ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Дефицит бюджета в год выборов президента может достичь 2,3 трлн рублей

Если власть выполнит все обещания, которые она раздала перед выборами, бюджет 2012 года удастся сбалансировать лишь при цене $147 за баррель, следует из оказавшихся в распоряжении «Газеты.Ru» материалов совещания правительства. Какие именно расходы пойдут под нож, будет зависеть от политической ситуации в год выборов, считают эксперты.

В год выборов президента России расходы федерального бюджета могут увеличиться на 2,3 трлн рублей. Такова совокупная стоимость заявок на увеличение расходных обязательств, поступивших в Минфин к началу верстки бюджета на 2012–2014 годы.

Больше всего денег требуется на выплаты военным. Проведение реформы денежного довольствия военнослужащих (соответствующий закон внесен в Госдуму и должен начать действовать с 2012 года) обойдется в сумму, превышающую 700 млрд рублей. Расходы на обеспечение военнослужащих постоянным и временным жильем и финансирование накопительной ипотечной системы для них требует еще 159 млрд рублей.

Денег на дополнительные расходы в бюджете не хватает. Пока Минфин нашел лишь 954,2 млрд рублей из требуемых 2,3 трлн рублей.

В том числе на 413 млрд рублей можно увеличить поступления ненефтегазовых доходов, считают в ведомстве. Еще 419 млрд планируемых поступлений пока числятся как «условно утвержденные доходы», их также можно перераспределить.

Найти еще 500 млрд можно, если сократить бюджетные инвестиции, урезать субсидии юридическим лицам (равно как и «другие меры по поддержке экономики»), сократить оборонзаказ и численность сотрудников силовых ведомств (на 15% в течение трех лет), и увеличить нагрузку на газовую отрасль, говорится в документах Минфина.

Пока правительство договорилось только по последнему пункту: на прошлой неделе на совещании у премьера Владимира Путина было принято решение, что НДПИ для «Газпрома» в следующем году увеличится вдвое, что принесет в казну дополнительно 150 млрд рублей.

Но даже если все предложения Минфина будут одобрены кабинетом, на выполнение дополнительных обязательств не хватает 854 млрд рублей. Эту сумма включает расходы на увеличение бюджетных инвестиций в размере 300 млрд рублей (они уже были приняты рабочими группами Минэкономразвития), дотации Чеченской Республике на 20 миллиардов и, например, деньги на государственную поддержку социально-ориентированных НКО.

Если все 2,3 трлн расходов будут одобрены без утверждения соответствующих решений по сбалансированности, дефицит бюджета в 2012 году составит 2,8 трлн, а в 2013 перевалит за три, что близко к 5% ВВП, предупреждает Минфин. Чтобы закрыть такую дыру, России нужно будет, чтобы цены на нефть держались на уровне $147,6 за баррель в 2012 году, $148,3 в 2013-м и $149,1 в 2014-м.

«С учетом достаточно консервативной политики Минфина, дефицита в три триллиона рублей никогда не допустят, поэтому, видимо, будут резать расходы», – прогнозирует Елена Пенухина из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Это подтверждают в министерстве. «Как это обычно бывает, предложения министерств и ведомств не вписываются в возможности. Сейчас будем рассматривать предложения по ФЦП и постепенно отсекать все ненужное», – говорит замминистра финансов Антон Силуанов.

Какие именно расходы пойдут под нож, будет зависеть в том числе от политической ситуации в год выборов, считает Владимир Назаров из Института Гайдара.

В Минфине надеются, что бюджет следующего года будет балансироваться при цене на нефть $122,5 за 1 баррель. С учетом прогнозных цен на нефть это соответствует дефициту в 1,4 трлн рублей. По словам Силуанова, Минфин будет стараться придерживаться именно этих параметров. «Это нормальная, вполне допустимая цифра», – одобряет Пенухина.

Если же правительство откажется лишь от обязательств в 854 млрд рублей, для которых пока не может найти финансирования, бюджет будет иметь дефицит в 2 трлн рублей, который убирается при цене на нефть свыше $132. Пенухина этот показатель также считает недопустимым. «Это очень большая цифра», – говорит она.

Проект основных характеристик федерального бюджета должен быть готов к 22 июня. В этот день его должны будут рассмотреть на бюджетной комиссии – совместном органе правительства и парламента. В Госдуму бюджет должен будет попасть к 30 сентября. А уже 16 ноября, то есть до думских выборов, он должен покинуть стены нижней палаты парламента и перейти на утверждение в Совет федерации. Президент должен подписать закон 2 декабря. В прошлом году в этот день бюджет только принимался Госдумой.

Источник: Газета.ru

ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

ЦБ не справляется с темпами инфляции

Сдерживать рост цен Банку России приходится в непростой экономической ситуации.

Во-первых, в 2010 г. темп инфляции оказался выше прогнозов правительства из-за роста цен на услуги и продовольственные товары. На этот год прогнозы пока не пересматривались (6-7% в год), но уже за первый месяц 2011 г. уровень цен вырос на 2,4% (см. таблицу).

Таблица: Темпы инфляции в России

 

2010 г.

Январь 2011 г.

Январь 2010 г.

к дек. 2010 г.

к янв. 2010 г.

к дек. 2009 г.

к янв. 2009 г.

Все товары и услуги

8,8%

2,4%

9,6%

1,6%

8,0%

Все товары

9,0%

1,8%

10,1%

0,8%

7,6%

Продовольственные товары

12,9%

2,6%

14,2%

1,4%

6,1%

Непродовольственные товары

5,0%

0,9%

5,7%

0,2%

9,1%

Услуги

8,0%

4,1%

8,2%

3,9%

9,1%

Источник: Росстат

Правительство пытается бороться с ростом цен на продовольствие с помощью механизмов биржевого и прямого распределения, однако первый неэффективен из-за текущей конъюнктуры сырьевых рынков, а второй - из-за коррупции.

Во-вторых, проблемой являются инфляционные риски дефицитного бюджета (около 4% от ВВП), покрывать который в 2011 г. планируется в основном за счет внутреннего долга. Хотя недавно цены на нефть достигли порога бездефицитности бюджета (текущая цена Urals около 103 долл.), такая внешняя конъюнктура способствует накоплению официальных резервов, приводящему к инфляции.

В-третьих, высокие темпы роста денежной базы (около 27% за 2010 г.) и продолжительный внешний лаг монетарной политики не дают повода для замедления роста цен в этом году.

С февраля ЦБР повысил нормы обязательного резервирования, но для борьбы с ростом цен Банк России не исключает также изменения процентных ставок. На наш взгляд, пересмотр нормы резервирования неэффективен, потому что на депозитных счетах кредитных организаций в ЦБ по состоянию на начало февраля находится намного больше средств (761 млрд руб.), чем необходимо для покрытия новых резервных требований, которые выше всего на 0,5-1,0% (около 100 млрд руб.). При таком "перекидывании" резервных средств из категории избыточных в обязательные значительного сокращения денежной массы не произойдет, да и изменение денежной базы действует постепенно в течение периода, определяемого ликвидностью банковской системы. Снижение избыточных резервов, однако, уменьшит объемы ликвидности, доступной для размещения на межбанке и повысит ставки МБК (сейчас около 3%). Если ЦБ повысит ставки по своим каналам ликвидности, то ставки МБК вырастут еще больше. Мы думаем, что эффективность этого шага недостаточна, поскольку, во-первых, на данный момент средние ставки по кредитам для бизнеса (13%) и потребителей (19%) превышают ставку рефинансирования (7.75%) с "запасом"; во-вторых, возможное замедление инфляции из-за изменений условий кредитования вряд ли сравнится с эффектом, оказываемым ростом денежной массы на уровень цен.

По нашему мнению, "плавный" отказ от валютных интервенций и недостаточно жесткая позиция по отношению к инфляции не позволяют ЦБР эффективно бороться с ростом цен. Даже если бы нефть не "давила" на валютный рынок, ожидания по росту цен на 2011 г. все же стоило бы повысить до фактических темпов за 2010 г.


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Борьба за рост и место в новом мировом порядке

Накопленные резервы и улучшение внешней конъюнктуры помогли России пережить кризисные времена. Однако на пути возобновления роста есть риски, связанные как с ценами на энергоресурсы, так и с новыми конкурентами, в первую очередь, Китаем, отмечает руководитель направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики Сергей Дробышевский.

Он выступил с докладом на завершении Гайдаровских чтений, проходивших в октябре-декабре 2010 года в Институте экономической политики им. Е. Гайдара.

Кризис поставил несколько важных вопросов, касающихся проблем финансового сектора и развития как российской, так и глобальной экономик, отметил С. Дробышевский. Это, прежде всего, очевидная необходимость новой архитектуры мировых финансов и новой глобальной макроэкономической политики. Процессы выработки решений по этим направлениям начались. Меняются правила игры в мировой экономике, растет осознание необходимости координации макроэкономической политики между правительствами и национальными банками. Увеличивается роль развивающихся экономик, о чем свидетельствуют решения G-20 и перераспределение полномочий в управлении Международным валютным фондом. Эти процессы могут стать определяющими как для развития российской финансовой системы в целом, так и для банковского сектора страны.

Новые правила игры: одинаковы ли они для всех?

Первый блок вопросов — регулирование финансовой системы, новые правила игры для финансовых институтов, как на национальном, так и наднациональном уровнях. Изменения в сфере надзора за банками и банковскими учреждениями можно разделить на две части: первая — изменение набора финансовых инструментов и надзор за их использованием со стороны потенциальных органов; вторая — введение новых требований к банковскому сектору в связи с системой «Базель-3».

Требования нового «Базеля», как заметил докладчик, необходимы и применимы к финансовой системе развитых стран. А для России, как и для других развивающихся государств, они оказываются зачастую не более жесткими, чем действующие положения. В связи с этим для России актуально ещё одно направление изменений на национальном уровне — «очистка» финансовой системы от мелких банков и учреждений, которые формально имеют банковскую лицензию, но на практике деятельность, соответствующую обозначенной в лицензии, не ведут. Эти меры необходимы, причем без оглядки на прямо противоположные усилия, например, в США. Там иные задачи, связанные с ликвидацией, наоборот, слишком крупных финансовых структур, на поддержание жизнеспособности которых, как показал кризис, приходится тратить слишком много средств госбюджета.

Вторым вопросом Дробышевский считает «валютные войны». Он согласился с мнением Алексея Улюкаева о российском Центральном банке как организации мирной и подобных «войнах» не участвующей.

Теория не помеха

Третьим важным вопросом Дробышевский назвал координацию макроэкономической политики, цель которой — достижение глобальной экономической стабильности. Главную роль в этом он отвел долговой политике. Россия, по его мнению, прошла через кризис без существенного увеличения государственного долга и бюджетного дефицита. Помогли в этом и наличие резервных фондов, и достаточно благоприятная динамика внешнеэкономической конъюнктуры. В какой-то мере реальная российская политика оказалась проведенной вопреки положениям экономической теории, во всяком случае, в ее кейнсианском варианте, рекомендующем государству накапливать долги в периоды низкой фазы экономического фазы экономического цикла, и накапливать профицит и выплачивать долги в высокой фазе экономического цикла.

Для стабилизации российского бюджета смены фаз экономического цикла пока не играют особой роли. Зато государственные финансы страны остро реагируют на цикличность цен на нефть. Именно они сегодня играют ведущую роль. Между тем цены на нефть отличаются высокой волатильностью и низкой предсказуемостью. И это означает, что даже в фазе кризиса Россия не может наращивать свои долговые обязательства по приемлемым для нее ценам. Они, в нынешней конструкции бюджета страны, всегда будут увязаны с динамикой цен на нефть. Если цены на нефть низки, то доходы бюджета также низки, а возможности заимствований — как на внешнем, так и на внутреннем рынке — ограничены, резюмировал докладчик.

Сложные прогнозы

Говоря о прогнозах развития российской и мировой экономик, Сергей Дробышевский отметил, что Россия рискует оказаться в «ловушке неопределенности». Прежде всего, сохраняется неопределенность относительно стабильности общемирового роста. Страна может опираться на благоприятные для ее экономики и бюджета прогнозы уровней цен на нефть и металлы, но доверять таким данным сегодня, как подчеркнул докладчик, является крайне рискованным. Картина поведения соответствующих мировых рынков усложнена сегодня неопределенностью положения резервных валют. В связи с этим одним из видом резервных активов представляется сырье, в том числе нефть и металлы. Риски снижения цен велики и потому, что в случае шоков в американской экономике цены на ресурсы, номинированные в долларах, могут повести себя непредсказуемым образом.

На этом проблемы России не заканчиваются. Удручает и явное охлаждение интереса иностранных инвесторов к российскому внутреннему рынку — и к прямым инвестициям, и к портфельным или финансовым. Сегодня российский рынок капиталов, в отличие от ситуации 2005-2008 годов, уступает по привлекательности рынкам таких стран, как Китай, Индия и Бразилия.

Из этой ситуации необходимо сделать выводы. Они таковы: не теряют своей актуальности вопросы сохранения сбалансированности бюджета, вместе с тем, как экономическая, так и бюджетная политика, равно как и политика Центрального банка должны быть ориентированы еще и на поиск рецептов борьбы с возможными новыми внешними шоками. Оптимизма в этой сложной ситуации добавляет, как отметил Сергей Дробышевский, возможный выход мировой экономики на траекторию медленного и сбалансированного роста. Который, по его мнению, может создать гораздо более благоприятные условия для развития российской экономики, чем в период с начала 2000 годов и до начала кризиса.

Анна Владимирова-Крюкова, Opec.ru

Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11
Скок: 10