ТЕНДЕНЦИИ >> ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

«ВКонтакте» дала возможность правообладателям самим удалять свой контент

Социальная сеть «ВКонтакте» дала возможность компаниям-правообладателям самим удалять свой контент. Канал ТНТ уже изъял из сети около 100 тысяч своих роликов, другие телеканалы уверены, что это обязанность сайта. Но в этой битве за контент побеждают социальные сети, которые зарабатывают на чужом контенте, считают эксперты.

В социальной сети «ВКонтакте» началось массовое удаление видеозаписей, права на которые принадлежат телеканалу ТНТ. Возможность блокировки пиратского видео сеть предоставила телеканалу 2 ноября. «За это время доступ был закрыт примерно к 100 тысячам роликов. На это сотрудники ТНТ потратили выходные», — сообщил руководитель интернет-промоушена ТНТ Сергей Иванов. В частности, изъяты все видео из группы Comedy Club, самой популярной на сегодняшний день группы «ВКонтакте», насчитывающей более 1,8 млн человек.

По словам Иванова, наиболее утомительным стало удаление копий роликов, которые создаются, когда пользователь пытается «скопировать к себе в альбом» понравившийся контент. Для блокировки всех таких копий удаления одного оригинала оказалось недостаточно.

Иванов считает, что удалением пиратского контента должны заниматься сами правообладатели. Чтобы получить такую возможность, телеканалу пришлось подтвердить свои права на нелегально размещенные видеоматериалы. «Но в итоге от нас не потребовали ничего экстраординарного», — говорит Иванов.

«Они к нам обратились, и мы предоставили им такую возможность», — подтвердил представитель сети Владислав Цыплухин. Возможность блокировать доступ к своему контенту в соцсети у его крупных производителей появилась уже давно, уверяет он. Из держателей прав на аудиозаписи за возможностью удалить свои треки из социальной сети к администрации «ВКонтакте», правда, пока никто не обращался. А из собственников видеоконтента кроме ТНТ такие права даны Internet Copyright Management, а также кинопрокатным компаниям «Вольга», «Базелевс».

Тем не менее это первый пример, когда правообладатель воспользовался своим правом удалить контент из сети. А многие правообладатели и вовсе считают такую практику неправильной. ВГТРК, с которой «ВКонтакте» с 2008 года судится из-за распространения пользователями сети принадлежащих каналу фильмов, вообще не считает правильным самому удалять их из сети. Заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Медников уверен, что это предложение — перекладывание своей обязанности на других. По его словам, канал просто хочет легально оформить отношения с соцсетью.

Предоставление компаниям возможности удаления — это вариант внесудебного решения спора соцсетей с правообладателями, но это вариант, который навязывают соцсети, чтобы уйти от ответственности за нарушение прав, соглашается интернет- и медиаэксперт Аскар Туганбаев. И они побеждают. «Соцсети наращивают аудиторию, продают рекламу и зарабатывают на чужом контенте миллионы долларов. Хотя факт преступления очевиден, ведь контент в любой момент находится через поисковики», — говорит Туганбаев.

Договориться с «ВКонтакте» о легальном использовании уже размещенных роликов невозможно, возражает Иванов: «Пользователь соцсети не понимает, как правильно подавать контент — так сказать, заворачивает в другую оболочку, как будто это его собственный». Здесь поможет только удаление, считает он.

Ряд представителей официальных органов также считают, что социальные сети нельзя наказывать за размещенный на них контент. Так, последнее решение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа Москвы подтвердило, что сайт не несет ответственности за контент, размещенный пользователем, и не должен платить за нарушение авторских прав.


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

Интернет может стать вторым медиа по объему размещенной рекламы

В России грядет интернет-революция: до конца нынешнего года интернет может стать вторым медиа по объему размещенной рекламы. В III квартале интернет-компании уже практически догнали операторов наружной рекламы и печатные СМИ.

В III квартале этого года интернет-компании заработали на рекламе 7,3 млрд руб. ($240 млн по курсу ЦБ), следует из опубликованной вчера оценки Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Расходы рекламодателей в рунете в этом квартале немногим меньше, чем объемы размещения в наружной рекламе (8,1 млрд руб.) и печатных СМИ (7,8 млрд руб.), но темпы роста доходов от виртуальной рекламы выше. Если бюджеты на печатные СМИ в III квартале этого года по сравнению с тем же периодом 2009 г. выросли только на 8,3%, а наружной рекламы — на 28,6%, то на интернет — на 40,4% (расчеты «Ведомостей» на базе данных АКАР).

Высокий рост доходов операторов наружной рекламы в III квартале (в первой половине года этот рынок вырос только на 13%) — эффект низкой базы, объясняет директор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин, в прошлом году III квартал был для наружки провальным. В IV квартале бюджеты операторов так быстро расти не будут, уверен он. Зато рекламная выручка интернет-компаний все последние годы быстро увеличивается, и даже в кризис рунет оставался единственным медиа, доходы которого не падали, а только росли. В прошлом году рекламодатели в России сократили общие бюджеты на четверть, а вот на интернет — увеличили на 8% (19 млрд руб.). Кроме того, конец года для рунета традиционно «урожайный» период: в это время рекламодатели тратят в сети 35-40% годового бюджета, указывает Андрей Чернышов, гендиректор AdWatch Isobar Russia. Таким образом, уже в IV квартале интернет может стать вторым медиа в России по объемам размещения, предсказывает он, а по пессимистическому сценарию интернет обгонит наружную рекламу и печатные СМИ во II квартале 2011 г. В любом случае по итогам нынешнего года интернет уступит наружке и печатным СМИ, говорит Чернышов, и обгонит их по итогам всего 2011 года.

Вероятность того, что интернет станет вторым по объемам размещения в IV квартале этого года, достаточно высока, согласен руководитель крупной интернет-компании.

Бурный рост интернет-рекламы происходит прежде всего за счет роста числа интернет-пользователей, объясняет представитель «Яндекса» Очир Манджиков. Российская аудитория интернета выросла с июля 2009 г. по июль 2010 г., по подсчетам Comscore, на 31% и составила 43,3 млн пользователей. «Яндекс», крупнейший портал рунета, в сентябре этого года обогнал по ежедневной аудитории телеканалы СТС и РЕН ТВ, а также радиостанцию «Европа плюс» (данные TNS по аудитории от 12 до 54 лет).

Кроме того, быстро увеличивается число самих рекламодателей, продолжает Манджиков: число только региональных компаний, которые размещают контекстную рекламу (объявления, тематически связанные с содержанием страницы или поисковым запросом), по данным «Яндекса», выросло с июня 2009 г. по июнь этого года на 80%. «С одной стороны, интернет проникает в умы все большего числа людей, в том числе и тех, кто распределяет рекламные бюджеты», — говорит руководитель крупной интернет-компании, с другой — рынок интернет-рекламы в России контролируют несколько крупнейших игроков, которые «разгоняют» его совместными усилиями.

По словам Чернышова, сказывается и то, что показатель CPT (стоимость тысячи контактов) в интернете ниже, чем у главного российского медиа — ТВ. Как рассчитала Aegis Media для газеты «Коммерсантъ», в первой половине этого года CPT на ТВ составляла 106 руб., а в рунете — 86 руб.

В бюджетах многих рекламодателей — сотовых операторов, автомобильных брендов — интернет уже сейчас занимает второе место после телевидения, указывает гендиректор видеопортала RuTube Михаил Ильичев: «Интернет-медиа стали по-настоящему массовыми и помимо интерактивности дают и больше инструментов для решения конкретных маркетинговых задач».

Представитель МТС Ирина Осадчая с этим не согласна: в бюджете этого оператора наружная реклама занимает большую долю, чем интернет, и вряд ли эта пропорция изменится в ближайшее время.

Ксения Болецкая, Ведомости

ТЕНДЕНЦИИ >> ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

Платное ПО может оказаться под угрозой

Платное программное обеспечение (ПО) теряет сбыт из-за проблем в экономике. Экономия предприятий и рядовых пользователей на обновлении операционных систем (ОС) и программ вообще становится долговременной, что подготовляет в этой сфере резкие перемены.

К такому заключению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Экономика и общество нуждаются в унифицированном, легко адаптирующемся к новой технике и бесплатном программном обеспечении. Увеличивается потребность широкого некоммерческого внедрения единой общедоступной ОС.

Мировой экономический кризис выявил перепроизводство платного программного обеспечения. Продвижение Windows XP и Windows 7 оказалось сложным. «Потребители устали от вынужденной гонки за новыми ОС и согласующимися с ними программами. Компании и рядовые пользователи перешли к экономии. Это остается долговременной тенденцией слабо связанной с колебаниями в продажах компьютеров», - отмечает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Складываются принципиально новые условия для потребителей и производителей ПО. «Программы и в особенности ОС стали для общества новым алфавитом. Он одинаково необходим в быту и экономике. Беда в том, что такой алфавит постоянно меняется и его приходится всякий раз снова покупать. Все это как минимум неудобно», - подчеркивает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. Согласно его оценке, в мире зреет необходимость декоммерциализации ОС и многих программ.

Общество должно иметь свободный доступ к унифицированным программам, надежным и легко адоптирующимся к новым моделям компьютеров. Сфера торговли ОС стала паразитической. Она создает необоснованную нагрузку на предприятия и физические лица. В условиях продолжающих нарастать хозяйственных трудностей это особенно ощутимо. Государство обязано выступить гарантом доступности базового ПО. Коммерческие структуры, такие как корпорация Microsoft, должны быть лишены многих привилегий. Основная из них – трактовка законами большинства стран копирования информации как преступления. Для перехода мировой экономики от кризиса к устойчивому росту требуются новые правила, уничтожающие явный паразитизм. Торговля тем, что может находиться в легальном общем доступе, отнимает деньги способные пойти на развитие потребления или совершенствование производства.

По данным исследовательской компании Gartner отложенные затраты на обновление программного обеспечения в по всему миру составят по итогам 2010 года $500 млрд. Ожидается, что этот показатель продолжит увеличиваться и достигнет к 2015 году $1 трлн. Политика экономии на обновлении программного обеспечения обрела популярность с начала глобального кризиса. Сокращение затрат происходит не только в сфере IT-компаний, а по всем коммерческим направлениям. Рядовые пользователи также неохотно идут на покупку нового ПО и особенно ОС. Пиратские и свободные программные продукты становятся все более популярными. Репрессивные законы не в состоянии побороть обусловленной техническим прогрессом тенденции. Борьба с пиратами обречена на поражение. Необходимы новые, отвечающие общественным запросам правила обращения ПО.


Прыг: 01 02 03 04