:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: СТАТЬИ >> ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Экспресс-диагностика: кому это выгодно?

Артем Деблик, компания ICF


Что же такое консалтинг? Виды консалтинга. Этика консалтинга

Консалтинговый бизнес в России проходит стадию оформления, многие фирмы только начинают осознавать необходимость консалтинга и учатся работать с консультантами.

Итак, что же такое консалтинг?

Консалтинг -
вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента.

Консалтинг существует во множестве проявлений, призванных решать те или иные проблемы Заказчика. В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в 8 групп:

  • общее управление;
  • администрирование;
  • финансовое управление;
  • управление кадрами;
  • маркетинг;
  • производство;
  • информационная технология;
  • специализированные услуги.

Как и любая профессиональная служба, связанная с обслуживанием капитала, консалтинг характеризуется:

  • профессионализмом;
  • высокой квалификацией сотрудников;
  • независимостью;
  • определенным этическим кодексом.

Этике консалтинга можно посвятить отдельную статью, мы остановимся на ее краткой характеристике, включающей в себя обязательства перед клиентом и соглашения с ним.

Основные обязательства перед клиентом предусматривают, что:

  • интересы клиента имеют более высокие приоритеты, чем собственные интересы;
  • гарантируются конфиденциальность предоставленных данных и проводимых работ;
  • не оказываются услуги конкурирующим организациям.

Соглашения с клиентом предусматривают, что:

  • будут выполняться только те задания, которые соответствуют квалификации консультантов и приносящие выгоду клиенту;
  • работа будет выполняться только при условии полного понимания требований клиента
  • будут разрабатываться только те решения, которые можно успешно внедрить;
  • при выполнении работ будет проводиться знакомство клиента с применяемыми принципами, методами и техникой.

Однако, как и в любом бизнесе, в консалтинге существуют возможности для мошенничества, низкого качества выполняемых работ, непонимания во взаимоотношениях. Обе стороны (и Заказчик, и Консультант) испытывают определенные опасения (объективные и субъективные) при заключении договора на консалтинговые услуги. Попробуем разобраться более подробно, чего же опасается каждая из сторон.


Чего боится Заказчик

Заказчика, как лицо, заинтересованное в качестве, сроках и стоимости услуг, интересуют такие вопросы:

  • Что нужно предприятию - полный набор услуг консалтинговой фирмы или отдельный проект?
  • Как отличить хорошего консультанта от плохого?
  • Действительно ли консультант - квалифицированный специалист с опытом практической работы, или это теоретик, ни дня не проработавший на предприятии, или того хуже - это ловкий шарлатан?
  • Смогут ли консультанты реально решить проблему, хватит ли у них квалификации, получит ли предприятие решение, применимое на практике, или теоретические изыскания?
  • Насколько конфиденциальна будет работа консультанта, не уйдет ли за пределы фирмы информация, которую посторонним видеть не полагается?
  • Предложит ли консультант решение, наиболее подходящее для предприятия или он ограничится ранее наработанным шаблоном, не совсем подходящим к проблеме?
  • Будет ли консультант прислушиваться к мнению опытных сотрудников предприятия, т.е. к мнению людей, знающих это предприятие как свои пять пальцев, подстроится ли он под работу предприятия или наоборот, заставит предприятие подстраиваться под себя?
  • Будет ли консультант участвовать во внедрении выработанных предложений, или после сдачи отчета он куда-то исчезнет?
  • Не попадет ли предприятие в зависимость от консультанта?
  • Не выйдет ли стоимость проекта за намеченные рамки, не заплатит ли предприятие за консалтинг больше, чем будет выгода от внедрения решения, не затянется ли проект на такой период, что в момент его окончания необходимости в нем уже не будет?


Чего боится Консультант

Однако не только у Заказчика консалтинговых услуг есть опасения при работе с Консультантом. Опасения испытывают и консультанты при работе с клиентом, а именно:

  • Добросовестен ли Заказчик, будет ли он оплачивать мои услуги?
  • Cмогу ли я выполнить предложенную работу своевременно, качественно и в рамках установленного бюджета?
  • Насколько точно сформулированы цели, не окажется так, что в момент сдачи отчета клиент заявит, что это не совсем то, что ему нужно?
  • Cможет ли клиент предоставлять необходимую информацию и выделять время для общения, необходимые для успешного выполнения проекта?
  • Не нарушу ли я профессиональную этику и стандарты (которые более строги, чем предусмотренные законом)?
  • Останется ли Заказчик доволен, и как изменится репутация консультанта после проекта?


Методы работы с консультантом

В настоящее время методы работы с консультантами могут быть самыми разными. В основном применяются следующие методы работы между консультантами и Заказчиками:

  • проектная работа - стоимость определяется, исходя из всего объема работ и подлежит пересмотру в очень редких случаях;
  • оплата в зависимости от временного фактора - стоимость консалтинговых услуг зависит от отработанного консультантом времени;
  • оплата услуг консультантов в зависимости от результатов работ - оплата услуг консалтинговых фирм производится в виде процента от достигнутых результатов;
  • комбинированные формы оплаты.

Наиболее оптимальной формой взаимодействия между Заказчиком и Консультантом, по нашему мнению, является проектная форма работы. При этом и Заказчик, и Консультант перед началом выполнения работ имеют представление об объемах и сроках выполняемых работ, бюджете проекта. Проектная форма работы снижает финансовый риск Заказчика, в то же время Консультант имеет четкие представления о решаемых задачах и сроках их решения.

Однако, как же определить эти заветные показатели и как развеять опасения, существующие и у Заказчика и у Консультанта при заключении договора на полноценные консалтинговые услуги? Как научиться понимать друг друга, общаться на одном языке?


Семинары и их необходимость

До начала непосредственной работы с консультантом Заказчику необходимо осознать свою проблему, понять, в чем она заключается, найти общий язык с консультантом. Эти факторы выступают необходимыми условиями эффективного сотрудничества. Два человека, говорящие на разных языках, оперирующих различными понятиями, понимают друг друга с трудом. Одним из эффективных средств преодоления такого «языкового» барьера на наш взгляд являются семинары.

Семинары дают возможность:

  • получить единое определение понятий, которые используются в данной области деятельности;
  • узнать об эффективных методах решения проблем;
  • четко сформулировать вопросы и проблемы предприятия и найти пути их решения;
  • получить дополнительные знания и систематизировать имеющиеся;
  • получить разъяснение практических вопросов, не описанных в литературе.

Однако, хотя семинары и позволяют заговорить на одном языке, они не дают ответы на все вопросы Заказчика и не решают полностью его проблемы. Тогда предприятие-Заказчик обращается к консультантам для заключения договора на оказание консалтинговых услуг.


Экспресс-диагностика как оправданная мера

Взаимное недоверие и опасения не исчезают на этапе проведения переговоров. Таким образом, нужен какой-то промежуточный этап между переговорами и полноценной работой консультантов, направленной на поиск и решение проблем Заказчика. Мы считаем, что таким промежуточным этапом может стать экспресс-диагностика, включающая ряд операций, выполняемых перед началом консалтинговых работ, а именно:

  • уточняются формулировки целей обращения клиентов, т.е. определяются задачи, над которыми нужно работать;
  • идентифицируются проблемы исходя из поставленных задач, определяются пути их решения;
  • определяются объемы, сроки и стоимость консалтинговых работ.

На этапе экспресс-диагностики Заказчик и Консультант ближе знакомятся друг с другом, получают представление о специфике бизнесов.

Заказчик во время экспресс-диагностики имеет возможность убедиться в наличии у консультанта требуемой квалификации, соблюдении им этических принципов, необходимости проведения проекта.

Консультант при проведении экспресс-диагностики в силу своего опыта может определить объемы выполняемых при проведении проекта работ, сложность решаемых задач, и, следовательно, возможность решения им этих задач и ориентировочные сроки их решения.

Ниже приведены примеры, подтверждающие необходимость проведения экспресс-диагностики.

Пример 1

При внедрении автоматизированной системы учета сроки выполнения работ были определены Консультантом исходя из предыдущего опыта (предварительное обследование не проводилось). Однако, с первых дней выполнения проекта Консультанту стало ясно, что сроки выполнения проекта значительно превысят запланированные по следующим причинам:

  • отсутствие у Заказчика опыта взаимодействия с Консультантом;
  • нежелание рядовых исполнителей Заказчика участвовать в процессе постановки задачи;
  • не были учтены особенности ведения учета организацией;
  • Заказчик неполно предоставил первичную информацию;
  • Консультант неправильно оценил величину трудозатрат, которые требуются для решения проблем Заказчика.

В результате сроки проекта были сорваны, Заказчик остался недоволен, хотя этого можно было бы избежать, определив на этапе экспресс-диагностики возможные сложности при реализации проекта и выработав оптимальную тактику взаимодействия.

Пример 2

Предприятие решило внедрить систему автоматизированного учета. Консультации по вопросу выбора программ не проводились, диагностика потребностей предприятия не осуществлялась. Предприятие приобрело программный продукт по автоматизации бухгалтерского учета и обратилось к внедренческой фирме. После непродолжительной работы фирмы-внедренца стало ясно, что необходимость в данной программе для предприятия не очень велика (80% операций составляли операции по продаже продукции широкому кругу покупателей), т.е. наиболее актуальной для предприятия была автоматизация торговой деятельности (отгрузка, оплата, номенклатура), а не всего бухгалтерского учета. Внедрение проекта затянулось и, в дальнейшем, проект был закрыт. Предприятие не добилось своих целей.

При проведении предприятием экспресс-диагностики Консультанты определили бы приоритеты проведения автоматизации, порекомендовали бы необходимое программное обеспечение.

Пример 3

Перед консалтинговой фирмой была поставлена задача реорганизации бухгалтерского учета, в том числе и операций в розничной торговле, экспресс-диагностика не проводилась. Целью проекта было улучшение аналитического учета. Консультант перед началом работ был заверен, что любые предложения, которые он обоснует, будут применяться в бухгалтерской практике предприятия. В ходе проекта, стало ясно, что внедрение подробной аналитики при учете товаров в розничной торговле не применимо для данного предприятия. Причиной послужил человеческий фактор, состоящий в том, что сотрудники предприятия-Заказчика будут обрабатывать такой объем информации. Заказчиком было принято решение вернуться к изначальному варианту ведения учета в рознице. В результате проект был признан неудачным обеими сторонами.

При проведении экспресс-диагностики Консультант оценил бы возможность применения подробной аналитики и мог бы выносить свои суждения о целесообразности углубления аналитического учета с определенной уверенностью.

Что же такое экспресс-диагностика - консалтинговая услуга или продолжение переговоров?

Ряд консалтинговых фирм рассматривает диагностику (предварительный анализ) именно как услугу для продажи. Очевидно, их мнение состоит в том, что Заказчик должен доверять консультанту уже на данном этапе в силу каких-то факторов (имя, опыт работы). Так как диагностика является услугой для продажи, то и стоить она должна как консалтинговая услуга (с учетом результатов и сроков).

Мы рассматриваем экспресс-диагностику как продолжение переговоров или как переходной этап между знакомством и полноценным проектом. Целью в данном случае выступает не продажа услуг консультантами (получение Консультантом прибыли), а налаживание взаимодействия между консультантом и заказчиком. Во время экспресс-диагностики консультантом производится оценка возможности выполнить работу по проекту качественно и в срок. Заказчик имеет возможность убедиться в качестве оказываемых ему услуг и профессионализме консультанта.

Источник материала: Компания ICF

ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


Финансы.Ru
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Copyright © FINANSY.RU 1999-2017