ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА ЕС

Кризис в Греции: лучшая стратегия - это ее отсутствие

Кризис в Греции лучшая стратегия это ее отсутствие Стратегия - это слово греческого происхождения. Увы, нынешнее правительство Греции, возглавляемое Алексом Ципрасом, не имеет о нем ни малейшего представления. По крайней мере стратегии для выхода из затяжного экономического и финансового пике у них точно нет. Правительств Ципраса не хватает надежного плана как договориться с европейскими кредиторами и Международным валютным фондом. Нет у них и продуманной программы действий на случай дефолта, которая позволила бы минимизировать ущерб. За последние несколько недель греческим финансовым рынкам удалось стабилизироваться, в основном за счет того, что воинствующий министр финансов Янис Варуфакис был отстранен от участия в переговорах с кредиторами страны. Новый состав команды переговорщиков позволил вывести процесс в продуктивное русло, но им все равно предстоит свернуть годы, что вряд ли удастся сделать в ближайшее время. Когда Ципрас занял кресло Премьер министра - это было в январе нынешнего года - ему казалось, что он сможет получиь больше наличности, а заодно выторговать для Греции более выгодные условия, возможно, даже списание долгов без серьезных реформ. Оказалось, это лишь несбыточные мечты.

Кроме того, изначально правительство не учитывало негативные последствия долгих месяцев политической неопределенности и жесточайшего дефицита ликвидности для экономики страны. В ноябре Европейская комиссия предполагала, что она вырастет на 2.9% в этом году, но теперь этот прогноз снижен до 0.5%, но, возможно, и он слишком оптимистичен. Раз экономика ухудшается, значит Афинам будет сложнее свести концы с концами. Даже если кредиторы понизят для нее бюджетные цели на этот год, правительству придется пойти на новые меры фискальной консолидации, что еще больше повредит экономике. Афинам отчаянно не хватает денег. В целом, по данным Агентства по управлению долгами Греции, страна должна 324 млрд. евро. Из них она сегодня уже выплатила 750 млн. МВФ, а 1.5 млрд. еще предстоит отдать в июне. Ципрас надеется, что в течение ближайших нескольких недель ему удастся убедить своих коллег из Еврозоны одолжить стране еще немного денег, чтобы избежать банкротства. Но это возможно только в том случае, если он перешагнет черту, которую он пообещал не преступать - по вопросу пенсий, трудового законодательства и налога на добавленную стоимость.

Даже если Афинам удастся избежать немедленного кризиса ликвидности, в долгосрочной перспективе проблемы будут накапливаться. Переговоры по долгосрочным долгам должны завершиться к концу июня, но они не начнутся,пока не будут достигнуты договоренности по краткосрочным займам. Дело не только в сжатых сроках, но и в стесненных средствах. Состояние греческой экономики ухудшается, поэтому следующая программа помощи потребует больше озвученных ранее 50 млрд. евро. Будет сложно убедить другие страны Еврозоны наскрести для Греции такую сумму, в том числе и потому, что доверие к стране практически исчезло. Принимая во внимание такие мрачные прогнозы, следует оценить альтернативные сценарии. Их два: дефолт и выход из состава Еврозоны; или дефолт и сохранение евро. Последний - меньшее из зол, хотя и тут, как говориться, хрен редьки не слаще. Чтобы свести к минимуму ущерб, правительству придется рекапитализировать банки, поскольку дефолт правительства запустит череду банкротств в финансовом секторе. Если банки не будут рекапитализированы, Европейский центральный банк перекроет им ликвидность, кредиторы обанкротятся, а экономика продолжит падать в бесконечно глубокую пропасть.

Проблема в том, что у Афин нет денег, чтобы самостоятельно спасти банки, из внешних источников страна их тоже не получит. Единственный выход - «подставить» вкладчиков и превратить часть их сбережений в новый собственный капитал банков. Несмотря на то, что риски банков на рынке государственных облигаций не так уж велики, им потребуется рекапитализация, поскольку значительная доля кредитов, выданных частному сектору также перейдет в разряд плохих долгов. Вкладчикам, вероятно, придется лишится многого, что станет ударом для экономики. В случае дефолта, Афинам также придется научиться жить по средствам. Конечно, правительству не нужно будет искать деньги, чтобы расплатиться с кредиторами, но зарплаты и пенсии будут урезаны, потому что налоговые поступления сократятся в согласии с состоянием экономики. Некоторые обозреватели, включая Мартина Вульфа из The Financial Times, предполагают, что Афины выплатят зарплаты и пенсии через выпуск долговых расписок. Но это плохая идея, поскольку люди увидят в этих расписках намеки на новую драхму и быстро их обесценят.

Налоговые поступления упадут - отчасти, из-за сокращения экономики, и частично из-за того, что, предвидя возврат к драхме, люди не захотят платить налоги в евро. Таким образом, правительству придется выпустить новые долговые расписки, замкнув тем самым порочный круг, где выход из Еврозоны может стать самоисполняющимся пророчеством. Это тоже не слишком привлекательный вариант. Даже если не учитывать тот факт, что греки в большинстве своем хотят остаться в Еврозоне, переход к драхме превратится в ночной кошмар. Вряд ли, вернувшись к драхме, правительство Греции возьмется за ум и начнет вести ответственную экономическую политику. Скорее всего, оно будет просто печатать деньги, разжигая инфляцию и девальвацию. План Б действительно плох, поэтому Ципрасу не мешало бы наконец выработать реалистичную стратегию поведения с кредиторами. И как можно быстрее.

Источник: The Financial Times / перевод Forexpf.ru


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА ЕС

Европа нуждается в новых идеях

Снижение темпов роста производительности стало причиной стагнации заработных плат и унылого положения вещей в бизнесе. Несмотря на общее благосостояние жителей Старого света и общественный капитал, у большей части стран дела идут не очень хорошо: молодые люди вяло включаются в экономический процесс, а этнические меньшинства не спешат принимать традиционные европейские ценности. Успешных и нашедших своё место в жизни становится всё меньше. С 1995 года темпы роста заработных плат неуклонно снижаются, сигнализируя об экономическом спаде.

Как же так получилось? По мнению экономистов, южные регионы континента потеряли конкурентоспособность. Причина видится в неоправданно завышенной заработной плате в прошлые годы. Данное обстоятельство привело к значительному удорожанию рабочей силы, снижению объёмов производства и, как следствие, сокращению рабочих мест. В этой связи некоторые немецкие экономические аналитики видят выход в уменьшении кризисными странами размеров вознаграждения за труд. По мнению других, необходимо принятие разного рода мер, призванных дать толчок к увеличению заработных плат. Как вариант, Центробанкам предлагается покупать активы.

Из вышеизложенного становится ясно, по какой причине количество трудоустроенных людей в Греции, Испании, Италии снизилось. Однако в Европе уже были моменты критического соотношения работающих к общей численности населения (в семидесятые годы прошлого столетия в Италии и Германии, в восьмидесятые и девяностые во Франции). Являлись ли эти спады следствием отклонения в расчётах заработных плат? Если да, то почему вектор коррекции не был направлен вниз? Придерживающиеся традиционных взглядов считают, что падение объёмов производства и занятости находится в прямой зависимости от сокращения предложения на рынке труда, которое спровоцировано допущенными вольностями в фискальной политике, имевшими место во Франции, Греции, Италии в последнее десятилетие двадцатого века. Суть таких мер заключается в непомерных расходах, излишних сокращениях налогов. Всё это привело к появлению иллюзии благосостояния при не столь оптимальном уровне доходов. Увеличение размера государственных пособий побудило граждан отказаться от трудовой деятельности в пользу пособия по безработице. Средства, предусмотренные для оказания помощи бедным государствам, лишь накалили и без того сложную ситуацию, лишив сотрудников всякой мотивации, от чего увеличились затраты на производство.

Приверженцы идей Кейнса, делавшего акцент на совокупном спросе, ставят увеличение благосостояния в заслугу росту занятости, справедливо полагая, что потребительский спрос зависит от платёжеспособности людей. Снижению безработицы будет способствовать большее количество предоставленных стимулов. Доводы сторонников обеих идей, безусловно, заслуживают право на существование с оговоркой на одну важнейшую деталь, указывающую на факты снижения производительности, сокращения вовлечённости, неудовлетворённости работой, имеющими место с конца девяностых годов. Из-за такой тенденции угнетается занятость, сдерживается рост заработных плат, наблюдается сужение инновационной сферы. Примечательно, что даже после окончания Второй мировой войны инновации в Европе так и не пришли в соответствие с прежними стандартами. В шестидесятые годы континент оказался в зависимости от США, генерировавших новые идеи, помогавшие увеличению темпов экономического роста. В семидесятые годы источник американских инноваций, сосредоточенных в кремниевой долине, начал иссякать. Нехватка живительной подпитки почувствовалась к концу девяностых, охватив весь континент, кроме Германии, где негативные тенденции начали проявляться несколько позднее. Прошедший финансовый кризис оставил рубцы на теле большинства европейских стран, заставил задуматься о дальнейшем достойном существовании и преодолении трудностей.


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА ЕС

Греция и Европейский Союз: кто кого?

Новый этап европейской нестабильности только начинается. Три года назад Сириза считалась всего лишь одной из современных политических партий. А сегодня это уже новое правительство Греции, возможно даже обладающее абсолютным большинством в законодательной власти. По мнению партии, чтобы реализовать масштабную программу экономического обновления, Греции нужно обсудить условия долга с кредиторами страны: так называемой «тройкой», в которую входят Европейская комиссия, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд.

Партия пообещала прекратить политику, которую Алексис Ципрас называет «фискальной пыткой», превратившую Грецию в долговую колонию и приведшую к широкому распространению бедности и безработицы. Это обещает стать первым серьезным разногласием между кредиторами и суверенным должником с начала кризиса в еврозоне, и кто-то должен уступить. Но кто, и к чему это приведет?

У нового правительства и его кредиторов мало общего, и у них немного времени. Вскоре должны начаться разговоры о погашении невозвращенного займа, который следует уплатить до 1 марта (а потом произвести оплату в июле и августе), но они больше связаны с процессом, а не содержанием. Основная особенность предстоящих переговоров в основном обусловлена тем, что правительство, возглавляемое Сиризой, будет сильно отличаться от предшественников, раздираемых противоречиями, чьи политические интересы полностью совпадали с интересами тройки и основными принципами жесткой экономии. Сириза не скрывает, что она выступает резко против ранее принятых условий. Возможно, удастся достигнуть какого-то компромисса в отношении условий греческого долга, составляющего 317 млрд. евро или 175% от валового внутреннего продукта. Почти 80% долга принадлежат тройке, и проведенная ранее реструктуризация позволила увеличить средний срок погашения долга до более чем 16 лет с действующей процентной ставкой 2.4%. Тем не менее, бремя долга в дефляционной и медленно развивающейся экономике остается огромным.

Некоторые кредиторы уже отклонили требование списать большую часть непогашенного долга. Но можно было бы изучить эту и другие возможности, такие как привязка оставшегося долга к реальным темпам экономического роста, увеличение срока погашения долга, продление льготного периода до возобновления обслуживания долга, а также некоторые послабления в отношении использования государственных инвестиций в рамках Соглашения о стабильности и росте. Но самой серьезной преградой могут стать уступки в отношении жесткой экономии и условий кредитных соглашений. Существующие программы не предусматривают дальнейшего существенного сокращения государственных расходов, однако все же ожидается увеличение налогов и прибыли, что поддержит жесткую экономию в стране, которая по-прежнему охвачена депрессией. Сиризе это надоело. Своим приоритетом она объявила разрешение гуманитарного кризиса, связанного с недостатком жилья, еды и тепла; а затем она собирается принять меры для восстановления экономического роста, увеличения числа рабочих мест, минимальной зарплаты и пенсий, а также для повышения собираемости налогов и налоговых недоимок.

Скорее всего, Берлин и Брюссель будут настаивать, чтобы Греция придерживалась текущего курса и проводила уже согласованную политику, возможно с некоторыми изменениями. Основная задача - избежать каких-либо уступок по условиям долга, что может привести к аналогичным требованиям в других странах, включая Испанию, где партия Подемос, поддерживающая Сиризу, возглавляет опросы общественного мнения, касающиеся важных национальных выборов, которые пройдут в этом году. Однако в отношениях между кредиторами и должниками баланс иногда смещается в пользу последних, после периода тяжелых испытаний и покорности, так как должники постепенно восстанавливают финансовые позиции и политическое доверие. Возможно, Греция приближается именно к этой точке. Дефицит бюджета страны почти устранен, при этом исходя из различных показателей, МВФ предсказывает, что первичное сальдо (за исключением процентных платежей) составит от 3 до 5% от ВВП в 2015 г. Греция также имеет активное сальдо торгового баланса примерно в 1% от ВВП по сравнению с дефицитом свыше 14% в 2008-09 г.

Трудно предсказать, кто сдастся первым. Дальнейшая опасная неопределенность вызвана состоянием греческих банков, которые столкнулись с оттоком вкладов перед выборами, и которые по-прежнему зависят от финансирования Банком Греции на сумму почти в 50 млрд. евро в рамках Соглашения об экстренной кредитной помощи, одобренного ЕЦБ. Если Греция потребует слишком много, в одобрении может быть отказано, что спровоцирует новый банковский и экономический кризис. ЕЦБ вряд ли одобрила бы кредиты, если бы поручитель со стороны греческого правительства попытался ослабить или отменить условия. Это могло бы привести к краху греческого правительства и установлению контроля над капиталом, а в крайнем случае спровоцировать политический скандал, который поставил бы под сомнение дальнейшее членство Греции в еврозоне. Но ЕЦБ, который сейчас проводит политику количественного смягчения, вряд ли хотел бы получить такой результат. Можно сказать только, что если кредиторы Греции уступят, сильный демонстрационный эффект для остальной еврозоны приведет к экономическим послаблениям на юге и вызовет тревогу на севере, что будет мало способствовать политическому единению. Если уступит Греция, сделав свою программу экономического восстановления неэффективной, проблема, связанная с недоверием между севером и югом еврозоны, усугубится и будет иметь опасные политические последствия. Сириза одержала важную победу, но новый этап европейской нестабильности только начинается.

Джордж Магнус – экономический консультант и бывший ведущий экономист UBS

The Financial Times - перевод Forexpf.ru


Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10