:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ: ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ

Доклад М.Касьянова на заседании коллегии Минэкономразвития и торговли РФ

14.03.2003

Доклад главы правительства РФ М.Касьянова на заседании коллегии Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, которое проходит 14 марта 2003 года

Доброе утро, уважаемые коллеги.

Прошел год, как мы встречались и обсуждали итоги другого прошедшего года. И сегодня еще один год прошел. Оценки этого года сегодня вы дадите детально друг другу по итогам своей деятельности. Вы знаете общую оценку, которую правительство сделало итогам уходящего года, а в этих итогах серьезную, большую роль сыграло ваше министерство. Общая оценка, как вы знаете, она положительная. Тем не менее, много есть над чем поразмышлять, подумать и предпринять активные меры. Я, прежде всего, хочу действительно искренне поблагодарить вас за ту работу, которую делает министерство, и еще раз подчеркнуть, не для красного словца, я повторяю, что министерство играет одну из самых ключевых ролей в формировании социально-экономической политики и в государственном регулировании всего того, что происходит в экономике страны. Я благодарю вас за те положительные сдвиги, которые с вашей помощью достигнуты. Думаю, что сегодня, наверное, уместней не перечислять положительные вещи, хотя они есть, а остановиться на тех проблемах, которые существуют, что нужно было бы исправить, на что обратить внимание. Хочу, прежде всего, сказать, что в силу, видимо, объективных и, наверное, субъективных причин, не удалось сделать все то, что мы с вами намечали в прошлом году. Хотя, как я сказал, общая ситуация в экономике вполне благополучна. Но проблемы налицо, они очевидны. Хотя темпы роста экономики и потребления поддерживаются на приемлемом уровне, сегодняшняя ситуация возвращает нас к прежней модели развития - ориентации на сырьевой экспорт. Модель, от которой, казалось, еще совсем недавно удалось уйти. Несмотря на предпринятые в последние годы усилия, наша экономика остается по сути монокультурной. Не связанные с извлечением и первичной переработкой природных ресурсов отрасли практически все, за редким исключением, являются неконкурентоспособными. И чтобы убедиться в том, что отставание этих отраслей не только консервируется, но и углубляется, достаточно посмотреть на структуру инвестиций. Решение задачи ускоренной диверсификации национальной экономики предусматривается в качестве центрального элемента, центральной задачи, среднесрочной задачи правительства, которую разрабатывает ваше министерство.

Без этого нас так и будет продолжать качать на качелях мировой конъюнктуры, мы не уменьшим зависимость от внешних факторов, мы не сумеем добиться той цели, которую мы перед собой ставим, - увеличение темпов экономического роста. Главная цель этой программы должна быть - достижение к 2007-2008гг. темпов экономического роста 7-8%. Такую программу мы ждем от вас. Это центральная задача на предстоящий месяц, главная задача для министерства - сделать, отработать, обосновать комплекс мер, которые нужно предпринять в 2003, 2004, 2005 году, чтобы достичь цели - темпов роста в 7-8% к седьмому-восьмому году. В сфере экономической политики это центральная задача. Думаю, что нужно отойти от, скажу таким словом, лозунгов, которые были уместны и правильны три года назад, когда вы разрабатывали эту концепцию. Сегодня эти обещания, которые вами были прописаны в концепции, нужно переложить в конкретную программу. И отойти от лозунгов - поддержать новую экономику, повысить открытость экономики, углубить структурные реформы. Это правильные лозунги, но сегодня нам нужны конкретные меры в развитие этих лозунгов, которые дадут эффект завтра, послезавтра, через три дня. Скажите - обеспечить курс рубля такой-то, выделить и обеспечить концентрацию ресурсов для поддержки экспорта в следующем году в таком-то объеме, снизить ставку такого-то налога на столько-то, что это даст через год то-то или не даст ничего, через два - то-то, через три - такой-то эффект общеэкономического значения. Это должно быть прописано, рассчитано и обоснованно. Вплоть до вчерашнего дня члены правительства докладывали мне, что по налоговой реформе все, что можно, сделано, и речь может идти только о совершенствовании налогового законодательства, совершенствовании правоприменительной практики. Однако вчера на заседании правительства мы получили неожиданно подтверждение от руководства Минфина, что все-таки можно снизить налоги уже в следующем году. Меня это несколько пугает, когда в течение полугода мы не можем добиться, в том числе от вашего министерства, расчетов, можно ли снижать налоги и какой это даст положительный эффект. И вдруг через полгода, не получив расчеты, мы слышим, что можно снижать налоги. Теперь важно не только оценить фискальные последствия предлагаемых шагов в налоговой области, но и спрогнозировать реакцию предприятий, реакцию всей экономики, выработать такие меры, которые стимулируют инвестиционную активность, то, о чем вы регулярно говорите. До сих пор такого анализа, да и просто четко выраженного мнения, четко выраженной позиции Министерства экономического развития и торговли у меня на столе не было. Есть позиция в этой сфере, конкретная четкая позиция министерства в этой сфере - займите ее и обосновывайте ее, аргументируйте, удерживайте. Уже, конечно, те способы нашего обоснования принятия решений, которые проходили в сфере валютной либерализации, и в сфере гарантирования банковских вкладов, и последний, до смеха доходящий пример по налоговой реформе - просто уже эти формы взаимодействия неприемлемы.

В любом случае одних мер в налоговой сфере недостаточно для достижения таких целей, которые мы с вами вместе формулируем, это все мы знаем, это очевидно. Выработка других стимулирующих мероприятий и, что не менее важно, завершение уже начатой работы по целому ряду направлений - будь то дебюрократизация или приведение законодательства в соответствие с нормами ВТО - приобретают в сегодняшних условиях особое значение. Взять, например, другое важнейшее направление - направление по диверсификации экономики и созданию благоприятного климата - это широко разрекламированный нами в прошлом году принцип одного окна при регистрации предприятия. К сожалению, все чаще поступает информация о том, что регистрация фирм в одном окне стала не проще, а напротив, сложнее, занимает больше времени и, извините за выражение, дороже, причем занимаются этим одни и те же, что и прежде, посреднические фирмы. Поэтому что удивляться данным статистиков, согласно которым, несмотря на все наши усилия по дебюрократизации, существенного роста в сфере малого и среднего бизнеса просто не происходит. Если моя информация верна. Нужно проанализировать результаты наших действий, что-то подправить, если это не так, не сидеть сложа руки, давать предложения, что надо сделать немедленно для того, чтобы поправить эту ситуацию. Я уже не раз говорил и сейчас еще раз подтверждаю, повторяю то, что о нашей с вами работе судят не по политическим лозунгам и обещаниям, а по конкретным делам, точнее сказать, по результатам завершенных конкретных дел, доведенных до конца, а не реформ или дел, брошенных на полпути. Между тем, в качестве главной причины сдерживания экономической активности представители бизнеса называют избыточное и неоправданное вмешательство государства не в свои дела. Речь идет и о навязанном контроле с прямой целью снятия административной ренты и непосредственной хозяйственной деятельности госструктур. Еще год назад мы обсуждали эту тему об избыточном давлении государства, об избыточном давлении правоохранительных органов на бизнес, давались вам конктретные поручения рассчитать, посмотреть, обосновать, внести предложения в этой сфере. Ничего не было сделано в силу опять-таки, думаю, субъективных факторов. Сегодня вы это знаете и видите, президент принял такие решения, где принципиальная позиция, когда шепотом мне об этом говорилось, конкретных предложений не было сделано, обосновали, рассчитали без вас. Президент четко сказал - нет неприкасаемых сфер жизни в стране, если нужно что-то менять - обосновывайте, доказывайте, вносите предложения. Много говорим мы о необходимости скорейшего проведения административной реформы, но бытующее представление или даже навязываемое представление о том, что административная реформа это и есть перемещение, сокращение количества федеральных министерств или их увеличение, изменение персоналий, - это просто какая-то специально формулируемая подмена понятий. Все равно гражданам, сколько федеральных министерств - 20, 25 или 15, никого это не интересует, кроме 2-3 тысяч человек, живущих в Москве. Поэтому не получится, если кто-то хочет подменить отсутствие результатов по некоторым направлениям какими-то всплесками эмоций вокруг изменения количества министерств. Это неправильно, это ошибочное, иллюзорное представление о том, что это играет какую-то роль. Главная цель, которую вы же и сформулировали, держите эту позицию, - это снятие избыточных функций государства.

Между прочим, мера очевидная - устранение дублирующих функций, которых много. И с вашей же помощью мы уже представили в этом докладе перечень таких дублирующих функций. В ближайшее время мы такие решения примем. Это административная реформа. Это сокращение избыточного присутствия государства в экономике, сдерживающее экономический рост. Должен сказать, как я уже отметил, что в министерстве по этой теме уже проделала огромная аналитическая работа, и, безусловно, ваши предложения лежат в основе этих действий. Создавая благоприятные условия для деятельности бизнеса, мы не должны забывать о другой ключевой задаче экономической политике - повышении эффективности управления, формировании современной экономической инфраструктуры. Уходя из одних сфер экономической деятельности, там, где это обосновано и не нужно, государство должно, напротив, наращивать усилия в других областях, где именно оно может сыграть роль локомотива развития, координируя и объединяя усилия частного бизнеса. Например, такой важнейший общепризнанный элемент развитой экономической инфраструктуры, в котором государство играет лидирующую роль, - это поддержка экспорта, государственная система поддержки экспорта. Наши разговоры о создании действенных механизмов экспортного кредитования и гарантирования, уже долгое время остаются разговорами, а пока мы теряем рынки, рынки, куда вместо нас выходят предприятия других стран при поддержке своих более расторопных правительств. Взгляните на любое авторитетное зарубежное финансово-экономическое обозрение, и вы увидите, что многие страны, правительства этих стран регулярно размещают рекламу своего экономического потенциала, своих экономических достижений, преимуществ, ориентации политики текущего и среднесрочного периода. Покажите хоть одну брошюру, сформированную специально для этих целей в отношении России, или размещение рекламы в каких-то важных международных изданиях. Нет такого. Тем более, нет того, что было бы изложено доступным, толковым языком, внятно, куда нужно обращаться инвесторам, как это делать. Есть что-то в интернете, и сегодня мы будем смотреть это. Я не хочу сказать, что ничего не делается, много что сделано в информационном плане, и это важный элемент, но этого недостаточно. И продолжаем слышать странные вещи о, скажем, большом нераскрытом потенциале находящихся в подчинении министерств и ГУПов или торгпредств. Тема, я думаю, настолько отработанная и проговоренная, что, я думаю, не стоит уже акцентироваться на ней. Нужно совершенствовать работу этих подразделений, что-то ликвидировать, но не держаться и не обосновываться нераскрытым потенциалом. Вместе с тем, все еще действуют законы, ограничивающие деятельность иностранных инвесторов в тех отраслях, где нам капиталовложения нужнее всего, в частности в авиапроме. Программа реструктуризации авиапрома явно буксует. Необходимо внести поправки в закон. Предполагается уже два года закон, позволяющий иностранным инвесторам участвовать. Иностранные инвесторы, крупнейшие, известнейшие инвесторы шлют постоянно мне запросы на эту тему. Все, вроде, согласовано, все поддерживают, но дело не движется. Где? Что это? Я, наверное, уже перебрал с критикой, у меня тут пометки есть. Другой пример, который вызывает даже улыбку: Шереметьево. Уже скоро все авиакомпании уйдут оттуда. Полная дезорганизация этого комплекса, она уже на языке не только в России. Сдвинуть надо эту тему немедленно, в самый короткий срок. Задача номер один в сфере регулирования - это ценообразование. В федеральном правительстве ваше министерство отвечает за государственную политику в сфере регулирования цен. Это конституционное полномочие правительства осуществляется с помощью вашего министерства. Всем очевидно раздражение и внимание, которое сегодня вызывают вопросы тарифной политики. Очевидно, что мы сделали далеко не все, чтобы сдержать рост тарифов, поскольку наша аргументация должна быть основана на скрупулезном анализе бюджетов естественных монополий. В прошлом году такой анализ был проведен в лучшем случае фрагментарно, вы сами это признали. Хотя была сделана большая работа по сравнению с двумя годами назад, когда мы вообще не имели представления, что происходит в этой сфере.

Многое было до конца не доведено. В этом году без скидок на то, что это новое дело, непривычное, нужно эту работу вывести на окончательный, требуемый уровень. Вы должны принимать решения на основе совершенно ясного анализа, совершенно правильных выводов. В условиях разворачивающихся реформ электроэнергетики, железнодорожной отрасли необходимо уже сейчас начинать готовиться к выполнению задач именно практически. Я имею в виду опять тарифы. Чтобы те опасения, которые нам удалось снять, убедить депутатов, чтобы эти опасения были подтверждены конкретными действиями и на сегодняшний день конкретными планами о том, как это будет обеспечено, как эти обещания, данные нами депутатам, конкретно будут реализованы. Пока мы еще очень далеки от реального понимания обоснованности издержек монополий. Думаю, что, наверное, те аргументы, которые вами сформулированы в отношении необходимости реформирования и создания внутреннего рынка газа, недостаток этих аргументов послужил причиной для дальнейшего переноса решения и рассмотрения этих проблем. Уважаемые коллеги! В словах о том, что ваше министерство играет ключевую роль в формулировании стратегии, в реализации экономических преобразований, подчеркиваю еще раз, нет ни малейшего преувеличения. Я как глава правительства очень часто опираюсь на ваши выводы, вашу точку зрения, если она обоснована и аргументирована. Идем на основе этой аргументации до конца и добиваемся решений. И знаем положительные результаты такой позиции, вашей позиции, которую вы формулируете и важной обоснованной аргументацией позволяете до конца проводить политические решения. Только принципиальная позиция, последовательность позволит выбить козыри из рук противников преобразований. Только тогда мы сумеем все доводить до конца в те сроки, которые мы намечаем. Я желаю вам больших творческих успехов и, безусловно, успехов в самое ближайшее время в тех целях, которые сформулированы. Благодарю вас.

Источник материала: Журнал "Финансовый директор"


Читайте также:

ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018