:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: ТЕНДЕНЦИИ >> НОВОСТИ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

Прохождение таможни будет занимать 20 минут

11.02.2003, Rbc.ru

Новая редакция таможенного кодекса узаконит электронные декларации и сократит на бумаге время прохождения таможни до нескольких минут. В реальности, импортеры, скорее всего, будут продолжать стоять в очередях

Новый таможенный кодекс, обсуждающийся уже несколько лет, может быть введен в действие уже с 1 января 2004 года. Об этом в понедельник сообщил зампред комитета по бюджету и налогам Госдумы Валерий Драганов. Модернизированный таможенный кодекс необходим для успешного вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Он должен существенно упростить и ускорить процедуру таможенного оформления товаров. Правда, как считают опрошенные РБК импортеры, к их реальным проблемам данный документ имеет весьма отдаленное отношение.

Взяться за сочинение новой редакции Таможенного кодекса правительство вынудило желание вступить в ВТО. Старая редакция была принята еще в 1993 году, до принятия последней российской конституции. Сейчас кодекс не только не отвечает международным требованиям, но и не вписывается даже в российскую действительность. Сами таможенники признают, что он не стимулирует внешнеэкономическую деятельность, а лишь создает препятствия на пути бизнеса. В частности, высокие таможенные тарифы вызывают увеличение «серого» импорта, а сложность оформления таможенных деклараций приводит тому, что импортеры и экспортеры несут огромные убытки из-за очередей на таможне. По мнению Валерия Драганова, действующая система таможенного администрирования порождает нелегальный оборот, который, по разным оценкам составляет от 7 до 10 млрд. долларов в год.

Новая редакция Таможенного кодекса будет, по мнению Валерия Драганова, «новым этапом во взаимоотношениях власти и бизнеса, кодекс уравняет их права на таможенном поле». Как пояснили РБК в Государственном таможенном комитете, в документе будет четко прописана ответственность за него неисполнение не только участников внешнеэкономической, но и чиновников. В действующем кодексе эта статья тоже прописана, но формулировка настолько размыта, что привлечь к ответственности сотрудника таможни практически невозможно. Оговоримся, что речь идет не о криминальных преступлениях, наказанияза которые прописаны в уголовном кодексе, а о несоблюдении требований таможенного кодекса -- например, затягивание сроков оформления таможенной декларации. Новый документ будет законом прямого действия, не требующим принятия каких-либо дополнительных приказов и разъяснений. «Это лишает ГТК возможности вносить отсебятину, и выбивает почву из под ног коррупционеров», - сказал РБК сотрудник таможенного ведомства.

Впрочем, сами таможенники признают, что кодекс может быть каким угодно хорошим – все упирается в проблему его исполнения. Например, уже сейчас таможенное ведомство в добровольном порядке снизило срок оформления декларации с десяти дней, прописанных в старом кодексе, до трех. Тем не менее, как рассказал РБК один из импортеров, грузы могут стоять на таможне 2-3 недели. В итоге импортеры несут убытки, оплачивают простой контейнеров перевозчикам, а таможня ссылается на очереди, с которыми ничего сделать нельзя. В таможенном ведомстве РБК заявили, что проблема очередей к кодексу никакого отношения не имеет и связана с нехваткой пропускных пунктов на границах.

Тем не менее, таможенники с принятием новой редакции таможенного кодекса обещают «светлое будущее». Как сообщили РБК в ГТК, время оформления таможенной декларации может снизиться аж до 20 минут. Связано это, в первую очередь, с введением электронной декларации. То есть импортер может заполнить декларацию в электронном виде в момент заключения контракта или отгрузки в стране-экспортере, а собственно на таможне лишь получить штамп. Процедура получения последнего занимает всего несколько минут, при этом, как сказал РБК сотрудник таможенного ведомства, «живой таможенник с участником внешнеэкономической деятельности встречаться не будет». Кстати, эксперимент по подаче деклараций в электронном виде уже проводится в некоторых федеральных округах. Но пользоваться этой схемой пока могут лишь крупные фирмы, имеющие большой опыт работы с таможней и хорошо себя зарекомендовавшие.С принятием кодекса так называемый «белый список» будет расширен и доступ к «зеленому коридору» получит большее количество фирм. В любом случае, этой схемой смогут пользоваться лишь те импортеры, которые не были замечены ГТК в нарушении таможенного законодательства.

С большой долей вероятности можно утверждать, что прежде всего в «белый список» попадут таможенные брокеры - фирмы, специализирующиеся на «оказании помощи» импортерам и экспортерам в растаможке товаров (обычно такие брокеры имеют «хорошие отношения» с таможенниками). «Большинство фирм не имеют возможности напрямую перевозить грузы через таможню – это слишком сложно и дорого, - рассказал РБК один из импортеров. – Выгоднее пристроиться к какому-нибудь брокеру, оформить груз на него, а потом получить его по накладной. Посредник, естественно, возьмет свой процент за «помощь». Главная проблема взаимоотношений с брокерами, которые по большому счету облегчают жизнь импортерам, - если груз застрянет на таможне, виноватых найти невозможно. Около года назад мы столкнулись с этой проблемой, когда таможня в Балашихе закрылась на две недели из-за каких-то проверок ее деятельности. Наш груз простоял четырнадцать дней вместо трех. Мы оплатили неустойку, а нам взыскать ущерб было не с кого. С брокера не спросишь – виноват не он, а таможня. С последней взыскать может только брокер, а ему все равно сколько простаивает ваш груз». То есть, весьма сомнительно, что система, основанная во многих случаях на «безответственном» симбиозе таможни и брокеров легко подчинится требованиям нового Таможенного кодекса и действительно позволит всем участникам внешней торговли проходить таможню за 20 минут. Вопрос о деятельности брокеров сейчас активно обсуждают депутаты Госдумы вместе с новым таможенным кодексом. Правда, в самом комитете полагают, что парламент излишне акцентирует эту проблему. «Брокерские фирмы не имеют прямого отношения к таможне, - сказали РБК в ГТК. – Такая постановка вопроса -- на совести депутатов Госдумы. Некоторые из них, вроде Драганова, считают, что надо отменить лицензирование этого вида деятельности». Большинство из опрошенных РБК импортеров считают, что декларируемая либерализация окажется, в итоге, реальностью только для избранных – крупных фирм, а также «дружественных» брокеров. Всем остальным, как и сегодня, придется делать выбор: стоять в очереди и нести убытки, или обращаться в брокерскую фирму, входящую в «белый список».

Тем не менее, несмотря на все недостатки, принятие новой редакции таможенного кодекса, по оценкам экспертов, должно все-таки привести к значительному (в разы) росту внешней торговли. Ведь, помимо всего прочего, новый кодекс «наложится» на запланированное в 2003-2005 гг. постепенное снижение импортных таможенных тарифов (с 11,1% в 2001 году до 8,7% в 2008), которое должно привести увеличению объемов импорта. А в более отдаленной перспективе дойдет очередь и до экспортных пошлин. Некоторые представители власти считают, что эти пошлины являют собой пережиток прошлого и тормозят развитие российского экспорта. В частности, Валерий Драганов полагает, что в ближайшей перспективе Россия должна полностью отказаться от экспортных пошлин на все товары, за исключением минерального сырья. Правительство придерживается более умеренной позиции и собирается к 2004 году отменить экспортные пошлины лишь на продукцию химической, лесобумажной и металлургической промышленности.

Источник материала: Rbc.ru


Читайте также:

ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018