Банки растут, но зарабатывают меньше
26.12.2002, Rbc.ru
Российская банковская система по основным показателям практически вернулась к докризисному уровню, заплатив за рост рентабельностью бизнеса
Российские банки, несмотря на быстрый рост показателей, продолжают оставаться одним из наименее развитых сегментов экономики. По оценкам специалистов, отношение совокупных активов кредитных организаций к ВВП до сих пор в три-четыре раза ниже, чем в среднем по развивающимся странам.
В России как всегда без стимула ничего не делается. Большинство банков так и остались «карманными» организациями для финансово-промышленных гигантов. Они по-прежнему служат скорее расчетными центрами, чем инструментами кредитования реального сектора экономики. В материалах, подготовленных к сегодняшнему заседанию правительства, на котором будет решаться вопрос стратегического развития банковского сектора, говорится, что, несмотря на увеличение средних сроков кредитования обычных граждан, ни реальный объем кредитов предприятиям, ни их «длина» не выросли. Проще говоря, это означает, что банкиры до сих пор не способны обеспечить промышленников средствами для развития. Устойчивого перетока капиталов от вкладчиков к инвесторам не образовалось, и винить в этом нужно, по мнению экспертов, отсутствие конкуренции.
Либерализация банковского сектора постоянно вызывает много споров между экспертами. Одни считают, что сейчас российские банкиры еще не готовы вплотную конкурировать с иностранцами, другие полагают, что чем дальше реформа откладывается, тем дольше никаких реальных сдвигов не произойдет. Кстати, допуск иностранного капитала в этот сектор является одним из условий вступления России в ВТО, поэтому «открывать» банки все-таки будут, вопрос только в том, как скоро. Многие экономисты считали, что главным противником либерализации сектора был бывший глава Центробанка Виктор Геращенко. После его отставки участники рынка всерьез заволновались – позиция нового руководства была более либеральной и инвесторы ожидали быстрых изменений в отрасли. Акции Сбербанка – единственного российского банка, бумаги которого торгуются на бирже – начали стремительно расти. С 16 марта они подорожали почти вдвое на резко увеличившихся объемах торгов.
Но, несмотря на возлагавшиеся инвесторами надежды на новое руководство Центробанка во главе с Сергеем Игнатьевым, реальных шагов не было сделано. Проект приватизации государственного Внешторгбанка так и остался на бумаге, иностранцев в сектор не пустили, и роста активности отечественных банкиров не произошло. Более того, совокупный убыток кредитных организаций начал расти. По сравнению с прошлым годом банки в сумме потеряли почти на миллиард рублей больше и достигли уровня суммарных убытков в 4 млрд руб. Такой спад прибыльности бизнеса происходил на фоне роста активов, которые увеличились примерно на 20% и составили в сумме почти 120 млрд долл.
На фоне негативных новостей порадовали экспертов сообщения о том, что население понемногу начинает верить банкирам. После кризисного 1998 г., когда многие вкладчики серьезно пострадали, доверие обывателей к кредитным организациям постепенно восстанавливается. По подсчетам экспертов, доля вкладов до востребования сократилась почти на 10% вместе с 4% снижением объема краткосрочных вложений. Средства с этих счетов перекочевали на долгосрочные депозиты, объем которых вырос почти в два раза.
По-прежнему одной из основных проблем остается рост «плохих» долгов. Возможно, именно этим объясняется нежелание банкиров кредитовать реальный сектор. Объем просроченной задолженности растет теми же темпами, что и активы - около 20% в год. Это говорит о том, что доля «некредитоспособных» предприятий остается на прежнем уровне. То есть либо банки, по мнению специалистов, продолжают кредитовать аффилированные компании, заранее не рассчитывая получить деньги назад, либо, что менее вероятно, аналитические службы кредитных организаций работают из рук вон плохо.
Таким образом, правительству предстоит принять непростое решение – или оставить российских банкиров в покое, надеясь на то, что те сами начнут быстрый рост. Или «приоткрыть» сектор для иностранных участников рынка, чтобы конкуренция подстегнула рост эффективности бизнеса и скорое изменение структуры банковской структуры. И первый, и второй вариант по определению предполагают некоторые проблемы и для самого правительства, и для банкиров. Если либерализацию сектора не начать сейчас, то в будущем, вступление в ВТО может стать шоком для российских кредитных организаций и повлечь за собой быстрое сокращение числа российских кредитных организаций. С другой стороны, если сделать сектор конкурентным прямо сейчас, то это тоже выльется в трудности – множество мелких банков, не успевших обзавестись солидной клиентурой, разорятся.
Читайте также: