СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Программа для финансово-экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия

Предлагаем Вашему вниманию уникальный многофункциональный и простой в использовании софт - автоматизированную систему комплексного финансово-экономического и управленческого анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Программа финансового анализа - ФинЭкАнализ позволяет решать широкий спектр финансовых задач, ускоряет и повышает качество проведения анализа финансового состояния предприятия и делает его комплексным. Это незаменимый помощник для экономиста, финансового специалиста, бухгалтера и арбитражного управляющего.

С помощью программы проводится анализ финансового состояния предприятий и анализ хозяйственной деятельности.

На основании бухгалтерской отчетности программа формирует аналитические текстовые отчеты вместе с наглядными графиками и рекомендациями для улучшения финансового состояния.

Более подробно о программе и условиях приобретения можно ознакомиться здесь >>

Демо-версию программы можно скачать отсюда >>

Возможности программы финансово-экономического анализа

Используя систему ФинЭкАнализ 2011 Вы можете:

- Быстро провести финансовый анализ состояния предприятия
- Эффективно управлять капиталом, дебиторской задолженностью и оборотными средствами
- Построить финансовые модели Вашего предприятия
- Повысить ликвидность баланса и рентабельность
- Улучшить финансовое состояние Вашего предприятия
- Сэкономить финансовые средства Вашей организации

Простой и удобный интерфейс программы Финансовый анализ - ФинЭкАнализ выгодно отличает ее от других аналогичных пакетов, что отмечается большинством пользователей. Важной особенностью программы является открытость используемых экономических расчетов для пользователей.

ФинЭкАнализ в категории программы финансового анализа является одной из лучших по соотношению цена/качество.

Более подробно можно ознакомиться с возможностями приложения, запустив его в демо-режиме. Для этого достаточно бесплатно скачать программу финансового анализа предприятий и установить на компьютер.

Для кого предназначена программа?

Программу Финансовый анализ - ФинЭкАнализ используют:

  • департаменты, отделы экономики и финансов региональных (областные и краевые), районных и муниципальных администраций для мониторинга финансового состояния бюджетообразующих предприятий, прогнозирования налоговых сборов, выявления сокрытия налогов и случаев преднамеренного банкротства (презентация для администраций);
  • предприятия различных отраслей, всех форм собственности и организационных структур – для финансово-хозяйственного анализа, выбора финансовой стратегии предприятий, управления дебиторской задолженностью, определения методов, обеспечивающих финансовую устойчивость предприятия;
  • аудиторские фирмы - для повышения оперативности и качества анализа финансово хозяйственной деятельности предприятий, в том числе федеральных государственных унитарных предприятий (презентация для аудиторов);
  • консалтинговые фирмы - для оценки бизнеса, разработки стратегии финансово-экономической деятельности предприятий, в том числе для более качественной разработки бизнес-планов;
  • банки - для определения целесообразности кредитования предприятий на возвратной основе и целевого инвестирования средств в предприятия; инвестиционными компаниями - для оценки степени инвестиционной привлекательности предприятий;
  • инвестиционные компании - для оценки степени инвестиционной привлекательности предприятий;
  • страховые организации - для определения уровня риска страхования активов предприятий;
  • арбитражные управляющие и региональные органы по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению - для определения вероятности банкротства, разработки программ финансового оздоровления (санации) предприятий;
  • студенты экономических специальностей - для изучения финансового анализа в вузах, выполнения курсовых и дипломных работ (презентация для вузов и студентов).

Финансовый анализ для финансиста:

Если в Ваши обязанности входит:

- обоснование финансового плана, а также бизнес-планов по отдельным направлениям;
- анализ активов предприятия и источников их финансирования;
- контроль над эффективностью использования финансовых ресурсов;
- разработка политики отношений с кредиторами и дебиторами;
- устранение кассовых разрывов;
- повышение эффективности взаимодействия с банками по кредитованию текущей деятельности;
- расчет объема требуемых финансовых ресурсов и выбор их формы;
- минимизация затрат, связанных с привлечением финансовых ресурсов

используйте программу ФинЭкАнализ. Эта система позволяет делать финансовый, экономический и управленческий анализ. Это значительно снижает трудоемкость и время на аналитическую работу. Внесите учетные данные и получите таблицы, графики, а так же содержательные выводы и рекомендации.

В системе реализовано более 40 блоков анализа. На основании полученных результатов Вы сможете аргументировать свою позицию перед руководителями. Программа проста, доступна обычному пользователю и особенно полезна, если Ваша организация – холдинг или состоит из большого количества филиалов.

Решаемые задачи финансового анализа

Программа финансового анализа - ФинЭкАнализ используется для решения следующих задач:

  • постоянных ежеквартальных мониторингов финансового состояния предприятий, организаций;
  • разработки прогнозных балансов и прогнозных финансовых результатов;
  • проведения анализа финансового состояния предприятия;
  • проведения экспресс-анализа финансового состояния предприятия в сжатые сроки;
  • финансового моделирования различных вариантов развития событий;
  • подготовки аналитических записок к бухгалтерской отчетности;
  • подготовки аналитических материалов к собраниям акционеров, членов трудовых коллективов;
  • разработки стратегии развития предприятия в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
  • разработки программ финансового оздоровления (санации) предприятий для арбитражных управляющих;
  • проведения регламентируемых анализов в соответствии с нормативными актами контролирующих ведомств определять возможные варианты дальнейшего развития предприятия путем составления матрицы финансовых стратегий.

Преимущества программы финансового анализа

  1. Программа ФинЭкАнализ 2011 проста в использовании (что отмечается большинством наших клиентов)
  2. Удобный и понятный интерфейс позволяет быстро освоить программу новым пользователям
  3. В программе ФинЭкАнализ 2011 реализовано много различных методик за счет внедрения большого количества аналитических блоков (более 40)
  4. Требуется минимальный объем исходной информации для финансово-экономического анализа
  5. Имеется возможность корректировки результатов анализа в MS Word
  6. Наличие горячей линия поддержки программы
  7. Доступная цена при максимальных возможностях программы
  8. Возможность внедрения новых аналитических блоков по желанию пользователя
  9. Возможность обновления программы через Internet
  10. Постоянное совершенствование программы
  11. Программу разрабатывает профессиональная команда
  12. Ввод исходной информации в систему ФинЭкАнализ 2011 можно осуществлять вручную, так и в автоматическом режиме. Система ФинЭкАнализ автоматически импортирует данные из наиболее популярной бухгалтерской программы – 1С
  13. Программа ФинЭкАнализ 2011 предназначена не только для анализа деятельности конкретного предприятия, она может использоваться и органами государственного управления при проведении мониторинга финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов городов
  14. Аналитические данные, представляемые программой, заключения и рекомендации, получаемые с ее помощью, дают пользователю возможность в полном объеме оценить общее состояние дел на предприятии и оперативно воздействовать на процессы, влияющие на хозяйственную ситуацию
  15. По данным анализа программа автоматически создает экспертные заключения, дающие возможность понять каково финансовое состояние предприятия и на что в первую очередь следует обратить внимание

Более подробно о программе и условиях приобретения можно ознакомиться здесь >>


СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Терминология стоимостной природы финансовых ресурсов

Левчаев Петр Александрович - доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева.

Обеспечение стоимостного прироста финансовых ресурсов экономических субъектов в условиях инновационной экономики: терминологический словарь.

Проведенное по теме «Обеспечение стоимостного прироста финансовых ресурсов экономических субъектов в условиях инновационной экономики: теория и методология исследования» исследование позволило нам выделить ряд основополагающих для этого взаимосвязанных определений, а также ввести в научный оборот ряд понятий и авторских трактовок (выделенных далее курсивом), составляющих терминологическое концептуальное единство знаковой трактовки стоимостной природы финансовых ресурсов.

Бизнес-линия (продуктовая линия, инвестиционный проект, долгосрочные ключевые контракты) есть совокупность прав собственности, долгосрочных конкурентных преимуществ и соответствующего имущества (технологий, контрактов на организацию работ), которые обеспечивают получение доходов. Узкая трактовка бизнес-линии предполагает реализацию имущественного интереса обуславливающего в результате увеличение стоимости предприятия.

Бюджетированиеавтоматизированный непрерывный процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов финансовых ресурсов для достижения целей предприятия. Является механизмом реализации системного подхода в практике организации финансовых ресурсов и позволяет учесть происходящие во внешней среде изменения, в полном объеме реализовать фазы управленческого цикла (нормирование, планирование, учет, анализ, регулирование) и стадии воспроизводственного процесса финансовых ресурсов (формирование и использование).

Воспроизводственный процесс финансовых ресурсов есть многократно повторяющаяся последовательность стадий (формирования и использования) осуществления перманентного приращения, добавление стоимости к имеющимся ресурсам. Цель - обеспечение устойчивого финансового роста.

Денежный оборот совокупный – это совокупность платежей, производимых за определенный период в наличной (посредством наличных денег) и безналичной (посредством перечислений по счетам кредитных учреждений и зачетов взаимных требований) формах.

Деньги – любые общепринятые средства платежа, которые могут обмениваться на товары, услуги и использоваться для оплаты долгов. Это вид универсального товара, используемый как всеобщий эквивалент, посредством которого соизмеряется стоимость других товаров. Деньги есть форма измерения и выражения стоимости. В случае финансовых отношений – распределяемой стоимости.

Донаучный этап развития финансов является наиболее продолжительным, здесь мы наблюдаем зачатки финансовых отношений и их отдельные элементы, целостного же научного представления и систематизации знаний пока еще нет. Начало данного периода историки финансовой науки относят ко временам Древней Греции и Рима. Конец средневековья рассматривается учеными как период перехода к научной обработке имеющихся знаний. Термин "finansia" возник в XIII-XV вв. в торговых городах Италии и первоначально означал денежный платеж. По мнению А.И. Буковецкого именно в городах Верхней Италии в XV в. произошло зарождение финансовой науки. Научное авторство термина сохраняется за французским ученым Ж. Боденом (1530-1596 гг.).

Закон предпочтительного финансового ресурса проявляется в стремлении системы "расстаться" с менее полноценными, с точки зрения предпочтительности стоимостных характеристик, элементами (в т.ч. суррогатами) заменив их.

Законы функционирования финансовых ресурсов с точки зрения их экономической природы: убывающей предельной полезности, бюджетного ограничения, альтернативных возможностей использования, оптимального использование факторов производства, убывающей предельной производительности, альтернативной стоимости (вмененных издержек), закона возрастающих затрат альтернативного использования фактора, экономии на масштабе производства.

Интерналии финансово-кредитных отношений - выгоды или издержки, понесенные участниками сделки, но не оговоренные при ее заключении.

Источники финансовых ресурсов - стоимость, которая может быть привлечена предприятием в пользование извне либо заработана.

Капитал – стоимость, приносящая доход.

Качество финансовых ресурсов - характеристика отражающая наиболее приемлемую, с точки зрения предприятия, форму представления ресурсов (см. классификацию финансовых ресурсов предприятия).

Классическая теория финансов возникла в середине XVIII в с появлением во Франции работ физиократов усиливается понимание того, что политика государства в финансовой сфере должна основываться на общих экономических законах и принципах. Вторую половину этого века ученые признают началом этапа систематизации и рационального направления финансовой науки. К концу XIX в. сложилось понимание и однозначность толкования термина "финансы" - произошло окончательное оформление классической теории финансов. Профессор Л. Косса, определил финансовую науку как теорию государственного имущества. Период закончился в середине XX в.

Менеджмент финансовых ресурсов - подраздел финансового менеджмента, представленный сферой научных знаний о методах рационального, с точки зрения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, управления финансовыми ресурсами. Менеджмент финансовых ресурсов есть вид профессиональной деятельности и форма предпринимательства.

Мониторинг - процесс слежения за стоимостными потоками системы, позволяющий осуществлять контроль за одним из системообразующих итоговых факторов (ибо стоимость уже подверглась влиянию факторов предыдущих порядков) – стоимостью (в многообразных формах), попадающей в систему и исходящей из нее. Мониторинг позволяет оценить эффективность функционирования системы финансовых ресурсов предприятия во внешней среде. Предприятия, осуществляя взаимоотношения с контрагентами, имеют два разнонаправленных стоимостных потока: 1) отток стоимости из системы; 2) приток стоимости в систему. В процессе этих отношений предприятия реализуют стадии воспроизводственного процесса финансовых ресурсов: формирование и использование.

Неликвид - ресурсы имеющие низкокачественные для данной системы стоимостные характеристики. Для одной системы это сомнительная задолженность, а для другой возможно, ценные бумаги, которые нельзя реализовать без значительного дисконта, либо и то и другое. Трансформация неликвида в интересующую форму может иметь значительные издержки и отнимать у системы темпы роста. Если принятый знак стоимости не дает в итоге ее приращения, приносит убыток для циркулирующей в системе стоимости, то он лишний. Системы стремятся привлекать в оборот стоимость, ресурсы в удобной форме – той, которая эффективно перерабатывается. Для более полного понимания качества системы финансовых ресурсов может быть применима шкала: 1) система располагает ресурсами в необходимом количестве и качестве; 2) у системы имеются ресурсы недостаточного количества и сомнительного качества; 3) система не располагает ресурсами.

Неоклассическая теория финансов начинается после второй мировой войны когда - с одной стороны получают развитие местные финансы, финансы специальных (внебюджетных) фондов, а с другой - возрастает роль финансов предприятий, корпораций. Наблюдается тенденция развития и детализации всех сфер финансовых отношений обусловленная усложнением экономических взаимоотношений. Акцент исследования, в отличие от предыдущего этапа, переносится на финансы предприятий. Главная роль теоретического осмысления данной направленности, логики ее развития и трактовки содержания принадлежит ученым англо-американской школы. Данные период считается незакрытым.

Общественно необходимые затраты финансовых ресурсов - средняя величина ресурсов требуемых в настоящих условиях для организации той или иной формы бизнеса.

Организация есть состояние и определенный этап развития системы, характеризующий ее целенаправленное изменение к более высокой стадии развития. Организации отводится роль упорядочивания и консолидации элементов – из аморфного состояния выкристаллизовывается четкая структура с заданной целевой направленностью. Организация как направленный процесс указывает на восходящую стадию развития системы и ее эволюцию. Вне системы не может быть никакой организации. Одни и те же элементы системы могут образовывать высокоорганизованные и менее организованные системы.

Оценки бизнеса подходы 1) доходный; 2) рыночный; 3) затратный.

Применимости финансовых ресурсов проблема, обусловлена ограниченностью имеющихся финансовых ресурсов, а следовательно альтернативой их применения. Касается наиболее прибыльного и эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов с точки зрения обеспечения оптимальности пропорций воспроизводственного процесса.

Себестоимость единицы финансовых ресурсов циркулирующих в системе - стоимостная оценка единицы финансовых ресурсов используемых системой (привлеченных ею в свой оборот).

Система финансовых ресурсов предприятий национальной экономики (макроэкономическая классификация) есть совокупность финансовых ресурсов предприятий принадлежащих к той или иной классификационной группе. Признаки классификаций систем: 1) организационно-правовые формы хозяйствования (предприятия законодательно определенных форм); 2) финансовые ресурсы предприятий отраслей экономики (предприятия классифицируются по отраслевой принадлежности); 3) финансовые ресурсы малого и крупных форм бизнеса (предприятия классифицируются по размеру системы); 4) финансовые ресурсы предприятий коммерческого и некоммерческого секторов (предприятия классифицируются по цели функционирования).

Система финансовых ресурсов предприятия есть совокупность активов предприятия, которые могут быть использованы им в качестве знаков распределяемой стоимости при осуществлении своей деятельности и для дальнейшего развития и функционирования. Различают типы систем финансовых ресурсов: синергитическая; с нулевым синергитическим эффектом; деструктивная.

Стоимости стандарты в оценке бизнеса: 1) обоснованной рыночной стоимости; 2) обоснованной стоимости; 3) инвестиционной стоимости; 4) фундаментальной (внутренней) стоимости.

Уровень оптимальный интенсивности использования (эксплуатации) фактора производства, финансовых ресурсов, при котором отдача от использования фактора производства не превышает темпов его восстановления. Так финансовые возможности любого предприятия ограничены темпами роста и накопления собственных финансовых ресурсов, в противном случае возможна потеря финансовой устойчивости.

Факторы определяющие новую стадию развития финансовых отношений - 1. Усиливается роль транснациональных корпораций в международной конкуренции и сотрудничестве, реализуется политика "общий интерес сотрудничая"; 2. Противостояние государственного интереса развитых стран терроризму с целью сохранения существующего миропорядка; 3. Решающим является "чистота" источников финансирования; 4. Логика эволюции финансовой науки предполагает интерес к категории "финансовые ресурсы".

Факторы финансового производства - (финансовое производство есть отрасль финансового предпринимательства направленная на получение прибыли и реализующая инвестиционную функцию финансовых ресурсов) основополагающие факторы участвующие и реализующие механизм финансового роста. К ним относятся: 1) финансовые ресурсы; 2) финансовый рынок; 3) финансовое предпринимательство; 4) четко определенные права собственности.

Финансовые отношения - отношения по поводу распределения ВНП (национального дохода, национального богатства) и формирования, на этой основе, фондов денежных средств государства и субъектов хозяйствования.

Финансовые ресурсы предприятия - более емкое, в отличие от финансовых средств, понятие, включающее наряду с финансовыми средствами (для обеспечения текущей деятельности) и потенциально возможные, которые могут быть получены при необходимости (либо в перспективе, либо с некоторым дисконтом от реализации активов предприятия) т.е. это текущие и потенциально возможные финансовые средства, которые при необходимости могут быть использованы как знаки распределяемой стоимости с целью поддержания желаемых пропорций функционирования (например, наличная, безналичная формы денег, ценные бумаги и др.).

Основными категориальными характеристиками финансовых ресурсов являются: 1) способность быть принятыми любым хозяйствующим субъектом в качестве формы распределяемой стоимости; 2) способность обмениваться на любой товар, ресурс; 3) способность возместить эквивалент затраченной стоимости через любой промежуток времени.

Финансовый климат - финансово-кредитные характеристики состояния внешней среды финансовых ресурсов предприятия.

Финансовый риск есть вероятность неполучения запланированной стоимости.

Финансовый рост представляет собой непрерывное расширенное воспроизводство финансовых ресурсов предприятия.

Финансовыми средствами предприятия называются средства, которые немедленно могут быть использованы им как знаки стоимости, характеризующие ее движение. Понятие целесообразно использовать при характеристике текущей деятельности, (например, предприятие может обладать финансовыми средствами, представленными деньгами (в кассе и на счетах) и государственными ценными бумагами).

Финансы предприятий совокупность объективно обусловленных экономических отношений предприятий, имеющих распределительный характер, стоимостную форму выражения, денежное измерение и предназначенных для удовлетворения потребности хозяйствующих субъектов в финансовых ресурсах для своего функционирования.

Фонды денежных средств (денежные фонды) – обособленная часть денежных средств предприятия, имеющая узкоцелевое назначение (амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд потребления и т.д.). Фондовая форма образования и использования средств, как правило, регламентируется предприятием, относительно стабильна, легче контролируема. Нефондовая форма денежных средств – средства в расчетах, по платежам бюджетно-кредитной системе.

Формы (организационно-правовые) коммерческих предприятий - хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные, муниципальные унитарные предприятия.

Формы (организационно-правовые) некоммерческих предприятий - потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).

Формы осуществления стоимостных отношений предприятий реализующих рост стоимости предприятия: 1) денежная форма; 2) форма ценных бумаг; 3) косвенная форма; 4) реструктуризация компаний.

Функции финансовых ресурсов - это внешнее проявление сущности данной категории в действии в избранной системе отношений и показывают как, каким образом реализуется ее общественное назначение.

Экстерналии финансово-кредитных отношений представляют собой выгоду или убыток третьих лиц не являющихся участниками сделки по распределению стоимости. Причиной возникновения экстерналий (интерналий) являться усложненность финансово-кредитных и хозяйственных взаимосвязей, не четко определенные права собственности, когда достаточно сложно точно просчитать все последствия сделки.

Библиография

1. Левчаев П.А. Обеспечение стоимостного прироста финансовых ресурсов экономических субъектов в условиях инновационной экономики: теория и методология исследования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Орел, ОрелГТУ, 2007.- 44 с.

2. Левчаев П.А. Финансовые ресурсы предприятия: теория и методология системного подхода / Науч. ред. проф. П.В. Шичкин. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 104 с.

3. Левчаев П.А. Финансовые ресурсы предприятий трансформационной экономики / Науч. ред. проф. Н.П. Макаркин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2007. - 280 с.

4. Левчаев П.А., Имяреков С.М. Становление, эволюция и перспективы финансово-стоимостных отношений хозяйствующих субъектов России: Монография. - М.: Академический проект, 2006. – 608 с.

5. Левчаев, П.А. Обеспечение стоимостного прироста финансовых ресурсов экономических субъектов в условиях инновационной экономики: теория и методология исследования. - М.: ИД «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2008. – 216 с.


СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Изменение логики анализа финансовой отчетности для нужд ценообразования

Автор: Игорь Влaдимиpoвич Липcиц, доктор экономических наук, ординарный профессор и заместитель декана Высшей школы менеджмента ГУ BШЭ.

С помощью анализа издержек можно понять условия, при которых те или иные варианты изменений цен являются для фирмы выгодными или нет. Показатель выигрыша — важнейший инструмент финансового анализа деятельности фирмы, даже более важный, чем показатель прибыли. Он позволяет увязать маркетинговую политику с финансовыми результатами и принимать обоснованные ценовые решения. Нередко на пути к прибыльному ценообразованию приходится принести в жертву величину валовой прибыли, но зато выиграть на еще большем снижении величины затрат.

С помощью анализа издержек можно понять условия, при которых те или иные варианты изменений цен являются для фирмы выгодными или нет. Это тем более важно, что порой ошибочный подход менеджеров к решению проблем оценки затрат при обосновании ценовых решений порождается самой вполне традиционной логикой анализа финансовой отчетности с целью определения критериального показателя чистой прибыли.

Упрощенно обычную логику финансового анализа можно представить следующим образом.

Выручка от продаж — Затраты на производство и сбыт товаров = Валовая прибыль

Валовая прибыль — Проценты за кредит= Прибыль до уплаты налогов

Прибыль до уплаты налогов — Налоги= Чистая прибыль

Сама эта схема расчета чистой прибыли формирует некую модель анализа цен менеджерами, стремящимися к максимизации чистой прибыли. Эта модель требует от менеджера, во-первых, максимизации выручки от продаж; во-вторых, минимизации затрат на производство и сбыт товаров; в-третьих, предельного сокращения процентных выплат за кредиты; в-четвертых, минимизации налоговых платежей, что по логике должно гарантировать получение наибольшей возможной чистой прибыли.

Однако на практике не все обстоит так просто. Нередко на пути к прибыльному ценообразованию приходится принести в жертву величину валовой прибыли, но зато выиграть на еще большем снижении величины затрат.

По той же логике действуют и фирмы, занимающиеся продажей товаров по сниженным ценам с помощью телевизионных передач, каталогов или приема заказов по телефону. Да, абсолютная величина выручки от продаж у них снижается, но зато они получают еще большее снижение затрат за счет избавления от затрат на содержание магазинов и оплату торгового персонала. В этом же русле лежат и действия тех фирм, которые за неделю до уплаты налога на имущество объявляют распродажу по сниженным ценам. Они теряют в выручке от продаж, но выигрывают на экономии сумм налога, так как на дату его уплаты их имущество (в виде товаров на складе) сильно сокращается благодаря активизации продаж.

Таким образом, рациональный подход к анализу ценовых решений требует отказа от пошагового расчета чистой прибыли и перехода к последовательно-оптимизационному подходу. Его суть состоит в том, чтобы комплексно рассматривать все возможные альтернативы, соглашаясь даже на уменьшение валовой прибыли, если это сопровождается одновременно еще большим уменьшением затрат. Двигаясь по этому пути, мы придем к иной логике анализа финансовых результатов деятельности фирмы, а именно:

Выручка от продаж — Приростные, предотвратимые переменные затраты на производство и сбыт товаров= Валовой выигрыш

Валовой выигрыш — Приростные, предотвратимые постоянные затраты на производство и сбыт товаров= Чистый выигрыш

Чистый выигрыш — Прочие постоянные или невозвратные затраты = Прибыль до налогообложения

Прибыль до налогообложения — Налог на прибыль = Чистая прибыль

Преимущество такой логики финансового анализа состоит в том, что она побуждает менеджеров сначала концентрировать свое внимание на тех затратах, которые по своей природе являются приростными и предотвратимыми, а уж затем на затратах, которые являются неприростными и невозвратными с точки зрения ценовых решений. Только в такой логике задача максимизации чистого выигрыша как результата ценовой политики, действительно, оказывается тождественной задаче максимизации чистой прибыли вообще. Причина тому проста: вычитаемые из чистого выигрыша прочие постоянные или невозвратные затраты и налог на прибыль от вариантов ценовых решений не зависят.

Однако изложить логику такого финансового анализа легче, чем добиться реализации его на практике. Это связано с самой организацией финансовой отчетности в фирмах. Такая отчетность, как известно, составляется ежеквартально и ежегодно и опирается на информацию обо всем объеме произведенной и проданной продукции. Однако ценовиков не волнуют данные обо всем объеме произведенной продукции, им необходимы данные только о той части выпуска, которая будет затронута принимаемыми ими решениями. Например, если фирма планирует снижение цен на какой-то вид изделий, то необходима финансовая информация только о тех дополнительных количествах этих изделий, которые удастся продать благодаря пониженным ценам. И соответственно,если фирма планирует повышение цен, то необходимы будут данные о том, каких затрат удастся избежать из-за того, что сократятся продажи, что приведет к уменьшению выпуска.

Таким образом, для обоснования ценовых решений необходимо вычленить из общего потока бухгалтерской информации только те данные, которые относятся к продукции, затрагиваемой такими решениями. Для того чтобы принимать обоснованные решения в сфере ценообразования, фирме необходимо обладать информацией о реальных удельных затратах на единицу продукции (услуг), которую она выпускает и ценами которой она должна управлять. Определение таких реальных удельных затрат требует внесения некоторых модификаций в процедуры учета затрат, применяемые бухгалтерами.

Определение относительного выигрыша в результате управления ценами

Почему, однако, для нужд ценообразования столь важно знать реальные удельные затраты на единицу продукции или услуг? На то существуют по крайней мере три причины.

  1. Это самый важный шаг к созданию системы управления затратами и контроля за их динамикой, адекватной нуждам ценообразования. Дело в том, что обычно бухгалтеры более озабочены контролем за динамикой переменных затрат. Однако, как показывает практика, даже самая лучшая система контроля переменных затрат не всегда позволяет уловить реальную динамику постоянных затрат, а ведь они включают условно-постоянные затраты, которые способны существенно сказаться на результатах ценовых решений.
  2. Определение таких затрат дает менеджерам фирмы возможность определить минимальную цену, по которой фирма может позволить себе реализовать дополнительное количество данной продукции. При этом становится возможным принять подобное решение таким образом, чтобы это не исказило результаты ценовых решений относительно других товаров или услуг фирмы.
  3. Появляется возможность определить величину выигрыша от продажи каждой дополнительной единицы товара. А это для нас особенно важно, поскольку позволяет принимать действительно хорошо обоснованные и ведущие к росту прибыльности фирмы ценовые решения.

Показатель выигрыша ( contribution) — важнейший инструмент финансового анализа деятельности фирмы, даже более важный, чем показатель прибыли. Под выигрышем понимается все, что остается фирме из выручки от продаж единицы товара за вычетом переменных (прямых) издержек изготовления товара (оказания услуги). Именно из выигрыша (если он есть) фирма покрывает свои постоянные издержки. А все, что остается сверх этого, становится прибылью.

Наиболее корректная схема расчета величины выигрыша от продажи единицы товара описывается следующим уравнением:

CU = MR — MC

где CU — выигрыш от продажи единицы товара (unit contribution); MR — маржинальный доход от продажи товара (равен цене его фактической реализации (marginal revenue)); MC — маржинальные издержки производства или цена приобретения плюс удельные торговые издержки по организации продажи единицы товара (marginal cost).

Если мы теперь рассчитаем размер выигрыша фирмы в процентах к цене товара, то получим относительный показатель «выигрышности продаж», очень важный для управленческого анализа. По сути дела, он показывает ту долю абсолютной величины цены, которая способствует возмещению постоянных издержек фирмы, увеличению ее прибылей или сокращению убытков.

Следует отличать этот показатель от показателя рентабельности (прибыльности) продаж, который широко используется в системе финансового анализа (например, для анализа динамики финансовых результатов фирмы по годам или сравнения успешности деятельности различных фирм одной и той же отрасли). Однако рентабельность продаж характеризует среднюю долю прибыли в выручке от продаж (цене) после вычета всех видов затрат.

Между тем для обоснования ценовых решений, как мы установили выше, важны не столько средние, сколько приростные показатели. Они позволяют четко определить меру положительного или негативного влияния того или иного ценового решения на прибыльность фирмы в результате увеличения или сокращения продаж. А разница возникает из-за того, что даже при неизменных переменных затратах уровень прибыльности по дополнительно проданной продукции может быть выше средней величины, поскольку часть затрат фирмы являются по природе постоянными или вообще невозвратными. Таким образом, относительный выигрыш фирмы может быть еще определен нами как та доля цены дополнительно проданного товара, которая остается после покрытия дополнительных затрат на его производство и сбыт.

Если мы имеем дело с ситуацией, когда удельные переменные затраты для всего объема продаж, затрагиваемого нашим ценовым решением, одинаковы, можно без особых погрешностей рассчитать относительный выигрыш на основе сводных данных о продажах. Для этого нам надо вначале определить выручку от продаж и валовой выигрыш фирмы в результате роста объема продаж (напомним, что он равен выручке от продаж минус приростные, предотвратимые переменные затраты), а затем провести расчет на основе следующей формулы:

СМр = (TCM / SR) * 100

где CMp— относительный выигрыш, % (percentage contribution margin); TCM— общий выигрыш от продаж, руб. (total contribution margin); SR — выручка от продаж, руб. (sales revenue).

Если же мы имеем дело с иной ситуацией, когда удельные переменные затраты при выпуске дополнительного количества товаров неодинаковы (например, часть этого количества выпускается за счет сверхурочной работы персонала, что сопровождается повышенной оплатой труда), тогда расчет надо вести по-иному.

Вначале надо определить удельный абсолютный выигрыш только для того объема товаров, который затрагивается нашим ценовым решением. Он (с некоторым упрощением, если мы не можем подсчитать маржинальные издержки) рассчитывается следующим образом:

Са = P — C

где Са— удельный абсолютный выигрыш, руб. (absolute contribution); Р — цена; С — переменные (прямые) издержки производства.

При этом, конечно, речь идет только о тех переменных затратах, которые необходимы для производства именно этого объема товаров и которые являются предотвратимыми. Определив удельный абсолютный выигрыш, мы можем теперь корректно определить величину относительного выигрыша и для ситуации, когда величины удельных переменных затрат различаются. Для такого расчета мы можем воспользоваться следующей формулой:

СМр = (СМа / Р) * 100

Относительный выигрыш по своей экономической сути характеризует степень влияния роста объемов продаж фирмы на ее прибыль. А значит, этот показатель позволяет прямо увязать маркетинговую политику с финансовыми результатами и принимать потому ценовые решения более обоснованно.

Так, чем выше относительный выигрыш для того или иного товара, тем легче фирма может пойти на снижение его цены ради увеличения объема продаж. Понимая это, мы можем теперь воспользоваться показателем выигрыша для количественного анализа границ приемлемости ценовых решений.

Источник: Элитариум

Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11
Скок: 10





ТОКВЕС предлагает тензометрические датчики от производителя.