СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Формирование налогового бюджета

Журнал «Планово-экономический отдел», №1 за 2012 год

В современных условиях главная задача деятельности большинства организаций — увеличение поступления денег и сокращение платежей в бюджет. Осуществить ее поможет составление налогового бюджета, речь о котором пойдет в настоящей статье. Налоговый бюджет позволяет спрогнозировать суммы налоговых отчислений с целью их минимизации.

Без налогового бюджетирования сложно добиться эффективности общего бюджетирования предприятия. Ведь бюджет налогов связан с конечными формами: бюджетным балансом, бюджетом доходов и расходов, бюджетом движения денежных средств.

Налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и налоговых расходов компании (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование.

Бюджет налогов составляется для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени; формирования платежного календаря; оптимизации налогов.

Для крупных компаний холдингового типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом. Решение о формировании налогового бюджета принимается с учетом специфики деятельности и размера предприятия.

Модель такого налогового бюджета, его структура и варианты возможных управленческих решений представлены на рисунке.

Модель налогового бюджета организации
Модель налогового бюджета организации

Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой- и зависит от многих параметров (например, от учетной политики компании в области управленческого и налогового учета).

Место бюджета налогов в бюджетной модели компании

В сложных холдинговых структурах формирование бюджета налогов может производиться как по компании в целом, так и по отдельным центрам ответственности.

Полный бюджет налогов формируется в самостоятельных структурных единицах (в центрах прибыли и центрах инвестиций). Для подразделений, являющихся центрами затрат, могут быть рассчитаны следующие виды налогов: страховые, налог на имущество, транспортный налог и др. (в зависимости от специфики предприятия и конкретного подразделения). Большая же часть налогов может быть рассчитана только по компании в целом: НДС, земельный налог, налог на дивиденды и т.д.

Обратите внимание. Формированием бюджета налогов должна заниматься финансово-экономическая служба (отдел бюджетного планирования, планово-экономический отдел, отдел планирования налоговых платежей), а расчетом отдельных параметров (например, налогооблагаемой базы) — соответствующие подразделения компании в зависимости от распределения ответственности за бюджетные показатели.

Когда операционные бюджеты (кроме бюджета расходов и доходов) и инвестиционный бюджет будут составлены, соответствующий отдел может заниматься планированием налогов.

После определения «затратных» налогов и налога на прибыль формируется бюджет доходов и расходов, а также определяется чистая прибыль. Затем составляется график расчетов с поставщиками и покупателями, формируется бюджет движения денежных средств и рассчитываются платежи по НДС. Информация о перечисляемых в бюджет платежах по НДС может потребовать пересмотра бюджета движения денежных средств (в связи с необходимостью дополнительного оттока денежных средств). Поэтому нельзя стопроцентно утверждать, что окончательный вариант бюджета движения денежных средств готовится до составления бюджета НДС, так как изначальный вариант еще может корректироваться. В свою очередь, первоначальный расчет НДС также может измениться. После того как бюджеты налогов составлены, формируется прогнозный баланс.

На какой срок составлять бюджет?

Бюджет налогов составляется с той же периодичностью и в те же сроки, что и основные бюджеты компании (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс). Как правило, в годовых или квартальных бюджетах проводится помесячная разбивка, а все данные по каждому месяцу показываются отдельно. Поскольку по многим налогам отчетным или налоговым периодом является месяц, то помесячный расчет плановых налоговых платежей будет оптимальным вариантом. Данный документ не является отчетным и предназначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну организации.

Комментарий специалиста: В. Ю. Халезин, консультант по экономическим вопросам ООО «Онегин-Консалтинг» (г. Санкт-Петербург)

В нашей компании корпоративный налоговый бюджет составляется по мере необходимости (раз в месяц, квартал, год, на среднесрочную перспективу) либо в зависимости от законодательно установленных налоговых периодов и анализируется налоговым менеджером.

Документ создается с учетом следующих дат:

  • годовой бюджет — до 1 декабря года, который предшествует планируемому периоду (например, на 2012 г. — до 01.12.2011);

  • квартальный бюджет — до 10-го числа месяца, который предшествует планируемому кварталу (например, на III квартал — до 10 июня);

  • месячный бюджет — до 10-20-х чисел месяца, который предшествует планируемому периоду (например, на июнь — до 10–20 мая).

Как собрать информацию

Сначала следует проанализировать весь перечень налогов и сборов. Для этого необходимо определить взаимосвязь с другими бюджетами, выбрать документы, данные которых можно использовать для формирования налогового плана. На их основании рассчитывают налогооблагаемую базу по каждому из платежей. В расчет принимают только те налоги, которые организация должна платить.

Составляем бюджет налогов

Процедуру формирования бюджета налогов необходимо начать с планирования начисления налогов, налоговых платежей и налоговой задолженности.

Для расчета планируемых сумм начисления налогов используются следующие исходные данные:

  • планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);

  • налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов — ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);

  • прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.).

Обратите внимание. Структура исчисляемых налогов зависит от нескольких факторов: специфики видов деятельности, осуществляемых организацией; выбранного режима налогообложения; наличия определенного имущества в собственности или пользовании компании (земельные участки, здания (сооружения), недра, транспортные средства, иное имущество); места осуществления деятельности и др.

Мы не будем останавливаться на упрощенной системе налогообложения, так как она предназначена для использования малыми предприятиями с небольшими оборотами (в них из-за размера зачастую отсутствует необходимость бюджетирования).

Рассмотрим общий режим налогообложения, присущий большинству организаций.

Окончательно сформированный налоговый бюджет может содержать в себе следующую информацию: сроки уплаты, суммы платежей, подлежащих перечислению в бюджет, совокупный перечень налогов к уплате. Целесообразно к форме налогового бюджета приложить справочную информацию для проверки правильности исчисления налогов.

Пример налогового бюджета приведен в таблице.

Налоговый бюджет на I квартал 2012 г., руб.

Вид налога, сбора

Справочная информация

I квартал 2012 г.

I квартал 2012 г., итого

налоговая база

взаимосвязь с документами

январь

февраль

март

Косвенные налоги

НДС

начисленный

Реализация

Бюджет продаж, бюджет доходов и расходов

423 000

253 800

169 200

846 000

к вычету

Закупка материалов, товаров

Бюджет закупок

343 800

206 280

137 520

687 600

к уплате

Реализация

Бюджет продаж

79 200

47 520

31 680

158 400

Налоги, увеличивающие расходы

Налог на имущество

Среднегодовая стоимость имущества, которое относится к объектам налогообложения

Прогнозный баланс

×

×

×

44 800

Транспортный налог

Мощность двигателя (л. с.)

Технические паспорта автомобилей

×

×

×

0

Земельный налог

Кадастровая стоимость земельного участка

Свидетельство о праве собственности

×

×

×

15 200

В том числе с выплат работникам:

 

страховые взносы на обязательное социальное страхование

Выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров

Бюджет расходов на оплату труда

37 831

37 831

37 831

113 493

НДФЛ

Денежная величина, определяемая как превышение полученных доходов над предоставленными вычетами

Бюджет расходов на оплату труда

18 915

18 915

18 915

56 745

Налоги из прибыли

Налог на прибыль

Денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению

Сводный налоговый регистр

×

×

×

22 200

В зависимости от осуществляемых видов деятельности компания также может быть плательщиком акцизов, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых, транспортного, земельного и прочих налогов.

Параметры для расчета данных налогов (ставки, сроки начисления и уплаты налогов, льготы) содержатся в НК РФ.

Комментарий специалиста: Ф. И. Крючков, финансовый директор

В нашей компании планируются показатели по всем налогам. В рамках составления бюджета по предприятию мы рассчитываем и отдельный бюджет по налогам, который включает НДС, налог на прибыль, страховые взносы, НДФЛ, налог на имущество и другие налоги, уплачиваемые нашей компанией. В связи с существенностью планируемых сумм составление отдельного бюджета по налогам необходимо для корректного расчета плановой себестоимости, конечного финансового результата и определения входящих и исходящих денежных потоков. На предприятии за расчет этих данных отвечают специалисты налогового отдела (для целей персонификации ответственности по данному расчету).

Все налоги, кроме косвенных, подлежат включению в бюджет доходов и расходов в качестве расхода.

Первичный расчет планируемых к уплате налогов помогает выявить необходимость проведения комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки. Перечень таких мероприятий может включать:

  • анализ текущей деятельности, изменение видов заключаемых сделок;
  • оценку используемых элементов учетной политики, анализ применения возможных альтернативных вариантов;
  • мониторинг законодательства, использование максимума легальных способов снижения налоговой нагрузки;
  • оптимизацию денежных потоков.

При этом не стоит забывать, что основной целью деятельности организации является не минимизация налоговых отчислений, а максимизация прибыли. И мероприятия, направленные на оптимизацию налоговой нагрузки, должны следовать этой же цели. После проведения оптимизационных мероприятий необходимо пересчитать налоговую базу, суммы налогов, а также сформировать бюджет налогов.

Расчет начисляемых налогов в общем виде осуществляется по формуле:

Нн = (НБр – НБн) × Сн – Лн,

где Нн — начисленный налог;

НБр — налогооблагаемая база рассчитанная;

НБн — налогооблагаемая база, не облагаемая налогом;

Сн — ставка налога;

Лн — льготы по налогу.

После определения начислений по налогам нужно рассчитать налоговые выплаты для составления графиков расчетов с бюджетом и формирования бюджета движения денежных средств организация.

Налоговые платежи определяются по формуле:

Вн = Нн – Ау + Вр + Аб,

где Вн — выплаты по налогам;

Нн — налоги начисленные;

Ау — авансы по налогам, ранее уплаченные;

Вр — выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов;

Аб — авансы по налогам в счет будущих периодов.

Бюджетирование налоговой задолженности осуществляется для составления прогнозного баланса движения денежных средств. При этом задолженность по налогам определяется по следующей формуле:

Зк = Зн + Нн – Зр – Вн,

где Зк — задолженность по налогам на конец периода;

Зн — задолженность по налогам на начало периода;

Зр — реструктуризированная задолженность.

Полученные в результате расчетов параметры бюджетирования налоговых обязательств имеют не только самостоятельное значение. Они используются и для планирования налоговых доходов (экономии на налогах) организации в составе ее налогового бюджета.

Контроль исполнения бюджета налогов

Контроль исполнения бюджета налогов проводят по истечении планового периода. Отклонения по бюджету налогов напрямую зависят от отклонений в налогооблагаемой базе, то есть в соответствующих статьях операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов.

Финансово-экономическая служба (далее — ФЭС), составляющая бюджет налогов, должна нести ответственность только за правильность расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налогооблагаемой базе, предоставляемой другими подразделениями.

Поскольку финансово-экономическая служба не может контролировать показатели, на основе которых определяются бюджетные суммы налогов, она не может отвечать за неисполнение бюджета налогов, вызванное отклонениями данных показателей.

При наличии отклонений от бюджета налогов целесообразно выявлять их причины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др.

Это важно. Необходимо помнить, что увеличение налоговых платежей по сравнению с запланированными не подразумевает, что финансовое положение компании ухудшилось и необходимо наказывать виновных.

Сотрудник отдела ФЭС должен проанализировать причины увеличения сумм того или иного налога и представить полный анализ руководству, которое примет решение для выхода из сложившейся ситуации. Тем не менее увеличение расходов по налогам может быть вполне обоснованным. Например, бюджет, составленный в конце предыдущего года, в течение года может корректироваться, если происходит резкое изменение в работе компании в целом и требуются дополнительные расходы на новый проект.

Превышение фактической величины налога на прибыль над плановой может свидетельствовать о росте прибыли и повышении благосостояния компании. Для того чтобы выявить причину отклонения налога на прибыль, анализируется весь бюджет доходов и расходов, а также все отклонения по ним. Как правило, выявляется объективная причина таких отклонений.

В заключение отметим, что составление бюджета налогов на конкретном предприятии должно проводиться с учетом его возможностей и объективной потребности в соответствующей информации. В противном случае затраты на составление бюджета налогов будут превышать получаемые от него выгоды.

CFIN.ru


СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Принципы и стадии налогового планирования

Автор: Елeнa Cepгeeвна Bылкoвa, доктор экономических наук, профессор, декан факультета финансовых, кредитных и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного универcитeтa экoнoмики и финaнcов.

Через влияние налогов на управление доходами, расходами и конечными результатами налоговое планирование опосредованно влияет и на другие направления финансового менеджмента. Налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов. Налоговое планирование является частью финансового планирования и подчиняется определенным принципам. На практике выделяют четыре основные стадии налогового планирования.

В экономической литературе можно выделить два подхода к определению налогового планирования. В основе первого лежит минимизация налоговых обязательств налогоплательщика, в основе второго — налоговая оптимизация.

Следует также различать налоговое планирование как более широкое понятие и планирование налогов как более узкое понятие.

Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта — это неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. При этом в понятие будущего финансового состояния целесообразно также включать уровень налогового бремени.

Планирование налогов — это планирование на минимальном для конкретного хозяйствующего субъекта уровне сумм отдельных налогов.

Через влияние налогов на управление доходами, расходами и конечными результатами налоговое планирование опосредованно влияет и на другие направления финансового менеджмента.

Здесь необходимо отметить следующее.

  • Во-первых, являясь составной частью системы финансового менеджмента, налоговое планирование занимает в ней специфичное место, что обусловлено тем, что налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами хозяйствующих субъектов.
  • Во-вторых, так как налоговые отношения как составная часть финансовых возникают на перераспределительной стадии воспроизводственного процесса и являются завершающим звеном любого предпринимательского решения, налоговому планированию как составной части финансового менеджмента присуща ограниченная самостоятельность. Как контрольная функция финансов проявляется только в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, так и налоговое планирование проявляется только в процессе осуществления соответствующих видов деятельности и решений. Таким образом, налоговое планирование, не имея четко самостоятельного характера, тем не менее оказывает существенное влияние на принятие предпринимательских решений и повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций.
  • В-третьих, налоговая экономия увеличивает собственные финансовые ресурсы предприятия, поэтому конечной целью налогового планирования является не только и не столько оптимизация налогов, а в рамках достижения основных целей предпринимательской деятельности предприятия повышение его финансовой устойчивости и значимости.

Отсутствие налогового планирования ставит хозяйствующие субъекты в такое положение, когда они:

  • недостаточно полно понимают возможности развития бизнеса в более благоприятных условиях;
  • оказываются в более слабой позиции по сравнению с другими участниками рыночной деятельности;
  • не обеспечивают должной системности в своем развитии;
  • могут допускать существенные ошибки в стратегическом развитии и реализации своей миссии.

Применение налогового планирования в деятельности фирмы и деловых отношений создает следующие важные преимущества для бизнеса:

  • прояснение возникающих проблем;
  • возможность анализа и использования будущих благоприятных условий;
  • подготовку фирмы к изменениям во внешней среде;
  • стимулирование участников налогового планирования к реализации своих решений в дальнейшей работе, создание предпосылок для повышения образовательной подготовки менеджеров;
  • обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;
  • повышение финансовой устойчивости и значимости предприятия.

Основами налогового планирования являются:

  1. учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;
  2. разработка учетной политики предприятия и проведение договорных компаний с учетом их налоговых последствий;
  3. правильное и полное использование всех установленных законом льгот, освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;
  4. оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов, а также различных налоговых и инвестиционных налоговых кредитов.

Налоговое планирование является частью финансового планирования и подчиняется следующим принципам:

  1. платить минимум из положенного;
  2. осуществлять уплату налога в последний день установленного периода;
  3. использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;
  4. использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;
  5. не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.

Таким образом, налоговое планирование позволяет оптимизировать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.

На практике выделяют четыре основные стадии налогового планирования.

Стадия 1. Принятие решений о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования расположении самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

Различия в налоговых режимах между странами помогают уйти от налогообложения с использованием «принципа неограниченной налоговой ответственности». Например, если создать компанию по законам Великобритании и в самой Великобритании, где резидентами считаются компании, имеющие в этой стране центр фактического руководства, а само руководство расположить в США, где критерием считается место создания, то компания не будет считаться резидентом ни в США, ни в Великобритании. Тогда ни в одной из стран компания не попадет под режим неограниченной налоговой ответственности. Но считаясь нерезидентом в каждой из этих стран, фирма будет облагаться налогом только по доходам из источников этих стран, а если их нет, то налогообложение будет нулевым и, следовательно, нет необходимости использовать оффшорную зону.

На практике возможно использование двухстороннего и многостороннего соглашения о ликвидации двойного налогообложения. В частности, существует налоговое соглашение, заключенное между Нидерландами и Антильскими островами, которое получило в международной практике наименование «Голландский сэндвич».

Например, компания зарегистрирована на Антильских островах. Инвестор учреждает дочернюю компанию в Нидерландах и использует ее для управления компаниями, создаваемыми в любых странах, т. е. эти компании принадлежат организации, расположенной на Антильских островах. Используя соглашение между Нидерландами и Антильскими островами, можно минимизировать налоговое бремя за счет уменьшения и доведения до нуля налогов на дивиденды, которые распределяются субдочерними компаниями.

Следует отметить, что существуют страны (Франция, Швейцария), которые ограничивают свою налоговую юрисдикцию только доходами, извлекаемыми на их территории, и не облагают доходы, полученные за рубежом.

Что касается Российской Федерации, то здесь используются свободные экономические зоны и закрытые административно-территориальные образования, где происходит снижение налогового бремени.

Стадия 2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам.

При этом в западных странах сложилась общая тенденция: чем меньше ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, тем больше налоговые обязательства, и наоборот. Установлено, что если участники полного товарищества полностью отвечают по долгам товарищества всем имуществом, то они, как правило, не признаются плательщиками налога на прибыль или платят его по минимальной ставке, а предприятия в западных странах, как правило, акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, не имеют льготного режима налогообложения прибыли.

Компания, получающая дивиденды от участия в деятельности других предприятий, имеет право вычитать либо весь дивиденд, либо его часть из налогообложения прибыли. Критерием того, сколько вычитать, служит процент участия в капитале другого предприятия. Чем он больше, тем больше вычитается дивидендов.

В отдельных странах полностью разрешено вычитать дивиденд из налогооблагаемой базы, если он получен от контролируемого предприятия, где обеспечено безусловное принятие или отклонение определенных решений на общем собрании акционеров.

В отдельных странах (например во Франции) существует такое положение, что если фирма владеет 95% акций другой компании, то результаты деятельности последней включаются в налоговые документы контролирующей фирмы.

В российских условиях хозяйствующие субъекты должны учитывать, что участие государства при формировании уставного капитала в размере более 25% ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных групп. Согласно Налоговому и Гражданскому кодексам, при наличии доли одного из участников в размере более 25% возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам. Важное значение для целей налогового планирования имеет не только размер, но и способ формирования уставного капитала. Например, внесение имущества в уставной капитал создает первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество. Выбор основных направлений деятельности на стадии подготовки учредительных документов будет иметь последствия, например, для расчета отчислений на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Создание филиалов в юрисдикциях с повышенным налоговым бременем снижает общие доходы организации, а с минимальным — создает дополнительные возможности для налогового планирования.

Стадия 3. Текущее налоговое планирование.

Текущее налоговое планирование состоит из следующих элементов:

  • использование налоговых освобождений и льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия;
  • использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирования сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации;
  • разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.

Все перечисленные факторы учитываются при моделировании налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним.

Стадия 4. Принимаются решения по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так как правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а в отдельных случаях — обеспечить возврат части уплаченных налогов.

На практике этапы налогового планирования можно использовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.

В дополнение к четырем основным стадиям можно добавить стадию формирования целей и задач предприятия в начале его организации и стадию контроля, анализа и оценки эффективности налогового планирования. На практике стадии налогового планирования могут присутствовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.

Все перечисленное учитывается при моделировании налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним.

Источник: Элитариум

СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Снижение затрат: основные правила

Спроектировать и построить автомобиль или летательный аппарат невозможно без знания основных законов физики. Трудно стать хорошим врачом без знания базовых постулатов биологии и химии. Также и в нашем с Вами общем деле: прежде чем «объявлять войну» затратам, следует ознакомиться со следующими ключевыми правилами «ведения боевых действий».

Правило 1.: Затраты надо не снижать, ими надо управлять.

Во-первых, если свести затраты к «0», то исчезнет и сам бизнес.

Во-вторых, как ни парадоксально, но в чем мы далее убедимся, иногда полезно увеличить затраты.

Иными словами, не надо стремиться во чтобы то ни стало «убить затраты». Надо суметь сделать их «послушными».

Правило 2.: Управлять затратами надо так, чтобы:

  • или на единицу затрат получать максимальный результат
  • или для получения определенного результата нести минимальные затраты

Иными словами, надо стремиться к тому, чтобы значение дроби
«Полученный результат/Понесенные для достижения этого результата затраты»
было максимальным.

Это правило — «Правило эффективности» — было сформулировано немцем Гуттенбергом вскоре после Второй мировой войны.

Правило 3.: Всякое наше действие или бездействие приводит к возникновению затрат, хотя мы можем это и не замечать.

Иными словами, любое наше действие (бездействие!!) или принятое решение не останется «безнаказанным» со стороны затрат.

У этого правила есть и обратная сторона: снижение затрат тоже не всегда можно увидеть.

Правило 4.: Не будьте романтиками-максималистами.

Достигнутый в борьбе затратами результат иногда может показаться Вам предельно скромным. Не считайте себя проигравшим.

В спорте ничья порой бывает дороже победы. Так же и в нашем деле: удержал затраты на приемлемом уровне — считай, снизил их.

Будьте готовы к тому, что «звездных матчей» будет не очень много.

Правило 5.: Не брезгуйте «мелочами».

Не бойтесь прослыть занудой, заставляя своих сотрудников экономить офисную бумагу или рабочие рукавицы.

Во-первых, иногда за «мелочами» прячутся миллионы.

Во-вторых, «мелочи» хороши тем, что, очень часто, с ними можно относительно просто и быстро разобраться.

В-третьих, привыкнув экономить на «мелочах» Ваши сотрудники начнут аккуратнее относиться и к остальным, масштабным затратам.

Помните, что в борьбе с затратами побеждают параноики.

Правило 6.: Для того, чтобы снизить затраты, всегда (!!) надо понести дополнительные затраты.

Как говорится, ни одно доброе дело не обходится безнаказанно. Чтобы снизить затраты, необходимо предпринять какие-то усилия, какие-то действия. Но, как мы уже выяснили ранее, всякое наше действие неизменно приводит к возникновению затрат.

Иными словами, будьте готовы к тому, что для снижения затрат сначала придется понести затраты.

Правило 7.: Часто полезно понести затраты, чтобы не «нарваться» на куда большие затраты.

Речь идет о «страховых» затратах — в широком смысле этого слова.

Мы несем затраты на охрану и тем самым страхуем себя от возможных убытков вследствие воровства.

Мы несем затраты на обеспечение качества, чтобы уберечь себя от непроизводительных потерь вследствие брака и рекламаций заказчиков.

Мы несем затраты на страхование имущества, чтобы при наступлении страхового случая не остаться у «разбитого корыта».

Правило 8.: Каждое утро — жизнь «с чистого листа».

Борьба с затратами — это «гонка без финиша»: сегодня удалось снизить затраты, завтра они опять начали расти, так что можно все начинать с начала.

Иными словами, борьба с затратами не должна носить характер проекта с четкой датой начала и с четкой датой окончания. Борьба с затратами — это постоянная, ежедневная, планомерная, почти «рутинная» работа.

Правило 9.: «Тотальная мобилизация» должна сочетаться с персонификацией.

В орбиту борьбы с затратами должны быть вовлечены все сотрудники компании. Но при этом каждый отвечает за свой участок.

Иными словами, на нашей «войне» не может быть «дезертиров». И у каждого «мобилизованного» — своя боевая задача.

Правило 10.: Лучшие друзья борца с затратами — бумага, карандаш, калькулятор и ... недоверие.

Не полагайтесь на память. Любая подмеченная Вами неэффективность и любая мелькнувшая у Вас в голове идея по устранению этой неэффективности должны быть «взяты на карандаш».

Не полагайтесь на интуицию. Любая неэффективность, равно как и способы ее устранения, должны быть обсчитаны.

Не верьте на слово. Не верьте своим сотрудникам, если они не подкрепляют свои слова фактами и цифрами. Но даже факты и цифры надо проверять.

Мы уже говорили, что в борьбе с затратами побеждают параноики. Станьте параноиком, который все фиксирует, все пересчитывает и все перепроверяет.


Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09