экономика и финансы
МАГАЗИН [Главная] [Публикации] [Тенденции] [Финансы] [Организации]
[Экономисты] [Аспирантура] [Работа] [Полезно] [Книги] [Гостевая]
КНИГИ
ГЛАВНАЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
ФИНАНСЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИСТЫ
ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ
ПОИСК РАБОТЫ
ПОЛЕЗНО
КНИГИ
ГОСТЕВАЯ

ПУБЛИКАЦИИ: ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДШИВКИ
Итоги 2000 года и прогноз на 2001 год: мнения экспертов

Прогноз социально-экономического развития Росийской Федерации до конца 2000 года и на период до 2005 года

Делягин М.Г., Open Economy, 26 сентября 2000 года.

  

ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ В 2000 ГОДУ

1. Два года оздоровление экономики шло стихийно, при пассивности государства. Россия приближается к моменту, когда везение заканчивается. Экономическая конъюнктура начинает ухудшаться в первую очередь из-за:

  • капитуляции государства перед монополиями (так, естественным монополиям оно повышает тарифы, не проверяя их обоснованность);
  • ожидания снижения мировых цен на нефть (не ниже 22 долл. за баррель);
  • исчерпания ресурсов стихийного роста (насыщения внешних и внутреннего рынков при сложившихся институциональных ограничениях);
  • нарастающим износом основных фондов в базовых отраслях (электроэнергетике, нефте- и газодобыче), создающим уже натуральные, а не финансовые ограничения роста (причина - длительность окупаемости инвестиций, делающая политические риски запретительно высокими).

Компенсировать ухудшение конъюнктуры можно лишь осознанной и активной политикой государства, перед которым лежат два пути.

2. Первый путь: правительство признает жизненную необходимость:

  • оздоровления инвестиционного климата при помощи декриминализации процедуры банкротства, последовательного проведения комплексной антимонопольной политики и судебной реформы;
  • государственного гарантирования недоступных частным инвесторам из-за долгосрочности (и связанных с нею запретительно высокими политическими рисками) крупных проектов в базовых отраслях;
  • превращения в приоритет государства сокращения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Это обеспечивает переход к устойчивому росту с перспективами преодоления инвестиционного кризиса 2003-2005 годов. В 2000 году это найдет свое отражение в увеличении ВВП на 5.5%, производства промышленности - на 6.5, инвестиций - на 10.5, реальных доходов населения - на 7%.

3. Второй путь - сохранение пассивности государства. Он приведет к замедлению экономического роста. Начало нового инфляционного витка и торможение развития вызовет рост социально-политической напряженности.

Это может вызвать обновление правительства и переход к рациональной экономической политике уже в четвертом квартале 2000 года.

Сохранение пассивности государства до конца 2000 года способно привести к новому экономическому кризису осенью 2001 года.

В этом случае рост ВВП составит в 2000 году 5.0% (за счет ускоренного развития рынка финансовых инструментов), промышленный рост - 4.9%, прирост инвестиций - 7.0% и рост реальных доходов населения - около 5%. Однако уже в 2001 году эти показатели начнут ухудшаться.

4. Развитие России будет определяться реакцией государства на следующие основные проблемы:

  • 2003 год – кризис внешнего долга;
  • 2004 год – начало разрушения оборудования базовых отраслей вследствие невосполняемого износа;
  • 2005 год – начало значимого снижения мировых цен на нефть.

Вариант 1. Реализация программы правительства (на основе программы Грефа), которая не предусматривает реакции ни на одну из угроз.

За счет накопленной позитивной инерции экономики затухающий экономический рост продлится до 2002 года. Уже в 2003 году резко возросшие платежи по внешним выплатам окончательно обрушат экономическую конъюнктуру и приведут к возобновлению спада, который будет закреплен, а затем и резко усилен началом разрушения основных фондов базовых отраслей в 2004-2005 годах и снижением мировых цен на нефть в 2005 году.

Во второй половине первого десятилетия ХХI века это может закончиться политическим и экономическим распадом России.

Вариант 2. Дополнение программы правительства стандартными либеральными рецептами (последовательное проведение антимонопольной политики, декриминализация процедуры банкротства, судебная реформа, установление контроля за исполнением региональных бюджетов и разумная трансфертная политика, направленная на обеспечение в соответствии с Бюджетным кодексом минимальных социальных стандартов).

Эта политика позволит поддержать благоприятную экономическую конъюнктуру и продолжить рост, несмотря на рост внешних выплат. Однако она оставляет общество полностью беззащитным перед лицом инвестиционного кризиса, что приведет к возобновлению спада.

Движение по этому пути чревато для России еще одним “потерянным десятилетием”, хотя и не грозит быстрым распадом.

Вариант 3. Дополнение программы правительства стандартными либеральными рецептами и государственным гарантированием некоммерческих рисков 10-15 крупнейших инвестиционных проектов в базовых отраслях (проекты отбираются по двум критериям: необходимость для сохранения российской экономики и недоступность для частных инвесторов из-за длительности осуществления и, соответственно, запретительно высоких некоммерческих рисков).

Эта политика позволит ослабить последствия драматического роста внешних выплат в 2003 году и удешевления нефти и полностью преодолеть инвестиционный кризис в базовых отраслях.

Хотя движение по этому пути будет наталкиваться на большое количество преград, Россия будет продолжать рост и сохранит возможности модернизации и уверенного прогресса.

Смотрите также: Делягин Михаил Геннадьевич

[ каталог всех подшивок ] [ все статьи по теме ]


Читайте также:

РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]




Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018