СТАТЬИ >> ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Анализ потока денежных средств

Автор: Владимир Владимирович Бoчapoв, доктор экономических наук, профессор Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет экономики и финансов» (СПбГУЭФ).

Основная цель анализа денежных потоков заключается в выявлении причин дефицита или избытка денежных средств, определении источников их поступления и направлений расходования для контроля за текущей ликвидностью и платежеспособностью предприятия. Данные параметры находятся в непосредственной зависимости от реального денежного оборота в виде потока денежных поступлений и платежей, отражаемых на счетах бухгалтерского баланса.

Поэтому анализ движения денежных средств дополняет методику оценки платежеспособности и ликвидности и дает возможность реально оценить финансово-экономическое состояние предприятия. В этих целях можно использовать как прямой, так и косвенный метод.

Главным документом для анализа денежных потоков является Отчет о движении денежных средств (форма № 4), составленный на базе прямого метода. С помощью этого документа можно установить:

  1. уровень финансирования текущей и инвестиционной деятельности за счет собственных источников;
  2. зависимость предприятия от внешних заимствований;
  3. дивидендную политику в отчетном периоде и прогноз на будущее;
  4. финансовую эластичность предприятия, т. е. его способность создавать денежные резервы (чистый приток денежных средств);
  5. реальное состояние его платежеспособности за истекший период (квартал) и прогноз на следующий краткосрочный период.

В процессе анализа денежных потоков целесообразно ответить на следующие вопросы.

В случае притока денежных средств:

  • не произошел ли приток за счет краткосрочных обязательств, которые потребуют оттока (погашения) в будущем;
  • нет ли здесь роста акционерного капитала за счет дополнительной эмиссии акций;
  • не было ли распродажи имущества (основных средств, материальных запасов и т. д.);
  • сокращаются ли запасы материальных ценностей, незавершенного производства, готовой продукции на складе и товаров.

При оттоке денежных средств:

  • нет ли снижения показателей оборачиваемости оборотных активов;
  • не растут ли абсолютные значения запасов и дебиторской задолженности;
  • не было ли резкого увеличения объема продажи товаров, что требует дополнительных денежных расходов на их реализацию;
  • не было ли чрезмерных выплат акционерам сверх рекомендуемой нормы распределения чистой прибыли (30-40%);
  • своевременно ли выплачиваются налоги и сборы в бюджетный фонд государства и взносы в государственные внебюджетные фонды;
  • не было ли длительной задолженности персоналу по оплате труда.

В результате аналитической работы можно сделать предварительные выводы о причинах дефицита денежных средств. Такими причинами могут быть:

  1. низкая рентабельность продаж, активов и собственного капитала;
  2. большие капитальные затраты, не обеспеченные соответствующими источниками финансирования; влияние инфляции на капитальные вложения;
  3. высокие выплаты налогов и сборов и суммы дивидендов акционерам;
  4. чрезмерная доля заемного капитала в пассиве баланса (свыше 50%) и связанные с этим высокие выплаты процентов за пользование кредитами и займами;
  5. снижение коэффициента оборачиваемости оборотных активов, т. е. вовлечение в оборот предприятия дополнительных денежных средств.

Совокупный денежный поток должен стремиться к нулю, т. к. отрицательное сальдо по одному виду деятельности компенсируют положительным сальдо по другому его виду.

К процессу управления совокупным денежным потоком предъявляют следующие требования:

  1. продавать как можно больше и по различным ценам. Цена продажи включает в себя не только реальные денежные расходы, но и амортизацию основных средств и нематериальных активов (некассовую статью), которая на практике увеличивает денежный поток, а также прибыль продавца;
  2. как можно больше ускорять оборачиваемость оборотных активов, избегая их дефицита, что может привести к снижению объема производства и продажи товаров;
  3. как можно быстрее собирать денежные средства у дебиторов, не забывая, что чрезмерные требования ко всем покупателям могут привести к падению будущего объема продаж. Для ускорения получения денег от дебиторов целесообразно использовать скидки с цен на товары и услуги;
  4. постараться достичь приемлемых сроков выплаты кредиторской задолженности без ущерба для текущей и будущей деятельности предприятия, использовать любые преимущества, предоставляемые скидками, существующими у поставщиков.

Систематизация деятельности предприятия на три вида (текущую, инвестиционную и финансовую) очень важна для практики России, т. к. благоприятный (близкий к нулю) совокупный денежный поток может быть достигнут за счет элиминирования или покрытия отрицательного денежного потока по текущей деятельности притоком денежных средств от продажи активов или привлечения краткосрочных банковских кредитов. В данном случае величина денежного потока скрывает реальную убыточность деятельности предприятия.

Процесс управления денежными потоками начинают с анализа движения денежных средств за базовый и отчетный периоды. Такой анализ позволяет установить, где у предприятия генерируется денежная наличность, а где она расходуется.

Для осуществления анализа движения денежных средств прямым методом можно использовать формы, приведенные в табл. 1 и 2.

Таблица 1. Движение денежных средств по видам деятельности, тыс. руб.

Показатели Базовый год Отчетный год
Посту-
пило
Исполь-
зовано
Изменение за период (+, -) Посту-
пило
Исполь-
зовано
Изменение за период (+, -)
1. Остаток денежных средств на начало периода
2. Движение денежных средств по текущей деятельности
3. Движение денежных средств по инвести-
ционной дея-
тельности
4. Движение денежных средств по финансовой дея-
тельности
5. Итого чистое изменение денежных средств
6. Остаток денежных средств на конец периода

Таблица 2. Вертикальный анализ поступления и расходования денежных средств

Показатели Базовый год Отчетный год
Абсолютная величина, тыс. руб. Удельный вес, % Абсолютная величина, тыс. руб. Удельный вес, %
1. Поступления и источники денежных средств от всех видов деятельности
1.1. Средства, полученные от покупателей и заказчиков
1.2. Прочие доходы
1.3. Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов
1.4. Полученные проценты
Поступления денежных средств — всего
2. Использование денежных средств по всем видам деятельности
2.1. На оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов
2.2. На оплату труда
2.3. На оплату дивидендов и процентов
2.4. На расчеты по налогам и сборам
2.5. На прочие расходы
2.6. Погашение займов и кредитов (без процентов)
Использовано средств — всего
3. Чистое изменение денежных средств

Эти таблицы различаются между собой тем, что в первой изучение денежных средств осуществляют по видам деятельности (текущей, инвестиционной и финансовой), а во второй исследуют структуру притока и оттока денежных средств по предприятию в целом.

Для изучения потока денежных средств косвенным методом целесообразно подготовить отдельный аналитический отчет. Исходной информацией для его разработки служат: бухгалтерский баланс (форма № 1); Отчет о прибылях и убытках (форма № 2); Приложение к балансу (форма № 5); Главная книга; журналы-ордера; справки бухгалтерии и др. Пример расчета движения денежных потоков косвенным методом за отчетный год представлен в табл. 3.

Таблица 3. Аналитический отчет о движении денежных средств, составленный косвенным методом

Показатели Сумма, тыс. руб.
1. Движение денежных средств по текущей деятельности
Чистая прибыль 24810
Амортизационные отчисления 17029
Уменьшение запасов 3757
Снижение НДС по приобретенным ценностям 2148
Рост дебиторской задолженности -29368
Прирост отложенных налоговых обязательств -18
Снижение кредиторской задолженности -9403
Прирост отложенных налоговых обязательств 461
Изменение денежных средств по текущей деятельности 9416
2. Движение денежных средств по инвестиционной деятельности
Изменение денежных средств по инвестиционной деятельности
3. Движение денежных средств по финансовой деятельности
Изменение денежных средств по финансовой деятельности
Изменение состояния денежных средств — всего 9416
Денежные средства на начало года 27839
Денежные средства на конец отчетного периода (9416 + 27839) 37255

По результатам анализа денежных потоков косвенным методом можно получить ответы на следующие вопросы:

  1. в каком объеме и из каких источников получены денежные средства и каковы основные направления их расходования;
  2. способно ли предприятия в результате текущей деятельности обеспечить превышение поступлений над платежами, т. е. создать резерв денежной наличности;
  3. в состоянии ли предприятие погасить краткосрочные обязательства за счет поступлений от дебиторов;
  4. достаточно ли полученной чистой прибыли для удовлетворения его текущих потребностей в денежных ресурсах;
  5. достаточно ли собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений) для финансирования инвестиционной деятельности;
  6. чем объясняется разница между величиной полученной чистой прибыли и объемом денежных средств.
Источник: Элитариум

СТАТЬИ >> БУХУЧЕТ, АУДИТ

Базовые учетные принципы GAAP

Автор: Александра Афанасьевна Maзуpенкo, кандидат экономических наук, кафедра бухгалтерского учета и аудита Пятигорского государственного технологического университета.

Базовые учетные принципы GAAPБухгалтерский учет на любом предприятии испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей каждой страны. Положения о концепциях финансового учета представляют собой документы, определяющие наиболее общие задачи, встающие перед системой финансового учета и намечающие основные пути их решения. Рассмотрим базовые учетные принципы GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) -- общепринятые учетные принципы США -- в сравнении с российской практикой учета.

Бухгалтерский учет на любом предприятии испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей каждой страны. В этой публикации мы рассмотрим базовые учетные принципы GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) -- общепринятые учетные принципы США.

Американским советом по стандартам финансового учета разработаны основополагающие принципы финансового учета, на которых строятся все учетные стандарты. Они называются положениями о концепциях финансового учета. За период с 1978 по 1985 год Совет по стандартам выпустил шесть положений. В настоящее время из них действуют пять:

  • Положение 1 «Цели составления финансовой отчетности коммерческими организациями»;
  • Положение 2 «Качественные характеристики финансовой информации»;
  • Положение 4 «Цели составления финансовой отчетности некоммерческими организациями»;
  • Положение 5 «Принципы отражения и оценки информации в финансовой отчетности коммерческих организаций»;
  • Положение 6 «Элементы финансовой отчетности» (заменило действовавшее ранее Положение 3).

Эти положения являются основой для разработки стандартов финансового учета и отчетности.

Положения о концепциях финансового учета представляют собой документы, определяющие наиболее общие задачи, встающие перед системой финансового учета и намечающие основные пути их решения.

Охарактеризуем содержание положений 1 и 2 в сравнении с российской практикой учета.

Положение 1. «Цели составления финансовой отчетности коммерческими организациями»

В Положении 1 цели составления финансовой отчетности и ее пользователи определены следующим образом: «Финансовая отчетность должна обеспечивать полезной информацией реальных и потенциальных инвесторов, кредиторов и других ее пользователей для принятия решений об инвестировании, кредитовании и др. Информация должна быть исчерпывающей и доступной для восприятия. Информация финансовой отчетности должна помочь инвесторам, кредиторам и другим пользователям в определении сумм и сроков инвестиций, будущих поступлений денежных средств от дивидендов или процентов, выручки от продаж, размера и срока платежей за ценные бумаги или по ссудам. Финансовая отчетность должна обеспечивать пользователей информацией о размерах и времени прироста денежных средств данного предприятия. Отчетность должна содержать информацию о ресурсах и обязательствах предприятия и о результатах операций, событиях и обстоятельствах, которые изменяют эти ресурсы и обязательства».

Видно, что основной целью составления финансовой отчетности является обеспечение полезной информацией внешних и внутренних пользователей.

Выделяются следующие основные группы пользователей информации, содержащейся в финансовой отчетности: владельцы компании (акционеры, инвесторы), управляющие компанией, государство, кредиторы, поставщики, работники и их профсоюзы, финансовые аналитики, брокеры и др.

Основной целью составления финансовой отчетности коммерческими компаниями за рубежом является формирование информации, необходимой для принятия решений об инвестициях и кредитах.

Ориентация финансовой отчетности в основном на удовлетворение потребностей внешних пользователей вытекает из особенностей работы большинства американских корпораций. Наличие денежных средств у предприятия в США напрямую связано с рыночной стоимостью выпущенных данным предприятием ценных бумаг. Потребность в оборотных средствах удовлетворяется за счет кредитов банка, а возможность получения кредита прямо связана с финансовым состоянием предприятия.

Российские предприятия пока что больше рассчитывают на другие способы финансирования и кредитования (наличие связей, близость к органам власти, возможность получения льготных кредитов и налоговых льгот и т.п.).

Соответствующие расхождения представлены в табл. 1.

Таблица 1. Наиболее заметные расхождения между целями и задачами учета в американской и отечественной системе учета

Американская система учета Российская система учета
Основная цель составления финансовой отчетности — формирование информации, полезной для принятия решений об инвестициях и кредитах. Удовлетворение внутренних потребностей руководства — на втором плане. Бухгалтерская отчетность представляет информацию в первую очередь внутренним пользователям (руководителям, участникам и др.), а затем внешним (инвесторам, кредиторам).
Контрольная функция занимает незначительное место среди целей финансового учета, поскольку решение этих задач возложено на иные подразделения фирмы. На бухгалтерский учет возложена контрольная функция за соблюдением законодательства и установленных норм и нормативов.
Финансовый учет не ставит напрямую цель достижения безубыточности предприятия. Данные учета используются для предотвращения отрицательных результатов деятельности.
Финансовая отчетность должна помогать пользователю в определении вероятности поступления денежных средств от объекта инвестиций или кредитования. Напрямую такая задача перед бухгалтерским учетом и отчетностью в России не ставится.
Информация о финансовой отчетности должна способствовать принятию управленческих решений ее пользователями. Соответствует американской системе учета, хотя и не так явно выражена.

Положение 2. «Качественные характеристики финансовой информации»

В Положении 2 определяются требования к информации, содержащейся в финансовых отчетах.

Прибыльность (в России наиболее близкое понятие «экономичность учета») — первое требование к информации, содержащейся в финансовых отчетах: прибыль от использования финансовой отчетности должна превышать затраты на ее подготовку. Прежде чем одобрить тот или иной стандарт, Совет по стандартам изучает, не приведет ли применение этого стандарта к ситуации, когда затраты на получение финансовой информации превысят предполагаемую прибыль (или пользу).

К сожалению, в России критерий прибыльности финансового учета не нашел достойного места среди учетных принципов. Даже требование экономичности учета у нас пока осуществить достаточно сложно.

Ценность для прогнозирования — информация должна быть такой, на основании которой пользователь сможет спрогнозировать будущие изменения в состоянии исследуемого предприятия, т.е. информация должна давать основу для составления прогноза.

Этому требованию отвечает подбор показателей отчетности, предусмотренный российским стандартом «Бухгалтерская отчетность организации» и формами бухгалтерской отчетности, утвержденными Минфином России.

Однако начиная с годовой отчетности за 1997 год, если при составлении типовых форм бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность организации могут включаться дополнительные показатели, а также могут не приводиться отдельные статьи ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций.

Своевременность финансовой отчетности. Отчетная информация должна представляться в сроки, в которые она не теряет своей ценности для пользователей. Информация должна быть пригодна для принятия решения прежде, чем потеряет способность влиять на решение.

В России требования к срокам более жесткие, чем в других странах, поэтому актуальность отчетной информации обеспечивается.

Проверяемость устанавливается согласованным мнением экспертов о том, что информация отражает именно то, что предполагалось представить, и что выбранный метод оценки используется без субъективности и ошибок.

Это соответствует российской практике учета, поскольку записи в бухгалтерском учете осуществляются непрерывно на основе первичных документов, которые оформляются на все хозяйственные операции.

Единообразие. Полное единообразие устанавливается как «применение единых методов учета для сходных операций невзирая на обстоятельства». То есть сходные хозяйственные операции должны и учитываться одинаково.

Цель единообразия — обеспечение сравнимости отчетной информации различных предприятий, а не унификация учетных процедур.

Последовательность заключается в применении одних и тех же учетных методик в течение длительного периода времени.

Однажды принятая учетная политика не должна изменяться, если новые методы не будут обоснованы как более предпочтительные с точки зрения полезности информации.

Существенность (значимость). Информация признается существенной, если ее присутствие (или отсутствие) в финансовом отчете может быть важным для пользователей. Критерий существенности является наиболее субъективным — бухгалтер при составлении отчетности самостоятельно упорядочивает данные учета таким образом, чтобы они стали информацией для пользователя. Как правило, существенность информации при подготовке отчета оценивается бухгалтером, а при проведении проверки — аудитором.

Финансовые отчеты должны содержать все данные, которые оказывают существенное влияние на оценки и решения их пользователей.

В Российской Федерации существенным признается показатель, удельный вес которого превышает 5% от итоговой суммы отчета (баланса или отчета о прибылях и убытках). Такой показатель необходимо раскрыть подробно в приложениях к годовому отчету.

Некоторые базовые принципы учета не вошли в Положения 1 и 2, так как были обобщены несколько раньше, в начале 70-х годов.

Фундаментальные принципы ведения учета в разных странах во многом схожи, поэтому здесь мы ограничимся лишь перечислением основных принципов:

  • двойная запись;
  • имущественная обособленность предприятия;
  • непрерывность деятельности предприятия (т.е. исходим из того, что предприятие будет продолжать деятельность в обозримом будущем);
  • консерватизм. Данный принцип приобрел в американской системе учета огромное значение. Это связано с желанием предприятия показать в отчетности максимальную величину прибыли для улучшения всех финансовых показателей. Такое желание ограничивают жесткими рамками принципа консерватизма: из всех возможных оценок для активов применяется наименьшая, для пассивов — наибольшая; расходы признаются скорее рано, чем поздно, доходы, напротив, скорее поздно, чем рано. При составлении отчетности следует предполагать, что если вероятность наступления неприятности (неполучения прибыли, потери стоимости актива) не равна нулю, то эта неприятность наступит. В финансовом учете должна быть отражена возможность наступления такой неприятности.
  • периодичность составления отчетности;
  • денежное выражение;
  • метод начисления (все доходы и расходы в отчетном периоде считаются доходами и расходами этого периода независимо от времени фактического поступления или выплаты денег);
  • реализация (момент перехода права собственности).
Источник: Элитариум

СТАТЬИ >> ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Особенности затрат как объекта управления

Автор: Анна Владимировна Koзaчeнкo, профессор, доктор экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента Восточноукраинского национального университета имени Вл. Даля (г. Луганск).

Особенности затрат как объекта управления Для любого предприятия управление затратами представляет важную сферу управления, поскольку затраты существенным образом влияют на финансовый результат деятельности предприятия. Управление затратами не является самоцелью, а лишь обеспечивает достижение поставленных целей в системе управления предприятием в целом. Управление затратами осуществляется с использованием тех же принципов, что и управление любым другим объектом, но имеет при этом свои особенности.

Для любого предприятия управление затратами представляет важную сферу управления, поскольку затраты существенным образом влияют на финансовый результат деятельности предприятия и, следовательно, формируют ресурсы для его дальнейшего развития. Они также оказывают влияние на конкурентоспособность продукции и предприятия в целом. Управление затратами должно быть интегрировано в общую систему управления предприятием. Затраты — это только один (хотя, безусловно, важный) объект управления. Управление затратами не является самоцелью, а лишь обеспечивает достижение поставленных целей в системе управления предприятием в целом.

Управление затратами осуществляется с использованием тех же принципов и канонов, что и управление любым другим объектом, но имеет при этом свои особенности, обусловленные особенностями объекта управления. Особенности затрат как объекта управления представлены ниже.

  • независимость от присутствия формального управленческого воздействия;
  • безвозвратность;
  • конечность;
  • цикличность;
  • неполная контролируемость;
  • интегрированность с другими сферами управления;
  • постоянство;
  • превентивность;
  • соответствие изменениям в деятельности предприятия

Прежде всего, затраты в процессе работы предприятия будут возникать независимо от того, будут ли они выделяться в качестве самостоятельного объекта управления или нет. Это очевидно, так как затраты, характеризуя трансформацию ресурсов и денежные платежи, неизбежно возникают в ходе нормальной деятельности предприятия. Отсюда следует такая особенность затрат, как независимость их возникновения от наличия формального управления ими.

Поскольку затраты присутствуют как в момент поступления ресурсов на предприятие, так и в момент их трансформации, то часть из них является безвозвратной. Это значит, что в отличие от многих других объектов управления, после того как конкретные затраты перешли в категорию безвозвратных, управление ими становится бессмысленным и сводится к констатации факта с последующим ретроспективным анализом и контролем. Эта особенность затрат как объекта управления обусловливает тот факт, что управление затратами должно иметь преимущественно превентивный характер, то есть решения о затратах должны приниматься до того, как эти затраты возникнут.

Затраты как объект управления обладают двумя противоположными, но одновременно дополняющими свойствами: они, с одной стороны, конечны, а с другой — цикличны. Конечность затрат применительно к конкретному ресурсу означает, что после его использования затраты становятся исчерпанными и больше в деятельности предприятия не возникают. Одновременно с этим большинство затрат в деятельности предприятия цикличны по своей сути, то есть для каждого конкретного ресурса время возникновения затрат будет различным, но сущность и целенаправленность затрат остаются неизменными. Эта особенность затрат позволяет использовать экстраполяцию в управлении затратами и обоснованно утверждать, что хотя величина затрат на будущее и является относительно неизвестной, но их сущность и факторы, которые на них влияют применительно к конкретному предприятию, остаются неизменными. Это дает возможность детально планировать затраты и превентивно управлять ими.

Затраты как объект управления не в полной мере зависят от принимаемых управленческих решений на предприятии.

  1. Во-первых, это вызвано тем, что часть затрат по своей сущности не являются контролируемыми. Например, к таковым относятся затраты на незапланированный ремонт оборудования, выплачиваемые штрафы. Неконтролируемые затраты объективно возникают помимо принимаемых управленческих решений на предприятии.
  2. Во-вторых, неполная контролируемость проявляется в том, что величина входящих затрат предприятия (стоимость закупаемых ресурсов) определяется не только принимаемыми управленческими решениями, но и конъюнктурой рынка как общим фактором, и затратами поставщиков ресурсов, которые определяют их минимальную цену как частным фактором. Именно случайность возникновения затрат и их зависимость от внешней среды предприятия определяют неполную подконтрольность затрат и обусловливают в ряде случаев вариативный характер управления ими.

Поскольку затраты теснейшим образом связаны с другими сферами деятельности предприятия, управление затратами должно быть интегрировано или, по крайней мере, согласовано с управлением другими объектами.

Управление затратами должно осуществляться постоянно и при этом носить циклический характер. Эти две характеристики являются различными, однако они тесно связаны между собой. Как правило, сущность затрат периодична; соответственно, периодический характер будут носить и процедуры, и реализация функций управления. Несмотря на то, что цели управления затратами для конкретного предприятия могут различаться для разных периодов, применяемые процедуры будут циклическими, а их реализация будет носить постоянный характер, хотя они и могут изменяться в зависимости от целей.

Очевидно, что управление затратами должно носить опережающий характер. Многие затраты в деятельности предприятия являются безвозвратными, поэтому управление должно осуществляться частично до того, как эти затраты возникают, а частично — в момент их возникновения. Ясно, что после возникновения безвозвратных затрат управление ими сводится к ретроспективному контролю, а возможности регулирования минимальны. Превентивность в управлении затратами является основной характеристикой и существенно влияет на формирование других особенностей. В частности, особенности объекта управления и динамизм внешней среды для многих предприятий обусловливают необходимость децентрализации в управлении затратами. Высокая степень централизации приводит к тому, что информация достигает лиц, принимающих решения, недопустимо медленно — когда затраты перестают быть управляемыми или вообще становятся безвозвратными. Соответственно, управление лишается смысла. Децентрализации в управлении затратами можно достичь за счет делегирования полномочий и закрепления ответственности. В этом случае ярко проявляется неоднородность субъекта управления затратами и тесная связь управления затратами с другими сферами управления предприятием. Кроме того, децентрализация возможна за счет:

  • разработки нормативов затрат и формальных процедур реагирования при определенных условиях на состояние затрат без согласования с более высоким уровнем управления;
  • автоматизации управления предприятием, которая наряду с контролем нормативов позволяет ускорять движение информации, что в управлении затратами иногда имеет критический характер.

Децентрализация управления может либо касаться управления затратами, либо носить всеобщий характер в рамках организации, вплоть до выделения самостоятельных хозяйствующих субъектов на базе дивизиональной структуры управления.

В то же время, несмотря на периодичность и постоянство, управление затратами должно быть гибким и соответствовать изменениям в деятельности предприятия. Эти две характеристики содержательно различны, но тем не менее тесно связаны друг с другом. Деятельность предприятия, цели, внутренняя организация и процедуры не остаются постоянными, они изменяются в соответствии с изменениями внешней среды. В этих условиях необходимость интегрированности управления затратами требует, чтобы оно соответствовало произошедшим изменениям.

Форма этого соответствия может быть разной: могут измениться цели управления затратами для конкретного предприятия, место управления затратами в общей системе управления предприятием, методы управления, организация и распределение полномочий в управлении затратами. Если цели управления затратами являются стратегическими приоритетами в деятельности предприятия, то именно управление затратами будет формировать цели для других объектов управления. Но гораздо чаще управление затратами осуществляется в рамках одной из функциональных сфер управления предприятием в целом, и тогда оно должно быть ориентировано или, по крайней мере, учитывать поставленные цели в развитии предприятия в целом и в отдельных функциональных сферах управления.

Источник: Элитариум

Прыг: 096 097 098 099 100 101 102 103 104 105 106
Шарах: 100