:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: СТАТЬИ >> ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Краткий обзор форм частно-государственного финансирования

МАРКОВ Максим Александрович, статья, апрель 2009 г.

Важнейшим этапом в развитии и успешном функционировании инвестиционной деятельности предприятий является оптимизация источников финансирования. В настоящее время в различных российских источниках средств массовой информации и в деловой литературе значительное внимание уделяется вопросам совместного частно-государственного партнерства или частно-государственной кооперации в рамках развития инвестиционных проектов и возможным перспективам развития форм частно-государственного взаимодействия.

Действительно, совершенствование форм взаимодействия государства с частным сектором в области реализации отдельных инвестиционных проектов и в рамках развития определенных приоритетных инновационных, строительных и прочих инвестиционных программ, требующих значительных капиталовложений, имеет колоссальное значение. Важно при этом понимать роль и выгоду каждого участника подобных взаимоотношений, определять четкую нормативную и договорную базу, оперативно анализировать финансовую эффективность инвестиционного проекта на всех этапах его реализации.

Целью настоящего материала является попытка осветить примеры в истории частно-государственного взаимодействия (частно-государственной кооперации или ЧГК – здесь и далее по тексту) и показать актуальность подобного взаимодействия. Бесспорным сегодня является тот факт, что Россия на современном этапе ее развития постепенно перенимает передовой опыт зарубежных стран, но при этом все общественные и экономические институты, пересаживаемые на российскую почву, довольно творчески преобразуются. ЧГК или исходное Public Private Partnership (PPP или более известное 3P), уже находит дорогу в российские официальные программы реформ. За этим термином прячутся разнородные схемы реализации проектов, не похожие ни на уже знакомую современной России приватизацию, ни на также нашумевшую в свое время контрактацию . За рубежом частно-государственной кооперацией сегодня принято называть очень широкий спектр деловых моделей и отношений. Более того, в самом общем смысле этот термин используется при любом использовании ресурсов частного сектора для удовлетворения общественных потребностей. При этом привлекаемые из частного сектора ресурсы могут быть разными и капитал, и компетенция менеджеров. Ну а под общественными потребностями понимается то, что признаётся таковыми в каждом конкретном государстве (дороги, парки, а иногда и такие в целом вполне коммерческие сектора, как связь, коммунальное обслуживание или недвижимость).

Лидерами в области ЧГК по праву считаются США и Великобритания. При этом в США кооперация властей и «частников» широко распространена и приветствуется на нижних уровнях государственной иерархии: в муниципалитетах и графствах (округах). По данным Национального совета по частно-государственной кооперации (National Council for Public-Private Partnership), в США из 65 базовых видов деятельности муниципальных властей (водопровод, канализация, уборка мусора, школьное образование и т.д. и т.п.) средний город использует коммерческие фирмы при исполнении 23 из 65 видов деятельности.

В то же время в Великобритании ЧГК каждый раз становится предметом ожесточённых дебатов при реализации проектов национального масштаба, таких как Евротуннель, железные дороги, лондонский метрополитен. Пожалуй, единственной сферой, в которой ЧГК можно считать широко распространённой формой деятельности во всем мире, является строительство автомобильных и железных дорог: здесь сосредоточено максимальное количество реализованных или запланированных проектов и в США, и в Великобритании, Франции и в целом в странах ЕС, и даже в странах Восточной Европы. За рубежом осуществляемые в рамках ЧГК проекты можно обнаружить в самых разных отраслях жизнедеятельности. Вот только несколько примеров:

  • образование: школы строятся и переоборудуются частными компаниями, получающими право застройки и развития окружающей земли;
  • транспорт: строительство, эксплуатация, обслуживание, внедрение систем управления движением и множество других проектов в автомобильном, железнодорожном, воздушном, городском, трубопроводном, речном транспорте;
  • муниципальные услуги: обновление и эксплуатация коммунальных сетей (водопровод, канализация), уборка улиц, вывоз и утилизация мусора;
  • недвижимость: строительство и эксплуатация общественных объектов и муниципального жилья в обмен на право застройки и развития в коммерческих проектах;
  • общественный порядок и безопасность: обеспечение порядка на транспорте и в общественных местах, эксплуатируемых частными компаниями (парки, общественные здания), эксплуатация парковок;
  • природоохранение: обслуживание и развитие городских и загородных парков, заповедников, уникальных природных объектов, совмещённые с правом эксплуатации природных ресурсов и получения доходов от посетителей, туристов;
  • телекоммуникации: создание телекоммуникационной инфраструктуры и монопольные права на её эксплуатацию, сопровождающиеся обязательствами по предоставлению услуг потребителям;
  • финансовый сектор: частные страховые и управляющие компании, имеющие опыт работы с потребителями на конкурентных добровольных рынках, занимают всё более прочные позиции в секторах обязательного социального страхования и государственного пенсионного обеспечения.

Подобное «ЧГК» взаимодействие государства и частного бизнеса далеко не ново, причём начало ему было положено именно на транспорте. Первые дороги, связавшие между собой города в США, строились на средства частных компаний и были платными. В 1792 году штат Пенсильвания зарегистрировал первую частную компанию для строительства дороги Филадельфия-Ланкастер. В период с 1792 по 1845 год только в 13 восточных штатах было зарегистрировано более полутора тысяч дорожных компаний, хотя около трети из них так и не построило ни одной мили дорог. Прибыльность дорожных проектов была не очень высокой, однако акции с успехом размещались среди населения, т.к. люди рассматривали свои взносы не только как размещение капитала, но и как ассигнования на развитие своей местности. И уже в те времена законодатели штатов вписывали в уставы дорожных компаний существенные ограничения на строительство, эксплуатацию и ценовую политику.

Классификация договоров и схем ЧГК в тех же США и Великобритании строится в первую очередь для нужд налогового законодательства, так как подобные проекты нередко подразумевают сложные расчёты между бюджетом и предпринимателем, и даже прямые налоговые льготы и субсидии. Распространённая классификация, применяемая, например, к подобным ЧГК в США, предусматривающим строительство инфраструктурных объектов, включает следующие категории:

  • Строительство-Владение-Управление (Build-Own-Operate) при этой схеме частный инвестор финансирует создание инфраструктурного объекта (дороги, моста, туннеля и т.п.), получает его в собственность, и осуществляет эксплуатацию. Государство, предоставившее предпринимателю права и землеотводы, диктует в силу заключённого контракта условия эксплуатации регулирует доступ к объекту, цены, согласует планы развития.
  • Строительство-Управление-Передача (Build-Operate-Transfer) отличается от предыдущего тем, что право собственности на построенный объект передаётся соответствующим государственным органам, а по истечении срока контракта (как правило, лет через 20-30) частная компания вновь должна завоевать право на его эксплуатацию на конкурсных условиях (или государство вправе оставить в дальнейшем управление за собой).
  • Покупка-Строительство-Управление (Buy-Build-Operate) такие проекты начинаются со сделки приватизации существующего объекта (недостроенного, пришедшего в упадок, выработавшего свой ресурс). Частная компания платит цену покупки, и в дополнение к этому берёт на себя обязательства по дальнейшим вложениям достройка, переоборудование, развитие. Нам знакомы похожие сделки приватизации с инвестиционными условиями, но при реализации схем ЧГК условия эксплуатации обновлённого объекта также диктуются государством с большей или меньшей степенью подробности.

В годы строительства первых трансконтинентальных железных дорог в США федеральные земли, примыкавшие к полотну, часто передавались железнодорожным компаниям: возрастающая стоимость этих земель после завершения проекта многократно увеличивала инвестиционную привлекательность железнодорожного строительства для частных инвесторов. В наше время в автодорожном строительстве проекты ЧГК включают и финансирование строительства новых платных дорог, и инвестиций на существующих платных дорогах в замену устаревших систем сбора платы через окошечко кассы на современные дистанционные системы, позволяющие машинам даже не снижать скорости. На бесплатных дорогах обсуждается передача в частное управление отдельных полос для организации скоростного платного движения. Отдельный сегмент для частных инвестиций поддержание порядка на дорогах. Частный сектор может взять на себя такие работы, как обработку звонков и сообщений об авариях, мониторинг ситуации на дорогах. Страховые компании, заинтересованные в расследовании аварий, с успехом могут уменьшить издержки государства на автодорожную полицию.

Интересно, что аналогичных примеров немало и у нас. Более того, важно понимать стратегическую ценность реализации подобных, по сути своей инвестиционных, проектов, например авто и железнодорожных: это военные и торговые пути, это новые сырьевые базы и новые маршруты освоения для добывающих отраслей, это расширение и развитие региональных центров. Например, в России в конце XIX века значительная часть финансовых ресурсов (помимо иностранных инвестиций), необходимых для ведения строительства тех же самых железных дорог, принадлежала частным акционерным компаниям, которые в свою очередь получали от правительства гарантии возврата средств путем закладывания соответствующих расходов на покрытие займов в бюджеты (а это составляло от 12% до 60%). Другим путем привлечения средств в дореволюционной России был выпуск облигационных займов для частных акционерных компаний с гарантированным возвратом фиксированной суммы по ним в несколько млрд. руб.

В настоящий момент на территории Российской Федерации основными финансовыми источниками инвестиционной поддержки предприятий могут являться следующие средства при участии государства:

  1. Ассигнования из федерального и местного бюджетов, которые предлагается пополнять целевыми налогами, например, налогами на доходы крупных предприятий монополистов. Местным органам исполнительной власти в пределах их полномочий рекомендуется перераспределять финансовые средства на инвестиционные нужды.
  2. Доходы и дивиденды от реализации инвестиционных проектов. При оказании государственной инвестиционной помощи рекомендуется соблюдать принцип возвратности и доходности от осуществляемой поддержки.
  3. Средства, привлеченные от операций с ценными бумагами. Предлагается выпускать ценные бумаги под проекты государственной инвестиционной помощи, операции с которыми могут стать каналами аккумуляции средств, направляемых на инвестиционную поддержку.
  4. Средства, перераспределенные от доходов по приватизации.
  5. Добровольные взносы, благотворительные пожертвования, международная финансовая поддержка.

Кроме того, частичное формирование инвестиционных фондов возможно осуществлять и на основе отчислений от совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов. Например, когда используется часть централизованных кредитных инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса, независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности. Помимо отмеченных отчислений из собственных средств предприятий и части централизованно консолидируемых средств, формирование инвестиционных фондов в административных округах федеральных центров и крупных городах России с целью улучшения финансирования городских инвестиционных программ предлагается осуществлять и путем отчислений из следующих источников:
1. Коммерческие источники формирования финансовой базы инвестиционных проектов. Предоставление долгосрочных кредитных программ и прочих банковских услуг в рамках реализации инвестиционных процессов. Ярким примером может выступать выделение средств из федерального бюджета коммерческим Банкам на возвратной и платной основе в целях повышения уровня доступности кредитных ресурсов для предприятий реального сектора экономики.
2. Заемные средства из накоплений населения. Скупка акций предприятий для мобилизации инвестиционных ресурсов посредством формирования и функционирования инвестиционных, страховых, пенсионных фондов, заинтересованных в эффективном вложении аккумулированных у них средств. Примером может также служить проведение публичных доп.эмиссий акций государственными (или с участием государства) компаниями (обычно с подачи государства) для целей привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
3. Средства от лизинга дорогостоящих видов техники, позволяющих уменьшить величину инвестиций для заказчиков и увеличить спрос на соответствующую продукцию. Нередко теперь стали встречаться схемы, когда государство выступает поручителем по крупным лизинговым и прочим кредитным сделкам в случае, когда это касается реализации общественно-важных инвестиционных проектов.
4. Средства частных инвесторов. Например, в городах федерального значения в качестве сотрудничества государства и частного сектора может служить льготное участие инвесторов при реализации капиталоемких проектов. В Санкт-Петербурге строительным компаниям и компаниям-застройщикам предлагается участие в расселении домов хрущевской постройки (в рамках государственной программы по повышению качества жилищных условий граждан) на условии компенсации инвестору из средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации до 50% от вложенных средств или предложении существенных налоговых льгот.  
5. Средства от привлеченных иностранных инвестиций (по аналогии с п.4). Государство может обеспечить льготное перспективное участие в конкретном инвестиционном проекте для иностранных инвесторов.

Все рассмотренные примеры обосновывают предлагаемые методы совершенствования традиционных, возникновение и использование новых источников финансирования капиталоемких отраслей. Поэтому они должны быть учтены в общей системе контрактно-договорных отношений, регламентированы законодательно, особенно в части формирования и реализации инвестиционных программ.

Взаимодействие, именуемое частно-государственной кооперацией или партнерством, позволяет повысить эффективность бюджетного сектора экономики с точки зрения соответствия запросам экономики, снизить издержки бюджетов всех уровней при реализации инфраструктурных проектов. Приоритетными направлениями расширения такой практики являются:

  • развитие производственной, социальной и инновационной инфраструктуры с учетом интересов и при активном участии бизнеса;
  • повышение эффективности использования государственной собственности и бюджетных расходов, в том числе направляемых на поддержку инноваций и социальной сферы;
  • стимулирование частного сектора к развитию предпринимательской активности в областях, обладающих наибольшим потенциалом качественного экономического роста, что особенно важно в условиях нестабильности финансовых рынков.

Подводя итог, повторимся: понимая роль каждого участника частно-государственных взаимоотношений, имея четкую нормативную и договорную базу и проводя оперативный анализ финансовой эффективности инвестиционных проектов (в рамках ЧГК) на всех этапах его реализации, можно говорить о ЧГК, как о колоссальном стратегически-важном финансовом ресурсе, который действительно заслуживает пристального внимания в части изучения и развития механизма функционирования ЧКГ  со стороны ученых-экономистов и законотворцев.

См. также:

Авторская колонка Максима Маркова

ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]



Финансы.Ru
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Copyright © FINANSY.RU 1999-2017