Экспресс-диагностика: кому это выгодно?
Артем Деблик, компания ICF
Что же такое консалтинг? Виды консалтинга. Этика консалтинга
Консалтинговый бизнес в России проходит стадию оформления, многие фирмы
только начинают осознавать необходимость консалтинга и учатся работать с
консультантами.
Итак, что же такое консалтинг?
- Консалтинг -
- вид интеллектуальной деятельности,
основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив
развития и использования научно-технических и
организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и
проблем клиента.
Консалтинг существует во множестве проявлений, призванных решать те или
иные проблемы Заказчика. В Европейском справочнике-указателе
консультантов по менеджменту выделено 84 вида консалтинговых услуг,
объединенных в 8 групп:
- общее управление;
- администрирование;
- финансовое управление;
- управление кадрами;
- маркетинг;
- производство;
- информационная технология;
- специализированные услуги.
Как и любая профессиональная служба, связанная с обслуживанием
капитала, консалтинг характеризуется:
- профессионализмом;
- высокой квалификацией сотрудников;
- независимостью;
- определенным этическим кодексом.
Этике консалтинга можно посвятить отдельную статью, мы остановимся на
ее краткой характеристике, включающей в себя обязательства перед клиентом
и соглашения с ним.
Основные обязательства
перед клиентом предусматривают, что:
- интересы клиента имеют более высокие приоритеты, чем собственные
интересы;
- гарантируются конфиденциальность предоставленных данных и проводимых
работ;
- не оказываются услуги конкурирующим организациям.
Соглашения с клиентом
предусматривают, что:
- будут выполняться только те задания, которые соответствуют
квалификации консультантов и приносящие выгоду клиенту;
- работа будет выполняться только при условии полного понимания
требований клиента
- будут разрабатываться только те решения, которые можно успешно
внедрить;
- при выполнении работ будет проводиться знакомство клиента с
применяемыми принципами, методами и техникой.
Однако, как и в любом бизнесе, в консалтинге существуют возможности для
мошенничества, низкого качества выполняемых работ, непонимания во
взаимоотношениях. Обе стороны (и Заказчик, и
Консультант) испытывают определенные опасения (объективные и
субъективные) при заключении договора на консалтинговые услуги. Попробуем
разобраться более подробно, чего же опасается каждая из сторон.
Чего боится Заказчик
Заказчика, как лицо, заинтересованное в качестве, сроках и
стоимости услуг, интересуют такие вопросы:
- Что нужно предприятию - полный набор услуг консалтинговой фирмы или
отдельный проект?
- Как отличить хорошего консультанта от плохого?
- Действительно ли консультант - квалифицированный специалист с опытом
практической работы, или это теоретик, ни дня не проработавший на
предприятии, или того хуже - это ловкий шарлатан?
- Смогут ли консультанты реально решить проблему, хватит ли у них
квалификации, получит ли предприятие решение, применимое на практике,
или теоретические изыскания?
- Насколько конфиденциальна будет работа консультанта, не уйдет ли за
пределы фирмы информация, которую посторонним видеть не полагается?
- Предложит ли консультант решение, наиболее подходящее для
предприятия или он ограничится ранее наработанным шаблоном, не совсем
подходящим к проблеме?
- Будет ли консультант прислушиваться к мнению опытных сотрудников
предприятия, т.е. к мнению людей, знающих это предприятие как свои пять
пальцев, подстроится ли он под работу предприятия или наоборот, заставит
предприятие подстраиваться под себя?
- Будет ли консультант участвовать во внедрении выработанных
предложений, или после сдачи отчета он куда-то исчезнет?
- Не попадет ли предприятие в зависимость от консультанта?
- Не выйдет ли стоимость проекта за намеченные рамки, не заплатит ли
предприятие за консалтинг больше, чем будет выгода от внедрения решения,
не затянется ли проект на такой период, что в момент его окончания
необходимости в нем уже не будет?
Чего боится Консультант
Однако не только у Заказчика консалтинговых услуг есть
опасения при работе с Консультантом. Опасения испытывают и консультанты
при работе с клиентом, а именно:
- Добросовестен ли Заказчик, будет ли он оплачивать мои
услуги?
- Cмогу ли я выполнить предложенную работу своевременно, качественно и
в рамках установленного бюджета?
- Насколько точно сформулированы цели, не окажется так, что в момент
сдачи отчета клиент заявит, что это не совсем то, что ему нужно?
- Cможет ли клиент предоставлять необходимую информацию и выделять
время для общения, необходимые для успешного выполнения проекта?
- Не нарушу ли я профессиональную этику и стандарты (которые более
строги, чем предусмотренные законом)?
- Останется ли Заказчик доволен, и как изменится репутация
консультанта после проекта?
Методы работы с консультантом
В настоящее время методы работы с консультантами могут быть самыми
разными. В основном применяются следующие методы работы между
консультантами и Заказчиками:
- проектная работа - стоимость определяется, исходя из всего объема
работ и подлежит пересмотру в очень редких случаях;
- оплата в зависимости от временного фактора - стоимость
консалтинговых услуг зависит от отработанного консультантом времени;
- оплата услуг консультантов в зависимости от результатов работ -
оплата услуг консалтинговых фирм производится в виде процента от
достигнутых результатов;
- комбинированные формы оплаты.
Наиболее оптимальной формой взаимодействия между Заказчиком и
Консультантом, по нашему мнению, является проектная форма работы.
При этом и Заказчик, и Консультант перед началом выполнения работ
имеют представление об объемах и сроках выполняемых работ, бюджете
проекта. Проектная форма работы снижает финансовый риск Заказчика, в то же
время Консультант имеет четкие представления о решаемых задачах и сроках
их решения.
Однако, как же определить эти заветные показатели и как развеять
опасения, существующие и у Заказчика и у Консультанта
при заключении договора на полноценные консалтинговые услуги? Как
научиться понимать друг друга, общаться на одном языке?
Семинары и их необходимость
До начала непосредственной работы с консультантом Заказчику
необходимо осознать свою проблему, понять, в чем она заключается, найти
общий язык с консультантом. Эти факторы выступают необходимыми условиями
эффективного сотрудничества. Два человека, говорящие на разных языках,
оперирующих различными понятиями, понимают друг друга с трудом. Одним из
эффективных средств преодоления такого «языкового» барьера на наш взгляд
являются семинары.
Семинары дают
возможность:
- получить единое определение понятий, которые используются в данной
области деятельности;
- узнать об эффективных методах решения проблем;
- четко сформулировать вопросы и проблемы предприятия и найти пути их
решения;
- получить дополнительные знания и систематизировать имеющиеся;
- получить разъяснение практических вопросов, не описанных в
литературе.
Однако, хотя семинары и позволяют заговорить на одном языке, они не
дают ответы на все вопросы Заказчика и не решают полностью его проблемы.
Тогда предприятие-Заказчик обращается к консультантам для
заключения договора на оказание консалтинговых услуг.
Экспресс-диагностика как оправданная мера
Взаимное недоверие и опасения не исчезают на этапе проведения
переговоров. Таким образом, нужен какой-то промежуточный этап между
переговорами и полноценной работой консультантов, направленной на поиск и
решение проблем Заказчика. Мы считаем, что таким промежуточным этапом
может стать экспресс-диагностика, включающая ряд операций, выполняемых
перед началом консалтинговых работ, а именно:
- уточняются формулировки целей обращения клиентов, т.е. определяются
задачи, над которыми нужно работать;
- идентифицируются проблемы исходя из поставленных задач, определяются
пути их решения;
- определяются объемы, сроки и стоимость консалтинговых работ.
На этапе экспресс-диагностики Заказчик и Консультант
ближе знакомятся друг с другом, получают представление о специфике
бизнесов.
Заказчик во время экспресс-диагностики имеет возможность убедиться в
наличии у консультанта требуемой квалификации, соблюдении им этических
принципов, необходимости проведения проекта.
Консультант при проведении экспресс-диагностики в силу своего опыта
может определить объемы выполняемых при проведении проекта работ,
сложность решаемых задач, и, следовательно, возможность решения им этих
задач и ориентировочные сроки их решения.
Ниже приведены примеры, подтверждающие необходимость проведения
экспресс-диагностики.
Пример 1
При внедрении автоматизированной системы учета сроки выполнения работ
были определены Консультантом исходя из предыдущего опыта
(предварительное обследование не проводилось). Однако, с первых дней
выполнения проекта Консультанту стало ясно, что сроки выполнения проекта
значительно превысят запланированные по следующим причинам:
- отсутствие у Заказчика опыта взаимодействия с
Консультантом;
- нежелание рядовых исполнителей Заказчика участвовать в
процессе постановки задачи;
- не были учтены особенности ведения учета организацией;
- Заказчик неполно предоставил первичную информацию;
- Консультант неправильно оценил величину трудозатрат, которые
требуются для решения проблем Заказчика.
В результате сроки проекта были сорваны, Заказчик остался
недоволен, хотя этого можно было бы избежать, определив на этапе
экспресс-диагностики возможные сложности при реализации проекта и
выработав оптимальную тактику взаимодействия.
Пример 2
Предприятие решило внедрить систему автоматизированного учета.
Консультации по вопросу выбора программ не проводились, диагностика
потребностей предприятия не осуществлялась. Предприятие приобрело
программный продукт по автоматизации бухгалтерского учета и обратилось к
внедренческой фирме. После непродолжительной работы фирмы-внедренца стало
ясно, что необходимость в данной программе для предприятия не очень велика
(80% операций составляли операции по продаже продукции широкому кругу
покупателей), т.е. наиболее актуальной для предприятия была автоматизация
торговой деятельности (отгрузка, оплата, номенклатура), а не всего
бухгалтерского учета. Внедрение проекта затянулось и, в дальнейшем, проект
был закрыт. Предприятие не добилось своих целей.
При проведении предприятием экспресс-диагностики Консультанты
определили бы приоритеты проведения автоматизации, порекомендовали бы
необходимое программное обеспечение.
Пример 3
Перед консалтинговой фирмой была поставлена задача реорганизации
бухгалтерского учета, в том числе и операций в розничной торговле,
экспресс-диагностика не проводилась. Целью проекта было улучшение
аналитического учета. Консультант перед началом работ был заверен, что
любые предложения, которые он обоснует, будут применяться в бухгалтерской
практике предприятия. В ходе проекта, стало ясно, что внедрение подробной
аналитики при учете товаров в розничной торговле не применимо для данного
предприятия. Причиной послужил человеческий фактор, состоящий в том, что
сотрудники предприятия-Заказчика будут обрабатывать такой объем
информации. Заказчиком было принято решение вернуться к
изначальному варианту ведения учета в рознице. В результате проект был
признан неудачным обеими сторонами.
При проведении экспресс-диагностики Консультант оценил бы
возможность применения подробной аналитики и мог бы выносить свои суждения
о целесообразности углубления аналитического учета с определенной
уверенностью.
Что же такое экспресс-диагностика - консалтинговая услуга или
продолжение переговоров?
Ряд консалтинговых фирм рассматривает диагностику (предварительный
анализ) именно как услугу для продажи. Очевидно, их мнение состоит в том,
что Заказчик должен доверять консультанту уже на данном этапе в
силу каких-то факторов (имя, опыт работы). Так как диагностика является
услугой для продажи, то и стоить она должна как консалтинговая услуга (с
учетом результатов и сроков).
Мы рассматриваем экспресс-диагностику как продолжение переговоров или
как переходной этап между знакомством и полноценным проектом. Целью в
данном случае выступает не продажа услуг консультантами (получение
Консультантом прибыли), а налаживание взаимодействия между консультантом и
заказчиком. Во время экспресс-диагностики консультантом производится
оценка возможности выполнить работу по проекту качественно и в срок.
Заказчик имеет возможность убедиться в качестве оказываемых ему услуг и
профессионализме консультанта.
Источник материала: Компания ICF
Читайте также: