СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Нормирование оборотных средств

Автор: Владимир Петрович Гpузинoв, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой Российского заочного института текстильной и легкой промышленности.

Исходным моментом нормирования является установление общей величины оборотных средств, необходимой для непрерывного функционирования предприятия. Норма оборотных средств определяет величину запаса и задела в днях и разрабатывается на ряд лет. Норматив рассчитывается на основе нормы запаса оборотных средств (в днях), умноженной на однодневный расход товарно-материальных ценностей (в руб.) по соответствующим видам оборотных средств. Рассмотрим это на условных примерах.

Исходным моментом нормирования является установление общей величины оборотных средств, необходимой для непрерывного функционирования предприятия. Для этого необходимо исходить из ряда условий:

  • Во-первых, величина оборотных средств должна быть оптимальной. Иными словами, с одной стороны, она должна быть достаточной для закупки в нужном количестве и определенного качества сырья и материалов, топлива, необходимых для обеспечения выпуска продукции в ассортименте, количестве и в сроки поставок в соответствии с требованиями рынка, а с другой — обеспечить непрерывность производственного процесса.
  • Во-вторых, при определении данной величины следует учитывать время, необходимое на отвлечение средств, оформление заказов, оплату счетов, хранение материальных ценностей, обеспечивающих непрерывность производства, на хранение готовой продукции, формирование партий для ее отправки потребителям, проведение рекламы и расходы по реализации продукции.

Норма оборотных средств определяет величину запаса и задела в днях и разрабатывается на ряд лет. Иными словами, она отражает количество дней, в течение которых оборотные средства (деньги) «связаны» в материальных запасах — начиная с оплаты счетов за материалы и передачи в производство и кончая передачей готовой продукции на склад для реализации.

Норма оборотных средств рассчитывается по каждому запасу: производственному, незавершенному производству и готовой продукции. Наибольшая часть (85-90%) оборотных средств приходится на создание производственных запасов.

Нормы оборотных средств отражают только время (продолжительность) отвлечения средств (денег), их «связанность» в материальных запасах. Но они ничего не говорят о величине данных средств. Это устанавливается с помощью нормативов, представляющих собой минимальную сумму денежных средств, необходимую любой производственной структуре для осуществления непрерывной хозяйственной деятельности.

Норматив рассчитывается на основе нормы запаса оборотных средств (в днях), умноженной на однодневный расход товарно-материальных ценностей (в руб.) по соответствующим видам оборотных средств.

Если норма запаса оборотных средств устанавливается на несколько лет (это связано с относительной неизменностью технологии переработки сырья, устоявшимися связями с поставщиками сырья и материалов и т.д.), то нормативы оборотных средств уточняются ежегодно. Это обусловливается необходимостью учета происходящих изменений в ценах на рынке сырья и материалов, а также изменениями в объеме производства продукции, ее ассортименте.

Таким образом, зная норму оборотных средств в днях и однодневный расход товарно-материальных ценностей в рублях, можно рассчитать норматив оборотных средств в запасах и в отдельных его видах. Покажем это на условных примерах.

1. Определение норматива оборотных средств текущего запаса.

Расход сырья и материалов на квартал, тыс. руб. — 10 900

Количество дней — 90

Однодневный расход сырья и материалов, тыс. руб. — 146

Норма запаса, дни — 26

Норматив (потребность) в оборотных средствах по сырью и материалам составил: 146 * 26 = 3800 тыс. руб.

2. Потребность в оборотных средствах по незавершенному производству устанавливается путем умножения однодневного выпуска продукции на норму незавершенного производства (в днях).

Выпуск продукции по себестоимости на квартал,тыс. руб. — 14 900

Однодневный выпуск продукции по себестоимости,тыс. руб. — 178,68

Норма незавершенного производства, дни — 3

Потребность в оборотных средствах по незавершенному производству, тыс. руб.: 178,68 * 3 = 536,04

3. Потребность в оборотных средствах по готовой продукции определяется путем умножения однодневного выпуска продукции по себестоимости на норму оборотных средств по готовой продукции (2 дня):

178,68 * 2 = 357,36 тыс. руб.

4. Потребность в оборотных средствах по запасам товаров определяется умножением однодневного оборота этих товаров по покупным ценам на норму их запасов (в днях).

Оборот товаров по покупным ценам на квартал, тыс. руб. — 2 890

Однодневный оборот, тыс. руб. — 32,1

Норма запаса товаров, дни — 2

Потребность в оборотных средствах по запасам товаров составила: 32,1 * 2 = 64,2 тыс. руб.

5. Потребность в денежных средствах в кассе и на переводы в пути определяется умножением товарооборота по продажным ценам (розничным) на норму запаса денежных средств (в днях).

Товарооборот в квартал, тыс. руб. — 3 700

Однодневный товарооборот, тыс. руб. — 41,1

Норма запаса денежных средств, дни — 1

Потребность в денежных средствах составила:41,1 * 1 = 41,1 тыс. руб.

6. Потребность в оборотных средствах по прочим материальным ценностям определяется методом прямого счета или расчетно-аналитическим методом (стоимость тары 100 тыс. руб.).

7. Совокупный норматив оборотных средств равен сумме нормативов по всем их элементам и определяет общую потребность предприятия в оборотных средствах:

По = Птек + Пнп + Пт + Пг + Ппр + Пб,

где По — общая потребность в оборотных средствах, тыс. руб.; Птек — потребность в оборотных средствах для создания текущих запасов, тыс. руб.; Пнп — потребность в средствах незавершенного производства, тыс. руб.; Пт — потребность в средствах по запасам товаров, тыс. руб.;Пг — потребность в средствах для запаса готовой продукции, тыс. руб.; Ппр — потребность в средствах по быстроизнашивающимся предметам, в таре, тыс. руб.; Пб — потребность в средствах по кассе, тыс. руб.

По = 3800 + 536,03 + 357,4 + 64,2 + 41,1 + 100 = 4898,7 тыс. руб.

Вместе с тем определение суммы общей потребности оборотных средств еще не означает, что эта сумма должна расходоваться немедленно. Здесь важно добиваться такого положения, при котором эта «связанность» средств в сырье и материалах, т.е. их отвлечение, с одной стороны, не носило бы длительный характер, а с другой — не требовало бы больших единовременных вложений в покупку сырья и материалов. Кроме того, само хранение товарно-материальных ценностей также сопряжено с большими затратами. Достаточно отметить, что ежегодная сумма этих затрат, как свидетельствует статистика, обычно превышает четвертую часть стоимости самих запасов.

В целом проблема создания запасов и хранение материальных ценностей сложна, ее решение зависит от многих обстоятельств, в том числе от ускорения оборачиваемости оборотных средств, применения ресурсосберегающих технологий, характера заказов (крупные партии заказываемого сырья и материалов, частота поступления заказов). Кроме того, решение этой задачи предполагает организацию соответствующей системы управления запасами.

Источник: Элитариум

СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Особенности затрат как объекта управления

Автор: Анна Владимировна Koзaчeнкo, профессор, доктор экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента Восточноукраинского национального университета имени Вл. Даля (г. Луганск).

Особенности затрат как объекта управления Для любого предприятия управление затратами представляет важную сферу управления, поскольку затраты существенным образом влияют на финансовый результат деятельности предприятия. Управление затратами не является самоцелью, а лишь обеспечивает достижение поставленных целей в системе управления предприятием в целом. Управление затратами осуществляется с использованием тех же принципов, что и управление любым другим объектом, но имеет при этом свои особенности.

Для любого предприятия управление затратами представляет важную сферу управления, поскольку затраты существенным образом влияют на финансовый результат деятельности предприятия и, следовательно, формируют ресурсы для его дальнейшего развития. Они также оказывают влияние на конкурентоспособность продукции и предприятия в целом. Управление затратами должно быть интегрировано в общую систему управления предприятием. Затраты — это только один (хотя, безусловно, важный) объект управления. Управление затратами не является самоцелью, а лишь обеспечивает достижение поставленных целей в системе управления предприятием в целом.

Управление затратами осуществляется с использованием тех же принципов и канонов, что и управление любым другим объектом, но имеет при этом свои особенности, обусловленные особенностями объекта управления. Особенности затрат как объекта управления представлены ниже.

  • независимость от присутствия формального управленческого воздействия;
  • безвозвратность;
  • конечность;
  • цикличность;
  • неполная контролируемость;
  • интегрированность с другими сферами управления;
  • постоянство;
  • превентивность;
  • соответствие изменениям в деятельности предприятия

Прежде всего, затраты в процессе работы предприятия будут возникать независимо от того, будут ли они выделяться в качестве самостоятельного объекта управления или нет. Это очевидно, так как затраты, характеризуя трансформацию ресурсов и денежные платежи, неизбежно возникают в ходе нормальной деятельности предприятия. Отсюда следует такая особенность затрат, как независимость их возникновения от наличия формального управления ими.

Поскольку затраты присутствуют как в момент поступления ресурсов на предприятие, так и в момент их трансформации, то часть из них является безвозвратной. Это значит, что в отличие от многих других объектов управления, после того как конкретные затраты перешли в категорию безвозвратных, управление ими становится бессмысленным и сводится к констатации факта с последующим ретроспективным анализом и контролем. Эта особенность затрат как объекта управления обусловливает тот факт, что управление затратами должно иметь преимущественно превентивный характер, то есть решения о затратах должны приниматься до того, как эти затраты возникнут.

Затраты как объект управления обладают двумя противоположными, но одновременно дополняющими свойствами: они, с одной стороны, конечны, а с другой — цикличны. Конечность затрат применительно к конкретному ресурсу означает, что после его использования затраты становятся исчерпанными и больше в деятельности предприятия не возникают. Одновременно с этим большинство затрат в деятельности предприятия цикличны по своей сути, то есть для каждого конкретного ресурса время возникновения затрат будет различным, но сущность и целенаправленность затрат остаются неизменными. Эта особенность затрат позволяет использовать экстраполяцию в управлении затратами и обоснованно утверждать, что хотя величина затрат на будущее и является относительно неизвестной, но их сущность и факторы, которые на них влияют применительно к конкретному предприятию, остаются неизменными. Это дает возможность детально планировать затраты и превентивно управлять ими.

Затраты как объект управления не в полной мере зависят от принимаемых управленческих решений на предприятии.

  1. Во-первых, это вызвано тем, что часть затрат по своей сущности не являются контролируемыми. Например, к таковым относятся затраты на незапланированный ремонт оборудования, выплачиваемые штрафы. Неконтролируемые затраты объективно возникают помимо принимаемых управленческих решений на предприятии.
  2. Во-вторых, неполная контролируемость проявляется в том, что величина входящих затрат предприятия (стоимость закупаемых ресурсов) определяется не только принимаемыми управленческими решениями, но и конъюнктурой рынка как общим фактором, и затратами поставщиков ресурсов, которые определяют их минимальную цену как частным фактором. Именно случайность возникновения затрат и их зависимость от внешней среды предприятия определяют неполную подконтрольность затрат и обусловливают в ряде случаев вариативный характер управления ими.

Поскольку затраты теснейшим образом связаны с другими сферами деятельности предприятия, управление затратами должно быть интегрировано или, по крайней мере, согласовано с управлением другими объектами.

Управление затратами должно осуществляться постоянно и при этом носить циклический характер. Эти две характеристики являются различными, однако они тесно связаны между собой. Как правило, сущность затрат периодична; соответственно, периодический характер будут носить и процедуры, и реализация функций управления. Несмотря на то, что цели управления затратами для конкретного предприятия могут различаться для разных периодов, применяемые процедуры будут циклическими, а их реализация будет носить постоянный характер, хотя они и могут изменяться в зависимости от целей.

Очевидно, что управление затратами должно носить опережающий характер. Многие затраты в деятельности предприятия являются безвозвратными, поэтому управление должно осуществляться частично до того, как эти затраты возникают, а частично — в момент их возникновения. Ясно, что после возникновения безвозвратных затрат управление ими сводится к ретроспективному контролю, а возможности регулирования минимальны. Превентивность в управлении затратами является основной характеристикой и существенно влияет на формирование других особенностей. В частности, особенности объекта управления и динамизм внешней среды для многих предприятий обусловливают необходимость децентрализации в управлении затратами. Высокая степень централизации приводит к тому, что информация достигает лиц, принимающих решения, недопустимо медленно — когда затраты перестают быть управляемыми или вообще становятся безвозвратными. Соответственно, управление лишается смысла. Децентрализации в управлении затратами можно достичь за счет делегирования полномочий и закрепления ответственности. В этом случае ярко проявляется неоднородность субъекта управления затратами и тесная связь управления затратами с другими сферами управления предприятием. Кроме того, децентрализация возможна за счет:

  • разработки нормативов затрат и формальных процедур реагирования при определенных условиях на состояние затрат без согласования с более высоким уровнем управления;
  • автоматизации управления предприятием, которая наряду с контролем нормативов позволяет ускорять движение информации, что в управлении затратами иногда имеет критический характер.

Децентрализация управления может либо касаться управления затратами, либо носить всеобщий характер в рамках организации, вплоть до выделения самостоятельных хозяйствующих субъектов на базе дивизиональной структуры управления.

В то же время, несмотря на периодичность и постоянство, управление затратами должно быть гибким и соответствовать изменениям в деятельности предприятия. Эти две характеристики содержательно различны, но тем не менее тесно связаны друг с другом. Деятельность предприятия, цели, внутренняя организация и процедуры не остаются постоянными, они изменяются в соответствии с изменениями внешней среды. В этих условиях необходимость интегрированности управления затратами требует, чтобы оно соответствовало произошедшим изменениям.

Форма этого соответствия может быть разной: могут измениться цели управления затратами для конкретного предприятия, место управления затратами в общей системе управления предприятием, методы управления, организация и распределение полномочий в управлении затратами. Если цели управления затратами являются стратегическими приоритетами в деятельности предприятия, то именно управление затратами будет формировать цели для других объектов управления. Но гораздо чаще управление затратами осуществляется в рамках одной из функциональных сфер управления предприятием в целом, и тогда оно должно быть ориентировано или, по крайней мере, учитывать поставленные цели в развитии предприятия в целом и в отдельных функциональных сферах управления.

Источник: Элитариум

СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Методы расчета себестоимости

Автор: Елена Владимировна Бехтерева, профессиональный бухгалтер, специалист в области налогового законодательства.

Существуют две группы причин расчета себестоимости. Первая из них — данные о себестоимости незавершенного производства и готовых продуктов необходимы для формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности; Другой причиной является необходимость калькулирования себестоимости для планирования деятельности предприятия, контроля выполнения планов и принятия управленческих решений, так как на основе данных о себестоимости формируется ассортиментная и ценовая политика.

Существуют две группы причин расчета себестоимости:

  1. данные о себестоимости незавершенного производства и готовых продуктов необходимы для формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  2. калькулирование себестоимости необходимо для:
  • планирования деятельности предприятия;
  • контроля выполнения планов;
  • принятия управленческих решений, так как на основе данных о себестоимости формируется ассортиментная и ценовая политика.

Классификация методов расчета себестоимости

1. Попроцессный метод. Применяется на предприятиях, которые работают в непрерывном режиме. Классический вариант попроцессного метода применяется в отраслях с массовым типом производства, который характеризуется:

  1. непродолжительным производственным циклом;
  2. наличием единой характеристики для всей продукции;
  3. ограниченной номенклатурой продукции;
  4. полным отсутствием либо незначительными объемами полуфабрикатов и незавершенного производства.

Примерами такого производства являются добывающие отрасли, транспорт и энергетика. Объект учета затрат и калькулирования — конечная продукция. Таким предприятиям требуются большие вложения для продолжения работы в перспективе, а также для текущего поддержания производства. Вложения носят рисковый характер.

Самый простой тип массового производства представлен энергетическими предприятиями и характеризуется отсутствием запасов готовой продукции. В таких случаях используется простой одношаговый способ калькулирования себестоимости. Себестоимость единицы продукции определяется делением полной суммы затрат за период на количество единиц продукции, произведенной за этот период:

C = Z / X

где С — себестоимость единицы продукции, руб.; Z — совокупные затраты за период; X — количество единиц произведенной продукции (шт., км и т.д.).

Существует небольшое количество предприятий, которые удовлетворяют четырем основным требованиям. Для них используется способ простой двухступенчатой калькуляции, предусматривающей выделение в учете производственных и непроизводственных затрат. Производственные затраты относятся на всю произведенную готовую продукцию, а непроизводственные считаются затратами периода и относятся на продукцию реализованную.

С = Zпргп + Zнепррп

где Zпр — производственные затраты; Хгп — количество единиц готовой продукции, произведенной за период; Zнепр — непроизводственные затраты периода; Хрп — количество единиц продукции, реализованной за период.

Данный вариант исчисления себестоимости позволяет определить себестоимость реализованной продукции и оценить запасы изготовленной в данном периоде, но нереализованной продукции.

Способ одно- и двухступенчатой калькуляции используется в тех калькуляциях, где технологический процесс организован в виде непрерывной деятельности при непродолжительном производственном цикле. Если технологический процесс организован в виде цепочки отдельных этапов, технологически и организационно обособленных, производство на отдельных этапах может осуществляться с разным ритмом, тогда возникают остатки полуфабрикатов при передаче из одного подразделения в другое.

2. Попередельный метод. Данный метод применяется в отраслях и на предприятиях, где продукция в ходе технологического цикла последовательно проходит несколько стадий.

Передел — это содержательно и пространственно обособленная совокупность технологических операций, составляющая часть полного технологического процесса изготовления конечной продукции. В результате каждого передела получается полуфабрикат, который может быть передан по технологической цепочке для дальнейшей обработки или реализован на сторону.

Особенностями массового типа производства являются небольшая номенклатура изделий, которые выпускаются в больших количествах, узкая специализация рабочих мест, высокий уровень оборудования и автоматизации. Разновидность массового типа производства — поточное производство (целлюлозно-бумажная, прядильная, металлургическая, химическая и нефтехимическая промышленность).

Производство на всех стадиях технологического процесса ведется независимо от других, поэтому между переделами могут возникать значительные объемы полуфабрикатов — продуктов одного передела, переданных в следующий передел, но не использованных там в течение отчетного периода. Такая особенность организации производства обусловливает выбор в качестве объекта калькулирования не конечного продукта, а продукта каждого передела. Объект учета — отдельный передел.

Если внутри передела цикл изготовления изделия невелик и в конце отчетного периода нет внутрицехового незавершенного производства, для исчисления себестоимости можно использовать метод простой многоступенчатой калькуляции. Он является продолжением простой двухступенчатой калькуляции. Производственные затраты, произведенные за отчетный период в каждом переделе, относятся на продукцию, выпущенную в рамках этого передела, а непроизводственные затраты относятся на реализованную продукцию. Во многих массовых производствах особенностью процесса является введение основных материальных затрат лишь в начале процесса, т.е. в первом переделе. В аналитических целях целесообразно вести учет материальных затрат отдельно, а по переделам учитывать лишь затраты труда и общепроизводственные расходы, т.е. добавленные затраты. Когда все последующие стадии добавляют продукту стоимость в результате его обработки, можно использовать метод калькуляции затрат по стадиям обработки.

Для распределения затрат между готовой продукцией передела и незавершенным производством был разработан метод условных единиц. Согласно данному методу каждый объект калькулирования рассматривается как совокупность двух условных единиц: основных материальных затрат и добавленных затрат. Величины этих условных единиц в денежном выражении определяются либо путем нормирования, либо путем деления фактических затрат на количество выработанных условных единиц за любой период времени. Продукция, выработанная в рамках одного передела, будет состоять из продукции готовой, переданной в следующий передел, и изделий, еще не законченных с точки зрения технологического процесса, но уже начатых, в которые уже вложены некоторые затраты. Оценка такого незавершенного производства ведется экспертным путем с учетом завершенности по материалам и добавленным затратам по отдельности. Результат получается в условных единицах ( первый этап расчетов). После процентной оценки степени незавершенности продукции определяется выработка за период либо путем умножения на нормативную стоимость условной единицы, либо делением полной суммы затрат на количество условных единиц выработки ( второй этап расчетов). Это позволяет оценить как выработку готовой продукции, так и объем незавершенного производства на момент окончания периода путем умножения количества условных единиц выработки на стоимость одной условной единицы ( третий этап расчетов).

3. Позаказный метод. Данный метод калькулирования себестоимости применяется на предприятиях с единичным или серийным типом производства, где выпускается уникальная продукция по специальным заказам. Он применяется в крупнейших судо-, авиа-, машиностроительных концернах, в малом бизнесе — при производстве мебели, визитных карточек, при предоставлении аудиторских услуг.

Особенности единичного или серийного производства:

  1. широкая номенклатура выпускаемой продукции при небольшом количестве изделий каждого наименования (в единичном производстве объем партии — одна единица);
  2. использование специально разработанных на данном предприятии форматов учетно-управленческой документации — карточек заказов, калькуляционных карточек, сопроводительных листов и т. д.;
  3. применение универсального технологического оборудования.

Серийное производство — это изготовление заранее оговоренного количества технологически идентичных изделий, выполняемое одновременно или последовательно в течение ограниченного промежутка времени. Если продолжительность периода изготовления серии невелика, то серию можно рассматривать как заказ.

Заказ — это особым образом оформленное требование клиента производителю изготовить изделие с определенными характеристиками. Форму бланка-заказа предприятие разрабатывает самостоятельно. Обязательными реквизитами являются номер заказа, характеристика продукта, срок исполнения и стоимость заказа.

Сущность позаказного метода учета затрат и исчисления себестоимости состоит в отнесении прямых расходов в разрезе заранее установленных статей калькуляции на отдельные заказы и распределении косвенных расходов по заказам в соответствии с установленными ставками распределения. Объект учета затрат и калькулирования — отдельный заказ.

Заказ на изготовление продукции считается выполненным, если товар отгружен покупателю; услуга считается оказанной, когда клиентом подписан акт выполненных работ. Выручка регистрируется в момент, когда представлены определенные документы — акты, свидетельства о передаче товара перевозчику. Если этого не произошло в течение отчетного периода, заказ считается в составе незавершенного производства на конец периода. Оценка такого незавершенного производства ведется с помощью карточек заказов. В карточке фиксируются затраты, сделанные в связи с изготовлением данного заказа в разрезе установленных статьей. Вместе с отпуском материалов в карточке регистрируются время основных рабочих, затраченное на данный заказ, и соответствующие этому периоду времени суммы затрат на оплату труда. Если в организации принято калькулирование по полным затратам, то к суммам прямых затрат необходимо добавить производственные накладные расходы по нормативным ставкам.

Суммы основных и накладных затрат, отнесенных на заказы, по которым еще нельзя определить реализацию к концу отчетного периода, формируют объем незавершенного производства. Если организация выбирает в качестве базы распределения общепроизводственные затраты основных материалов, то суммы накладных расходов, отнесенных на заказ, в любой момент времени будут сильно зависеть от темпов отпуска этих материалов на изготовление заказа. В случаях когда материалы отпускаются сразу почти в полном объеме, накладные расходы можно начислять в максимальных суммах, даже если работа над заказом только началась. Если на конец отчетного периода в производстве оказывается большое количество едва начатых заказов, на них (и соответственно на объем запасов) будет отнесена существенная часть общепроизводственных затрат, что приведет к большой величине финансового результата. Эффект получается более выраженным, когда в соответствии с принятой учетной политикой на заказы распределяются не только общепроизводственные, но и общехозяйственные расходы.

4. Партионный (пооперационный) метод. Разновидностью позаказного метода является партионное (пооперационное) калькулирование.

Партионная калькуляция применяется там, где отдельные единицы выпуска, оформленные как заказы, в процессе своего изготовления проходят несколько стадий производства (операций), причем для каждой единицы набор стадий можетбыть индивидуальным, а часть операций — общей для всех изделий.

Примером такого производства является изготовление мебели на заказ. Предприятие изготавливает стандартные модули — тумбочки, шкафы, полки, которые в соответствии с пожеланиями клиента подвергаются различным видам обработки, оснащаются различными фасадами, фурнитурой и аксессуарами. Таким образом, цена заказа определяется как сумма стоимостей отдельных модулей и затрат, которые предприятие понесло на всех операциях в соответствии со спецификацией.

5. Учет затрат по функциям. Данную систему учета затрат применяют организации, которые выпускают большой ассортимент продукции разными партиями. Суть метода заключается в соотношении затрат с определенными функциями, которые осуществляются в интересах производства и реализации того или иного вида продукции.

Источник: Элитариум

Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09