ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ И СТАТИСТИКА

Экономико-политическая ситуация в России в октябре 2010 г.

Авторский коллектив Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара

В этом номере:
- Политико-экономические итоги октября 2010 г.
- Инфляция и денежно-кредитная политика
- Финансовые рынки
- Реальный сектор экономики: факторы и тенденции
- Российская промышленность в сентябре 2010 г.
- Внешняя торговля
- Государственный бюджет
- Ипотека в РФ
- Реализация внешнеэкономической стратегии России: первые итоги
- Урожай 2010 г.: проблемы зернового рынка
- Уровень жизни населения в 1 полугодии 2010 г.
- Новые оценки состояния материальной базы науки
- Федеральная и региональная земельная политика: некоторые особенности
- Могут ли стать военные расходы институтом развития?
- Обзор экономического законодательства
- Обзор заседаний правительства Российской Федерации в октябре 2010 г.
- Обзор нормативных документов по вопросам налогообложения за сентябрь-октябрь 2010 г.
- Изменения в нормативной базе бюджетного процесса.

Выдержка из обзора:

Обзор нормативных документов по вопросам налогообложения за сентябрь-октябрь 2010 г.

А.Анисимова

1. Письмом Министерства Финансов РФ (МФ РФ) и Федеральной налоговой службой РФ (ФНС РФ) от 5 октября 2010 г. N ЯК-37-3/12611@, письмом МФ РФ от 14.09.2010 N 03-04-08/10-199 разъяснены вопросы предоставления имущественного налогового вычета при приобретении и продаже жилого дома, не оконченного строительством. При приобретении жилья МФ РФ и ФНС РФ со ссылкой на абзац 21 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ разъяснили, что при наличии свидетельства о регистрации права собственности на не оконченный строительством жилой дом налогоплательщик может получить имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных расходов, но не более 2 000 000 руб.

При продаже жилья, включая находившееся в собственности менее 3-х лет, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме не свыше 1 000 000 руб., а по иному имуществу – не свыше 250 000 руб. Поскольку не оконченный строительством жилой дом не поименован в перечне объектов, при продаже которого предоставляется имущественный налоговый вычет в размере 1 000 000 руб., этот объект, по мнению МФ РФ, относится к имуществу, при продаже которого вычет предоставляется в размере 250 000 руб.

2. Письмом МФ РФ от 8 октября 2010 г. N 03-04-08/2-211 МФ РФ направило разъяснения по вопросам налогообложения, которое связано с выпуском, размещением, обращением и обслуживанием облигаций внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещаемых на международных рынках капитала. Вопросы, связанные с налогообложением в России доходов физических лиц по ценным бумагам, комментировались также в письме МФ РФ от 01 октября 2010 г. N 03-04-05/2-578.

МФ РФ разъясняет, что суммы процентов по облигациям РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на доходы физических лиц вне зависимости от налогового резидентства физического лица. В рамках налога на прибыль в силу особого статуса эмитента облигаций (Российская Федерация) органы государственной исполнительной власти не являются налоговыми агентами, т.к. не имеют статуса организации. Следовательно они не выполняют функций по удержанию налога у источника выплаты с доходов в виде процентов по облигациям, получаемых иностранными организациями, не имеющими постоянного представительства в РФ.

Что касается разъяснений о налогообложении доходов от операций продажи облигаций, то в письмах МФ РФ подробно рассматриваются вопросы, относящиеся к таким операциям, совершаемым нерезидентами, включая ситуации, приводящие к налогообложению нерезидентов в России. При этом в письмах МФ РФ, к сожалению, не отмечено наиболее важное ограничение, связанное с механизмом налогообложения таких доходов, а именно то, что все комментируемые в письме конкретные процедуры удержания налогов (налога на доходы физических и налога на прибыль) по операциям купли-продажи, совершаемым нерезидентами, могут быть применены в случаях, когда между страной, резидентом которой является иностранный контрагент, и Российской Федерацией не заключено Соглашение об устранении двойного налогообложения. Если же такое Соглашение заключено (а в настоящее время со многими странами соглашения заключены), то в нем, как правило, имеется пункт о том, что доходы от реализации движимого имущества (ценные бумаги являются именно движимым имуществом) облагаются в государстве по месту налогового резидентства продавца. Следовательно, для соответствующих иностранных юридических и физических лиц местом обложения доходов от реализации принадлежащих им облигаций, эмитированных Российской Федерацией, будут соответственно те государства, в которых эти юридические и физические лица признаются налоговыми резидентами.

3. Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ внесены изменения в Законы Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона РФ от 28 сентября 2010 г. N244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». В связи с предоставлением особого экономического статуса этому Центру и участникам проекта сделаны изменения, значительная часть которых касается включения в тексты других законов отсылочных норм к Федеральному закону №244-ФЗ. Это включает законы об образовании, об охране здоровья граждан, о пожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о градостроительной деятельности, о бухгалтерском учете (например, организации освобождаются от обязанности вести бухучет по общим правилам, если их годовые обороты менее 1 млрд руб., при этом бухгалтерский учет они ведут по схеме главы НК РФ, регулирующей вопросы упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности). Участники проекта не признаются плательщиками НДС в течение 10 лет либо до достижения годовой выручки в размере 1 млрд руб.

После достижения критерия годовой выручки в 1 млрд руб. и при условии, что накопленная прибыль за период, начиная с того, в котором был достигнут указанный критерий, превысила 300 млн руб., налогоплательщик переводится на общий режим налогообложения прибыли по ставке 20%, а также восстанавливается его статус как плательщика НДС. В период после достижения критерия выручки 1 млрд, но до достижения критерия накопленной прибыли 300 млн руб. участник проекта должен выполнять все обязанности налогоплательщика, предусмотренные главой 25 НК РФ по налогу на прибыль, – т.е. заполнять и представлять декларацию по установленной форме, – но ставка налога на прибыль для этого периода установлена в размере 0%. Управляющая компания и организации-участники проекта освобождены от уплаты налога на имущество организаций, а управляющая компания – и от земельного налога). Внесены изменения в бюджетное законодательство – в частности, предусмотрено авансирование таможенных платежей участников проекта за счет средств федерального бюджета (предоставляются бюджетные субсидии на уплату авансов по таможенным платежам). Для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», в течение десяти лет применяются тарифы страховых взносов по ставке 14%. Выпадающие доходы государственных социальных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета.

4. Письмом МФ РФ от 28 сентября 2010 г. N 03-03-05/210 разъяснен вопрос о порядке применения налогоплательщиком ставки налога на прибыль 0% к налоговой базе, определяемой по доходам в виде дивидендов в случае реорганизации организаций. Речь идет о льготе, предоставленной пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ в виде ставки 0% по дивидендам для организации, которая по состоянию на день принятия решения плательщиком дивидендов о выплате, владела непрерывно в течение не менее календарного года не менее чем 50%-ной долей в уставном (складочном) капитале плательщика на праве собственности или владела депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемой организацией – плательщиком дивидендов, при условии, что стоимость доли превышает 500 млн руб. Если не соблюдается хотя бы один критерий, организация-получатель дивидендов обязана уплатить налог с суммы дивидендов по ставке 9%.

Как справедливо отмечает МФ РФ, в случае реорганизации, срок владения собственником долей в капитале или владельцем пакета депозитарных расписок следует определять исходя из даты регистрации реорганизованного юридического лица. Например, если организация, выплачивающая дивиденды, присоединяемая к какой-то другой организации, исключена из реестра юридических лиц после истечении 365 дней непрерывного владения 50% пакетом акций (депозитарных расписок) ее основным акционером (владельцем основного пакета депозитарных расписок), то бывший основной акционер (владелец основного пакета депозитарных расписок) не уплачивает налог на дивиденды. Если же реорганизация плательщика дивидендов путем, например, присоединения его к другой организации завершилась до истечения 365 дней, то бывший основной акционер (владелец основного пакета депозитарных расписок) уплачивает налог на дивиденды по ставке 9%.

Проблема заключается в том, что в отличие от основного акционера, который реально влияет на процесс и сроки реорганизации организации, в которой он имеет основную долю, владелец пакета депозитарных расписок такой возможности не имеет.

5. Письмом МФ РФ от 30 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/620 по частному запросу Минфин России разъяснил, как исчисляется стоимость имущества, если часть оплаты в иностранной валюте за него перечислена до момента поставки, а на дату перехода права собственности курс ЦБ РФ изменился. Та часть стоимости имущества, которая была перечислена в порядке предоплаты, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему на момент перечисления аванса. Оставшаяся же часть пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему на день перехода права собственности. Проблемы применения нового порядка проанализированы в письме ФНС РФ от 12.01.2010 г. № 3-2-06/1. В частности ФНС отмечает, что в рамках НК РФ возникает коллизия при определении налоговой базы по налогу на прибыль: из состава внереализационных доходов (расходов) курсовая разница исключена, а в состав выручки от реализации, определенной ст. 316 НК РФ, соответствующие изменения не внесены и выручка по-прежнему определяется по состоянию на дату признания доходов и расходов (т.е. перехода собственности, а аванс, как известно не означает перехода собственности и является формой кредитования). В итоге, по мнению ФНС РФ, применительно к конкретной организации из-под налогообложения или выводятся реально получаемые ею доходы, или наоборот, на нее возлагается обязанность уплаты налога на прибыль в принципе с не получаемых ею сумм. В связи с этим ФНС РФ просила подтвердить, что выручка (соответственно у покупателя – расходы) должна будет формироваться с пересчетом по курсу на дату перечисления аванса (то есть в сумме фактических расходов), поскольку из текста поправок в ст. ст. 250 и 265 НК РФ не вытекают изменения по порядку применения ст. 316.

Рассматриваемое письмо МФ РФ как раз и содержит указание на то, что выручку у продавца (расходы на приобретение – у покупателя) следует определять путем суммирования аванса (авансов при частичной оплате), пересчитанного по курсу на дату выдачи (получения) аванса (авансов), и суммы завершающего платежа, рассчитанного на дату перехода права собственности на имущество. Что касается замечания ФНС РФ о том, что изменение порядка учета курсовых разниц для целей налогообложения приводит к искажению величины налоговой нагрузки на товаропроизводителей, то этот вопрос МФ РФ не комментирует.

6. Федеральным законом от 16.10.2010 г. № 272-ФЗ внесены изменения в федеральные законы, регулирующие вопросы уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:

1) С 1.01.2011 устанавливается ежегодная индексация базы обложения страховыми взносами в зависимости от роста средней заработной платы;

2) На протяжении 2011–2012 гг. планируется перераспределить источники и сконцентрировать отчисления на обязательное медицинское страхование в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования в размере 5% в 2012 г., ликвидировав обязательные платежи в территориальные фонды медицинского страхования;

3) На ФНС РФ возложена обязанность представлять органам контроля государственных социальных фондов информацию, необходимую для проверки соблюдения требований по уплате страховых взносов по льготным тарифам. Поскольку льготы по тарифам предоставлены некоторым типам организаций, которые имеют льготы по налогообложению прибыли, то выстраивается новая тенденция по формированию базы обложения страховыми взносами – она начинает зеркально-сегментарно (т.е. не полностью, а отдельными частями) отображать базу обложения налогом на прибыль.

Так, для применения льготного тарифа 14% у плательщика страховых взносов доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи имущественных прав на программы для ЭВМ, базы данных, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, должна составлять не менее 90% от общей суммы доходов, а численность работников – не менее 50 чел. Это соответствует положениям п. 6 ст. 259 НК РФ.

Другие льготные ставки тарифов предусмотрены для сельскохозяйственных товаропроизводителей, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог; для общественных организаций инвалидов; для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%; для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов; для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны. Все эти структуры имеют льготные или специальные режимы налогообложения по налогу на прибыль.

Льготные ставки страховых тарифов сильно дифференцированы как по конкретным группам плательщиков, так и по годам, возрастая по одним группам плательщикам в 1,5 раза, по другим – более чем в 2 раза в период от 2011 до 2019 гг. В целом принятый Закон вводит избыточное, по нашему мнению, количество индивидуальных ставок тарифных взносов. Из-за применения льготных тарифов теряется экономическая цель создания обособленного механизма формирования доходной базы социальных фондов, т.к. разницу в тарифах предполагается компенсировать за счет федерального бюджета. При этом становится очевидным, что взносы в государственные фонды все дальше отходят от принципов построения системы социального страхования и уже не столь тесно увязываются с доходами физических лиц, а все больше начинают напоминать стандартную схему взимания налога на прибыль (доходы) организаций. Административно-управленческие расходы на поддержку функционирования такой системы и дальше будут расти, в том числе в связи с возложением на налоговые органы дополнительных функций по сбору и обработке массива информации для передачи фондам.


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ И СТАТИСТИКА

Обзор экономических показателей на 12 октября 2010 года

Министерство финансов РФ, Экономическая экспертная группа

Выдержка из обзора:

Нефтегазовые фонды

Объем Резервного фонда по состоянию на 1 октября 2010 года составил 1258,3 млрд. рублей или 41,4 млрд. долларов США (около 2,8% ВВП, прогнозируемого на 2010 год). В текущем году Фонд не пополнялся.

В марте 2010 г. Минфин России приступил к реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. о направлении средств Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета. В марте были реализованы средства Фонда в иностранной валюте на сумму 169,5 млрд. рублей, в апреле – 350,0 млрд. рублей, которые были зачислены на счет по учету средств федерального бюджета. В мае - сентябре средства фонда не использовались. Таким образом, с начала года в федеральный бюджет поступило 519,5 млрд. рублей средств Резервного фонда. Напомним, что закон о бюджете на 2010 год предполагал, что в течение года будет использовано 1860,1 млрд. рублей на обеспечение сбалансированности федерального бюджета.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2008 г. Минфин России приступил к размещению средств Резервного фонда в долговые обязательства МВФ . В результате указанных операций по состоянию на 1 сентября 2010г. резервная позиция Российской Федерации в МВФ составила 991,9 млн. СДР.

В целях приведения фактической валютной структуры Резервного фонда в соответствие с его нормативной валютной структурой, утвержденной Минфином России, в июле часть средств Резервного фонда в долларах США и фунтах стерлингов была конвертирована в евро и размещена на соответствующих счетах по учету средств указанного фонда.

По состоянию на 1 октября 2010 г. остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда составили:
- 17,3 млрд. долларов США;
- 13,7 млрд. евро;
- 2,5 млрд. фунтов стерлингов;

Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах в иностранной валюте за период с 15 января по 30 сентября 2010 г. составила отрицательную величину: -19,3 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки средств фонда, размещенных в резервную позицию Российской Федерации в МВФ: 0,6 млрд. рублей.

Заметим, что в январе 2010 года поступили доходы от управления средствами Резервного фонда в 2009 году в объеме 52,0 млрд. рублей. Эти средства, согласно принятым в декабре 2009 года поправкам в Бюджетный Кодекс, были зачислены в федеральный бюджет.

По состоянию на 1 октября 2010 г. совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 2722,2 млрд. рублей или 89,5 млрд. долларов США (около 6,0% ВВП, прогнозируемого на 2010 год).

В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2009 г., часть средств Фонда национального благосостояния была реализована в апреле за 2,5 млрд. рублей, а вырученные средства зачислены на счет по учету средств федерального бюджета. Средства фонда в объеме 0,01 млрд. рублей, не использованные в апреле на указанные цели (однако конвертированные в рубли для осуществления перечисления), были конвертированы в иностранную валюту.

В текущем году Фонд пополнялся за счет инвестиционного дохода: доход от размещения средств Фонда национального благосостояния на депозиты во Внешэкономбанке за 2009 г. составил 33,5 млрд. рублей, из них 26,5 млрд. рублей были зачислены в Фонд национального благосостояния в январе 2010 года (остаток средств был зачислен в федеральный бюджет, как и поступившие тогда же 40,4 млрд. рублей доходов от управление средствами ФНБ, находящимися в Банке России).

В апреле текущего года поступил доход от размещения средств ФНБ на депозитах в ВЭБ в объеме 8,1 млрд. рублей, а в июне – 9,1 млрд. рублей, эти средства были зачислены в федеральный бюджет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2010 г. № 649 «О внесении изменений в пункт 12 Требований к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния» помимо снижения процентных ставок по депозитам во Внешэкономбанке, размещенным за счет средств Фонда национального благосостояния, для финансирования предоставления Внешэкономбанком субординированных кредитов российским кредитным организациям с 25 августа 2010 г. с 7 до 6,25 % годовых и с 8,5 до 7,25 % годовых, предусмотрено также снижение процентной ставки по депозиту в сумме 30 млрд. рублей для финансирования предоставления Внешэкономбанком кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства с 25 августа 2010 г. с 8,5 до 6,25 % годовых.

По состоянию на 1 октября 2010 года со счетов по учету средств Фонда национального благосостояния для размещения на депозиты во Внешэкономбанк было перечислено 434,0 млрд. рублей и 2,8 млрд. долларов США:

- 285,6 млрд. рублей – на депозиты со сроком возврата не позднее 31 декабря 2019 г. и процентной ставкой 6,25 % годовых;
- 118,4 млрд. рублей – на депозиты со сроком возврата не позднее 25 декабря 2020 г. и процентной ставкой 7,25 % годовых;
- 30,0 млрд. рублей – на депозит со сроком возврата до 25 декабря 2017 г. и процентной ставкой 6,25 % годовых;
- 2,8 млрд. долларов США – на депозиты со сроком до 31 октября 2011 г. и плавающей процентной ставкой, превышающей на 2,75 процентных пункта шестимесячную ставку ЛИБОР

Таким образом, остатки средств ФНБ составили:

1) на отдельных счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в Банке России:
- 31,9 млрд. долларов США;
- 24,7 млрд. евро;
- 4,5 млрд. фунтов стерлингов;

2) на депозитах во Внешэкономбанке:
- 434,0 млрд. рублей;
- 2,8 млрд. долларов США.

Курсовая разница от переоценки средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте за период с 15 января по 30 июня 2010 г. составила отрицательную величину: -3,2 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки средств фонда, размещенных на депозите во Внешэкономбанке: 2,7 млрд. рублей.

По предварительным данным, в сентябре 2010 года нефтегазовые доходы федерального бюджета составили 309,5 млрд. рублей. Эти доходы будут использоваться на текущие расходы бюджета наряду с ненефтегазовыми доходами.

Полный текст обзора: файл word (zip 0.45 mb) >>

ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ И СТАТИСТИКА

Экономико-политическая ситуация в России в сентябре 2010 г.

Авторский коллектив Института экономики переходного периода (ИЭПП).

В этом номере: Российская экономика в сентябре: предварительные данные и основные тенденции Политико-экономические итоги сентября 2010 г. Инфляция и денежно-кредитная политика Финансовые рынки Реальный сектор экономики: факторы и тенденции Российская промышленность в августе 2010 г. Внешняя торговля Иностранный инвестиции в российской экономике Государственный бюджет Оценка устойчивости федерального бюджета в среднесрочной перспективе Российский банковский сектор Рынок недвижимости в РФ Нефтегазовый сектор Формирование правовой базы функционирования инновационного центра "Сколково" Обзор экономического законодательства Обзор заседаний правительства Российской Федерации в сентябре 2010 г. Обзор нормативных документов по вопросам налогообложения за август-сентябрь 2010 г. Изменение в нормативной базе бюджетного процесса.

СОДЕРЖАНИЕ:
  • Российская экономика в сентябре: предварительные данные и основные тенденции 2
  • Политико-экономические итоги сентября 2010 г. (С.Жаворонков) 6
  • Инфляция и денежно-кредитная политика (Н.Лукша) 10
  • Финансовые рынки (Н.Буркова, Е.Худько) 14
  • Реальный сектор экономики: факторы и тенденции (О.Изряднова) 23
  • Российская промышленность в августе 2010 г. (С.Цухло) 27
  • Внешняя торговля (Н.Воловик, К.Резенкова) 31
  • Иностранный инвестиции в российской экономике (Е.Илюхина) 35
  • Государственный бюджет (Е.Фомина) 41
  • Оценка устойчивости федерального бюджета в среднесрочной перспективе (И.Соколов, Т.Тищенко) 49
  • Российский банковский сектор (С.Борисов) 53
  • Рынок недвижимости в РФ (Г.Задонский) 56
  • Нефтегазовый сектор (Ю.Бобылев) 62
  • Формирование правовой базы функционирования инновационного центра "Сколково" (А.Киреева) 68
  • Обзор экономического законодательства (И.Толмачева) 72
  • Обзор заседаний правительства Российской Федерации в сентябре 2010 г. (М.Голдин) 73
  • Обзор нормативных документов по вопросам налогообложения за август-сентябрь 2010 г. (Л.Анисимова) 74
  • Изменение в нормативной базе бюджетного процесса (М.Голдин) 79
  • Статистическое приложение

Российская экономика в сентябре: предварительные данные и основные тенденции

Социально-политический фон: централизация продолжается

Крупнейшим политически событием сентября стал конфликт между Администрацией президента и московским мэром, завершившийся отставкой Юрия Лужкова. Увольнение Юрия Лужкова, однако, следует рассматривать не столько как результат личного конфликта, но как развитие определенной политической линии, проводимой федеральной властью. Отстранение Лужкова логично завершает ряд отставок представителей региональных элит, вышедших на политическую сцену еще в 1990-ые гг. (М. Рахимов, Э. Россель, М. Шаймиев). Даже став формально «назначенными» главами субъектов Федерации, они оставались достаточно самостоятельными политиками, плотно контролировавшими региональные элиты, политическую и хозяйственную жизнь своих регионов. И в этом смысле не вписывались в новую модель управления территориями, в которой губернатор выступает прежде всего как чиновник, действующий по поручению и от имени федеральных властей.

Отказ Лужкова уйти «по собственному желанию» и, в результате, вынужденное его увольнение президентом стало крупнейшим публичным конфликтом внутри российской власти за последние годы. Следует иметь в виду, что московский мэр всегда был ориентиром и авангардом в рядах региональных элит во взаимоотношениях с федеральной властью – и тогда, когда возглавлял региональную фронду в конце 1990-х, и когда сдавал политические позиции в 2000-ые. Кроме того форма ухода Лужкова предвещает, что будущий процесс взятия под контроль Москвы назначенцем федеральных властей скорее всего не будет бесконфликтным.

В сентябре федеральная власть предприняла очередные шаги по реформированию правоохранительных органов, ожидавшиеся еще в августе. Дмитрий Медведев подписал указ о выделении следственного комитета из состава прокуратуры и превращения его в самостоятельный федеральный орган, а также внес в Думу соответствующий законопроект. Рассматривая указ в паре с проектом закона «О полиции» можно отметить, что их общая концепция предусматривает сосредоточение функций предварительного следствия преимущественно во вновь создаваемом комитете, в частности предполагает передачу в его ведение расследование экономических преступлений (среди функций полиции в соответствующем законопроекте упомянуто «дознание», но не упомянуто «предварительное следствие»). Вместе с тем реформа пока носит противоречивый характер: вопрос о существовании самостоятельных следственных органов в составе других силовых ведомствах не решен. Между тем итоги обсуждения законопроекта «О полиции», подведенные Дмитрием Медведевым, выглядят разочаровывающе: принципиальный вопрос о фактическом выведении деятельности полиции из зоны прокурорского надзора не был «замечен» президентом, наоборот, заявление о намерении создать «кол-центр» для приема жалоб граждан, свидетельствует о твердом намерении сохранить это положение вещей. В целом законопроекты носят крайне противоречивый характер: они усиливают централизацию правоохранительных органов и их зависимость от исполнительной власти (Совет Федерации не будет принимать участия в назначении главы следственного комитета) и вместе с тем не вводят четкого разделения функций и механизмов взаимного контроля в правоохранительной сфере.

Макроэкономика и финансы: тревожные сигналы

С точки зрения макроэкономической динамики сентябрь стал, пожалуй, наименее благополучным месяцем за весь последний год. Внешний фон, оказывавший влияние на ситуацию в России, определялся двумя факторами – замедлением темпов восстановления ведущих экономик мира и заявлениями американских властей о готовности продолжать мягкую денежную политику в целях поддержания экономики. Цены на нефть после традиционного уже снижения на протяжении августа с уровней около $82 за баррель к уровню $72 за баррель (Brent, ICE) в сентябре вернулись к уровню $76– 79 и резко пошли вверх после обнародования упомянутых намерений денежных властей США, вновь достигнув 30 октября уровня $82,16 за баррель. Российские фондовые индексы традиционно повторяли траекторию цен на нефть: после падения к 25 августа до уровней 1334 пунктов индекса ММВБ и 1385 пунктов индекса РТС индикаторы продемонстрировали рост на 5–7% в конце августа – начале сентября, затем колебались большую часть месяца в диапазоне 1410–1440 пунктов (ММВБ) и 1450–1500 пунктов (РТС) и резко пошли вверх после обнародования комментариев ФРС.

Одной из наиболее важных тенденций на валютном рынке в сентябре стало последовательное укрепление евро по отношению к доллару после 11 сентября (курс доллара снизился с 1,27 долл./евро на 11 сентября до 1,36 на 30 сентября, –7%), соответственно слабел по отношению к европейской валюте и рубль (39,17 руб./евро на 11 сентября, 41,35 руб./евро на 30 сентября, –5,6%). Вместе с тем доллар с конца августа до середины сентября колебался в коридоре 30,57–30,89 руб., однако 17 сентября его курс к рублю резко подскочил, превысив отметку в 31 руб. (+1%). Это вызвало нервозность участников рынка, выразившуюся в волне слухов о грядущей девальвации рубля.

Председатель Банка России С. Игнатьев вынужден был выступить с опровержениями и объявить о том, что регулятор приступил к продаже валюты для поддержания курса (впервые в текущем году). Со второй недели сентября по 22 сентября Центробанк продал порядка 600 млн долл. Слухи о девальвации, однако, были поддержаны не только тем фактом, что в середине месяца рубль слабел по отношению к евро и доллару одновременно, но и сведениями о резком сокращении положительного сальдо по счету текущих операций, связанного с интенсивным ростом импорта на фоне стабильности экспортных доходов (по сведениям ФТС, в августе рост импорта к июлю составил 12,9%, рост объемов импорта к августу 2009 г. составил 61,7%). Таким образом, слухи отразили реальную структурную проблему российского платежного баланса. При продолжении тех же тенденций в динамике внешней торговли давление на рубль будет нарастать, и перспектива девальвации национальной валюты станет реальностью.

В итоге, за месяц бивалютная корзина подорожала с 34,53 руб. на 1 сентября до 35,33 на 30 сентября (+2,3%). Примечательно, что нервозность на валютном рынке в сентябре имела место на фоне продолжавшегося ощутимого роста золотовалютных резервов, достигших на 24 сентября уровня 487,7 млрд долл. (475,8 млрд долл. на 27 августа, +2,5%).

Вторым неприятным макроэкономическим явлением стало продолжившееся в сентябре ускорение инфляции. По итогам четырех недель сентября Росстат зафиксировал рост цен на 0,9%, что вновь (как и в августе) является худшим показателем для этого месяца с 2001 г. Таким образом, годовая инфляция, снизившаяся к июлю 2010 г. до уровня 5,5%, по итогам сентября превысит уровень 7%, т.е. вернется к уровням начала года (7,2% в феврале). Накопленная инфляция с начала года составила 6,35%. В связи с этим Минэкономразвития уже пересмотрел прогноз инфляции по итогам года, указав новый ориентир 7–8%. Однако, учитывая традиционный рост цен в последние месяцы года, а также удорожание плодоовощной продукции в октябре-ноябре, этот прогноз на настоящий момент также выглядит малореалистичным. Более правдоподобным выглядит интервал 8,5–9%. При том, что ускорение инфляции в августе-сентябре связывается с аномальной жарой, приведшей к значительным потерям урожая, результатом чего, в частности, стало отсутствие традиционного для этого времени года снижения цен на плодоовощную продукцию и продовольственные товары в целом, скорость распространения роста цен на мясную и молочную продукцию в августе свидетельствует о значительных инфляционных ожиданиях. Следует иметь в виду и интенсивное увеличение денежной массы на протяжении предыдущих месяцев: на 1 сентября она составила 17 663,8 млрд руб. (+1,9% к значению на 1 августа 2010 г.), в целом же с начала года ее рост составил 12,5%.

Кроме того, в оставшиеся месяцы следует ожидать ускорения темпов расходования бюджетных средств: на 1 сентября государственные обязательства федерального уровня выполнены лишь на 58% от бюджетной росписи. Характерно, что наибольшее запаздывание в доведении средств до бюджетополучателей зафиксировано по статье «Национальная экономика» – на 9 п.п. ниже аналогичного значения 2009 г.

Реальный сектор: пессимизм на марше

В уточненном варианте «Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», представленном Минэкономразвития 23 сентября, вновь в качестве ожидаемого роста ВВП по итогам года указаны 4%. Вместе с тем МЭР не исключил на этот раз замедления темпов роста до 3,5–3,7%. Учитывая, что по итогам первого полугодия прирост ВВП составил 4,2%, макроэкономическая ситуация во второй половине года, по предположению МЭР, будет характеризоваться ослаблением динамики, наметившимся уже с начала лета.

В целом в августе 2010 г. по сравнению с предыдущим месяцем рост промышленного производства составил 0,1%, в том числе обрабатывающего производства 0,4%, объем добычи полезных ископаемых сократился на 1,4%. Надо отметить, что вялая динамика промышленности фиксируется на фоне медленного расширения кредитования реального сектора банками, а предприятия отмечают растущую доступность кредитов. Негативное влияние на макроэкономическую ситуацию в конце лета оказывало сельское хозяйство: объем продукции сельского хозяйства составил в августе 2010 г. 80,9% от показателя августа предыдущего года. Помимо этого угнетающее влияние на экономический рост оказывают низкая инвестиционная активность и, по всей вероятности, опережающий рост импорта. Рост инвестиций в августе 2010 г. на 17,5% не компенсировал резкого их свертывания в июле текущего года. В целом с января по август инвестиции в основной капитал увеличились на 2,8% относительно того же периода предыдущего года при сокращении объемов работ в строительстве на 1,9% и ввода в действие жилой площади – на 4,0%.

Важнейшим фактором внутреннего спроса, подталкивавшего рост экономики на протяжении первой половины 2010 г., стала тенденция к восстановлению потребительских расходов. Оборот розничной торговли за январь–август 2010 г. увеличился на 4,3% по сравнению с январем-августом 2009 г. и поддерживался ростом реальных доходов населения на 5,6%. При этом в структуре товарооборота опережающими темпами увеличивались продажи продовольственных товаров (за январь–август по сравнению с тем же периодом предыдущего года оборот рынка продовольственных товаров вырос на 5,7%, непродовольственных – на 3,1%). Однако в июле–августе фиксировался рост импорта продовольствия (по сравнению с августом 2009 г. импорт молочной продукции вырос почти вдвое, напитков – в полтора раза). По прогнозу Минэкономразвития при ожидаемом росте ВВП в 2010 г. на уровне 4,0% и росте внутреннего спроса на 6,6% импорт увеличится на 20,1%, а отечественное производство для внутреннего потребления – на 3,0%.

Конъюнктурные опросы демонстрируют, что перелом тенденции в сентябре маловероятен. Оценки текущего спроса предприятиями в августе несколько ухудшились по сравнению с предыдущим месяцем; прогнозы спроса также продемонстрировали негативную динамику. В сентябре-октябре предприятия ожидают худший темп роста продаж в 2010 г., и исходные, и очищенные от сезонности ожидания свидетельствуют о готовности промышленности к нулевым темпам роста спроса этой осенью, тогда как в I квартале предприятия ожидали роста. Предполагаемый темп роста производства снизился сейчас до годового минимума как по исходным, так и по очищенным от сезонности данным. Более интенсивный рост выпуска планируется только в легкой промышленности.

Полная версия обзора: файл pdf >>

Прыг: 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13
Скок: 10