Развитие Урала
13.08.2014
За последние годы Урал сделал очень большие успехи в области мелкой сельской электрификации.
Урал сыграл исключительно большую роль в обороне нашей страны против немецких фашистов. В годы Великой Отечественной войны Урал полностью выявил все свои исключительно благоприятные для развития военной промышленности условия: укрытость от нападений и сочетание всего необходимого сырья — высокосортного железа с его спутниками, необходимыми для получения высококачественного металла, различных цветных металлов и, наконец, разнообразного химического сырья. С исключительной предусмотрительностью проведённая в годы сталинских пятилеток реконструкция уральской промышленности позволила Уралу в первые же месяцы войны принять с запада колоссальное количество эвакуированного оборудования вместе с рабочей силой.
Главнейшей заботой Урала за последние годы является развитие собственной энергетической базы с целью сокращения завоза на Урал энергетического топлива; в связи с этим на Урале расширяется добыча угля и нефти и широко развёртывается строительство гидроэлектростанций не только крупных (на Каме и Уфе), но и средних и мелких.
Крупнейшее значение для Урала имеет новое железнодорожное строительство. Южносибирская магистраль обеспечит Южному Уралу более короткую связь с Промышленным Центром; важны также вторые пути на направлениях Горький—Омск и Карталы— Акмолинск. Главные новостройки — два крупнейших металлургических завода — Челябинский и Новотагильский, а также завод качественной металлургии.
За годы Отечественной войны удельный вес Урала в промышленной продукции Союза вырос почти в четыре раза, и Урал превратился в самый крупный промышленный район страны, причём главной отраслью, составляющей 2/3 всей промышленности, стало на Урале машиностроение.
Машиностроение Урала даёт теперь десятки тысяч автомобилей, вагонов, станков и других предметов оборудования для металлургических заводов.
За последнее десятилетие машиностроение Урала обогатилось рядом заводов сложного и точного машиностроения, так что теперь Урал может собственными силами производить любые машины. Сильно развилась также лёгкая промышленность.
Таким образом, Урал развил «верхние этажи» своей промышленности и из односторонне развитого горнозаводского района стал вполне законченным всесторонне развитым промышленным районом.
Урал имеет теперь все отрасли промышленности. На его машиностроительных заводах строятся самые разнообразные машины — от громадных прокатных станов до часов.
Перечисленные выше отрасли — горнодобывающая, металлургическая, машиностроительная, химическая, лесная и энергетическая — составляют основной костяк уральской цромышленности и находятся между собой в сложных и тесных производственных связях. Поэтомц знакомства с регионом начинается именно с них. Они расположены соответственно месторождениям ископаемого сырья отдельными «гнёздами», или «узлами», причём в каждом из таких узлов представлены если не все, то большинство из этих отраслей. Крупнейшими из «узлов» являются (см. карту):
в Свердловской области — Свердловский, Тагило-Кушвинский, Серовский и Каменский;
в Молотовской — Молотовский, Березниковский и Кизелово-Чу- совской;
в Челябинской — Челябинский, Магнитогорский и Миасско-Зла- тоустовский;
в Башкирии — Уфимский; в Чкаловской области — Орский.
Сельское хозяйство на Урале в разных местах хозяйство имеет различный характер и различное значение в
зависимости от природных условий, а также от соотношения с промышленностью и от транспортных условий. Здесь надо различать прежде всего горную часть и части равнинные — Предуралье и Зауралье, а затем в каждой из равнинных частей — лесной север и лесостепной или степной юг.
В горной части вдоль хребта сельскому хозяйству мешают и горный рельеф, и леса, и климат. Сельскохозяйственная площадь, как правило, не составляет там и 20%, причём большую её часть занимают покосы, а полеводство представлено в значительной мере огородами на приусадебных участках по долинам рек и речек. Основная специализация — огородные овощи и молочное хозяйство.
Читайте также: