Контроллинг и контроль
16.04.2012 г.
Не смотря на то, что понятие контроллинга появилось с развитием рыночных отношений в нашей стране уже в 90- годы, многие продолжают отождествлять его с контролем.
Специалисты в области контроллинга не имеют единого мнения в определении данного понятия. Кто-то склоняется, что функции контроллинга ограничены только планированием, учетом, контролем, анализом отклонений и их причин, то есть обеспечением менеджмента необходимой информацией для принятия решений; кто-то наделяет контроллинг и управленческой функцией. И хотя в книгах по менеджменту и различных публикациях на эту тему единого мнения не найти, во всех них контроль рассматривается только как часть общей системы, направленной на рациональное управление предприятием.
Контроль в системе контроллинга несколько отличается от традиционного понимания. Традиционный контроль ориентирован на оценку прошлых событий, и в первой половине прошлого столетия, когда внешняя среда была более стабильной, эта система работала хорошо. В настоящее время изменения происходят намного динамичнее, поэтому контроль сегодня исходит из будущих событий и действий. Упреждающий контроль направлен не на меры по исправлению прошлых ошибок, а на меры по достижению поставленных целей в будущем: корректируются действия, либо цели, если они нереальны.
Очень часто контроллинг воспринимается как инструмент мониторинга работы менеджмента с целью выявления «виновных» за несоответствие результата поставленным целям. Но система контроллинга эффективна только в том случае, если акцентирует внимание на вопросе «что делать?», а не «кто виноват?». Отклонения рассматриваются не как повод для немедленного наказания, а как повод для повышения квалификации персонала.
Рост конкуренции, быстрое развитие технологий, нестабильное состояние экономики сохраняют предпосылки для применения принципов контроллинга в управлении и в нашей стране. Но ошибочное представление часто сводит все усилия по созданию системы, направленной на принятие взвешенных управленческих решений, на нет: персонал опасается прозрачности информации, в результате эффективная обратная связь между руководителем и компанией отсутствует.
Очень важно, чтобы инициатива по применению в управленческом процессе принципов контроллинга исходила от топ-менеджмента, а смысл и задачи контроллинга были восприняты всей управленческой командой, в том числе менеджерами среднего и нижнего звена.
Читайте также: