Эту группу образуют 29 банков с долей нерезидентов в уставном капитале, превышающем 90%. На эти банки приходится 10% активов банковской системы. Крупнейший банк группы, Московский международный банк (ММБ), с активами в 2,6 млрд. долл., является шестым по величине в российской банковской системе. Другие “иностранцы” также, как правило, по российским меркам довольно крупны (хотя по международным – незначительны). Величина активов среднего банка группы – 290 млн. долл., что почти в шесть раз превышает величину среднего российского банка (без учета Сбербанка).

Группа иностранных банков достаточно неоднородна: выделяются как банки, специализирующиеся на вывозе капитала (положительные чистые иностранные активы), так и на его ввозе (отрицательные чистые иностранные активы). При этом наиболее крупные банки группы специализируются преимущественно на вывозе (ММБ, Райффайзенбанк Австрия, Дойче Банк, АБН АМРО, Банк Австрия Кредитанштальт, Кредит Свисс Ферст Бостон, БНП Дрезднер Банк и др.), а банки помельче – на ввозе (Рипаблик Нэшнл Бэнк оф Нью-Йорк, Сосьете Женераль Восток, РБПФ, Моснарбанк, Коммерцбанк Евразия, Банк Китая, Астана-холдинг и другие). Так как по объему операций безусловно доминируют первые банки, то в целом группа работает на отток капитала.

Отмеченное расслоение иностранных банков объясняется, во-первых, более консервативной, по отношению к российским заемщикам, кредитной политикой крупных банков и более агрессивной – мелких банков; во-вторых, более высокой долей в клиентуре крупных банков экспортноориентированных сырьевых компаний. Последние, как уже отмечалось, располагают значительным объемом средств, но имеют ограниченный спрос на краткосрочные банковские кредиты. Это формирует “избыток” ресурсов у обслуживающих их крупных банков, который вывозится ими за рубеж.

Иностранные банки, оперирующие на российском рынке, пользуются рядом несомненных конкурентных преимуществ. Это, прежде всего: обладание брэндом, обеспечивающим высокое доверие со стороны клиентов и вкладчиков; высокое качество и широкий набор предоставляемых услуг, в том числе. связанных с международными расчетами; наличие своей “целевой аудитории” (подразделения и дочерние предприятия международных компаний, их сотрудники, зарубежные туристы); наконец – возможность оказывать помощь клиентам в получении доступа к крупным зарубежным заимствованиям (займы и гарантии от крупных зарубежных банков, консультационная и организационная помощь и прочее).

Отмеченные конкурентные преимущества дают банкам этой группы возможность привлекать ресурсы на самых выгодных условиях – по низким процентным ставкам и без масштабных вложений в развитие филиальных сетей (у большинства иностранных банков филиалы отсутствуют).

Благодаря таким “льготным” условиям привлечения средств иностранные банки могут позволить себе размещать большую часть ресурсов в безопасные, но малодоходные активы, и жестко ограничивать объем кредитов своим клиентам, предъявляя к ним самые строгие требования. Это обуславливает стандартную “внешнеориентированную” структуру операций у большинства иностранных банков:

· низкую долю работающих активов (41%), в частности, кредитов и займов реальному сектору (24%);

· высокую долю малодоходных иностранных активов (50%);

· низкий чистый процентный доход: 1,6% к активам по сравнению с 3,2% в среднем по банкам;

· умеренный, несмотря на высокий уровень окладов, объем аппаратных расходов – 1,7% активов (против 2,1% в среднем по банкам) – следствие экономии на филиалах и “эффекта масштаба” банков.

Однако помимо этого стандартного для внешнеориентированных банков перечня, деятельность “иностранцев” имеет ряд особенностей.

Первое. Эти банки, естественно, не только размещают ресурсы за рубежом, но и привлекают серьезные зарубежные займы. На группу приходится 31% всех привлеченных российскими банками из-за рубежа средств, при том, что ее доля в совокупных активах банковской системы в три раза меньше.

Второе. Иностранные банки осуществляют арбитраж на разнице рублевых и валютных процентных ставок, активно привлекая рублевые межбанковские кредиты и трансформируя их в зарубежные активы. Заимствования на рублевом межбанковском рынке составляют 7% их привлеченных средств, в том числе чистые заимствования – 4% (в среднем по банкам, соответственно, 4% и 0%). Прибыльность этих операций, очевидно, обуславливается дешевизной кредитов, которые эти банки привлекают на рынке рублевых МБК, и устойчивым снижением номинального курса рубля.

Третье. Благодаря широкой номенклатуре предоставляемых услуг, прибыль данных банков в существенно меньшей степени зависит от кредитно-депозитных операций. Важнейшими источниками прибыли для них являются комиссия и доход от операций с ценными бумагами, которые превышают получаемый этими банками процентный доход.

Что касается динамики развития, то вопреки разного рода чаяниям и опасениям, группа иностранных банков пока не проявляет особых признаков экспансии. Начиная с 2000 года, то есть. после того, как закончилось инициированное кризисом перераспределение клиентуры, группа “иностранцев” развивается теми же темпами, что и банковская система в целом. Вот уже полтора года доля иностранных банков в совокупных банковских активах остается незыблемой, как скала – 9-10%. Что касается доли нерезидентов в совокупном уставном капитале, то она и вовсе снижается – с 9,5% на начало 2000 г. до 5,7% на конец первого полугодия 2001 г. Иначе говоря, иностранцам еще очень далеко до установленного для них лимита участия в капитале российских банков в 15%.

Правда, иностранные банки демонстрируют хорошую динамику на розничном рынке: за первое полугодие средства на депозитах физических лиц увеличились на 58%, что в два с половиной раза выше среднебанковского темпа прироста. Однако об экспансии говорить пока преждевременно. В настоящее время доля иностранных банков в совокупном объеме частных вкладов более чем незначительна: всего 2% с учетом Сбербанка (4,5% без учета Сбербанка). При этом, поскольку розничные услуги иностранных банков ориентированы на достаточно узкую клиентуру – высокообеспеченные слои населения, физических лиц-нерезидентов, потенциал роста доли этих банков на рынке весьма ограничен. Более того, предстоящая либерализация вывоза капитала физическими лицами может “отъесть” у российских “иностранцев” часть даже этой специфической клиентуры.

Безусловно, “иностранцы” располагают мощным потенциалом для прыжка на российский рынок (вспомним опыт Восточной Европы). Однако похоже, что пока экспансия попросту не входит в их планы – по крайней мере, до тех пор, пока в России не появятся прозрачные крупные заемщики, более или менее емкие финансовые рынки и минимальные правовые гарантии возврата ссуд.

2.3. Группы с доминированием внутреннеориентированной стратегии

2.3.1. Сбербанк

Сбербанк, крупнейший российский банк, на который приходится 28% активов российской банковской системы, занимает в ней особое место. Он – несомненный “лидер” банков с внутреннеориентированной стратегией – как по своему масштабу (величина активов – 23 млрд. долл.), так и по характеру деятельности.

Разрушив рынок ГКО-ОФЗ, кризис 1998 г. оказал, по крайней мере, одну неоценимую услугу реальному сектору: Сбербанк, наконец, развернул аккумулируемый им поток сбережений населения (это три четверти всех банковских вкладов россиян) в сторону предприятий. В результате возник беспрецедентный для российской банковской системы по мощности канал чистого кредитования реального сектора. Только за 1999-2000 гг. объем кредитов и займов Сбербанка предприятиям увеличился на 7,2 млрд. долл., при этом чистое кредитование реального сектора выросло на 4,4 млрд. долл. К 2001 г. доля Сбербанка в совокупных кредитах и займах банковской системы достигла 30%, увеличившись за два года почти в три раза.

Однако в начале 2001 г. эта тенденция внезапно пресеклась. В первом полугодии среднемесячные темпы прироста кредитов и займов замедлились до 1,4%, что почти в пять раз ниже среднемесячных темпов в прошлом году. Доля Сбербанка в совокупном банковском кредитном портфеле стала падать. Это было связано с двумя основными причинами.

Первая причина замедления роста кредитования состоит в “вынужденной” переориентации ресурсов Сбербанка на вложения в государственные ценные бумаги (“римейк” ситуации 1995-1997 гг.?).

Так, если в 2000 г. портфель государственных ценных бумаг Сбербанка рос в среднем на 1,4% в месяц, что в два раза ниже динамики в целом по банковской системе, а доля госбумаг в его активах быстро снижалась (с 38% до 31%), то в 2001 г. ситуация резко изменилась. Темпы прироста объема сбербанковского портфеля госбумаг достигли 3,5% в месяц, а их доля в активах Сбербанка повысилась на процентный пункт. Это способствовало снижению доли других активов, в частности – кредитов и займов реальному сектору (с 44% до 41% активов Сбербанка).

Такой поворот, по всей видимости, был вынужденной мерой, предпринятой Сбербанком для поддержания рынка ГКО в условиях снижения спроса на госбумаги со стороны коммерческих банков. Последние приостановили наращивание своего портфеля после того, как в конце 2000 г. доходность по коротким бумагам скатилась до 11-12% годовых, то есть ниже уровня инфляции.

Вторая причина – наметившаяся тенденция к ослаблению позиций Сбербанка на рынке частных вкладов, что сужает для него основной источник ресурсов чистого кредитования реального сектора.

С начала года доля Сбербанка на рынке частных вкладов снизилась с 78% до 75%, причем впервые снижение коснулось не только рублевого, но и валютного сегмента рынка. Среднемесячные темпы прироста вкладов в Сбербанке замедлились с 3,5% в 2000 г. до 2% в первом полугодии текущего года, в то время как по всем прочим банкам – возросли с 3,3% до 5,3%.

Причиной ослабления позиций Сбербанка, является, с одной стороны, наметившееся восстановление доверия населения к коммерческим банкам, а с другой стороны, политика самого Сбербанка по агрессивному снижению депозитных процентных ставок (в 1,3-1,5 раза в конце прошлого - начале текущего года). Последняя, как представляется, была спровоцирована переориентацией Сбербанка на работу с относительно малодоходными государственными ценными бумагами.

Снижение депозитных ставок, рост цен на государственные ценные бумаги, значительный оборот по расчетным, валютообменным и прочим операциям вывели Сбербанк в число наиболее прибыльных, среди крупных, кредитных учреждений. Прибыльность его активов составляет 4,8%, уступая среди других банковских групп лишь Внешторгбанку.

Банк имеет хорошие финансовые результаты по всем ключевым направлениям банковской деятельности. Уровень чистых процентных и комиссионных доходов близок к среднему, зато уровень прибыли от операций с ценными бумагами – 5% активов – максимальный среди других банковских групп. Вместе с тем этот источник доходов, на сегодняшний день основной для Сбербанка, потенциально неустойчив. В первом полугодии доходы от операций с ценными бумагами были обусловлены, главным образом, ростом цен на ГКО-ОФЗ. Однако этот рост, похоже, подошел к своему естественному пределу и инвесторам данного рынка придется довольствоваться процентным и дисконтным доходом, который в настоящее время весьма скромен.

2.3.2. Банки с развитой филиальной сетью

Банки с развитой филиальной сетью (более пяти филиалов) – это более 90 банков, располагающих 24% совокупных активов банковской системы. Средний размер банка группы – 230 млн. долл.

К кредитным организациям с развитой филиальной сетью относится около половины наиболее крупных российских банков: 23 из 50 крупнейших по размеру активов. Это такие банки как Альфа-банк, Росбанк, Банк Москвы, МДМ-Банк, Промышленно-строительный банк СПб, Менатеп СПб, Автобанк, Собинбанк, Гута-банк, “Ак Барс”, “Возрождение”, Московский индустриальный банк, Импэксбанк и др. В этих крупных банках сконцентрировано более 80% ресурсов группы. Однако есть и сравнительно небольшие банки, например, Колыма-банк, Приупск-банк и прочие.

В группе много региональных банков: 70% многофилиальных банков находятся в регионах. Это не удивительно, учитывая, что не считая Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Дагестана, на один субъект федерации приходится в среднем шесть банков. Соответственно, для того, чтобы охватить банковскими услугами просторы российской глубинки, региональные банки просто вынуждены развивать филиальную сеть.

Развитие филиальных сетей обеспечивает банкам ряд конкурентных преимуществ: во-первых, позволяет расширить и диверсифицировать круг корпоративных клиентов и заемщиков, во-вторых, нарастить привлечение средств частных вкладчиков, в-третьих, повысить скорость межрегиональных расчетов. Это сказывается на структуре операций данных банков. Для них характерны:

· диверсифицированная клиентская база со значительным “весом” предприятий внутреннеориентированного сектора, что проявляется в высокой доле рублевых счетов, и соответственно, низкой доле валютных – 23%;

· максимальная по сравнению с другими группами кредитная активность (кредиты и займы предприятиям составляют 46% активов), и, как следствие, сдержанность в размещении средств за рубежом (20% активов) – группа выступает в качестве чистого кредитора реального сектора;

· интенсивное привлечение средств населения, что служит основным источником ресурсов для чистого кредитования реального сектора – доля вкладов физических лиц в привлеченных средствах составляет 14%, что на 4 процентных пункта выше, чем в среднем по банковской системе (без учета Сбербанка);

· для московских банков – предоставление услуг другим банкам в проведении межрегиональных расчетов, позволяющее привлечь значительные средства на корреспондентские счета.

Благодаря структуре своих активов, в первую очередь, высокой доле кредитов, многофилиальные банки обеспечивают себе рекордный уровень чистых процентных доходов – 4,7% активов. Это наивысший показатель среди других банковских групп. Другим важнейшим источником прибыли многофилиальных банков является чистый комиссионный доход. Его высокий уровень достигается благодаря дополнительным возможностям в предоставлении расчетных, валютообменных и прочих услуг “на местах”.

Вместе с тем, развитие филиальных сетей формирует и дополнительные затраты на содержание штата. Как следствие, аппаратные расходы в этой группе достаточно высоки (2,1% к активам в годовом выражении). Это снижает общую прибыльность деятельности многофилиальных банков, хотя она остается выше, чем у всех групп с неразвитой филиальной сетью.

Динамика многофилиальных банков характеризуется быстрым, порою агрессивным, наращиванием всех основных видов привлеченных средств, за исключением разве что счетов предприятий. За первое полугодие 2001 г. доля многофилиальных банков на рынке частных вкладов возросла с 9,7 до 11,0%, на рынке межбанковских кредитов и депозитов – с 31,8% до 34,2%, в привлечении средств нерезидентов – с 19,8% до 21,8%, на рынке обращаемых долговых обязательств банков – с 30,4% до 32,7%. Можно констатировать, что политика привлечения средств преследовала цель максимально возможной диверсификации источников. Эта заслуживающая одобрения практика будет способствовать поддержанию устойчивой динамики развития многофилиальных банков в ближайшей перспективе.

Особо ценным в деятельности этой группы представляется то, что, реализуя свои конкурентные преимущества, многофилиальные банки способствуют решению нескольких важных макроэкономических задач.

Первое. Формируется еще один, дополнительный Сбербанку, канал трансформации сбережений населения в кредиты реальному сектору. Учитывая, что сбережения населения представляют из себя относительно “длинный” ресурс, формирование такого канала способствует расширению столь необходимого экономике долгосрочного кредитования.

Второе. Формируется поток кредитов из Москвы в регионы, что позволяет смягчить последствия резкого несовпадения территориального размещения кредитных ресурсов и потенциальных заемщиков (в настоящее время 63% безналичных денежных средств сконцентрировано в Москве, на которую приходится только 6% промышленного производства).

2.3.3. Средние и мелкие банки с неразвитой филиальной сетью

Это самая многочисленная группа. Здесь сосредоточено 90% всех российских банков (более 1,1 тыс.), на которые, правда, приходится всего 19% активов банковской системы. В группу входят банки с величиной активов менее 160 млн. долл. Средний размер банка группы – 17 млн. долл. Пропорция московских и региональных банков в группе – приблизительно 50 на 50, а вот по совокупным активам “перетягивают” московские банки: на них приходится 70% активов. Иначе говоря, в Москве даже мелкий банк – крупнее.

Многочисленность данной группы обуславливает ее разнообразие: здесь можно встретить самых фантастических представителей банковского мира. Тем не менее, просматривается образ некоторого типичного небольшого банка, для которого характерны следующие черты.

Клиентура мелких и средних банков – преимущественно предприятия внутренне-ориентированного сектора. Это проявляется в низкой доле валютных счетов: 19% от общего объема средств предприятий.

Низкая доля иностранных активов – 12% – обуславливается не только профилем клиентуры, но отчасти чисто “техническими” причинами – невозможностью для многих мелких банков получить генеральную лицензию из-за недостаточной величины капитала.

Для региональных банков этой группы характерна довольно высокая доля вкладов населения в привлеченных средствах (20%), что обусловлено зачастую олигопольным положением этих банков на местных рынках частных вкладов (типичная ситуация: на весь город – отделение Сбербанка и один небольшой коммерческий банк).

Для осуществления международных и межрегиональных расчетов небольшие банки активно используют корреспондентские отношения с многофилиальными московскими банками и Внешторгбанком. Соответственно, поддержание остатков на счетах и депозитах в других банках отвлекает заметную долю ресурсов: средства, размещенные в других российских банках, составляют около 12% активов небольших банков (с учетом банковских векселей – 13%). Это более чем двукратно превышает средний по банкам уровень.

Мелкие и средние банки с неразвитой филиальной сетью сталкиваются с различными факторами, как стимулирующими, так и ограничивающими кредитование предприятий реального сектора.

К стимулирующим факторам относятся:

· наличие достаточно высокого спроса на кредит со стороны клиентуры – предприятий внутреннеориентированного сектора;

· готовность банков работать с рискованными категориями заемщиков (на это, в частности, указывает более высокий, чем у крупных банков, уровень процентных ставок по выдаваемым кредитам);

· сложность размещения средств в другие виды активов – вследствие отсутствия у многих банков самостоятельного доступа на внешний рынок и/или территориальной удаленности от московских финансовых площадок.

К ограничивающим факторам относятся:

· сильная зависимость небольших банков от колебаний ресурсов отдельных клиентов, вынуждающая их поддерживать значительный запас неработающих рублевых ликвидных активов (19% от активов против 12% в среднем по банкам) на случай крупных списаний средств с клиентских счетов;

· высокая концентрация кредитного портфеля, обуславливающая сильную зависимость финансового положения банков от платежеспособности одного-двух заемщиков (у половины банков группы на 10 крупнейших заемщиков приходится свыше 80% кредитного портфеля);

· отвлечение значимой части ресурсов на поддержание остатков на счетах в банках-корреспондентах.

В результате, хотя у мелких и средних банков доля кредитов предприятиям несколько превышает средний по банкам уровень (41% против 37%), она всё же ниже, чем у многофилиальных банков (46%). При этом, в отличие от Сбербанка и многофилиальных банков, данная группа банков не является чистым кредитором реального сектора: сумма выданных ею кредитов и привлеченных от предприятий средств приблизительно равны.

Важнейшими источниками прибыли для средних и мелких банков являются чистый процентный доход и комиссия (соответственно, 4,3% и 2,6% активов при среднебанковских показателях 3,2% и 1,8%). При этом наиболее высокий уровень этих видов прибыли характерен для региональных банков. Последнее – прямой результат низкой конкуренции на региональных рынках, что позволяет банкам “накручивать” высокую маржу за услуги финансового посредничества.

Вместе с тем, неплохой уровень прибыльности финансовых операций средних и мелких банков зачастую съедается значительными затратами на аппарат управления. По отношению к активам они составляют 2,1% (в годовом выражении), что в три раза выше, чем у крупных малофилиальных банков. И не мудрено: штат сотрудников мелкого банка зачастую не намного компактнее, чем у иного крупного, а сумма их доходов может различаться на несколько порядков. В итоге, прибыльность активов данной группы оказывается на среднем уровне – 3,4%.

В настоящее время группа мелких и средних банков растет в ногу со всей банковской системой. Иначе говоря, не наблюдается ни процессов концентрации банковских ресурсов в крупных банках, ни их деконцентрации, перераспределения в пользу более мелких.

Основными ресурсами, обеспечивающими рост средних и мелких банков, являются вклады населения (выросли на 26% по сравнению с 22% в среднем по банкам), накопление собственного капитала (26% против 18% в среднем по банкам) и выпуск векселей (25% против 0% в среднем по банкам). Последнее, по всей видимости, связано с активным участием банков группы в схемах вексельных расчетов между предприятиями.

Аккумулируемые ресурсы группа использует для усиленного наращивания кредитов и займов реальному сектору, а также портфелей ценных бумаг: темп прироста этих активов составил, соответственно, 34% и 22% против 18% и 15% в среднем по банкам. Рост кредитов у этих банков происходит за счет сокращения ими избыточно высоких рублевых ликвидных активов. За полгода их объем снизился на 15%, а доля в совокупных активах – на 7 процентных пунктов (с 26% до 19%). Необходимо отметить, что эта позитивная тенденция еще больше усилилась, если бы в группе наблюдался процесс концентрации, слияний и поглощений. Это привело бы к вымиранию маломощных “банков одного клиента”, расширению слоя банков с диверсифицированной клиентской базой, обладающих более высокой кредитоспособностью.

Приложение >> Таблицы



11Анализ проводился по выборке из 1263 банков (98,6% от числа действующих банков), аккумулирующих 96,6% совокупных банковских активов, без учета фактически не функционирующих банков СБС-Агро и "Российский кредит". Таким образом, на банки, не вошедшие в выборку, приходится всего 3,4% активов реально действующих банков. (Вернуться)
12Здесь и далее данные о доле банковских групп приводится в отношении к суммарным показателям по выборке. (Вернуться)
13Здесь и далее данные о прибыльности активов за первое полугодие даются в годовом выражении. При расчете прибыли не учитываются операции по формированию резервов. (Вернуться)
14Газпромбанк представляет собой специфический случай. По формальному критерию - количеству филиалов (28) - Газпромбанк должен быть отнесен к банкам с развитой филиальной сетью. Однако по своей стратегии он тяготеет к типичному крупному малофилиальному банку. Филиальная сеть Газпромбанка ориентирована не столько на расширение доступа банка к региональным вкладчикам и заемщикам, как это происходит в случае "обычного" многофлиального банка, сколько на специфические задачи: переброску средств между региональными подразделениями одного-единственного суперклиента ("Газпрома") и осуществление "газовых" расчетов в масштабах всей страны. В результате рост филиальной сети не ведет к адекватной диверсификации клиентов, вкладчиков и заемщиков.(Вернуться)
15Данные в среднем по группе. Справедливости ради нужно отметить, что вошедший в группу Международный промышленный банк по показателю доли кредитов и иностранных активов в активах достаточно сильно отклоняется от средних по группе величин, что не позволяет его отнести к банкам с внешнеориентированной стратегией.(Вернуться)
16Здесь и далее данные о доходах и расходах, отнесенные к активам, даются в годовом выражении. (Вернуться)

OPEC.RU

[ публикации | подшивки | банковский сектор, страхование ]


Читайте также:

РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]




Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018