ТЕНДЕНЦИИ >> ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

Четыре шага к правильному выбору веб-разработчика

Руководство по выбору создателя сайта

По мере того как Интернет становится главным (а для многих компаний — единственным) инструментом продвижения, конкуренция между сайтами усиливается. Теперь компаниям жизненно необходимо не просто обеспечить присутствие в Интернете, но и выделиться среди конкурентов, предложив лучшую коммуникацию с потребителем. Те, кто еще не осознал это, быстро теряют рынок.

Эффективность сайтов практически не зависит от оборудования, на котором их разрабатывают. В основном все решают кадры. И самый верный способ завоевать лидерство — работать с лучшей, чем у конкурентов, командой исполнителей.

Но как сделать информированный выбор, если ни цена на услуги веб-студии, ни ее громкое имя, ни улыбка менеджера по продажам не гарантируют того, что сайт будет приносить выгоду?

В редакции аналитического портала рынка веб-разработок CMS Magazine составили небольшое руководство, которое поможет произвести поиск и отбор исполнителей с выгодным соотношением цены и качества.

Четко сформулируйте задачу

Зафиксируйте в письменном виде требования и пожелания к функционалу и дизайну сайта. Не стоит надеяться на встречу с исполнителем-телепатом, который поймет без слов и идеально воплотит в жизнь ваши тайные ожидания. Лучше подготовить документ (бриф) с максимумом полезной информации, который сразу же отсечет большинство тривиальных вопросов веб-разработчика. Это может быть электронное письмо в произвольном виде или заполненная анкета от агентства.

Если у вас уже есть сайт, и вы планируете его модернизировать, постарайтесь максимально подробно сформулировать то, что вас в нем не устраивает.

Бриф должен отвечать как минимум на следующие вопросы:

- Какие задачи бизнеса будет выполнять сайт?
- Кто представляет целевую аудиторию сайта?
- Почему посетители будут заходить на сайт, как их туда планируется привлечь?
- Если сайт продвигает продукт или услугу — почему посетители захотят их купить?
- Как позиционирует себя ваша компания на рынке?
- Кто ваши основные конкуренты, и чем вы от них отличаетесь?

Это документ будет отправной точкой для последующих коммуникаций с представителями веб-студий, а в дальнейшем ляжет в основу

технического задания. Чем детальнее бриф, тем проще будет вести диалог с потенциальными исполнителями.

Совет: Вы можете скачать бриф на разработку сайта, подготовленный редакцией CMS Magazine и «Рейтинга Рунета». В этом документе представлены основные вопросы, которые помогут более четко сформулировать задачи проекта.

Определите круг участников тендера

В России более 3 000 профессиональных веб-студий, из них более 1 000 — в Москве, более 300 — в Санкт-Петербурге, десятки — в других городах. Подрядчиков, предлагающих сделать сайт по рыночной цене, много. Сверхзадача заказчика — выбрать из общей массы исполнителя, который предложит оптимальное соотношение цены и качества.

Начинать поиск стоит с рекомендаций (а лучшей рекомендацией, как известно, является хорошо выполненная работа). Узнайте, кто делал самые успешные сайты интересующего вас типа, и обратитесь к их разработчикам в первую очередь. Если вы лично знаете владельцев этих сайтов, не поленитесь навести справки об исполнителе: насколько точно ему удалось выполнить техническое задание, уложиться в сроки и бюджет, в чем заключались основные проблемы в разработке, и как они были решены.

На втором этапе отбора партнеров можно обратиться к каталогам веб-студий и рейтингам. С помощью портала CMS Magazine вы сможете сразу получить краткую информацию о студиях, которые работают в вашем городе, а также о лидерах российского рынка. В настоящее время это наиболее полный каталог веб-студий России. Чтобы быстро сориентироваться в списке компаний, сделайте выборку и сортировку по релевантным данным: городу присутствия, дате основания студии, количеству работ в портфолио. На CMS Magazine есть возможность сделать выборку и по расценкам, так как многие студии указали размеры типовых бюджетов на создание корпоративных порталов, промо-сайтов, интернет-магазинов, инфопорталов.

Если выбрать исполнителя по рекомендации и каталогу не удалось, можно обратиться к поиску в Яндексе или Google. Но при этом стоит учитывать, что многие профессиональные компании не вкладывают крупные средства в поисковую оптимизацию своих сайтов в Интернете (их основной инструмент продвижения — PR). На первых позициях поисковых систем чаще встречаются компании, ориентированные на массового клиента и разрабатывающие типовые, зачастую не очень качественные сайты. Стоит также учитывать, что нет никакой корреляции между качеством и стоимостью услуг компании и ее текущим местом в первой десятке поисковой системы.

Совет: При формировании круга участников тендера мы рекомендуем в первую очередь обратить внимание на число качественных проектов и количество клиентов в портфолио веб-разработчика. Их должно быть не менее 7-10. Второй важный показатель — время присутствия веб-студии на рынке (желательно от двух лет). Третий — репутация компании, выраженная в положительных отзывах о работе и упоминаниях в СМИ. В шорт-лист мы рекомендуем включить 4-15 понравившихся компаний.

Проведите тендер

Запросить коммерческие предложения группы веб-студий удобнее всего через электронную тендерную площадку. Возможность отправить одну заявку сразу в несколько компаний экономит время заказчика, а публичная форма предложения подстегивает конкуренцию между исполнителями. Электронные тендерные площадки в настоящее время развиваются на нескольких профессиональных порталах веб-разработчиков и отличаются по функционалу и известности. Одна из наиболее популярных — тендерная площадка «Рейтинга Рунета». В рамках предлагаемого сервиса можно сформировать свой шорт-лист студий, задать параметры тендерной заявки (тип проекта, описание, бюджет, сроки, пожелания к географии партнера и т.д.), а затем разослать запросы вместе с прикрепленным брифом. Площадка особенно удобна при поиске исполнителей «посевным» методом.

Если по каким-то причинам электронная тендерная площадка не подходит, запросы можно отправить и обычной электронной почтой. В этом случае попросите исполнителей детализировать коммерческое предложение. Оно должно содержать следующую информацию:

- Стоимость услуг в привязке к основным этапам работ: интернет-консалтинг и написание технического задания, креативный дизайн, технический дизайн, html-верстка, интеграция сайта с CMS, программирование (в случае нестандартных решений).
- Сроки и график работ.
- Ресурсы (сколько программистов, дизайнеров и других сотрудников будет задействовано в проекте).
- На какой CMS (системе управления сайтом) будет разрабатываться интернет-проект.
- Какая будет подготовлена документация.
- Условия гарантии, стоимость постгарантийной поддержки.
- Работы (портфолио), демонстрирующие опыт исполнителя в решении задач, сходных с вашими (это особенно актуально для нестандартных проектов).

Это основные критерии, по которым можно сравнивать предложения. На подготовку ответов веб-студиям обычно дают от 3 до 10 дней. При оценке коммерческого предложения желательно обратить внимание не только на зафиксированные условия, но и на другие моменты: скорость реакции и follow-up, внимание к деталям, комфорт общения, предлагает ли студия какие-либо новые идеи.

Совет: Вне зависимости от того, используете ли вы электронную тендерную площадку или рассылаете запросы вручную, позвоните ключевым исполнителям, чтобы установить личный контакт и подтвердить получение заявки.

Проанализируйте предложения и выберите партнера

Средняя стоимость разработки корпоративного сайта в регионах обычно не превышает 100 тыс. рублей, в Москве — 180 тыс. рублей. А переступать порог топовых компаний стоит, только если вы располагаете бюджетом не менее полумиллиона рублей. Часто бывает, что заказчик получает коммерческие предложения, которые превосходят его возможности, особенно если речь идет о дебютном сайте. Если такая проблема возникла, и вы не получили коммерческое предложение, отвечающее и требованиям брифа, и финансовым возможностям, то заново оцените требуемый функционал и бюджет, который вы сможете инвестировать в разработку. Возможно, после запроса стоимости услуг в понравившихся компаниях шорт-лист придется скорректировать и повторно отправить запросы еще в несколько мест (или обратиться к фрилансерам, если бюджет совсем небольшой). Второй вариант — сразу переходить к переговорам с руководством компании. Ни для кого не секрет, что многие клиенты смотрят на цену как на показатель качества работ и статуса компании. И ряд исполнителей, в свою очередь, учитывает это в своем ценообразовании. Если у вас известный бренд или интересный проект, есть все шансы прийти к компромиссу.

Переговоры полезно иногда проводить в офисах веб-студий, чтобы воочию увидеть сотрудников и оценить другие ресурсы компании, а не судить о ней только по сайту. Личные встречи помогут не только добиться более выгодных условий по стоимости и срокам услуг, но и определить, с кем из исполнителей комфортнее всего вести диалог. Личная совместимость очень важна, так как чаще всего после разработки сайта партнерство с веб-студией не заканчивается. Необходимо продвигать, поддерживать и обновлять сайт, разрабатывать для него новый функционал. Эффективно выполнять эти задачи возможно только при долгосрочном сотрудничестве.

Совет: Разработка сайта — это лишь небольшая часть затрат на продвижение бизнеса в Интернете. О том, как донести сайт до целевой аудитории, нужно начинать думать еще на этапе постановки задачи.
Источник: CMS Magazine

ТЕНДЕНЦИИ >> ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

Доменная зона РФ - первые итоги, применимость для бизнеса

О чём так долго говорили — свершилось! В первые 24 часа свободной регистрации в кириллической доменной зоне .рф было зарегистрировано 260 тысяч русскоязычных имён. Всего за сутки открытой регистрации домен .рф вошел в двадцатку крупнейших европейских доменов, а за неделю число имён в кириллической зоне достигло полумиллиона. К концу года, по прогнозам Департамента маркетинга Demis Group, их количество может преодолеть отметку в 1 миллион регистраций. Для сравнения, 500 тысяч доменов в зоне .ru было зарегистрировано лишь спустя 12 лет после ее создания, а за первый год существования Рунета было зарегистрировано всего 86 доменов.

Ажиотажный спрос на доменные имена в зоне .рф породил массу вопросов о её необходимости, о технических моментах внедрения кириллических доменов, о их поисковой оптимизации и продвижении. Бурное обсуждение развернулось в печатных и электронных СМИ, в блогах, на форумах как среди обычных пользователей сети Интернет, так и среди владельцев зарегистрированных торговых марок, SEO-оптимизаторов, представителей поисковых систем и различных интернет-сервисов. Что из себя представляют кириллические домены? Как с ними работать? Возможно ли продвижение сайтов зоны .рф? Как способствовать росту посещаемости подобных коммерческих сайтов и увеличению продаж бизнеса?

Кириллический домен .рф: характеристики, история и динамика регистрации

Домен .рф — национальный кириллический домен верхнего уровня Российской Федерации. От традиционного для России домена .ru отличается написанием всех имён второго уровня исключительно кириллицей с возможностью применения арабских цифр и знака дефис; при этом неизменным остаётся латинский алиас[1] http:// и(или) www. Само доменное имя в зоне .рф не может содержать символы латинского и прочих алфавитов. Выбор букв «рф» объясняется условием, по которому в национальных доменах должна использоваться хотя бы одна отличная от латинского алфавита буква (в данном случае русская «ф»). Иначе неизбежна путаница с существующими доменами в латинском написании — например, с национальным доменом Парагвая (.ру).

Тестовые регистрации кириллических доменных имён в международных зонах .net и .com велись в Интернете, начиная с 2001 года. В доменной зоне .ru планировалось запустить кириллические адреса ещё в 2004-2006 гг. Существуют отдельные домены на русском языке в зоне .su. В 2008-м корпорацией ICANN была проведена работа по внедрению доменов верхнего уровня на национальных языках. Как итог — в конце октября 2009 года на XXXVI международной конференции ICANN в Сеуле домен .рф наравне с некоторыми другими национальным доменами на арабском, китайском и прочих языках был официально делегирован.

Приоритетная регистрация сайтов в новом русскоязычном домене .рф была открыта 5 ноября 2009 года, когда в реестр первых кириллических доменов начали вноситься имена всех государственных органов, перечисленных в Конституции РФ. Дальнейший период внедрения новшества Координационным центром национального домена происходил следующим образом: с 25 ноября 2009 года по 25 марта 2010 года велось резервирование доменных имен второго уровня для государственных нужд, параллельно стартовала приоритетная регистрация для обладателей исключительных прав на товарные знаки, продолжавшаяся до 11 мая текущего года. С 12 мая по 16 сентября – резервирование доменов второго уровня в зоне .рф для обладателей исключительных прав на фирменные наименования, обладателей исключительных прав использования наименования места происхождения товара, некоммерческих организаций, средств массовой информации.

11 ноября стартовала открытая регистрация доменных имён в зоне .рф. Количество регистраторов, аккредитованных Координационным центром национального домена в зоне .рф, составляет на сегодняшний день 20 компаний (в зоне .ru работает 26 компаний). По данным одного из регистраторов - RU-CENTER - в первые 24 часа было зарегистрировано 207 648 доменных имён, а с учётом результатов предварительной приоритетной регистрации – более 260 000 (см. Диаграмму №1). В отличие от регистраций в зоне .ru, где первыми доменами, как правило, становились названия брендов, наибольшей популярностью в зоне .рф пользуются общеупотребительные слова.


Диаграмма №1. Прирост доменных имен в зоне .рф по данным RU-CENTER.

Тем не менее, как отмечают эксперты, далеко не все регистрации оказались в распоряжении самих покупателей доменных имён. RU-CENTER в первые же сутки зарегистрировал 49,5% всех доменов за счет собственных мощностей и технических соглашений с четырьмя другими регистраторами. Примерно половину из пользующихся наибольшей популярностью доменов планировалось затем продавать на специальных аукционах. Однако против подобной схемы выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС), сославшись на нарушения закона «О защите конкуренции». Более того, как отметил на пресс-конференции, посвящённой нарушениям в процессе регистрации, директор Координационного центра национального домена Андрей Колесников, приобретенные регистраторами-нарушителями доменные имена в зоне .рф могут быть заморожены, а сами регистраторы лишены аккредитации. По данным экспертов, на внутренних аукционах сейчас находится примерно 34 тысячи доменных имен, а всего в зоне .рф по состоянию на декабрь-2010 зарегистрировано порядка 550 тысяч доменов, из них 37% делегированы, то есть на них уже работают сайты.

Вопрос о санкциях к недобросовестным регистраторам будет решаться в самое ближайшее время, а пока в Координационном центре национального домена предприняли дополнительные ограничения, защищающие владельцев торговых марок от киберсквоттеров[2]: во-первых, домены в зоне .рф на данный момент могут регистрировать только граждане РФ и зарегистрированные на её территории юридические лица; во-вторых, в течение года после покупки сменить администратора домена будет невозможно, т.е. формально перепродажа купленного имени в течение года запрещена; в-третьих, создан специальный стоп-лист, состоящий из 4000 слов, которые нельзя зарегистрировать в виде доменного имени в зоне .рф. Кроме заведомо нецензурных выражений, включая молодежный, тюремный и национальный арго, в него вошли многие общеупотребительные слова. Что, правда, не помешало изобретательным регистраторам обходить ограничения путём подбора словоформ.

Доменная зона .рф: преимущества и недостатки для бизнеса

Главное преимущество доменной зоны .рф, ради которой, собственно, она и задумывалась — возможность пользователям, не знающим английского языка, без затруднений пользоваться Интернетом. Иными словами, людям теперь должно быть проще набирать адреса сайтов на родном языке, диктовать их друг другу, запоминать из рекламы и без ошибок воспроизводить в адресной строке своего браузера.

На данный момент большинство кириллических доменов перенаправляются на сайты в зоне .ru либо представляют собой зеркало основного ресурса. И хотя сам кириллический домен уже широко используется в рекламе, печатается на визитках и озвучивается контрагентам, большинство владельцев не знают, что делать с кириллическим именем. Многие из них регистрировали домены на всякий случай, чтобы «конкуренты не заняли».

Использование кириллических доменов по прямому назначению оправдано в первую очередь в качестве сайтов-визиток. Кроме того, для парковки доменов и перенаправления (редиректа) хороши не только прямые дубли доменов в зоне .ru, но и красивые, «говорящие» имена, перенаправляющие посетителей на любой не очень красивый адрес в другой доменной зоне. Учитывая, что адекватных «красивых» доменов в зоне .ru остаётся все меньше и меньше, регистрация простого и быстро запоминающегося домена .рф для многих молодых компаний становится удачным решением для продвижения бизнеса в сети.

Проблемы же использования кириллического домена кроются в техническом обеспечении работы веб-сервисов. При внедрении доменов на национальных языках разработчики столкнулись с некорректной работой множества приложений, которые создавались для работы с доменными именами, содержащими только символы латиницы, арабские цифры и дефис (так называемые ASCII-символы). На данный момент проблема решается алгоритмом взаимно-однозначного кодирования имён в набор ASCII-символов, получившим название punycode. Punycode — это стандартизированный метод преобразования доменных имён в последовательность ASCII-символов (26 знаков латинского алфавита, цифры от 0 до 9 и дефис).

Схема исполнения punycode-кодирования следующая: введённое пользователем доменное имя на национальном языке переводится клиентским приложением в punycode, на котором и строится его взаимодействие с сервером. После отклика сервера клиентское приложение кодирует имя домена из punycode обратно в символы национального алфавита и выдает пользователю. Исходя из приведенной схемы, трудности возможны в двух направлениях: сложности перекодирования имен в звене «пользователь» <=> «клиентское приложение» (некорректная обработка клиентским приложением IDN-доменов, отображение доменов в адресной строке в непонятном пользователю punycode), а также возможные нарушения во взаимодействии автоматических сервисов между собой.

Если первая проблема наиболее наглядная, но, в конечном итоге, достаточно безобидная, то сложности с обработкой запросов с серверной стороны по-прежнему вызывают нарекания. К примеру, почтовые службы до сих пор не работают корректно с кириллической зоной (см. Таблицу №1).


Табл. №1. Данные исследования отдела разработок регистратора R01 о поддержке почтовых служб доменов зоны .рф.

Исключение составляет только Yandex.ru, корректно обрабатывающий как отправку писем на адрес, в котором имя домена указано в национальном алфавите (mailtest@пример.испытание[3]), так и на адрес, в котором имя домена указано в виде punycode-преобразования (mailtest@xn--e1afmkfd.xn--80akhbyknj4f). Mail.ru, Rambler.ru, Pochta.ru поддерживают пока только адрес в punycode, а Gmail.com не поддерживает ни один из предложенных вариантов отправки. При этом, по данным регистратора R01, уже более 3 тысяч доменов ссылаются на почтовые серверы. По мнению представителей Координационного центра национального домена, гарантированно корректная работа российских почтовых онлайн-служб с доменами, написанными на национальных языках, возможна не ранее чем через 2-3 года.

Поддержка кириллических адресов основными браузерами уже частично решена: на сегодняшний день новые версии большинства популярных браузеров поддерживают перекодировку punycode. Тем не менее, это относится только к доменному имени, тогда как пути внутри домена по-прежнему требуют латиницы. К примеру, до сих пор распространена картина, когда веб-страница шифруется таким образом: http://имя-сайта.рф/articles/533545. Либо в случае с почтовым адресом кириллицей может быть написано доменное имя, а имя пользователя — только латиницей (например: admin@имя-сайта.рф — корректный адрес; а админ@имя-сайта.рф — некорректный).

Что касается трудностей доступа из-за рубежа к сайтам в кириллической зоне .рф, то эта проблема надуманна. Основные поисковые системы вполне адекватно обрабатывают адреса и в латинице, и в кириллице, поэтому перенаправление на кириллический домен со страницы поиска у зарубежного посетителя сайта не вызовет затруднений. Если же такой пользователь пожелает зайти на сайт в кириллической зоне напрямую, отсутствие раскладки ему восполнит виртуальная клавиатура, либо уже появившиеся в достаточном количестве сервисы для декодирования кириллицы.

В то же время ряд систем управления сайтами (CMS) и различные веб-сервисы по-прежнему не работают с кириллическими доменными именами — вернее, обработкой ссылок на кириллице. В .htaccess, robots.txt кириллические пути маршрутизации также не работают, их необходимо прописывать в punycode, то же самое касается перелинковки. Получить адреса в этом виде можно на nic.ru.

Ещё один вопрос, касающийся не технической, а правовой стороны дела, важен для организаций: специалисты оценивают само «Положение о регистрации доменов» и ряд сопутствующих документов как юридически безграмотные, что и повлекло за собой «доменный» скандал, разворачивающийся сегодня среди регистраторов. В сложившихся условиях те компании, что не успели подать заявку в период приоритетной регистрации, либо по каким-то причинам не смогли этого сделать из-за деятельности киберсквоттеров, вынуждены теперь решать свои проблемы через дорогостоящие аукционы и выкуп кириллических доменных имён, либо отстаивать свою собственность в судебном порядке.

Суммируя плюсы и минусы доменной зоны .рф, напрашивается вывод не в пользу активного разворачивания работы сайтов с кириллическими адресами. Разумнее приобрести домен и первоначально сделать с него перенаправление на основной сайт в зоне .ru. По крайней мере, до того времени, пока все технические проблемы не будут устранены.

Методы продвижения сайтов в доменной зоне .рф

Если владелец кириллического домена всё-таки настроен создать, активно развивать и продвигать своей ресурс с русскоязычным адресом отдельно от сайта в зоне .ru, ему нелишним будет знать текущую ситуацию с интернет-рекламой и поисковой оптимизацией (SEO) в зоне .рф. Основной вопрос, волнующий владельцев доменов зоны .рф и тех, кто только собирается зарегистрировать кириллическое имя сайта, — как именно будет происходить ранжирование сайтов в результатах поиска ведущих поисковых систем Яндекс, Google, Rambler и др. Существует немало слухов и предположений, включающих диаметрально противоположные мнения: начиная от того, что кириллическим доменам будет отдаваться предпочтение в выдаче, заканчивая тем, что ссылки в punycode для Яндекса будут отличаться от тех же ссылок на кириллице, что, в свою очередь, повлияет на ссылочный вес сайта.

По словам руководителя группы онлайн-маркетинга поисковой системы Яндекс Ростислава Шоргина, «с точки зрения индексации и ранжирования сайты с кириллическими именами ничем не отличаются от сайтов с именами на латинице, поэтому особых проблем с индексацией таких сайтов не должно возникать и какие-то специальные советы здесь давать сложно». Учитывая курс Яндекса на развитие в качестве международной компании, искусственное завышение позиций кириллических доменов в выдаче ему вроде бы ни к чему, поэтому логично предположить, что накруток в этом вопросе не должно быть.

Единственное преимущество кириллического имени по сравнению с доменами зоны .ru — это возможность наличия точного вхождения ключевого слова в домене. Однако это всего лишь один (причем - небольшой по весу) фактор, который очень серьёзно на позиции сайта в результатах поиска повлиять не сможет. Тем более что это правило отчасти работает и с доменами на латинице — особенно если имя сайта содержит англоязычное название бренда, т.е. означает полное вхождение ключевого запроса.

Со статейным и ссылочным продвижением сайта зоны .рф, а также некоторыми службами контекстной рекламы и баннерообменными сетями на данном этапе также возникают сложности. В первую очередь это касается невозможности некоторых веб-сервисов корректно обрабатывать ссылки на punycode и обратно. По данным Департамента маркетинга Demis Group, Sape.ru и ряд других бирж ссылок пока не принимают кириллические домены — эти ограничения временны, но довольно актуальны. Что касается других инструментов SEO-оптимизаторов и вебмастеров, ситуация с ними следующая: в панели Яндекс.Вебмастера кириллические доменные имена до сих пор воспроизводятся в punycode, что затрудняет работу с доменами, если их более одного, тогда как Google Webmaster корректно показывает кириллические домены с середины ноября 2010 года. Служба контекстной рекламы Яндекс.Директ поддерживает кириллические домены, а контекстные объявления в Google Adwords с целевым url в зоне .рф не принимаются по причине «недействительного домена верхнего уровня». Контекстный сервис Рамблера – Бегун - сам перешёл на кириллический домен и поддерживает сайты рекламодателей из русскоязычной зоны.

Специалисты по интернет-рекламе и SEO-оптимизаторы пока избегают давать конкретные советы, как именно рекламировать и продвигать сайты доменной зоны .рф. Проверенных на практике и гарантированно эффективных методов продвижения таких сайтов пока еще мало. Факторы ранжирования кириллических доменов ещё до конца не изучены. Технические стороны отображения ссылок и работы онлайн-сервисов еще плохо отлажены. Далеко не все интернет-службы корректно воспринимают нововведение.

По мнению специалистов Центра комплексного аудита и стратегического анализа компании Demis Group, занимающей ведущие позиции на российском SEO-рынке, поисковая оптимизация, продвижение и улучшение продающих качеств сайта доменной зоны .рф — это процесс, который, конечно же, имеет свою специфику, но во многом ничем не отличается от работы со всеми прочими доменными зонами. Раскрутка сайтов в зоне .рф, как и поисковое продвижение любого другого молодого домена, — это, прежде всего, тщательная работа над внутренней структурой веб-ресурса, создание качественного и полезного пользователям контента (содержания), наращивание актуальной и «весомой» ссылочной массы (преимущественно с авторитетных сайтов в зоне .ru). Серьезная и качественная подготовка молодых сайтов к продвижению – это залог будущего успеха. Дальнейшая аккуратная раскрутка с использованием внутреннего и внешнего SEO-аудита, оптимизированных продающих текстов, технологии улучшения продающих качеств сайта, постепенного внедрения в новую доменную зону с помощью ссылочного продвижения и контекстной рекламы, - все эти комплексные меры обязательно принесут свои плоды (не всегда быстро, но всегда надёжно и выгодно).

Безусловно, сайты с адресами на кириллице требуют более пристального внимания к себе. И начинать продвигать их нужно уже сегодня. Промедление может повлечь за собой более трудоёмкое продвижение в будущем, когда конкуренция в зоне .рф станет достигать уровня конкуренции в зоне .ru (учитывая скорость прироста доменов, потенциал у кириллической зоны на сегодняшний день достаточно высок).

Главное, на что стоит обратить внимание при продвижении сайтов в зоне .рф, – это выбор профессиональной и ответственной SEO-компании, которая сможет гарантировать применение разрешённых методов оптимизации сайта, предоставит гарантии и портфолио удачных проектов. Помните, что выведение «молодого» или «зрелого» домена из-под бана (санкций) поисковой системы – работа куда более затратная и длительная, чем грамотная поисковая оптимизация с самого начала. Именно поэтому стоит с особой осторожностью относиться к предложениям быстрой оптимизации со 100% гарантией в доменной зоне, к которой даже специалисты еще только присматриваются, тщательно оценивая реакцию поисковых систем на привычные инструменты продвижения.

Григорий Полкан,
Генеральный директор компании Demis Group


[1] Алиас — встроенная команда интерпретаторов командной строки, позволяющая определять имена (сокращения) для команд и их последовательностей.
[2] Киберсквоттинг (англ. cybersquatting от squatting - поселение) — регистрация доменных имён, содержащих товарные знаки, фирменные наименования, популярные имена собственные и т.п. «дорогие» названия с целью их дальнейшей перепродажи или размещения рекламы. Люди, практикующие такие действия, называются киберсквоттерами.
[3] пример.испытание — специальный домен, делегированный ICANN в 2007 году и предназначенный для тестирования кириллических доменных имён.


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

В России начинается свободная регистрация имен в домене «.рф»

В России начинается свободная регистрация имен в домене «.рф». По предварительным оценкам, до конца года будет зарегистрировано как минимум 100 000 новых сайтов. Отраслевые эксперты ждут массовой скупки имен киберсквоттерами.

В четверг открывается последний этап регистрации сайтов в домене «.рф». С этого момента любой желающий сможет получить имя в российской сети. Не предполагается никаких ограничений по количеству регистрируемых доменов на одного пользователя или цене.

В среду в полдень по московскому времени регистраторы заканчивают предварительный прием заявок на сайты. На данный момент крупнейший регистратор страны RU Center принял около 100 000 предварительных заявок. Регистратор R01 отчитывается о приеме 32 000 заявок. Некоторые компании посылали заявки сразу нескольким регистраторам «на всякий случай», предупреждают в регистрационных центрах. Всего по России, считает директор департамента по связям с общественностью RU Center Андрей Воробьев, принято 170 000—200 000 заявок. «В первые дни можно ожидать существенного роста количества поданных заявок», — уверена начальник отдела регистрации доменов R01 Анна Смекаева. В любом случае, уверены все опрошенные аналитики, до конца года количество сайтов в зоне «.рф» превысит 100 000.

Предполагается, что кириллический домен значительно расширит аудиторию российского интернета. «Русский язык занимает пятое место в мире по распространенности, им владеют более 300 млн людей в мире, из них 160 млн человек считают русский язык родным и только 34% владеют английским языком на начальном уровне. Смекаева считает, что введение кириллических адресов будет способствовать увеличению проникновения интернета среди тех социальных групп, которые охвачены сетью меньше всего (прежде всего люди старшего возраста). По мнению генерального директора компании REG.RU, члена рабочей группы по разработке правил регистрации доменов в домене «.рф» Алексея Королюка, в доменной зоне, говорящей на родном языке, пользователю проще ориентироваться. Кириллическая зона автоматически снимает распространенную в зоне .ru проблему: так как возможно несколько вариантов написания слова транслитом, пользователь легко может сделать ошибку и не найти нужный сайт.

Новая зона представляет широкий выбор почтовых имен. Любой желающий сможет завести себе персональный сайт вида «иванов.рф», а позже и электронную почту «василий@иванов.рф». По данным REG.RU, в рамках приоритетного периода регистрации, когда право на нее имели только госструктуры и российские компании, в зоне «.рф» было зарегистрировано более 18 000 доменных имен, большую часть из которых составляют товарные знаки.

С четверга также вступают в силу новые правила регистрации доменов. Рабочая группа предусмотрела в них ряд ограничений на первый год открытой регистрации. Во-первых, получить имя в первой кириллической сети смогут только граждане России и юридические лица, зарегистрированные на территории страны. Иностранные компании смогут обзавестись сайтом только в случае, если имеют обособленное подразделение на территории России. Королюк называет такое ограничение «чисто юридической поправкой, не нацеленной на ущемление прав каких-либо категорий пользователей».

Второе ограничение касается смены администратора доменного имени. До следующего ноября новозарегистрированные сайты не смогут поменять своего администратора. Оно, по словам Королюка, направлено на сокращение объемов активности киберсквоттеров — людей, зарабатывающих перепродажей доменных имен. Кроме того, в новой редакции правил расширен пункт об ответственности пользователя за возможные нарушения прав третьих лиц, связанные с выбором и регистрацией доменного имени.

«Предполагается, что это позволит избежать массовой скупки имен с целью быстрой перепродажи», — считает Королюк. Конечно, признает он, нельзя говорить о полном искоренении киберсквоттинга.

Такой метод борьбы с перепродажей сайтов был выбран после провала прежней инициативы координационного центра. По словам его представителей, изначально предполагалось, что открытая регистрация доменов начнется с «линейного аукциона с понижением цены», во время которого все желающие сами для себя должны определить, сколько они должны заплатить за то или иное слово в названии своего сайта. Основным противником этой концепции, рассказывает Воробьев, выступала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая отвергла как процедуру аукциона на понижение цены, так и более позднее предложение координационного центра установить первоначальную цену на регистрацию доменов в 5 тыс. рублей. В этих идеях ведомство нашло признаки нарушения антимонопольного законодательства. Как заявлял тогда начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев, «ФАС не понимает, почему регистрация домена в зоне «.рф» должна стоить в несколько раз дороже, чем в зоне .ru (600 рублей), в то время как она принципиально не отличается».

«Эта мера не даст результата», — считает управляющий партнер группы компаний Hosting Community Александр Панов. Она затруднит жизнь лишь начинающим киберсквоттерам, но не поможет бороться с профессионалами. «Они смогут продать зарегистрированные домены через год по той же самой схеме, как это происходило ранее. Кроме того, возможна такая схема: регистратор может удалить из своей базы любой домен, а в следующую секунду подать на него же заявку на другое имя. Формально передачи прав другому лицу не произойдет, но фактически интернет-адрес сменит своего владельца», — предлагает пути обхода Панов, добавляя, что «все привлекательные доменные имена будут скуплены киберсквоттерами в первый день регистрации».

Регистрация доменного имени в зоне «.рф» сейчас оценивается регистраторами по ставкам в домене .ru. Зарегистрировать любое имя в компании RU Center стоит 600 рублей, а продление на год такой регистрации обойдётся владельцам сайтов в 450 рублей в год. В REG.RU зарегистрировать домен стоит 1200 рублей, а продлить на год — 450. «Регистратор R01» берет за регистрацию 590 рублей, а за продление — 415 рублей в год. Из этих денег регистраторы, по словам Воробьева, будут отчислять 83 рубля в год на поддержку технического и координационного центра кириллического домена.

Зарегистрировать домен:

Прыг: 01 02 03 04