СТАТЬИ >> БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

О потребительском кредите

На сегодняшний день потребительский кредит не имеет легального определения. Вместе с тем данный термин (потребительский кредит) с легкостью вошел в банковский и общественный оборот и достаточно активно используется в печати, различных исследованиях, официальных документах.

В то же время, поскольку потребительское кредитование как сфера деятельности, требует регулирования, нельзя проигнорировать указанное упущение.

Касательно потребительского кредитования важным является вопрос отличия кредитов, используемых заемщиком на строительство или приобретение жилья, от кредитов, направляемых на осуществление текущих потребительских расходов. Представляется, что для разрешения данного вопроса можно воспользоваться понятийным аппаратом Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"[1], согласно преамбуле которого, потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Данное определение позволяет рассматривать термин "потребительский" как придающий рассматриваемому виду кредита признаки, заключающиеся в направлении его использования, – для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, существенными для раскрытия понятия "потребительский кредит" признаками кредитного договора, в том числе кредита, являются: 1) участие в качестве сторон, вступающих в соответствующие правоотношения, банка-кредитора и физического лица-заемщика, 2) использование заемщиком кредита для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с Памяткой заемщика по потребительскому кредиту, изданной Банком России в 2008 году,[2] потребительский кредит – это кредит, предоставляемый банком на приобретение товаров (работ, услуг) для личных, бытовых и иных непроизводственных нужд.

Таким образом, потребительский кредит, основываясь на буквальном понимании присущих ему родовых и видовых признаков, можно определить как кредит, предоставляемый банком физическому лицу исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора (договора потребительского кредита) при соблюдении условий возвратности, срочности, платности.

Банками за время развития рынка потребительского кредитования разработано большое количество кредитных продуктов, направленных на удовлетворение дифференцированного спроса на данном рынке. Такое разнообразие позволяет классифицировать потребительские кредиты по различным основаниям.

По целевому использованию потребительские кредиты можно разделить на две группы: целевые и нецелевые.

Потребительский кредит на неопределенные цели, то есть "кредит на неотложные нужды", может быть выдан наличными через кассу банка или путем кредитования банковского счета (овердрафт), в том числе при использовании банковских карт.

Для получения нецелевого кредита требуется минимальный пакет документов. Как правило, решение о его предоставлении принимается при наличии заявления клиента, документа, удостоверяющего его личность, и справки о доходах (по форме 2-НДФЛ, утвержденной соответствующим приказом ФНС России). При этом на практике[3] сумма такого потребительского кредита не превышает 50 тысяч рублей. Более высокие кредитные лимиты могут быть предоставлены заемщикам на более "жестких" условиях, например, высокий уровень доходов, поручительство третьих лиц, залог и т.д.

Примером целевого потребительского кредита является кредит, выдаваемый в рамках специального совместного проекта торговой сети и банка ("магазинный кредит"), предполагающего покупку определенной вещи (согласно спецификации) за счет перечисленных кредитором в адрес продавца денежных средств, которые потом покупатель вещи будет обязан вернуть кредитору на условиях, предусмотренных договором потребительского кредита.

Также, к наиболее распространенным целевым потребительским кредитам можно отнести автокредит, туристический кредит, кредит на ремонт, кредит на лечение.

Логичным будет предположить, что с развитием системы безналичных расчетов потребительские кредиты всех видов (как "магазинные", так и "на неотложные нужды") будут постепенно вытесняться кредитными картами, которые имеют сходные процедуры оформления по составу документов и времени принятия решения, но при этом имеют ряд неоспоримых преимуществ:

клиент, один раз заполнив пакет документов, может в любое время воспользоваться возобновляемой кредитной линией, то есть при погашении части и всей суммы кредита заемщик имеет возможность автоматически снова получить кредит;

клиент имеет возможность воспользоваться льготным периодом кредитования (Grace period)[4]; данное условие кредитного договора (договора банковского счета с возможностью овердрафта) вслед за зарубежными банками все чаще предлагают отечественные банки.

Кредитные карты – продукт относительно молодой на российском рынке банковских услуг, и его стоимость выше рыночных ставок по потребительскому кредиту. По мере развития продукта и конкурентной борьбы за клиента можно ожидать снижения его стоимости и, как следствие, изменения соотношения кредитных карт и кредитования по договору потребительского кредита в сторону увеличения доли первых в общем объеме кредитных продуктов.

В зависимости от срока, в течение которого банк рассматривает кредитную заявку и принимает решение о выдаче кредита, потребительские кредиты можно разделить на "экспресс-кредиты" и классические кредиты.[5]

"Экспресс-кредиты предоставляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность клиента, и при соответствии клиента одному или нескольким дополнительным требованиям, например, достижения им определенного возраста, наличия у него гражданства РФ, постоянной прописки (регистрации) на территории по месту оформления кредита, постоянного места работы, предъявления им дополнительного документа, подтверждающего личность (загранпаспорт, водительские права, страховой полис, военный билет, пенсионная карта и т.п.).[6]

Кроме того, потребительские кредиты можно подразделять по следующим характеристикам:

по порядку предоставления:

- безналичная форма – путем перечисления на счет заемщика либо, что имеет место при "магазинном кредите", – непосредственно на счет продавца, либо путем овердрафта счета;

- наличная форма – путем выдачи денежной суммы через кассу банка или через банкомат (при пользовании банковской картой);

по способу предоставления кредита:

- единовременно вся сумма, предусмотренного договором кредита;

- возобновляемый кредит, в течение срока которого допускается его частичное или единовременное использование и частичный или полный возврат, то есть по мере необходимости в любой сумме в пределах установленного договором лимита кредитования (овердрафта).

Существование на сегодняшний день активно функционирующей и развивающейся системы потребительского кредитования, прогрессирующее разнообразие кредитных продуктов, предназначенных для населения в целях удовлетворения их личных нужд, наличие огромного количества взаимных связей между её элементами свидетельствует о формировании отдельной сферы экономических отношений, требующих комплексного регулирования со стороны государства, позволяющего цивилизованно строить эти отношения, и в то же время обеспеченного силою государственного принуждения там, где рыночный механизм дает сбой.

Несовершенство российского законодательства в данной сфере привело за несколько лет к огромному количеству судебных разбирательств по спорам из кредитных отношений граждан и банков, а также банков и контрольных органов в области защиты прав потребителей и антимонопольного регулирования. Без решения проблемы регулирования вряд ли можно вести речь о цивилизованном банковском праве и о повышении конкурентоспособности российской банковской системы. Регулирование в сфере потребительского кредитования стало одним из актуальных направлений законодательной деятельности в России и с конца 2007 года начало поэтапно формироваться в отдельный комплекс правовых норм, в том числе специальных.

Рынок потребительского кредитования в России только находится на пути к цивилизованному функционированию. Существует целый ряд причин, препятствующих его развитию, и, в первую очередь, это недостаточность нормативного регулирования. Фактически, законодательная и нормативная базы оказались не готовы к активному росту объемов потребительского кредитования и популярности данной услуги банков среди населения.

Основным источником правого регулирования потребительского кредитования стал гражданское законодательство, а именно, 42 Глава "Заем и кредит" Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), которой регулируются отношения из договора займа и кредитного договора.

В сущности, к отношениям по договору потребительского кредита применяются все положения, относящиеся к кредитному договору, и правила, предусмотренные в отношении договора займа, если иное не предусмотрено правилами о кредитном договоре и не вытекает из его существа.

В соответствии со статьей 819 ГК РФ кредит может быть выдан только банком или иной кредитной организацией (кредитор) исключительно в денежной форме в размере и на условиях, предусмотренных соответствующим договором (кредитным договором). Заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. При этом в случае с потребительским кредитом требуется уточнение относительно правового статуса заемщика – им может быть только физическое лицо.

ГК РФ определена форма заключения кредитного договора, условия отказа от предоставления и получения кредита, основные права и обязанности заемщика и кредитора, особенности целевого кредитования, кредитования с обеспечением, последствия нарушения договора, правила новации в договоре и т.д.

Выдавать кредиты вправе только кредитная организация, то есть юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности"[7] (далее – Закон о банках). При этом вид кредитной организации (банк или небанковская кредитная организация) в данном случае не имеет особого значения, поскольку право на осуществление операций кредитования присуще в соответствии с законодательством кредитной организации любого вида.

Порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам, в том числе физическим лицам, независимо от того, имеют они или не имеют текущие, депозитные счета в данном банке, и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также бухгалтерский учет указанных операций установлен Положением Банка России от 31 августа 1998 года № 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)"[8] (далее – Положение Банка России № 54-П).

В соответствии с Положением Банка России № 54-П банк разрабатывает и утверждает соответствующие внутренние документы, определяющие его политику по размещению (предоставлению) средств, а также учетную политику и подходы к ее реализации, документы, определяющие процедуры принятия решений по размещению банком денежных средств, документы, определяющие распределение функций и полномочий между подразделениями и должностными лицами банка, включающие внутренние правила размещения средств, в том числе правила кредитования клиентов банка. Содержание указанных документов не должно противоречить законодательству Российской Федерации, нормативным актам Банка России.

В отношении операций кредитования физических лиц Положением Банка России № 54-П установлены следующие требования.

Денежные средства предоставляются заемщикам в безналичном порядке путем их зачисления на банковский счет (счет по учету банковского вклада) клиента – заемщика физического лица либо наличными – через кассу банка следующими способами: разовым зачислением либо выдачей наличными, открытием кредитной линии с установленным лимитом выдачи, предоставление кредитов при недостаточности или отсутствии денежных средств на банковском счете клиента – физического лица (овердрафт), другими способами, не противоречащими законодательству и Положению Банка России № 54-П.

Предоставление (размещение) средств в иностранной валюте осуществляется уполномоченными банками в безналичном порядке.

Предоставление (размещение) банком денежных средств клиенту - заемщику производится на основании распоряжения, составляемого специалистами уполномоченного подразделения банка и подписанного уполномоченным должностным лицом банка.

Погашение (возврат) размещенных банком денежных средств и уплата процентов по ним производятся в следующем порядке:

1) путем списания денежных средств с банковского счета клиента - заемщика по его платежному поручению;

2) путем списания денежных средств в порядке очередности, установленной законодательством, с банковского счета клиента - заемщика (обслуживающегося в другом банке) на основании платежного требования банка - кредитора при условии, если договором предусмотрена возможность списания денежных средств без распоряжения клиента - владельца счета;

3) путем перечисления средств со счетов клиентов - заемщиков - физических лиц на основании их письменных распоряжений, перевода денежных средств клиентов - заемщиков - физических лиц через органы связи или другие кредитные организации, взноса последними наличных денег в кассу банка - кредитора на основании приходного кассового ордера, а также удержания из сумм, причитающихся на оплату труда клиентам - заемщикам, являющимся работниками банка - кредитора (по их заявлениям или на основании договора).

Погашение (возврат) денежных средств в иностранной валюте осуществляется только в безналичном порядке.

В соответствии со статьей 34 Закона о банках банк обязан предпринять все предусмотренные законодательством меры для взыскания задолженности (включая проценты) с клиента - должника.

Правила заключения, исполнения и расторжения (изменения) договора потребительского кредита в целом не отличаются от общих правил заключения, исполнения и расторжения договора. Но, несмотря на существование различных способов заключения договора потребительского кредита, законодательством должен быть определен конкретный способ, позволяющий заемщику четко осознавать факт заключения договора и последствия такой сделки. Возможность полного и надлежащего исполнения заемщиком договора потребительского кредита должна быть максимально обеспечена банком, в том числе путем своевременного предоставления заемщику графика платежей по кредиту и сообщения о всех существенных для заемщика изменениях условий договора. При принятии решения о расторжении договора потребительского кредита стороны должны осознавать последствия досрочного расторжения, в частности, досрочный возврат заемщиком суммы кредита и уплату процентов по нему. Стороны договора потребительского кредита, в особенности заемщик, должны хорошо представлять себе все последствия существенного нарушения условий договора.

Законодательно и нормативными актами Банка России установлены основополагающие требования к осуществлению банками деятельности по кредитованию, распространяющиеся на порядок осуществления потребительского кредитования. Однако, как показала практика, минимальный набор императивных норм и действие принципа "что не запрещено – разрешено", позволили формально законопослушным банкам умело лавировать на островках правовых пробелов среди нормативных требований в интересах собственной выгоды.

Со временем, в практике потребительского кредитования стали проявляться особенности этого вида кредитования, потребовавшие более пристального внимания со стороны государственных регуляторов. Злоупотребление банками доверием заемщиков, использование различных способов введения заемщика в заблуждение, в том числе путем изложения условий кредитного договора в нескольких отдельных друг от друга частях документа, мелким шрифтом и т.п. приводит к снижению качества понимания заемщиком документа и осознанию всего груза ответственности по обязательствам, вытекающим из кредитного договора. Учитывая, что физические лица – слабая сторона гражданских отношений, компетентными государственными органами было принято решение вмешаться в сферу потребительского кредитования в целях защиты прав и законных интересов заемщиков – физических лиц.

Можно сказать, что первым официальным документом, с одной стороны признавшим наличие проблем в сфере кредитования, с другой – положившим начало позитивному вмешательству государства в сферу потребительского кредитования стал Федеральный закон № 218-ФЗ "О кредитных историях"[9], принятый 30 декабря 2004 года в целях создания и определения условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций.

26 мая 2005 года Банком России и Федеральной антимонопольной службой было издано совместное письмо № ИА/7235,77-Т "О рекомендациях по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов"[10], в котором даны развернутые рекомендации банкам по раскрытию информации при предоставлении потребительских кредитов в целях избежания распространения ложных, неточных или искаженных сведений об условиях предоставления потребительских кредитов.

12 декабря 2007 года вступил в силу Федеральный закон
от 25 октября 2007 года № 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"[11], согласно которому при предоставлении кредита информация о нем в обязательном порядке должна содержать размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы. Принятие данного закона позволило обеспечить дополнительную защиту заемщику от действий недобросовестных кредиторов, в частности, по "умалчиванию" значимых для заемщика условий договора потребительского кредита (дополнительные платежи, наличие и размеры штрафных санкций и т.п).

В связи с вступлением в силу указанных изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" Банком России было издано письмо от 29 декабря 2007 года № 228-Т[12], содержащее рекомендации для банков о применении статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о приведении ими в соответствие указанной норме политики взимания процентов за пользование кредитом и иных платежей, связанных с выдачей кредита, в частности – комиссионного вознаграждения.

12 июня 2008 года вступил в силу Федеральный закон
от 8 апреля 2008 года № 46-ФЗ "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"[13] (далее – Закон № 46-ФЗ), которым, в частности, установлена обязанность банков предоставлять заемщику – физическому лицу до заключения с ним кредитного договора и до изменения условий такого договора, влекущего изменение полной стоимости кредита (далее – ПСК), информацию о ПСК, а также перечень и размеры платежей заемщика – физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора. В расчет ПСК в числе платежей заемщика – физического лица по кредиту, связанных с заключением и исполнением кредитного договора, включаются платежи в пользу третьих лиц в случае, если обязанность этого заемщика по таким платежам вытекает из условий кредитного договора, в котором определены такие третьи лица. Банк России согласно положениям Закона № 46-ФЗ устанавливает порядок расчета банком ПСК и порядок доведения ПСК до заемщика – физического лица.

Следует отметить, что математическая формула расчета ПСК была перенята из опыта Германии, где правила расчета эффективного годового процента (PAngV) были разработаны еще 1985 году.[14]

В связи с принятием Закона № 46-ФЗ требования и рекомендации Банка России относительно раскрытия эффективной процентной ставки, изданные в период с 2006 по 2008 гг., прекратили свое действие.

В целях реализации положений Закона № 46-ФЗ 13 мая 2008 года было издано Указание Банка России № 2008-У "О порядке расчета и доведения до заемщика - физического лица полной стоимости кредита"[15] (далее – Указание Банка России № 2008-У), которое также вступило в силу 12 июня 2008 года.

Указанием Банка России № 2008-У установлен порядок расчета и доведения банком-кредитором до заемщика - физического лица ПСК, предоставленного кредитором заемщику по кредитному договору в соответствии со статьей 819 ГК РФ и по договору банковского счета – при кредитовании последнего в соответствии со статьей 850 ГК РФ.

Требования Указания Банка России № 2008-У распространяются на все кредиты, предоставленные банками физическим лицам по кредитным договорам, заключенным со дня вступления его в силу, а также на кредиты, по которым с момента вступления в силу Указания Банка России № 2008-У изменены условия, устанавливающие размеры платежей, включаемых в расчет ПСК.

Кроме законодательных актов и нормативных актов Банка России, банк при осуществлении кредитовании руководствуется своими локальными документами, разработанными в целях организации процесса кредитования, в том числе принятия решения об открытии кредита. Локальные документы разрабатываются банками в соответствии с их кредитной политикой на основе указанных норм законодательства, требований нормативных актов Банка России, контрольных органов в области защиты прав потребителей, а также антимонопольного законодательства и с учетом их рекомендаций.

В настоящее время в целях комплексного регулирования отношений в сфере потребительского кредитования разработаны два альтернативных законопроекта "О потребительском кредите" и "О потребительском кредитовании", а также проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) и некоторые другие нормативные акты" в части установления процедур банкротства физических лиц, в котором определяются меры по предупреждению банкротства заемщика – физического лица и порядок их применения, сроки рассрочки для уплаты долга, порядок признания заемщика банкротом и последствия такого признания.

Пакет законопроектов, представленный проектами федеральных законов "О потребительском кредите" и "О внесении изменений в статьи 810 и 821 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О потребительском кредите", разработан в Минфине России. После получения положительного заключения Минюста России в апреле 2008 года данные законопроекты были представлены в Правительство Российской Федерации.

Законопроекты направлены на регулирование отношений, возникающих между заемщиками и кредиторами (банками) при заключении договора потребительского кредита, установление прав заемщиков на получение полной и достоверной информации об условиях потребительского кредита и иных прав при получении, использовании, возврате потребительского кредита, создание правовых условий снижения кредитных рисков кредиторов при предоставлении потребительского кредита. Законопроектами вводятся требования к перечню существенных условий договора потребительского кредита, запрет на включение в договор условий, ущемляющих права заемщика, а также определяются особенности заключения договора потребительского кредита. В качестве меры, направленной на снижение кредитных рисков в процессе предоставления потребительского кредита, проект федерального закона "О потребительском кредите" устанавливает право кредитора запрашивать информацию о кредитоспособности заемщика у третьих лиц в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором потребительского кредита.

В декабре 2008 года группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внесены в Государственную Думу альтернативные проекты федеральных законов "О потребительском кредитовании" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации связи с принятием Федерального закона "О потребительском кредитовании". Законопроекты были рассмотрены на Совете Государственной Думы 15 января 2009 года и направлены Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы.

Дополнительно в отношении регулирования в сфере потребительского кредитования целесообразно отметить следующее. Интенсивное развитие рынка потребительского кредитования в России привело к появлению разнообразных вспомогательных элементов системы, позволяющих бакам избавиться от необходимости осуществления не основной или несвойственной их деятельности функций (например, распространение кредитных продуктов, страхование ответственности должника, возврат задолженности), и в то же время столь необходимых для ведения эффективного бизнеса.

Совокупность взаимосвязанных элементов и функций системы кредитования, единым предназначением которой является обеспечение, содействие и создание условий для эффективного функционирования и развития процесса кредитования населения на потребительские нужды представляет, по мнению исследователей рынка, "инфраструктуру потребительского кредитования" [16]. А, по мнению И.О. Лаврушина, – это совокупность элементов, которая обеспечивает жизнедеятельность банков[17].

Ключевыми субъектами инфраструктуры потребительского кредитования, участвующими в обеспечении основных стадий процессов потребительского кредитования, в настоящее время являются: кредитный брокер, партнеры кредитной организации, консалтинговые компании, бюро кредитных историй, аналитические службы, скоринговые агентства, страховые компании, IT-компании, коллекторские агентства.

При этом список представленных субъектов инфраструктуры потребительского кредитования, безусловно, будет расширяться, пополняться новыми элементами, призванными удовлетворять новые потребности в обеспечении процесса кредитования (например, передача на аутсорсинг отдельных технических операций по обслуживанию кредитов[18]).

Федеральный закон "О кредитных историях", положил начало формированию российской единой централизованной базы кредитных историй физических и юридических лиц (держателем Центрального каталога кредитных историй является Банк России), пополняемой информационными данными, хранящимися в бюро кредитных историй (БКИ), созданных на коммерческой основе.

В соответствии с указанным законом с согласия клиента банки предоставляют информацию о заемщике в БКИ, а оно в свою очередь передает в Центральный каталог сведения, позволяющие идентифицировать заемщика и его кредитную историю в данном бюро. Кредиторы смогут получать данные о кредитной истории клиента за плату, а заемщик – раз в год бесплатно посмотреть свою историю. Тем не менее, хотя уже созданы и функционируют первые БКИ, следует учитывать, что эффективно они заработают лишь через несколько лет, накопив достаточно информации.

Изобилие кредитных программ породило появление новых субъектов инфраструктуры потребительского кредитования, предоставляющих услуги, так называемого, "кредитного брокереджа", являющегося разновидность финансового консультирования, когда, помимо собственно консультирования, оказывается помощь в формировании пакета необходимых документов и проведении переговоров с банками о предоставлении кредита[19]. По различным оценкам, в России при помощи кредитных брокеров выдается уже 5-10 % кредитов. Для сравнения, в США – 60-70%. С 2005 года в созданы Ассоциация Кредитных Брокеров[20], Национальное кредитное агентство[21]. При этом следует отметить, что специальное регулирование деятельности кредитных брокеров отсутствует и это представляется упущением законодателя, поскольку кредитные брокеры являются посредниками между клиентом и банком, а, следовательно, непосредственно осуществляют деятельность, повышающую риск для банков. Кроме того, в процессе своей деятельности кредитные брокеры могут получать информацию, составляющую банковскую тайну, однако Закон о банках на них, в отличие от БКИ, не распространяется и тем самым создается угроза несанкционированного доступа третьих лиц к информации ограниченного распространения.

С осени 2008 года стратегические вопросы экономики страны, к которым можно было бы смело отнести вопрос совершенствования законодательного регулирования в сфере потребительского кредитования, отошли на второй план, уступив место антикризисным мерам государства по поддержанию устойчивости национальной финансовой и банковской системы в период мирового финансового кризиса, что представляется, без сомнений, оправданным. Однако вернуться к этому вопросу необходимо как можно раньше, поскольку его решение позволит разрешить назревшие проблемы и, одновременно, создать условия для функционирования и развития цивилизованного российского рынка потребительских кредитов в соответствии с лучшим мировым практикам.

По мнению автора данной статьи, особого внимания законодателя требуют следующие аспекты потребительского кредитования.

1. Определение понятия "потребительский кредит". В том числе, посредством установления критериев отнесения того или иного кредита к потребительскому кредиту, которыми, по моему мнению, могут являться верхний и нижний лимит кредитования, а также срок кредитования.

2. Права заемщика на своевременное получение от кредитора достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита до заключения договора потребительского кредита и во время действия. Информация должна быть доступна без применения средств информационно-коммуникационных технологий, а копии документов, содержащих указанную информацию, должны быть предоставлены заемщику по его запросу бесплатно или за плату, не превышающую затрат на их копирование. Всем заинтересованным лицам должны быть гарантированы равные условия доступа. Соблюдение принципа "ответственного кредитования". Ответственность банка за неисполнение указанных требований. Ответственность заемщика за сообщение недостоверной или неполной информации о своей кредитоспособности.

3. Требования к существенным условиям договора потребительского кредита, а также к процедуре заключения договора потребительского кредита, в том числе определение способа его заключения, позволяющих сделать деятельность банков в области потребительского кредитования наиболее прозрачной и понятной для заемщика.

4. Права заемщика, обеспечивающие его защиту как слабой стороны договора: обязательное наличие у заемщика "периода на обдумывание" для принятия решения о заключении договора; право заемщика на отказ от исполнения договора потребительского кредита и право заемщика на досрочный возврат потребительского кредита или его части без объяснений причин кредитору с уплатой процентов только за фактический срок кредитования и компенсацией расходов кредитора, связанных непосредственно с досрочным возвратом всей суммы кредита или его части.

5. Последствия нарушения заемщиком договора потребительского кредита, права и обязанности заемщика по исполнению договора потребительского кредита, соответствующие права и обязанности кредитора.

6. Обязательность соблюдения сторонами досудебных согласительных процедур разрешения спора, в том числе путем обращения к арбитру, например, при создании института омбудсмена с соблюдением принципа удобной и дешевой процедуры подачи жалобы.

7. Ответственность за нарушение требований законодательства о потребительском кредитовании.

Кроме того, необходимо развивать национальные программы повышения финансовой грамотности населения, что позволит гражданам более уверенно чувствовать себя на финансовых рынках, в том числе рынке потребительских кредитов, и улучшить их защиту от чрезмерных расходов по обслуживанию кредитного долга.


[1] Закон РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года № 2300-1(в ред. Федерального закона от 9 января 1996 года № 2-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140; 1999. № 51. Ст. 6287; 2004. № 52. Ст. 5275; 2006. № 48. Ст. 4943.

[2] Письмо ЦБР от 5 мая 2008 года № 52-Т "О Памятке заемщика по потребительскому кредиту" / "Вестник Банка России". 2008. № 21.

[3] На основании исследования кредитных продуктов нескольких российских кредитных организаций.

[4] Льготный период кредитования (англ. Grace period) – это период бесплатного пользования кредитом или под проценты, величина которых существенно ниже базовой ставки, при условии полного погашения к моменту его окончания. Часто Grace period устанавливается для владельцев возобновляемых кредитных карт, а также карт с овердрафтом для оплаты товаров и услуг.

[5] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В. Указ. соч. С. 616.

[6] В качестве примерных условий кредитования по программе "экспресс-кредита" рассмотрены условия кредитования нескольких российских кредитных организаций.

[7] Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

[8] Положение ЦБР от 31 августа 1998 года № 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" // "Вестник Банка России". 2001. № 73.

[9] Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ "О кредитных историях" // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 44.

[10]Письмо ФАС РФ № ИА/7235, ЦБР № 77-Т "О рекомендациях по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов" // "Вестник Банка России". 2005. № 28.

[11] Федеральный закон от 25 октября 2007 года № 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации" // "Российская газета". 2007. № 241.

[12]Письмо ЦБР от 29.12.2007 № 228-Т "По вопросу осуществления потребительского кредитования" // "Вестник Банка России". 2008. № 1.

[13] Федеральный закон от 8 апреля 2008 года № 46-ФЗ "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 2008. № 15. Ст. 1447.

[14] Постановление о регулировании ценовой информации (Preisangabenverordnung (PAngV)). 1985.

[15] Указание ЦБР № 2008-У "О порядке расчета и доведения до заемщика – физического лица полной стоимости кредита" // "Вестник Банка России". 2008. № 28.

[16] Гарипова З.Л., Белова А.А., Инфраструктура банковского потребительского кредитования // Финансы и кредит. 2007. № 42 (282). С. 10.

[17] Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / ред. О.И. Лаврушин. – 7-е изд., стререотип. М.: КноРус, 2008. С. 381.

[18] Аутсорсинг (от англ. outsourcing: внешний источник) – передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. Вопрос о возможности аутсорсинга в банковской деятельности является предметом дискуссий между специалистами банковского дела и представителями юридической общественности.

[19] Информация с официального сайта Ассоциации кредитных брокеров.

[20] Там же.

[21] Информация с официального сайта Ассоциации российских банков (АРБ).


СТАТЬИ >> ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВА

Правовое обеспечение оценки налогового потенциала бюджета региона (на примере Москвы)

Автор: Анна Мишачкова. Статья посвящена анализу правовых основ оценки налогового потенциала для планирования налоговых доходов регионального бюджета и формирования рациональной налоговой политики.

Правовое обеспечение оценки налогового потенциала бюджета региона и формирования налоговой политики города Москвы.

Система оценки налогового потенциала, формирования доходов региональных бюджетов и региональной налоговой политики основывается на федеральном и региональном бюджетном и налоговом законодательствах.

Отдельные нормы, касающиеся формирования бюджета Москвы и реализации налоговой политики содержатся в Конституции РФ[1], Бюджетном кодексе РФ[2], Налоговом кодексе РФ[3], Федеральном законе от 15 августа 1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»[4], Законе г. Москвы «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве» от 10 сентября 2008 года № 39[5].

Конституцией РФ закреплено, что Российская Федерация является федеративным государством, состоящим из равноправных субъектов РФ: краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Указанные субъекты федерации имеют право принимать нормативно-правовые акты, соответствующие федеральным законам РФ, а граждане обязаны уплачивать законодательно установленные налоги и сборы.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы построения бюджетной системы РФ. На этих же принципах и основывается бюджетная система города Москвы. Помимо этого Бюджетный кодекс содержит нормы, регулирующие порядок формирования и состав доходов бюджетов субъектов РФ и их расходных обязательств, разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы, объем прав субъектов РФ при формировании бюджетов, полномочия, методы и принципы деятельности и взаимодействия различных государственных органов в бюджетной сфере. Закрепляется особенность формирования бюджета Москвы как города федерального значения: помимо отчислений от федеральных налогов и сборов и региональных налогов в бюджет Москвы подлежат зачислению и местные налоги.

В ст. 174.1 Бюджетного кодекса прописано, что налоговые доходы бюджета планируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган законодательства о налогах и сборах. Прогноз социально-экономического развития субъекта РФ разрабатывается на среднесрочную перспективу, т.е. на период не менее трех лет. В основу бюджетного планирования положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.

Налоговым кодексом РФ определяются виды региональных налогов, порядок введения их в действие и прекращения действия, а также элементы налогообложения, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (налоговые ставки, в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы). Налоговый кодекс РФ закрепляет нормативы распределения поступлений от некоторых налогов по уровням бюджетной системы РФ. Так, например, в ст. 284 НК РФ указано, что сумма налога на прибыль, исчисленная по налоговой ставке 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по ставке 18% - в бюджет субъекта Федерации. При этом налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но она не может быть ниже 13,5%. Нормативы отчислений в соответствующие бюджеты по другим налогам прописаны в Бюджетном кодексе РФ.

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» дает определение и состав классификации доходов бюджетов РФ. В приложении к данному закону закрепляются основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. При этом органы государственной власти субъектов РФ вправе производить дальнейшую детализацию классификации доходов бюджетов Российской Федерации с применением кодов программ (подпрограмм), за исключением доходов, по которым контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним возложен на органы власти другого уровня.

Данные нормативно-правовые акты регулируют самые общие вопросы, связанные с порядком формирования налоговых доходов бюджета города Москвы, а так же с процедурой формирования и реализации налоговой политики городскими органами власти.

Рассмотрим нормативно-правовое обеспечение процедуры и методики оценки налогового потенциала. На федеральном уровне для оценки налогового потенциала, используется методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (методика распределения средств Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР))[6]. В основе методики расчета объемов дотаций ФФПР лежит показатель уровня бюджетной обеспеченности региона, который зависит от рассчитываемых по специальным формулам налогового потенциала и расходных потребностей региона. Отметим, что в соответствии с данной методикой индекс налогового потенциала применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов субъектов РФ.

В городе Москве не существует отдельного нормативного акта с методическими рекомендациями по оценке налогового потенциала. Непосредственно оценка потенциала проводится при разработке законопроектов бюджета города на предстоящий год. Данный процесс регламентирует закон города Москвы «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве», который устанавливает структуру бюджетной системы, бюджетное устройство и определяет порядок организации бюджетного процесса в городе Москве.

Оценка налогового потенциала на перспективу и разработка прогнозных показателей налоговых доходов базируется на следующих элементах:

– действующем на момент разработки проекта налоговом законодательстве;

– нормативах отчислений от регулирующих федеральных налогов;

– нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;

– прогнозе социально-экономического развития города;

– основных направлениях бюджетной и налоговой политики;

– основных направлениях сводного финансового баланса на очередной финансовый год.

Оценка потенциала проводится при разработке законопроектов бюджета города на следующий год, при разработке прогноза социально-экономического развития региона, а так же в течение финансового года для внесения корректировок в принятые акты и для разработки экономической, бюджетной и налоговой политики города.

Проводимая настоящее время региональная налоговая политика Москвы отражена в целом ряде законов города:

- Закон города Москвы от 10 октября 2007 г. № 39 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций, осуществляющих на территории города Москвы производство легковых автомобилей";

- Закон города Москвы от 5 июля 2006 г. № 31 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций - резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград";

- Закон города Москвы от 5 марта 2003 г. № 12 (ред. от 20 октября 2004 г.) "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов";

- Закон города Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 (ред. от 11 ноября 2009 г.) "О налоге на имущество организаций";

- Закон города Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 "О транспортном налоге";

- Закон города Москвы от 22 октября 2003 г. № 62 (ред. от 17 июня 2009 г.) "О ставках налога на игорный бизнес";

- Закон города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 (в ред. от 01 июня 2005 г. № 19) "О земельном налоге";

- Закон города Москвы от 23 октября 2002 г. № 47 "О ставках налога на имущество физических лиц";

- Закон города Москвы от 9 ноября 2005 г. № 54 "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента";

- Закон города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 75 (в ред. от 13 июля 2005 г. № 41) "О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы";

- Закон города Москвы от 9 февраля 2000 г. № 1 "О дополнительных основаниях и условиях изменения сроков уплаты налогов и сборов".

Рассмотрим подробнее вышеперечисленные нормативно-правовые акты.

Законы, касающиеся установления пониженной ставки налога на прибыль организаций в части налога, подлежащего зачислению в бюджет города Москвы, закрепляют определенные положения, а именно: устанавливают ставку 13,5% для определенных организаций, в некоторых случаях условия отнесения организаций к данной группе (Закон города Москвы от 5 марта 2003 г. № 12), а так же ограничение времени действия данных законов (для закона города Москвы от 10 октября 2007 года № 39 окончание действия установлено 31 декабря 2012 года , для закона г. Москвы от 5 июля 2006 г. № 31 – 31 декабря 2010 года ).

Закон города Москвы "О налоге на имущество организаций" устанавливает максимальную ставку данного налога, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей, а так же перечень организаций, которые в отношении части или всего имущества освобождены от уплаты налога. Закон города Москвы "О транспортном налоге" устанавливает ставки транспортного налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы. Закон города Москвы "О ставках налога на игорный бизнес" устанавливает только ставку как 125 тыс. руб. за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы.

Законом города Москвы "О земельном налоге" определяются ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы.

Закон города Москвы "О ставках налога на имущество физических лиц" определяет размеры ставок налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности, подлежащего уплате в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом города Москвы "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента" устанавливаются перечень видов предпринимательской деятельности, по которым индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, разрешается на территории города Москвы применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, и размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому из включенных в данный перечень видов предпринимательской деятельности. Законом города Москвы "О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы" на территории города Москвы вводится единый налог на вмененный доход для предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы.

Закон города Москвы "О дополнительных основаниях и условиях изменения сроков уплаты налогов и сборов" закрепляет дополнительные основания предоставления отсрочки или рассрочки и сроки предоставления и порядок начисления процентов при инвестиционном налоговом кредитовании.

Исходя из вышесказанного, можно отметить следующие направления совершенствования законодательства в сфере практического применения налогового потенциала в планировании и прогнозировании налоговых доходов регионального бюджета. В первую очередь, для точного прогнозирования налоговых поступлений необходима общая методологическая база, закрепленная законодательно как на федеральном, так и на региональном уровнях. На федеральном уровне следует установить не только единую методологическую концепцию прогнозирования налоговых доходов, но и закрепить весь процесс планирования налоговых поступлений. На региональном уровне в рамках установленной концепции должны быть приняты нормативно-правовые акты, корректирующие ее в условленных рамках для учета специфики субъекта РФ. Кроме того, на нынешнем этапе развития законодательства во избежание противоречий, возникающих между органами власти города в части обоснованности расчетов прогнозных показателей доходной части бюджета, рекомендуется проработать вопрос о законодательном закреплении единой методики прогноза налоговых доходов в целом и расчета налогового потенциала в частности для планирования бюджета и корректировки налоговой политики города Москвы.

Система оценки налогового потенциала, формирования доходов региональных бюджетов и региональной налоговой политики основывается на федеральном и региональном бюджетном и налоговом законодательствах.

К нормативно-правовым актам, содержащим отдельные нормы, регулирующие планирование налоговых доходов бюджета Москвы и формирование налоговой политики города, можно отнести: Конституцию РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», закон г. Москвы от 10 сентября 2008 г. N39 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве», а так же законы города Москвы, устанавливающие ставки, льготы, а так же порядок и сроки уплаты налогов в пределах, закрепленных Налоговым кодексом РФ.

Отдельного закона, посвященного процедуре оценки налогового потенциала региона для планирования налоговых доходов бюджета, на сегодняшний день не существует. Методика оценки налогового потенциала ФФПР, закрепленная на федеральном уровне Постановлением Правительства РФ, в свою очередь предназначена для выравнивания бюджетной обеспеченности, а не для планирования налоговых доходов региона.

В городе Москве не принято отдельного нормативного акта с методическими рекомендациями по оценке налогового потенциала. Оценка потенциала проводится при разработке законопроектов бюджета города на следующий год, при разработке прогноза социально-экономического развития региона, а так же в течение финансового года для внесения корректировок в принятые акты и для разработки экономической, бюджетной и налоговой политики города. Финансовые органы власти при планировании городского бюджета пользуются различными методиками, что значительно снижает эффективность налогового прогнозирования.

Поэтому в целях совершенствования законодательства, касающегося оценки налогового потенциала для планирования налоговых доходов и проведения рациональной налоговой политики рекомендовано проработать вопрос о законодательном закреплении на уровне города единой методики прогноза налоговых доходов в целом и расчета налогового потенциала в частности.

В долгосрочной перспективе, развитию законодательства в области планирования налоговых доходов поспособствовало бы принятие аналогичного закона на федеральном уровне.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ) "Российская газета"- № 7 – 21 января 2009 г.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями, внесенными федеральным законом от 30 апреля 2010 г. № 69-ФЗ) - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/.

3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 09 марта 2010 г.), Налоговый кодекс РФ (часть вторая)" от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 05 апреля 2010 г.) - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/.

4. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 233-ФЗ) - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/.

5. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. № 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 8852). Правовая система «Гарант» - [Электронный ресурс] - http://base.garant.ru/.

6. Закон города Москвы от 10 сентября 2008 г. № 39 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве» - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru.

7. Закон города Москвы от 10 октября 2007 г. № 39 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций, осуществляющих на территории города Москвы производство легковых автомобилей" - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/.

8. Закон города Москвы от 05 июля 2006 г. № 31 "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций - резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград" - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru.

9. Закон города Москвы от 05 марта 2003 г. № 12 (ред. от 20 октября 2004 г.) "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов" - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru.

10. Закон города Москвы от 05 ноября 2003 г. № 64 (ред. от 11 ноября 2009 г.) "О налоге на имущество организаций" - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/.

11. Закон города Москвы от 09 июля 2008 г. № 33 "О транспортном налоге" - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru.

12. Закон города Москвы от 22 октября 2003 г. № 62 (ред. от 17 июня 2009 г.) "О ставках налога на игорный бизнес" - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru.

13. Закон города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 (в ред. Закона г. Москвы от 01 июня 2005 г. № 19) "О земельном налоге" - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/.

14. Закон города Москвы от 23 октября 2002 г. № 47 "О ставках налога на имущество физических лиц" - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru.

15. Закон города Москвы от 9 ноября 2005 г. № 54 "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента" - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru.

16. Закон города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 75 (в ред. Закона г. Москвы от 13 июля 2005 г. № 41) "О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы" - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru.

17. Закон города Москвы от 9 февраля 2000 г. № 1 "О дополнительных основаниях и условиях изменения сроков уплаты налогов и сборов" - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru.



[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) "Российская газета"- № 7 – 21 января 2009 г.

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями, внесенными федеральным законом от 30 апреля 2010 г. № 69-ФЗ)- Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru.

[3] Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 09 марта 2010 г.), Налоговый кодекс РФ (часть вторая)" от 05 августа 2000г. № 117-ФЗ (ред. от 05 апреля 2010 г.) - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru.

[4] Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 233-ФЗ) - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru.

[5] Закон города Москвы от 10 сентября 2008 г. № 39 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве» - Правовая система «Консультант Плюс» - [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru.

[6] Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. № 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации"(с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 8852).


СТАТЬИ >> НАЛОГИ, ЗАКОНЫ, ПРАВО

Д.Г. Черник: Нельзя снижать налог на прибыль для всех подряд

Дмитрий Георгиевич Черник Российский налоговый курьер Черник Д.Г., государственный советник налоговой службы I ранга, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный экономист Российской Федерации

Источник: Журнал "Российский налоговый курьер, №12

«Нельзя снижать налог на прибыль для всех подряд. У него не фискальная, а регулирующая функция»

«До тех пор, пока у налоговиков не будет доступа к банковским проводкам, наверное, бесполезно говорить об обеспечении полноты сбора налогов»

Несмотря на большое количество антикризисных налоговых мер, предпринятых правительством, и последовавший за этим спад экономической напряженности, многие эксперты считают — осуществленных мероприятий для выхода из кризиса недостаточно. Одним из таких экспертов является доктор экономических наук, профессор, государственный советник налоговой службы I ранга, автор научных работ в области экономики и финансов Дмитрий Георгиевич Черник. О возможных путях совершенствования налоговой системы он рассказал в интервью нашему корреспонденту.

Дмитрий Георгиевич, некоторые эксперты считают, что мы выходим из кризиса, другие — что мы перешли в его устойчивую фазу. Кто, по вашему мнению, ближе к истине?

– Думаю, утверждение, что мы выходим из кризиса, ошибочно. Отсутствие рецессии — еще не выход из кризиса по той причине, что глубокой рецессии у нас не было. Синтетическим показателем экономической ситуации является положение дел на рынке труда, уровень безработицы в стране. Если применить методики международных организаций труда, то число безработных в стране составит 6,5—7 млн. человек. И пока безработица не снижается, зарплата выплачивается на уровне минимальной, говорить о выходе из кризиса не приходится. А антикризисные меры весьма противоречивы.

Одной из самых главных и оперативных антикризисных мер правительства стало снижение налога на прибыль с 24 до 20%. Уменьшение налоговой ставки сразу на 4 процентных пункта заметно снизило налоговое бремя на компании. Однако вы оцениваете эту меру как весьма слабую. Почему?

– Да, на мой взгляд, ее можно признать недостаточной. Нельзя снижать налог для всех подряд. У налога на прибыль не только фискальная, но еще и регулирующая функция. Регулирование через налог на прибыль наиболее эффективно хотя бы в силу того, что главная цель любого хозяйствующего субъекта — это получение прибыли. Считаю, что самая главная ошибка была сделана еще в 2002 году, когда была введена в действие глава 25 Налогового кодекса. Тогда отменили инвестиционную налоговую льготу с одновременным снижением налоговой ставки с 35 до 24%. Для тех, кто активно вкладывал денежные средства в свое производство, это ничего не дало. Поскольку до отмены они могли совершенно законно минимизировать свою прибыль до 21—23% и даже ниже.

Есть следующие данные. Перед введением главы о налоге на прибыль 49,4% инвестиций в стране финансировались за счет собственных средств предприятий. С введением указанной главы этот процент пошел вниз. В 2008 году удельный вес собственной прибыли организации как источника финансирования капиталовложений составил 40%. Значит, на эти 9,4% увеличились привлеченные средства, проще говоря, заемные. В 3,6 раза выросли заимствования в банках, в том числе в 1,9 раза — в иностранных банках. Затем грянул кризис. Госдума срочно приняла закон о снижении ставки налога на прибыль с 24 до 20%. Возникает вопрос: кому адресована данная мера по снижению 4 процентных пунктов? Всем. Получается, что мы опять не простимулируем, а облагодетельствуем всех под одну гребенку. Таким образом, стимулирующая роль налога на прибыль практически исчезла.

В основных направлениях налоговой политики на ближайшие три года приоритет отдается поддержке инноваций и модернизации экономики, в связи с чем предлагается ряд поправок в Налоговый кодекс, касающихся уплаты инновационными предприятиями налога на прибыль, НДС, создания особого режима налогового администрирования. Разве это не поворот к стимулированию инвестиций в производство, о котором вы говорите?

– Поворот к поддержке инноваций невозможен, потому что мы загубили инструмент, с помощью которого эти инновации могли быть внедрены. Считается, что нужно было создать равные стартовые условия предпринимателям. Я же полагаю, что в качестве инструмента регулирования необходимо использовать налоговые льготы. Нам нужно вернуться к тому, что было и прекрасно показало себя на практике, но при этом сохранить то положительное, что есть сейчас в 25-й главе Налогового кодекса (нелинейную амортизацию, амортизационную премию и др.).

В середине 2009 года был принят закон о замене единого социального налога страховыми взносами во внебюджетные фонды, совокупная ставка которых с 2011 года составит 34%. Минфин России предлагает снизить ее на 2%. Какой вариант, на ваш взгляд, является оптимальным?

– Я как доктор экономических наук и профессор не вижу смысла в принятии этого закона. И многие специалисты, с кем я консультировался, придерживаются того же мнения — у него масса недостатков.

Во-первых, часть заработной платы, за легализацию которой мы так боролись, снова уйдет в тень. Отчисления во внебюджетные фонды с будущего года увеличиваются с 26 до 34%, это 30,4% в абсолюте. Серьезные предприятия, имеющие квалифицированную финансовую службу, думаю, не будут ни с того ни с сего на столько увеличивать свои налоги. Во-вторых, снижение «белой» заработной платы неминуемо повлечет за собой снижение поступлений НДФЛ, даже если налогоплательщик не против его уплатить. В-третьих, когда одна структура передает другой свои функции (в данном случае налоговая служба — Пенсионному фонду), возникает определенный хаос. Поскольку невозможно безо всякого ущерба передать функции от одной организации другой. А если добавить то обстоятельство, что закон меняет порядок исчисления страховых платежей, то это означает, что все наработанные программные продукты нужно создавать заново. Значит, потери неизбежны. Бюджет может не получить даже того, что он имел, когда был единый социальный налог. Давайте посмотрим, кто кому передает функции. Федеральная налоговая служба, как бы ее ни критиковали, накопила за 20 лет немалый опыт контрольной работы и работы с налогоплательщиками. И вот она, мощнее которой нет на сегодняшний день в сфере контрольной работы, делегирует свои полномочия Пенсионному фонду, не занимавшемуся последние восемь лет проблемой контроля и сбора платежей. Это вызовет падение поступлений в бюджет.

Пришла очередь поговорить о бюджетных расходах. Пенсионному фонду нужно набрать 10 тыс. человек, обучить, оборудовать рабочие места, создать программные средства. Но и это еще не все. Количество проверок предприятий с принятием закона о страховых взносах увеличивается. Налоговые инспекторы будут приходить на предприятия, чтобы проверить поступления ЕСН за последние три года, сотрудники Пенсионного фонда и ФСС России будут проверять текущие платежи по страховым взносам. Таким образом, вместо одной службы налогоплательщиков будут проверять три службы. А это означает отвлечение от трудового процесса главного бухгалтера, руководителя предприятия, юриста…

В качестве одной из антикризисных мер бизнес-сообщество предлагает снизить НДС до 13% . Что вы думаете об этом?

– Данная идея обсуждается давно. Официальные лица, представители бизнес-сообщества и эксперты предлагают разные ставки налога, однако воз и ныне там. Дело в том, что ни одна самая мощная экономика не может выдержать резкого снижения НДС, скажем, с 18 до 12%. Вариант с введением плоской шкалы и ставки НДС 16% также является неприемлемым. Потому что как только мы изменим низшую ставку налога в размере 10% (повысим ее до 16%), получим раскручивание инфляционной спирали до 15%, а значит, нанесем удар по самым малоимущим слоям населения, для которых главные статьи расходов — питание, медикаменты, детская одежда. Еще один вариант, который предлагается, — замена НДС налогом с продаж. Но здесь нужно учитывать, что все наши западные партнеры, кроме США, используют НДС в качестве регулятора внешней экономической деятельности. Поэтому мы должны задаться вопросом: если отменить НДС, как это отразится на нашей внешнеэкономической деятельности?

Дмитрий Георгиевич, какие дополнительные антикризисные меры сегодня необходимо предпринять?

– Вернуть инвестиционную льготу, снизить НДС не революционным, а эволюционным путем, не затрагивая при этом социальную налоговую ставку, а может быть, даже снизив ее. Например, вариант может быть таким: основная ставка — 16%, льготная — 8%. Если для бюджета это будет тяжело, можно попробовать другой вариант: основная ставка — 16%, льготная — 10%. Не нужно трогать льготную ставку вообще, а выпадающие 2% будут частично возмещены бюджету в связи с улучшением финансового состояния предприятий, а стало быть, увеличением налога на прибыль и частично более активным развитием предпринимательской деятельности в стране. Еще необходимо отменить закон о страховых платежах и ввести в стране единый социальный налог, передав его администрирование налоговой службе. Поскольку тот налог, который был, требовал не упразднения, а модернизации и разумного подхода к его исчислению. Это и есть основные меры, которые способны вывести страну из кризиса.

Мы с вами обсудили основные бюджетообразующие налоги. Каким потенциалом обладают другие налоги?

– Можно поэкспериментировать с налогом на добычу полезных ископаемых и подумать, как через него простимулировать финансирование добычи новых полезных ископаемых. Например, увеличить НДПИ и суммы, дополнительно поступившие в бюджет, направить на разведку новых месторождений. Или снизить НДПИ при условии проведения разведки полезных ископаемых. Какой путь избрать — дело вкуса. Стоит подумать о том, что нам делать с налогом на имущество организаций и налогом на имущество физических лиц. Здесь также есть некоторые резервы для региональных экономик. Рассмотреть вопрос о введении экологического налога для того, чтобы сохранить природу и окружающую среду. Проявить политическую мудрость и ввести налог на вывоз капитала.

Не так давно Государственная Дума отклонила в первом чтении проект федерального закона, который вводил так называемый налог на роскошь. Что вы думаете об этом?

– Предлагаю вспомнить русского экономиста Н.И. Тургенева, который в 1818 году написал книгу «Опыт теории налогов». Так вот что он писал о налоге на роскошь: «Если ввести налог на роскошь, некий разбогатевший купец решит не отделывать карету золотом и свои капиталы положит в сундук, где они будут лежать. А самый квалифицированный рабочий (золотых дел мастер) лишится при этом своей работы. Заодно лишится своей работы квалифицированный столяр, который будет делать эту карету, а также кожевенник, изготавливающий сиденья для кареты, сбрую и т. д. В результате большое количество квалифицированных русских рабочих и ремесленников останутся без работы, деньги будут изъяты из оборота и положены в сундук. А посему: вводя такой налог, господа, надо очень серьезно подумать». И я с классиком в этом вопросе согласен…

Если установить справедливое налогообложение сверхдоходов не так просто, то, может быть, стоит установить контроль расходов? Теперь мы с вами можем обсудить последний налог — налог на доходы физических лиц. Сегодня некоторые эксперты призывают ввести прогрессивную шкалу НДФЛ, упуская при этом важный момент. Взимание НДФЛ в теории и на практике — две принципиально разные вещи. Что лучше: налог прогрессивный или налог пропорциональный — теория на это ответа не дает. А на практике мы не сможем в стране ввести прогрессивный налог. При отсутствии закона о соответствии доходов и расходов и контроля налоговой службы за этим вводить прогрессивный налог просто бессмысленно. Поскольку те, на кого собственно рассчитано введение данного закона, вывезут свои капиталы за границу. Поэтому я и говорю, что нам необходим еще один закон — о налоге на вывоз капитала, который бы касался как мигрантов, так и олигархов.

Кстати, что вы думаете о предоставлении налоговой службе доступа к банковским проводкам?

– Это совершенно правильная вещь. До тех пор, пока у налоговиков не будет доступа к банковским проводкам, наверное, бесполезно говорить об обеспечении полноты сбора налогов. И эту идею о расширении прав налоговой службы я как раз поддерживаю, хотя понятно, что не бывает прав без ответственности.

Беседовали Наталья Попова и Олеся Смолин

Справка

Дмитрий Георгиевич Черник

В 1990 году — с момента создания столичной налоговой службы — возглавил Государственную налоговую инспекцию по г. Москве. В 1999–2001 годах работал заместителем министра Российской Федерации по налогам и сборам, затем возглавлял Научно-исследовательский институт развития налоговой системы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. C 2002 года — президент ЗАО «МЦФЭР-консалтинг», президент Палаты налоговых консультантов. Наряду с этим избран заведующим кафедрой «Налоги и налогообложение» Государственного университета управления. Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, государственный советник налоговой службы I ранга, действительный член РАЕН, Международной академии менеджмента, Международной академии социально-экономических исследований (г. Рим), почетный доктор наук Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. Обладатель государственных и научных наград. Автор более 190 работ в области экономики и финансов.


Прыг: 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119
Шарах: 100