экономика и финансы
МАГАЗИН [Главная] [Публикации] [Тенденции] [Финансы] [Организации]
[Экономисты] [Диссертация] [Работа] [Полезно] [Книги] [Гостевая]
КНИГИ
ГЛАВНАЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
ФИНАНСЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИСТЫ
ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ
ПОИСК РАБОТЫ
ПОЛЕЗНО
КНИГИ
ГОСТЕВАЯ

Rambler's Top100

ПУБЛИКАЦИИ >> НАЛОГИ

Мания преследования

В гражданской войне государства с налогоплательщиками грядут новые битвы

Юрий Кузнецов (Консультант Центра фискальной политики, старший научный сотрудник Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, кандидат экономических наук)

Недавно в Государственную думу был подан правительственный законопроект о внесении изменений в статью 20 ("Взаимозависимые лица") и статью 40 ("Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения") первой части Налогового кодекса РФ. Знакомство с этим последним образчиком либерально-реформаторской мысли повергает в изумление.

Смысл статьи 40 заключается в том, чтобы предоставить налоговым органам право использовать при начислении налогов не фактическую цену сделки, а некую "правильную" цену, называемую рыночной. Нужно это для того, чтобы бороться с "занижением" цен и, следовательно, налоговой базы.

Доначисление налогов и пеней может производиться и по действующей редакции в случае сделок между взаимозависимыми лицами, однако список критериев взаимозависимости в новом варианте статьи 20 существенно расширяется. В частности, к таковым относятся аффилированные лица (по антимонопольному законодательству, в их число включаются и так называемые группы лиц), что резко расширяет область применения данной нормы. Далее, законопроект объявляет взаимозависимыми, например, два юридических лица, для которых существует третье лицо, прямо или косвенно владеющее двадцатью и более процентами акций этих компаний. Выходит, что продавец, чтобы при заключении сделки застраховать себя от попыток пересмотра цены со стороны налоговиков (ст. 40), должен иметь информацию о составе акционеров своего покупателя. Учитывая законодательные требования конфиденциальности реестров акционеров, новая редакция статьи 20 ставит хозяйствующие субъекты в зависимость от наличия у них информации, которой они заведомо не могут обладать, более того - от третьего лица, о самом существовании которого они могут даже не догадываться.

Согласно статье 40, налоговые органы при начислении налогов в некоторых случаях могут исходить не из цены сделки, а из вычисляемой ими самими "рыночной цены". Подобная ситуация, согласно законопроекту, возникает, когда цена сделки отклоняется более чем на 15% от рыночной цены идентичных или однородных товаров. Это означает, что такие действия, как сезонные скидки в магазинах, скидки постоянным клиентам, распродажа вышедшей из моды одежды, ценовая конкуренция и т. д., могут повлечь за собой санкции налоговых органов. Последние получают мощный рычаг воздействия практически на любое российское предприятие. Попутно создается механизм принудительной картелизации продавцов на рынках товаров и услуг.

Одним словом, законопроект о внесении поправок в статьи 20 и 40 НК РФ представляет собой не что иное, как попытку протащить "через черный ход" старое доброе регулирование цен, хорошо знакомое нам по советской экономике.

Не лишен законопроект и некоторого простодушного лукавства. Если налоговые органы сочли цену сделки заниженной, то продавцу налоги будут пересчитаны исходя из более высокой цены. А вот покупателю налоги не будут пересчитаны с учетом повышения его затрат. То есть, налоговая нагрузка на честных налогоплательщиков возрастет, причем непредсказуемым образом.

И что самое интересное, для основных налогов - налога на прибыль и НДС - вообще не может происходить никакого существенного изменения налоговой базы путем манипулирования с ценами при сделках внутри страны. "Занижение цены", уменьшающее налогооблагаемую базу продавца, одновременно есть "занижение затрат", увеличивающее налогооблагаемую базу покупателя. Не случайно в мировой практике подобные нормы применяются почти исключительно к экспортно-импортным операциям транснациональных корпораций. Разработчики проекта на это скорее всего скажут, что цель этих статей в том и состоит, чтобы уменьшить возможности уклонения от налогов путем экспорта по заниженным ценам. Но анализ текста однозначно свидетельствует о том, что целью было максимальное расширение сферы применения нормы о пересмотре цен налоговыми органами. Будучи принятым в нынешнем виде, закон ударит гораздо в большей степени по обычному российскому бизнесу, нежели по сырьевым экспорториентированным отраслям.

Сама попытка внести изменения в недавно принятый Налоговый кодекс, как и отсылки к "устанавливаемым правительством правилам определения цен", свидетельствует о полном провале проекта кодификации существующей налоговой системы России. Такую громоздкую и противоречивую систему невозможно изложить в виде полного и замкнутого закона прямого действия. И это неудивительно. В основе своей она была создана в начале 90-х годов путем заимствования у "развитых стран с рыночной экономикой". При этом совершенно игнорировался тот факт, что западные прототипы были вовсе не результатом реализации некоего успешного социального проекта, а плодом весьма хаотического развития, происходившего под влиянием многочисленных политических сил и групп давления. Кроме того, имеется множество данных, свидетельствующих, что относительное процветание "стран с развитой рыночной экономикой" имеет место не благодаря, а вопреки их налоговым системам.

Вместо того чтобы разработать простую, цельную и непротиворечивую налоговую систему, которая прекратила бы вялотекущую гражданскую войну государства с налогоплательщиками, либерал-реформаторы пытаются "усовершенствовать" существующую, все более приближая ее к полному социализму. Такое "западничество" не имеет ничего общего ни с реформами, ни с рыночной экономикой.

Эксперт, #36 (296) от 1 октября 2001

[ публикации ] [ налоговая система ]


Читайте также:

РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]




Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018