Развитие корпоративной теории
22.07.2013
Несмотря на определенный вклад представителей классической школы экономической теории в исследовании корпораций, необходимо отметить, что они достаточно поверхностно рассматривали данные вопросы, не углубляясь в экономическую суть такого явления, как корпорации.
Больше внимания в исследовании экономической сущности корпоративной собственности и корпоративного капитала уделяется в учении марксизма. Причиной проведения глубинных исследований в этом направлении стала промышленная революция, которая требовала качественных изменений не только в непосредственном производстве, но и в организационной форме капитала и предприятия. В третьем томе труда "Капитал" (1894 г.) Карл Маркс указывает на то, что процесс корпоратизации индивидуальных капиталов превращает его в общественную собственность и тем самым отрицает частную сущность капитала. По мнению Маркса, превращение частного капитала в корпоративный является результатом высокого уровня развития капиталистического производства, в процессе которого должен быть осуществлен полный переход от индивидуальной к общественной форме собственности на капитал. Так, произойдет трансформация капиталистической системы в определенную альтернативную, в которой все функции по управлению, производства и др.. будут принадлежать обществу. Вместе с тем марксизм жестко критикует "фиктивный" капитал и фондовый рынок, оставив без внимания его положительную роль в процессе развития корпоративной экономики.
Начало XX в. характеризовалось бурным развитием корпораций, что должно было отразиться в работах неоклассиков. Однако неоклассическая экономическая теория рассматривала предприятие как абстрактного производителя, которое в процессе обработки и трансформации производственных ресурсов выпускает готовую продукцию. При этом без внимания неоклассиков оставались организационные особенности корпораций. Большинство неоклассиков видели угрозу в развитии корпораций, считая, что расширение их деятельности приведет к образованию монополий и накопления противоречий в промышленности.
Несколько отошел от традиционного неоклассицизма Альфред Маршалл. Кроме абстрактной модели предприятия, он также рассматривает организатора и руководителя корпорации. В своей работе он указывает на один из весомых недостатков корпораций. По его мнению, естественная способность корпорации к безграничному расширению приводит к тому, что компания может работать в области, о которой руководители компании не имеют никакого представления. Таким образом, он доказывает необходимость закрепления управленческих функций за настоящими профессионалами в определенной области и должной мотивации таких работников по общим рыночным законам.
Чрезвычайно весомый вклад в развитие корпоративной теории внесли представители институционализма. Представители этой школы весьма различно высказывали свои взгляды на корпорации, некоторые из них откровенно критиковали их развитие, а некоторые, наоборот видели в них движущие силы развития экономики. Один из основателей институционализма Торстейн Веблен рассматривает влияние корпораций на экономические процессы в обществе, происхождение и функции "капиталов промышленности". Он довольно резко критикует такое явление, как корпорация, указывая на то, что их развитие обостряет противоречия между производством и бизнесом. Примером может служить сеть Мерседес дилеры. По его мнению, владельцы капиталов рассчитывают, в основном, провести спекулятивные и финансовые операции со своими капиталами, и все меньше внимания уделяют непосредственному производству.
Продолжая эту мысль Веблен указывает на основной недостаток корпорации, который заключается в широком применении кредита и создании абсентеистской собственности (собственность на финансовый капитал). Такой тип собственности постепенно оттесняет и уменьшает роль собственности на материальные блага. Именно концентрация финансового капитала становится основным инструментом развития компаний и достижение ими господствующего (даже монопольного) положения в определенной области. Среди недостатков он также выделяет то, что основной целью деятельности корпорации является не производство товаров, а увеличение доходов, что приводит к разрыву общественных и корпоративных интересов.
Читайте также: