экономика и финансы
МАГАЗИН [Главная] [Публикации] [Тенденции] [Финансы] [Организации]
[Экономисты] [Диссертация] [Работа] [Полезно] [Книги] [Гостевая]
КНИГИ
ГЛАВНАЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ
ПРЕССА
ФИНАНСЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИСТЫ
ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ
ПОИСК РАБОТЫ
ПОЛЕЗНО
КНИГИ
ГОСТЕВАЯ

Rambler's Top100

ПУБЛИКАЦИИ >> НАЛОГИ

Российские власти продолжают политику ликвидации
налоговых льгот

Автор: Максим Рубченко, Екатерина Шохина

На прошлой неделе Владимир Путин отменил действие двух указов, подписанных в свое время президентом Ельциным, - "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями" от 1993 года и указ от 1995 года "О некоторых вопросах налоговой политики". Казалось бы, что здесь особенного, в сложные девяностые годы властями всех уровней много было выпущено разных нормативных документов, которые ничего не изменили и ни на что не повлияли. Однако упомянутые указы к этой категории не относятся, и их отмена, на наш взгляд, весьма красноречиво иллюстрирует изменения, происшедшие за последние годы в России.

Напомним, что указ "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями" предусматривал трехлетнюю отсрочку вступления в силу любых нормативных актов, усложняющих условия работы инвесторов, и, кроме того, запрещал правительству, министерствам, местным и другим органам власти принимать акты, как-либо ограничивающие иностранных инвесторов. Сегодня уже трудно оценить значение этого документа. Когда изменения в налоговое законодательство вносились по три раза в неделю, причем задним числом, когда каждый губернатор и мэр устанавливал в своем регионе или городе собственные налоги (налог на содержание городской футбольной команды - это не выдумка, а исторический факт), когда налоговые льготы предоставлялись в индивидуальном порядке самым "симпатичным" предприятиям, а иностранные компании зачастую облагались особыми, повышенными налогами (чтобы не душили российского производителя), указ "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями" был просто манной небесной для иностранцев, рискнувших затеять какие-то проекты в России. Но сегодня, когда налоговое законодательство стабильно, а губернаторская вольница удерживается в более или менее пристойных рамках, такой нормативный документ стал просто не нужен.

Со вторым отмененным документом ситуация сложнее. Одним из основных положений указа "О некоторых вопросах налоговой политики" был пункт, согласно которому предприятие, получающее западные инвестиции в размере не менее 10 млн долларов, имеет те же льготы по налогу на прибыль, которые действовали для малых предприятий. В течение двух лет (после получения иностранных инвестиций) оно не уплачивает налог на прибыль вообще, а в третий и четвертый год работы платит 25 и 50% от основной ставки налога. Послабление немаленькое!

"Для России, где очень высокие инвестиционные риски, предоставление налоговых льгот - важный инструмент минимизации рисков инвестора, - говорит директор Центра макроэкономических исследований компании 'Юникон/МС консультационная группа' Елена Матросова. - Поэтому я могу даже предположить, что инвестор, который собирался вложить в России, например, девять миллионов долларов, увеличивал свои инвестиции до десяти миллионов, чтобы получить такую льготу. Это общий подход. Система действующих льгот - это всегда стимул, а если мы отменяем льготу, то для кого-то этот стимул пропадает. Это может привести к тому, что инвестиционные проекты не будут больше увязываться с цифрой в десять миллионов долларов и станут меньше".

Очевидно, что в свете этой логики отмена инвестиционной льготы, предусмотренной указом "О некоторых вопросах налоговой политики", противоречит объявленному правительством курсу на привлечение иностранных инвестиций в Россию. Поэтому для принятия такого решения нужны весьма серьезные мотивы. Например, снижение инвестиционных рисков в стране и увеличение притока иностранных инвестиций. На первый взгляд именно это сейчас и происходит. По данным Госкомстата, приток прямых иностранных инвестиций (к ним Госкомстат относит все инвестиции, сделанные инвесторами, владеющими более 10% акций предприятия) за первое полугодие 2001 года вырос на 40,5% по сравнению с соответствующим периодом 2000 года, а объем портфельных инвестиций (то есть покупка пакета акций меньше 10%) вырос аж в 4,7 раза. Однако радоваться рано. "У нас инвестиционный климат улучшился для возврата нашего же капитала, потому что наши бизнесмены адаптированы к существующим условиям, - считает Елена Матросова. - Под видом иностранных инвестиций в Россию Госкомстат включает инвестиции зарубежных филиалов наших компаний. Мы звонили в Госкомстат, спрашивали, есть ли у них идентификация для инвестиций резидентов или нерезидентов. Выяснилось, что они такой идентификации не делают. Что же касается инвестиционного климата, то, на мой взгляд, его у нас просто нет".

Отмена льготы, предусмотренной указом "О некоторых вопросах налоговой политики" очевидно не улучшит сложившуюся ситуацию. "При принятии западными компаниями решений об инвестициях в нашей стране имеет значение не отмена или прибавка какой-то одной льготы, а стабильность экономики, ее правовой базы, - считает директор Центра фискальной политики Галина Курляндская. - Пока что говорить о такой стабильности нельзя. Кстати, отмененная льгота подтверждает это. Как инвестор может быть уверен в том, что он не прогорит, если каждый день что-то меняется, причем даже не на законодательном уровне, а просто так - указом президента? Такое непостоянство нашей налоговой политики не может улучшить инвестиционный климат".

Жизнь без льгот

Тем не менее отмена льгот для иностранных инвесторов, несмотря на негативные последствия, - вполне закономерный шаг российских властей, в последнее время активно проводящих политику ликвидации налоговых льгот. Первым и, наверное, самым важным шагом на этом пути стало снижение ставки налога на прибыль при одновременной ликвидации всех льгот по этому налогу. После 1 января 2002 года, когда это положение вступит в силу, сохранение для иностранных инвесторов льгот, предусмотренных указами "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями" и "О некоторых вопросах налоговой политики" означало бы предоставление существенных конкурентных преимуществ западным компаниям на российском рынке. Так что судьба этих документов была предрешена.

Но этим дело, судя по всему, не ограничится. На прошлой неделе представители бюджетного комитета Госдумы выступили с идеей внести в повестку дня осенней парламентской сессии поправки в главу Налогового кодекса, посвященную налогу на добавленную стоимость. Предлагаемые изменения предусматривают снижение этого налога до 15-17% с одновременной отменой всех льгот. Судя по всему, у этого начинания есть все шансы воплотиться в жизнь. Хотя бы потому, что вопрос о необходимости снижения НДС обсуждался в августе на встрече Владимира Путина с министром по налогам и сборам Геннадием Букаевым. И, может быть, не случайно идея снижения ставки этого налога в обмен на отмену всех льгот была выдвинута представителями проправительственной фракции "Единство".

Перспективность идеи "снижение ставки за отмену льгот" подтверждается и независимыми экспертами. "Я считаю, что разрабатываемый проект законодательства, в котором речь идет о снижение НДС и отмене льгот, входит в ряд мероприятий, направленных на стабилизацию экономики, - говорит Галина Курляндская. - По моему мнению, любые льготы, предоставленные определенным категориям налогоплательщиков, приводят к искажению экономического рыночного пространства, потому что у многих сразу возникает желание стать льготником, даже если на самом деле это платежеспособный налогоплательщик. Поэтому я считаю очень разумным отменить льготы и предоставить всем одинаковые условия для ведения бизнеса. Что касается снижения ставки НДС, то я нахожу это решение тоже очень удачным. Это может помочь всем нашим предприятиям, облегчит их налоговое бремя".

Кроме того, отмена налоговых льгот при одновременном снижении ставок приведет к сокращению теневого сектора экономики. "Насколько мы знаем, несмотря на довольно высокий процент собираемости НДС, сборы его ниже предполагаемых из-за использования налогоплательщиками различных схем уклонения от уплаты налога, - говорит Елена Матросова. - Снижение ставки НДС может стать стимулом для повышения легального оборота компаний". Приведет ли снижение ставки НДС до 15-17% при одновременном отказе от всех льгот к реальному снижению налогового бремени для предприятий, работающих в России? Желающих поучаствовать в обсуждении этого вопроса мы приглашаем поучаствовать в конференции.

Материал предоставлен: Журнал "Эксперт"

[ публикации ] [ налоговая система ]

ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]




Финансы.Ru
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Copyright © FINANSY.RU 1999-2017