ТЕНДЕНЦИИ >> ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

Интернет может стать вторым медиа по объему размещенной рекламы

В России грядет интернет-революция: до конца нынешнего года интернет может стать вторым медиа по объему размещенной рекламы. В III квартале интернет-компании уже практически догнали операторов наружной рекламы и печатные СМИ.

В III квартале этого года интернет-компании заработали на рекламе 7,3 млрд руб. ($240 млн по курсу ЦБ), следует из опубликованной вчера оценки Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Расходы рекламодателей в рунете в этом квартале немногим меньше, чем объемы размещения в наружной рекламе (8,1 млрд руб.) и печатных СМИ (7,8 млрд руб.), но темпы роста доходов от виртуальной рекламы выше. Если бюджеты на печатные СМИ в III квартале этого года по сравнению с тем же периодом 2009 г. выросли только на 8,3%, а наружной рекламы — на 28,6%, то на интернет — на 40,4% (расчеты «Ведомостей» на базе данных АКАР).

Высокий рост доходов операторов наружной рекламы в III квартале (в первой половине года этот рынок вырос только на 13%) — эффект низкой базы, объясняет директор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин, в прошлом году III квартал был для наружки провальным. В IV квартале бюджеты операторов так быстро расти не будут, уверен он. Зато рекламная выручка интернет-компаний все последние годы быстро увеличивается, и даже в кризис рунет оставался единственным медиа, доходы которого не падали, а только росли. В прошлом году рекламодатели в России сократили общие бюджеты на четверть, а вот на интернет — увеличили на 8% (19 млрд руб.). Кроме того, конец года для рунета традиционно «урожайный» период: в это время рекламодатели тратят в сети 35-40% годового бюджета, указывает Андрей Чернышов, гендиректор AdWatch Isobar Russia. Таким образом, уже в IV квартале интернет может стать вторым медиа в России по объемам размещения, предсказывает он, а по пессимистическому сценарию интернет обгонит наружную рекламу и печатные СМИ во II квартале 2011 г. В любом случае по итогам нынешнего года интернет уступит наружке и печатным СМИ, говорит Чернышов, и обгонит их по итогам всего 2011 года.

Вероятность того, что интернет станет вторым по объемам размещения в IV квартале этого года, достаточно высока, согласен руководитель крупной интернет-компании.

Бурный рост интернет-рекламы происходит прежде всего за счет роста числа интернет-пользователей, объясняет представитель «Яндекса» Очир Манджиков. Российская аудитория интернета выросла с июля 2009 г. по июль 2010 г., по подсчетам Comscore, на 31% и составила 43,3 млн пользователей. «Яндекс», крупнейший портал рунета, в сентябре этого года обогнал по ежедневной аудитории телеканалы СТС и РЕН ТВ, а также радиостанцию «Европа плюс» (данные TNS по аудитории от 12 до 54 лет).

Кроме того, быстро увеличивается число самих рекламодателей, продолжает Манджиков: число только региональных компаний, которые размещают контекстную рекламу (объявления, тематически связанные с содержанием страницы или поисковым запросом), по данным «Яндекса», выросло с июня 2009 г. по июнь этого года на 80%. «С одной стороны, интернет проникает в умы все большего числа людей, в том числе и тех, кто распределяет рекламные бюджеты», — говорит руководитель крупной интернет-компании, с другой — рынок интернет-рекламы в России контролируют несколько крупнейших игроков, которые «разгоняют» его совместными усилиями.

По словам Чернышова, сказывается и то, что показатель CPT (стоимость тысячи контактов) в интернете ниже, чем у главного российского медиа — ТВ. Как рассчитала Aegis Media для газеты «Коммерсантъ», в первой половине этого года CPT на ТВ составляла 106 руб., а в рунете — 86 руб.

В бюджетах многих рекламодателей — сотовых операторов, автомобильных брендов — интернет уже сейчас занимает второе место после телевидения, указывает гендиректор видеопортала RuTube Михаил Ильичев: «Интернет-медиа стали по-настоящему массовыми и помимо интерактивности дают и больше инструментов для решения конкретных маркетинговых задач».

Представитель МТС Ирина Осадчая с этим не согласна: в бюджете этого оператора наружная реклама занимает большую долю, чем интернет, и вряд ли эта пропорция изменится в ближайшее время.

Ксения Болецкая, Ведомости

ТЕНДЕНЦИИ >> ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

Платное ПО может оказаться под угрозой

Платное программное обеспечение (ПО) теряет сбыт из-за проблем в экономике. Экономия предприятий и рядовых пользователей на обновлении операционных систем (ОС) и программ вообще становится долговременной, что подготовляет в этой сфере резкие перемены.

К такому заключению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Экономика и общество нуждаются в унифицированном, легко адаптирующемся к новой технике и бесплатном программном обеспечении. Увеличивается потребность широкого некоммерческого внедрения единой общедоступной ОС.

Мировой экономический кризис выявил перепроизводство платного программного обеспечения. Продвижение Windows XP и Windows 7 оказалось сложным. «Потребители устали от вынужденной гонки за новыми ОС и согласующимися с ними программами. Компании и рядовые пользователи перешли к экономии. Это остается долговременной тенденцией слабо связанной с колебаниями в продажах компьютеров», - отмечает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. Складываются принципиально новые условия для потребителей и производителей ПО. «Программы и в особенности ОС стали для общества новым алфавитом. Он одинаково необходим в быту и экономике. Беда в том, что такой алфавит постоянно меняется и его приходится всякий раз снова покупать. Все это как минимум неудобно», - подчеркивает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. Согласно его оценке, в мире зреет необходимость декоммерциализации ОС и многих программ.

Общество должно иметь свободный доступ к унифицированным программам, надежным и легко адоптирующимся к новым моделям компьютеров. Сфера торговли ОС стала паразитической. Она создает необоснованную нагрузку на предприятия и физические лица. В условиях продолжающих нарастать хозяйственных трудностей это особенно ощутимо. Государство обязано выступить гарантом доступности базового ПО. Коммерческие структуры, такие как корпорация Microsoft, должны быть лишены многих привилегий. Основная из них – трактовка законами большинства стран копирования информации как преступления. Для перехода мировой экономики от кризиса к устойчивому росту требуются новые правила, уничтожающие явный паразитизм. Торговля тем, что может находиться в легальном общем доступе, отнимает деньги способные пойти на развитие потребления или совершенствование производства.

По данным исследовательской компании Gartner отложенные затраты на обновление программного обеспечения в по всему миру составят по итогам 2010 года $500 млрд. Ожидается, что этот показатель продолжит увеличиваться и достигнет к 2015 году $1 трлн. Политика экономии на обновлении программного обеспечения обрела популярность с начала глобального кризиса. Сокращение затрат происходит не только в сфере IT-компаний, а по всем коммерческим направлениям. Рядовые пользователи также неохотно идут на покупку нового ПО и особенно ОС. Пиратские и свободные программные продукты становятся все более популярными. Репрессивные законы не в состоянии побороть обусловленной техническим прогрессом тенденции. Борьба с пиратами обречена на поражение. Необходимы новые, отвечающие общественным запросам правила обращения ПО.


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

Виртуальная расплата

По итогам 2009 года объем рынка моментальных платежей, осуществляющихся через электронные терминалы, вырос по сравнению с 2008 годом на 21% и составил 649 млрд рублей. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), общее число платежей увеличилось на 9%, до 5,9 млрд рублей. Возросло и число электронных терминалов — 400 тыс. против 350 тыс. в 2008 году.

Сумма среднего платежа по итогам прошлого года выросла на 10%, до 110 рублей. Рост среднего платежа в основном обусловлен увеличением в общем объеме доли «тяжелых платежей» — погашения банковских кредитов, оплаты авиабилетов, услуг ЖКХ и широкополосного доступа в интернет. Доля сотовых платежей снизилась при этом до 81%, в 2008 году данный показатель составлял 89,5%.

По итогам года 49% общего оборота рынка пришлось на объединенную компанию ОСМП (торговая марка Qiwi), 23% — на «Киберплат», 7% — на компанию «Элекснет», 6% — на «Евросеть», 15% — на других игроков рынка.

В нынешнем году, считают аналитики, рынок продолжит рост. Оборот возрастет на 14%, до 746 млрд рублей, а общее число платежей увеличится на 5,1% — до 6,2 млрд рублей.


Прыг: 01 02 03 04