экономика и финансы
МАГАЗИН [Главная] [Публикации] [Тенденции] [Финансы] [Организации]
[Экономисты] [Аспирантура] [Работа] [Полезно] [Книги] [Гостевая]
КНИГИ
ГЛАВНАЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
ФИНАНСЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИСТЫ
ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ
ПОИСК РАБОТЫ
ПОЛЕЗНО
КНИГИ
ГОСТЕВАЯ

ПУБЛИКАЦИИ: ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ

Западу выгодно держать Россию на долговом крючке. Интервью Олега Вьюгина.

19.01.2001

Политические и экономические аспекты внешних долгов России комментирует для Страны.Ru Олег Вьюгин, бывший первый заместитель министра финансов, вице-президент компании "Тройка-Диалог"

- Какова политическая составляющая проблемы выплат Парижскому клубу? Можно ли теоретически представить возможность политической торговли: рассрочка долгов в обмен на некие политические шаги со стороны России?

Политическая составляющая здесь очень простая. Я думаю, что развитым странам семерки выгодно через долговую проблему держать Россию на долговом крючке.

Если Россия платит абсолютно все долги и не нуждается ни в какой помощи кредиторов, то это означает реальную политическую независимость России. Если же Россия вынуждена просить о финансовой помощи, то это снижает политическую независимость России.

Это даже не вопрос отношений дружбы или недружественных отношений. Это чисто прагматическая составляющая. И Западу выгодно, конечно, сохранить долговую зависимость России. А если Россия вдруг начнет все платить, то это тоже выгодно. Потому что $40 млрд на дороге не валяются, и для Европы, и для Америки.

Возможна ли отсрочка за счет политической торговли? Вряд ли. Совсем недавно это было возможно. Но сегодня, разменять долг на некоторые политические уступки вряд ли удастся. Это связано и с внутриполитической ситуацией в России. Это связано и с тем, что изменилось отношение к России со стороны Запада тоже. Опять же это не вопрос враждебности отношений или ухудшения отношений. Это просто изменение отношений, более прагматичный подход. Подход, который уже и Буш озвучивал, и замминистра финансов ФРГ Кайо Кох-Везер недавно сказал, что "мы не меняем экономические реформы на рассрочку долгов".

- Как вы можете прокомментировать сегодняшнее поручение правительству к середине февраля решить вопрос с Парижским клубом?

Раз речь идет о двух-трех неделях, то это означает что, правительству дана возможность поработать с МВФ и Парижским клубом с тем, чтобы добиться определенных компромиссов и, возможно, реструктуризации. Причем возможен вариант, когда правительство соглашается выплатить все долги по 2001 году, а в обмен получает перспективу переговоров о среднесрочной перспективе [то есть о рассрочке пиковых выплатах последующих лет]. Кроме того, правительству дана возможность пересмотреть с Думой пропорции распределения дополнительных доходов между платежами по внешнему долгу и на внутренние расходы, естественно, в пользу внешнего долга. Нужно, конечно, все дополнительные доходы направлять на выплату внешнего долга. Я думаю, что это имелось в виду.

- Какие аргументы российского правительства могут быть наиболее весомыми для МВФ и Парижского клуба?

Наиболее весомые все-таки среднесрочные аргументы, а не краткосрочные. Я имею в виду перспективы выплат 2003 года. Возможна также дискуссия вокруг оценок темпов экономического роста. Да и сама сумма долговых выплат тоже приличная.

- Какие сценарии в отношениях с Парижским клубом и МВФ в принципе возможны. Можно ли уже в этом году договориться о выплатах 2003 года?

По моим сведениям, есть очень маленький шанс, что МВФ на определенных условиях может поддержать правительство и в каком-то виде намекнуть на то, что в среднесрочном плане все-таки платежеспособность России под вопросом. Это им сделать будет гораздо легче, чем убеждать, что в 2001 году Россия не может платить.

И если попробовать реализовать этот шанс, то сценарий может быть такой: переговоры относительно трехлетней или программы МФВ (или, по крайней мере, двухлетней программы), которая бы предполагала целый ряд мер. Но главное, что бы программа с МВФ предполагала бы намек на то, что в принципе России могут понадобиться реструктуризация долга Парижскому клубу. На этой основе правительство может попытаться сесть за стол переговоров с Парижским клубом, не откладывая. Хотя шансы такого развития событий небольшие. Это один сценарий.

Другой сценарий: попытка выиграть войну нервов, которая сейчас затеяна. Правда из-за того, что власть не выступила консолидировано, эту войну нервов будет довольно трудно выиграть. Скорее всего, она будет проиграна.

Что может быть окончательным сигналом о том, что Парижскому клубу надо платить?

Формально окончательным сигналом будет безрезультатная миссия МВФ. То есть миссия, которая пребывает 2 февраля, проведя 10 дней в Москве, не сможет заявить о наличии программы для России. До этих пор все строгие заявления от стран-кредиторов, в общем, будут относиться к войне нервов, или, как правильно сказал Кудрин, к элементам психологического давления на Россию.

Но могут быть и другие сигналы. Ведь можно и нужно проконсультироваться с фондом до того, как сюда приедет миссия МВФ. Потому что миссия приезжает уже с готовым решением. Она с инструкциями приезжает. И если миссии будут даны инструкции не договариваться ни о каких вариантах поддержки реструктуризации долга, то она с этим и уедет.

- Как правительство может привлечь сверхдоходы сырьевых экспортеров (в частности нефтяных компаний) для выплат внешнего долга?

Я полагаю, что это должны быть экспортные пошлины или все другие виды, так называемого Windfall Taxation. То есть обложения налогом неожиданных доходов. Такие способы применяются в разных странах. Например, в Норвегии, где нефтяные компании в большинстве своем государственные. И в случае подарка в виде неожиданно высоких цен на нефть, государство просто забирает существенную часть прибыли компаний в свой бюджет. Существуют, конечно, и нетрадиционные способы изъятия прибылей, но эти методы не очень красивые. - Можно ли утверждать, что экономическая траектория на 2001 год задана утвержденным бюджетом, и ничего изменить уже нельзя?

Нет, конечно. Экономическая траектория зависит не только от бюджета. Сама бюджетная политика должна подстраиваться под ситуацию с платежным балансом (или соответствовать ситуации с платежным балансом, если точнее). Если торговый баланс достаточно велик, как это было в прошлом году, то бюджетная политика должна быть жесткой. Должен быть достигнут существенный профицит бюджета. В этом случае выстраивается логичная политика, сохраняется конкурентоспособность российского корпоративного сектора и одновременно накапливаются резервы.

Если же бюджетная политика другая - непрофицитная - то растет импорт, падает конкурентоспособность российских производителей, и снижается индустриальный рост.

- Насколько опасна инфляция и укрепление реального курса рубля. Какие меры для сохранения конкурентоспособности внутреннего производства возможны?

Инфляция всегда опасна. Желательно ее держать предсказуемой и ограниченной. Любая тенденция роста инфляции приводит к обесцениванию всех реальных активов, в том числе и финансовых. А это по существу обозначает спад. Потому что если номинальный ВВП переоценить в более высоких ценах, то получится спад.

Самая лучшая мера для сохранения конкурентоспособности - это структурная реформа на уровне корпоративного сектора, новые инвестиции, привлечение новых технологий, замена старого оборудования.

А как временная мера для того, чтобы дать корпоративному сектору такие реформы провести, возможно, ограничение роста реального курса рубля. Другими словами нельзя давать рублю укрепляться слишком быстро. Зачем? С тем чтобы поддерживать уровень долларовых издержек российских предприятий на существенно низком уровне по сравнению с их конкурентами за рубежом. В этом случае всякий западный кефир и молоко не будет конкурентоспособными. И весь этот рынок, будет принадлежать российским производителям.

Но сдерживание реального курса рубля - временная мера. Политику слабой валюты можно, конечно, проводить долго и некоторым странам это удается. Но в принципе, конечная цель - реструктуризация корпоративного сектора, превращение его в конкурентоспособный сектор и привлечение инвестиций. Через политику слабого рубля такая задача не решается.

- Мешают ли разные мнения (М.Касьянова, А.Кудрина, А.Шохина, А.Илларионова) о выплате долгов переговорам со странами-кредиторами или это нормальная практика?

Безусловно, мешают. И практика эта ненормальная. Если власть решила идти по варианту атаки на Парижский клуб, то тогда нужно идти очень консолидировано, потому что это собственно игра нервов. Чьи нервы выдержат, тот и выиграл. А российская сторона уже показала, что нервы не выдержали. (Я сейчас не обсуждаю, правильное было решение или не правильное).

Страна.Ру

[ список всех публикаций ]


Читайте также:

РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]




Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018