Макроэкономическая стабилизация как составляющая экономической политики переходного периода
26.03.2014
Экономическая теория и существующая практика рассматривает три основные элементы-составляющие экономической политики переходного периода: макроэкономическую стабилизацию, микроэкономическую либерализацию и коренные институционные изменения.
Макроэкономическая стабилизация состоит из нескольких основных рычагов реализации поставленных перед ней заданий: налогово-бюджетная политика; денежно-кредитная политика; политика регулирования валютного курса; политика контроля заработной платы.
Макроэкономическая стабилизация в переходной период основное внимание должна уделять ликвидации унаследованного дефицита бюджета, уменьшению доли бюджетных дотаций у ВВП, созданию стимулирующей системы налогообложения, стабильной национальной валюты и контроль за умеренными темпами инфляции, а также оптимизации объемов сбережений и инвестиций в экономике. Последнее вызывает самые большие диспропорции потоков капитала в экономике, поскольку вследствие долговременного несоответствия между объемами сбережений и инвестициями в народное хозяйство их взаимодействие приобрело специфические черты, что характерны для государств, у которых экономика функционирует в условиях отсутствия макроэкономического равновесия.
Методы стабилизации, которые используются, основаны на классических теориях, но они не принесли желаемого результата из-за нестандартности ситуации. Эти теории были приняты как панацея от всех проблем, без критики, без прогнозирования результата – то есть без адаптации под условия отечественной экономики.
Цели экономического реформирования должны быть направлены на достижение основной цели – обеспечения стабильного роста реальных доходов.
Для достижения макроэкономической стабилизации, как видим, необходимым и обязательными является использование как налогово-бюджетных рычагов (оптимизация бюджетной системы, создание стимулирующего налогообложения и, через них, регулирование размера доходов), так и денежно-кредитных рычагов (укрепление национальной валюты, контроль инфляции, регулирование соотношения потребления и сбережений).
При этом достижение эффективного стабилизирующего результата возможно только при использовании первой и другой группы рычагов экономической политики в их функциональной взаимосвязи и единой целенаправленности, а главное – на основании реализации единой целостной национальной модели экономического развития. Например, когда наряду с денежно-кредитными мерами, стимулируется производство, строительство, особенно быстровозводимые здания, позволяющие быстро разогреть инвестиционный климат.
На сегодня, в целом, можно считать, что отдельные задания макроэкономической стабилизации в государстве выполнены, кроме, наверное, одного, но самого важного для последующего экономического движения – выведения показателей доходов населения до уровня, достаточного для обеспечения произвольного потребления продовольствия и услуг, и систематических сбережений.
Очевидно, провал в этом наиболее существенном аспекте экономического прогресса объясняется долговременным финансовым провалом реальных доходов населения и предприятий времен затяжной гиперинфляции в начале 90-х, непродуманностью механизмов и неподготовленностью населения и злоупотреблениями в процессе приватизации, чрезмерно высокой степенью тенизации отечественной экономики в течение последних двух десятилетий, многочисленными налоговыми «ноу-хау» по вытягиванию почти всех свободных ресурсов предприятия, и самое главное, отсутствием и к сегодняшнему времени единой целостной модели экономического развития государства, которая бы целенаправленно реализовывалась независимо от изменений внутренней политической конъюнктуры. Такой букет, с которого состоит сегодня «экономическая политика», не позволяет все еще стать в один экономический ряд хотя бы со странами бывшего «соцлагеря».
Читайте также: