ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Статистка маскирует причины «черного августа»

Замедление экономического роста, о котором говорят правительства, вероятно, лишь маскирует возобновившийся в 2011 году спад мирового производства. К такому заключению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО), сопоставив декларируемые странами данные по росту ВВП с падением на фондовых площадках планеты. Проблемой для объективного анализа остается всеобщая фальсификация экономической статистики.

Сокращение реальной экономики должно было вновь развернуться задолго до «черного августа». «Иначе биржевой обвал конца лета и его сентябрьское продолжение были бы невозможны», - констатирует Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Но по его словам, официальная экономическая статистика не дает серьезных оснований для столь значительного падения, как на фондовых, так и на сырьевых рынках. Реальной картины она не отражает. «Панике августа предшествовал рыночный застой, после обвала в мае. С апреля по сентябрь нефть подешевела с $125 до $110 за баррель, что не может не отражать проблем потребителей и индустрии. Сходным образом снижались в цене промышленные металлы», - отмечает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. Уменьшение США помощи банкам-спекулянтам не могло бы породить биржевой обвал без сильных негативных экономических предпосылок.

Декларируемые государствами мира данные о продолжающемся росте ВВП и лишь в последнее время отмечаемом его замедлении невозможно рассматривать как объективную информацию. Коррекция экономической статистики происходит много после вступления в силу негативных факторов, которые она обязана заранее улавливать и оглашать. Целью правительственных махинаций со статистическими сведениями остается субъективное влияние на рынки и общественное мнение, однако лишь во втором случае достигается желаемый эффект. Попытки замаскировать спад в реальной экономике, как и в 2008 году не оказывается эффективным инструментом против понижательной тенденции на рынках. Напротив, дефицит подлинных сведений может сыграть на усиление биржевой паники и негативных ожиданий. По данным Росстата, в первом полугодии 2011 года ВВП России увеличился на 3,7%. Согласно расчетам Бюро экономического анализа, ВВП США увеличился на 1%. ЕС также пытается представить позитивные данные. Однако самые неубедительные сведения дает Китай: во втором квартале текущего года его ВВП по официальным данным возрос на 9,5% в сравнении с тем же периодом 2010 года.

Источник: ИГСО


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Стабильная нестабильность: выборы и экономика России

На минувшей неделе сразу два из трех ведущих международных рейтинговых агентств вспомнили о суверенных рейтингах России. Сначала это сделали аналитики Standard & Poor's, лишний раз закрепившие рейтинг РФ на уровне BBB/A-3 со "стабильным" прогнозом, спустя два дня отозвалось Fitch Ratings, подтвердившее рейтинг страны на уровне BBB с "позитивным" прогнозом.

Оба агентства были схожи в своих оценках: да, у России есть крупные золотовалютные резервы, страна пока нетто-кредитор, дефицит бюджета все еще находится в рамках приличий. Однако и Fitch, и S&P хором советуют срочно менять экономическую политику: нынешнее положение уж слишком сильно завязано на высоких ценах на нефть.

Впрочем, иллюзии аналитики на этот счет не питают. Для перемен нужны болезненные реформы, а до выборов 2012г. на них едва ли приходится рассчитывать: в предвыборный год власть не способна на непопулярные меры.

На старых запасах

Аналитики Fitch и S&P не скрывают: нынешние сравнительно уверенные рейтинги России держатся на остатках накоплений, сделанных в "тучные нулевые". Именно благодаря десятилетию профицитных бюджетов правительству удалось сократить долговую нагрузку до минимальной, сделать серьезные резервы и укрепить курс национальной валюты.

"Подтверждение рейтингов отражает тот факт, что объем активов расширенного правительства Российской Федерации немного превышает объем обязательств - вследствие бюджетного профицита в прошлые периоды и умеренного текущего дефицита, а также позицию страны в целом как внешнего нетто-кредитора", - заявил кредитный аналитик Standard & Poor's Кай Штукенброк.

Однако последние три "тощих" года почти свели эти достижения на нет. Растущие социальные обязательства, огромные расходы на спасение от кризиса банков и промышленности сильно подточили объем всероссийской копилки, а снижение цен на нефть серьезно сократило доходы бюджета, сделав его дефицитным.

И хотя ситуация пока еще стабильна, при сохранении нынешней тенденции весы уже совсем скоро могут качнуться в иную сторону.

Нефтяная зависимость

Главной опасностью для российской экономики оба агентства считают слишком сильную зависимость от нефтяной конъюнктуры. При раздувшихся (по сравнению с "тучными годами") социальных расходах и подтаявшей "подушке безопасности" обрушение цен на нефть грозит куда более сильными последствиями, чем в том же 2008г.

"Проводимая на протяжении последних трех лет бюджетная политика была экспансионистской: росли межбюджетные перечисления, пенсии и зарплаты. В результате ненефтяной дефицит бюджета составляет 8% ВВП, то есть он выше докризисного уровня", - бьет тревогу S&P.

В свою очередь Fitch ожидает, что ненефтегазовый дефицит бюджета достигнет уже 11% от ВВП в этом году. При этом цена на нефть, при которой будет обеспечена сбалансированность бюджета, увеличилась до 118 долл./барр. (хотя в 2008г. бюджету для того, чтобы выйти "в ноль", было достаточно 49 долл./барр.).

Пока России везет: цены на сырье высоки, и даже традиционно пессимистичный министр финансов Алексей Кудрин предположил на днях, что от дефицита бюджета страна избавится уже в этом году. Однако для того, чтобы просто выйти "в ноль", нам нужны цены на нефть не ниже нынешних до конца этого года, чего никто в правительстве гарантировать не может.

На этом фоне логично было бы сократить расходы бюджета, стабилизировав ситуацию до хотя бы небольшого запаса прочности на случай обвала цен на нефть. Но вместо этого недавние поправки в бюджет лишь увеличили расходы и отодвинули планы существенного сокращения ненефтегазового дефицита на период после 2014 г., повысив уязвимость России от колебаний цен на нефтяном рынке.

Долги растут

Другой неоспоримый плюс России - незначительный объем долгов - тоже рискует сойти на нет в ближайшие годы. Пока страна является нетто-кредитором, то есть совокупный объем ее задолженности не превышает объема ее активов. Но уже в ближайшем будущем Россия может превратиться в "чистого должника" по мере все новых и новых заимствований, которыми затыкаются бреши в федеральном бюджете.

Так, в прошлом году Россия впервые с 1998г. вышла с гособлигациями на внешние рынки, заняв на них 5,5 млрд долл. сроком на пять и десять лет. В целом правительство планировало занимать таким образом до 7 млрд долл. ежегодно. И хотя в этом году прибегать к подобным инструментам не понадобилось (цены на нефть оказались выше плана), не исключено, что при изменении конъюнктуры правительство вновь нарастит госдолг.

В результате аналитики агентства S&P ожидают, что "расширенное правительство станет нетто-должником начиная с 2012г. с чистым долгом на уровне 4% ВВП (прогноз) к 2014 г., а объем совокупного долга увеличится до относительно низкого уровня в 11% ВВП".

Выборы любой ценой

Основная причина, по которой власти продолжают усугублять положение вопреки здравому смыслу, - это, конечно же, предстоящие выборы в Госдуму и президентские выборы. Сокращение расходов на "социалку" - мера необходимая, но никому в партии власти не хочется дарить голоса оппозиции и делать жизнь населения хуже перед такими важными голосованиями.

В результате правительство идет на риск, уповая на то, что цены на нефть продержатся столь же высокими до всенародного волеизъявления.

Пока же неизбежные сокращения расходов, пенсионную реформу и диверсификацию экономики с сопутствующими социальными шоками решено оставить на поствыборный период. В обоих агентствах это прекрасно понимают, ожидая ускорения темпов реформ и приватизации сразу после выборов.

Впрочем, выборы и сами по себе создают определенные политические риски, тоже давящие на рейтинг России. Политическая неопределенность в виде искусственной интриги "Путин или Медведев" до сих пор не разрешена, что способствует оттоку капитала из страны (по итогам года ожидается отток на уровне 30-40 млрд долл.).

Тем не менее Fitch не ожидает существенного изменения политической стратегии или экономической политики после выборов и считает, что "риск значительной политической нестабильности в краткосрочной перспективе является низким".

В S&P и вовсе заявили, что ждут, пока вопрос о президентских выборах "будет решен действующими президентом страны Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным, когда они определят, кто из них будет участвовать в выборах на эту должность".


Ну а пока этого не произошло, едва ли стоит рассчитывать на устойчивый профицит бюджета, ужесточение налогово-бюджетной политики, существенные структурные реформы и другие меры, которые бы укрепили российскую экономику. Все эти неприятности, необходимость которых назрела в ходе предыдущей политики властей, еще свалятся на головы обывателей - но лишь после того, как эта самая власть закрепится на прежних местах на следующие долгие годы.

Александр Гаспарян, РБК


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Эксперты: России необходимо массовое обновление основного капитала

Инвестиционный климат в России не стимулирует бизнес вкладывать средства в модернизацию и обновление основных фондов. Такое мнение эксперты озвучили в ходе международной конференции "Завершение делового сезона: итоги и прогнозы", организованной группой РБК на греческом острове Крит.

Как заявил президент Ассоциации региональных банков России, депутат Госдумы РФ Анатолий Аксаков, основные фонды в РФ физически изношены примерно на 50%, морально - на 99%. "Если мы хотим двигаться вперед, необходимо массовое обновление основного капитала. Коэффициент обновления у нас составляет 4%, т.е. чтобы обновить все основные фонды, модернизировать их, нам надо 25 лет. У нас такого запаса времени нет, потому что ведущие и развивающиеся страны стремительно уходят вперед, оставляя нас позади", - отметил он.

В связи с этим, по мнению А.Аксакова, необходимо задействовать определенные ресурсы и механизмы, чтобы "массовое обновление началось". Однако доля инвестиций в основной капитал в РФ составляет 20% от объема ВВП. Для сравнения: в Китае в 2010г. этот показатель достиг 46% от ВВП. При этом в 2010г. чистый отток капитала из РФ составил 38 млрд долл., в 2011г. - 35 млрд долл. Одна из причин этой ситуации, по словам эксперта, заключается в сложившемся инвестиционном климате в России, в его характеристиках, которые не стимулируют бизнес направлять свои ресурсы на модернизацию.

С этим мнением согласился и председатель совета Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, профессор Финансового университета при правительстве РФ Владимир Гамза. По его словам, инвестиции в РФ достаточно на низком уровне, несмотря на незначительный рост. "Во время кризиса инвестиции упали до недопустимого уровня. Сейчас, конечно, они начали потихоньку восстанавливаться, но об инвестиционном тренде пока говорить не приходится", - отметил он.

По словам директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, инвестиционный спад в РФ продолжался и в I квартале 2011г., ситуация изменилась лишь в апреле, несмотря на высокие цены на нефть. "Это следствие того, что все боятся неопределенности 2012г. Когда эта неопределенность уйдет, нефть будет более эффективно влиять на нашу экономику", - считает экономист.

А.Аксаков также отметил, что на инвестиционный климат в РФ существенное влияние оказывает коррупционная составляющая и политическая ситуация в стране. "Коррупция, а также неизменение политического ландшафта наносят большой вред нашей экономике. Должна быть конструктивная позиция", - заявил он. Эксперт полагает, что России не хватает сильной политической оппозиции, которая могла бы конструктивно критиковать и предлагать альтернативные варианты экономического развития. "Если этого не будет, боюсь, что застой, тренд негативного развития сохранится. Самый удачный этап развития нашей страны - первые годы 2000-х, когда политики прислушивались к критике и бизнес начал вкладываться в экономику, поверив, что идут перемены, и действительно начался процесс модернизации", - добавил А.Аксаков.

При этом необходимо отладить механизмы выделения средств на модернизацию экономики. По мнению эксперта, положительно может повлиять на ситуацию рассматриваемый сейчас в Госдуме проект закона, связанный с проектным финансированием, который может быть принят в 2011г. Вместе с тем важно, чтобы и сам бизнес проявлял интерес к инфраструктурным проектам, продвигал спрос на деньги для этих проектов, что сегодня не наблюдается.

В.Гамза в ходе конференции РБК озвучил еще одну проблему, которая негативно влияет на экономическое развитие России. По его словам, в России возникли очень серьезные диспропорции. "Весь наш рост экспорта - это ценовой рост, а рост импорта - это физический рост. Т.е. по импорту цены почти не увеличились, вырос он за счет увеличения объема, а по экспорту в цене он увеличился, но в объемах практически нет. За четыре месяца этого года рост импорта в России 40% - это просто убийственная цифра", - заявил профессор.

По его словам, очень настораживает структура импорта. Он напомнил, что раньше импорт составляли сельскохозяйственные товары. На сегодняшний день большую часть в импорте уже заменила промышленная продукция. "При этом идет колоссальный рост импортной промышленной продукции из Китая. У меня такое ощущение, что мы катастрофически начинаем терять позиции на машиностроительном рынке. Я считаю, что это один из самых главных вопросов на повестке дня. Если мы будем двигаться и дальше такими же темпами в структуре экспорта и импорта, думаю, что мы вскоре превратимся в сырьевую колонию", - заключил эксперт.

Источник: rbc.ru


Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10