КОЛОНКИ >> БЛОГИ >> ОБЗОР КОМПАНИЙ

Как правильно выбрать франшизу микрофинансовой организации?

Система франчайзинга прочно зарекомендовала себя как один из самых надежных механизмов, позволяющих быстро «раскрутить» свое дело. Из десяти франчайзинговых компаний восемь успешно преодолевают пятилетний рубеж и продолжают работать на благо своего владельца и его старшего партнера. Самостоятельным фирмам, большая часть которых умирает прожив и двух лет, остается только завидовать такой живучести.

Сегодня, если Вы решили начать свою деятельность на рынке финансовых услуг, Вы не сможете не обратить своё внимание на такой стремительно развивающийся, высокорентабельный бизнес как Микрофинансовая деятельность, которая заключается в выдаче займов размером до 1 млн. рублей физическим лицам.

За последние десять лет микрофинансирование стало одним из важных элементов финансовой системы страны: сформировались его организационные основы, определены основные правовые формы деятельности. Существуют несколько разновидностей кредитных продуктов:

- небольшие экспресс-кредиты без обеспечения;

- кредиты под поручительство;

- кредиты под обеспечение (чаще всего автомобиль, а так же оборудование, произведенные товары).

Новый закон о микрофинансировании упорядочил этот сегмент рынка, сделал его более прозрачным и понятным, ориентированным на клиента, что, естественно, позволит рынку активнее развиваться. Всего за несколько лет, с середины 2011г. в России было зарегистрировано около 5000 Микрофинансовых организаций и Кредитно-потребительских кооперативов. Количество же открытых ими Кредитных точек по выдаче займов населению исчисляется уже десятками тысяч.

Оглянитесь вокруг! В наше время уже никого не удивляет присутствие почти в каждом достаточно крупном населенном пункте России десятков различных по оформлению, респектабельных офисов или промо-стоек в гипермаркете с надписью "ЗАЙМ". В большинстве случаев, таких кредитных точек конкурирующих компаний бывает несколько в радиусе сотни метров (если речь идет о местах с хорошей проходимостью пешеходов).

По статистике финансовых рынков, в течение последних 7 лет количество потребителей микрофинансовых услуг увеличилось более чем в 6 раз, число заемщиков в секторе микрофинансирования составляет более 100 миллионов человек, а оборот выданных средств превышает 55 миллиардов рублей. Прогноз на 2014г. - увеличение объема капитала находящегося на данном рынке до 77 миллиардов рублей.

Причина такого быстрого развития кроется в том, что данный вид финансовых услуг является в нашей стране (и не только) наверное самым высоко-рентабельным среди легальных видов предпринимательской деятельности. Изучая предложения по Франшизам в различных сферах финансовых услуг, Вы можете убедиться в том, что валовая прибыль в размере от 365% до 1095% в год и срок окупаемости вложенных средств в минимальный срок (от трех месяцев) возможна только на рынке Микрофинансовых услуг.

Статистика показывает, что, несмотря на большое количество предложений со стороны различных МФО, КПК и Банков, спрос на микрозаймы у населения не только не уменьшается, а ежегодно вырастает в несколько раз.

Наиболее популярный среди населения по прежнему остаётся займ со следующими критериями: сумма от 3000 до 15000р. на срок до 30 дней.

Уникальное исследование, проведенное в различных МФО выявило интересную закономерность: от 70% до 82% клиентов, получивших микрозайм, обращаются за ним повторно, при хорошем обслуживании, формируя таким образом, постоянную и стабильную клиентскую базу.

Жесткие требования банков к физическим лицам оформляющих заявку на микрозайм, вынуждают людей обращаться за помощью в МФО, где они могут получить деньги буквально в течение 15 минут, в большинстве случаев без каких либо справок. При этом они не обращают внимание на достаточно высокие процентные ставки в МФО.

Финансовыми аналитиками в различных источниках на 2014г. прогнозируется стабильный рост количества выдаваемых займов практически на 200%.

В настоящий момент в данном сегменте рынка присутствуют десятки крупных игроков Федерального уровня, имеющих филиалы фактически во всех регионах нашей страны. Практически все они продают свой накопленный опыт, выставляя своё предложение на рынке франшиз.

Потенциальному покупателю, желающему не совершать собственных ошибок, а использовать многолетний опыт других, есть из чего выбирать. Но за бесценный опыт приходится платить. Стоимость Паушального взноса (т.е. своей интеллектуальной собственности, наработанных бизнесс-технологий, которые передают Франчайзи новоявленному партнеру по бизнесу) может варьировать от 90000 до 3,5млн. рублей.

Слишком низкий Паушальный взнос должен насторожить потенциального Франчайзи - это может означать, что продавец не затратил существенных средства на разработку своих технологий, не обладает хорошим программным комплексом для автоматизации своей деятельности, либо планирует заработать на дополнительных поборах, например увеличенном ежемесячном взносе (роялти) или покупке права открывать дополнительные Кредитные точки. Практика показывает, что хороший товар не может стоить слишком дешево.

Слишком высокий Паушальный взнос выставляют амбициозные компании, желающие быстро окупить вложенные в Интеллектуальную собственность средства. Обычно серьёзные расходы Потенциального Франчайзи не ограничиваются высоким Паушальным взносом, а продолжаются при реализации данного проекта: завышенные требования к помещению, рекламе, персоналу, отчетности и расходами на компьютерное и программное обеспечение и т.д. Данное предприятие могут позволить себе только крупные бизнесмены, что лишает обычных предпринимателей возможности открыть данный бизнес у себя в регионе. К сожалению, встречаются и аферисты, желающие прикрыться чужими разработками, заработать деньги и скрыться, не предоставив ничего уникального или же откупиться чужими, общедоступными или откровенно ворованными схемами.

Перед принятием решения о покупке, попросите у Франчайзора возможность посмотреть программный комплекс для автоматизации его деятельности. Если это банальная конфигурация 1С Бухгалтерия - то Вы должны понимать, что это не профильный продукт, а скорее инструмент для финансовой отчетности. Разрозненные программки, выполняющие разные функции - тоже признак слабой автоматизации. Сложную аналитику, интеграцию с другими производителями программного обеспечения, хорошую маштабируемость и необходимую гибкость такой программный продукт не сможет Вам обеспечить. Профильный программный продукт или же собственный программный комплекс, автоматизирующий все этапы текущей деятельности и имеющий возможность бесконечного расширения и мгновенного реагирования на изменяющиеся условия - вот залог успешной автоматизации.

Крупные, стабильные компании, обладая достаточным средствами, сами предлагают инвестировать в Ваш бизнес оборотные средства, считая это выгодным вложением в бизнес. Это может существенно ускорить развитие Вашего предприятия, но в этом случае Вы несете большую ответственность перед своими партнерами и будьте готовы к тому, что Вас могут обязать предоставлять полную отчетность по деятельности совместного предприятия.

Также существуют молодые микрофинансовые компании – Франчайзоры, которые "пускают пыль в глаза", преследуя только коммерческую выгоду от подобных сделок и не имеющие эффективной методики развития и обеспечения стабильности для своих партнеров. Поинтересуйтесь, как давно Франчайзор существует на рынке, сколько собственных филиалов и Франчайзинговых компаний имеет и где они расположены, имеются ли планы развития и какими своими достижениями в данном направлении, гордится Франчайзор.

Одним из способов не "прогадать" и получить действительно ценную технологию, это тщательное изучение методики данного бизнеса, существующих активов потенциального партнера. Для этого необходимо обратиться к нему с конкретными вопросами и за дополнительной информацией, запросить договорную базу, посетить действующий филиал, почитать статистику в интернете. Внимательно наблюдайте за реакцией на Ваши вопросы у потенциального партнера и если Вы получаете сумбурные, скомканные ответы, содержащие мало ценной и много лишней информации, отказ предоставить банальные технические и статистические данные - это должно вызвать у Вас подозрение в его компетенции и качестве товара. Помните, покупатель имеет право ознакомиться с товаром и Франчайзи должен его продемонстрировать до подписания договора.

Удачи Вам в выборе надежного партнера по бизнесу на долгие годы и успехов в бизнесе!

10 причин стать партнером компании "ПРОСТО ДЕНЬГИ"

1. Для нас Франчайзи не только покупатель технологий - это полноценный партнер по бизнесу.

Многолетний опыт работы в данном сегменте рынка позволил сформировать полноценное понимание стратегии развития данного бизнеса. В отличие от наших конкурентов мы никогда не стремились быстро окупить вложенные в Интеллектуальную собственность средства за счет продажи Франшизы. Данное Франшизное предложение было сформулировано как коммерческий проект лишь спустя много лет с момента открытия и получения статуса быстроразвивающейся Федеральной компании и ставило своей целью расширение бизнеса, раскрутку собственного брэнда и размещение высоколиквидных инвестиции. На сегодняшний день нам есть, что предложить потенциальному клиенту, не имеющему опыта работы в финансовой сфере: сформирован и отточен до мелочей, план открытия предприятий Франчайзи; имеется полноценный Brandbook и детально расписанный Businessbook; существует возможность обучения на базе действующего филиала, где можно непосредственно поучаствовать в процессе оформления и выдачи займов; полностью автоматизированный Колл-центр, действенный механизм работы с просрочкой; имеется собственный Программный комплекс, превосходящий по функционалу по многим параметрам аналогичные коммерческие продукты; команда профессионалов постоянно оказывает практические консультации по имеющимся вопросам; инвестиции в деятельность Франчайзи позволит нам стать полноценными партнерами в бизнесе.

2. Франшиза в крупной и успешно развивающейся Федеральной компании.

Финансовая деятельность компании началась в 2007г. с осуществления брокерской деятельности и кредитования физических лиц с помощью Потребительского кооператива. Учредители ООО МФО "ПРОСТО ДЕНЬГИ" начинали финансовую деятельность с руководства крупными коммерческими банками. Основной топ-менеджмент компании также начинал свою карьеру в крупных коммерческих банках. Опыт работы в финансово-банковской сфере позволил выстроить максимально эффективную стратегию развития компании. Структура компании постоянно меняется, образуются новые отделы, увеличивается количество услуг населению, появляются новые проекты. Мы - сложившаяся команда профессионалов, постоянно ищущих реализацию своих бизнес идей.

3. Богатый опыт развития сети филиалов и распространения в регионах присутствия

Более 60 собственных Кредитных точек в восьми регионах нашей страны позволили нам сформировать самую рациональную схему расширения регионального присутствия. Каждая последующая Точка выдачи займов, а также предприятие Франчайзи открывается по четко сформулированному плану и схеме развития контролируемой системой автоматизации документооборота, позволяющей ставить задачи, сроки их выполнения и контролировать результат. Данная схема позволит Франчайзи максимально сократить этап организации бизнеса и начать зарабатывать. Все открытые нами кредитные точки вышли на порог окупаемости в интервале от двух до трех месяцев с момента открытия!

4. Максимальный охват целевой аудитории

Свыше 25 кредитных продуктов для различных категорий клиентов (индивидуально-целевые и массовые продукты) позволят выдавать займы практически любой категории клиентов: пенсионеры, военнослужащие, студенты, Индивидуальные предприниматели, госслужащие, официально не работающие, имеющие отрицательную кредитную историю и т.д. Суммы выдаваемых займов от 1000 до 1.5млн. рублей. Анализ деятельности конкурентов в Вашем регионе позволит сформировать для Вас уникальные продукты.

5. Собственный программный продукт

по автоматизации микрофинансовой и управленческой деятельности

Полноценный программный комплекс CRM(Customer Relationship Management – Управление взаимоотношениями с клиентами), автоматизирующий все этапы деятельности Микрофинансовой организации. Работа с CRM осуществляется посредством WEB интерфейса с любого компьютера в любой точке мира, используется многоуровневая защита, налажена синхронизация с 1С Бухгалтерия и системами Банк-Клиент, реализован механизм заведение заявки на займ и дальнейшей обработки заявок с несколькими этапами обработки, проверка клиента собственной Службой безопасности с автоматической отправкой и обработкой запросов в различные БКИ, СМС информирование заёмщиков в автоматическом и ручном режимах, автозаполнение шаблонов документов, автодозвон и прием входящих звонков, определение ролей и прав доступа, распределение задач на сотрудников и мощная система контроля и отчетности. Разработка нашего Программного комплекса не прекращается ни на день. Специалисты IT-отдела ежедневно работают над модернизацией системы CRM и Вы сможете мгновенно получать самые последние разработки и улучшения механизма автоматизации бизнес процесса.

6. Полноценное обучение с аттестацией специалистов Франчайзи

Высокая квалификация сотрудников проводящих обучение, большое количество обучающих материалов, наличие обучающего WEB портала позволит качественно и в кратчайшие сроки передать весь положительный опыт, наработанный нашей компанией, Вашим специалистам. Обучение Руководителя на базе действующего филиала входит в Паушальный взнос, а также пятерых сотрудников Франчайзи на платной основе. По окончанию обучения каждый специалист должен пройти аттестацию. Согласно нашим правилам, ежегодно кредитные специалисты Франчайзи проходят аттестацию на проф. пригодность и в случае получения низкого балла ставиться вопрос о дополнительном обучении или сокращении данного сотрудника. Мы абсолютно уверены, что качество кадров прямо-пропорционально количеству довольных, а следовательно постоянных клиентов, поэтому уделяем процессу обучения большое значение.

7. Возможность инвестирования Вашего бизнеса.

Приобретение Франшизы "МОМЕНТО ДЕНЬГИ" позволит Вам рассчитывать на финансовую поддержку для дальнейшего развития бизнеса и увеличения географии распространения. Мы готовы вкладывать деньги в совместный бизнес и заинтересованы в Вашем скорейшем развитии. Инвестиции являются целевыми и могут быть использованы на увеличение оборотных средств.

8. Собственный Колл-центр.

Наш Колл-центр оборудован автоматизированными рабочими местами и специальным программным обеспечением, он функционирует 12 часов в день без выходных, реализована возможность принимать входящие звонки на бесплатную для клиентов телефонную линию, с фиксацией разговора в CRM, осуществляется автоматический прозвон по целевым базам, налажена работа с просрочкой в первые дни образования задолженности, используется СМС информирование клиента в ручном и автоматическом режимах.

9. Качественная работа по проверке и взысканию

Мы гордимся собственной Службой Экономической Безопасности, которая состоит только из профессионалов. Сотрудники, занимающиеся проверкой заёмщиков и возвратом просроченной задолженности это бывшие оперативные работники, судебные приставы, специалисты различных коллекторских агентств. Проверка проводится на основании актуальных баз данных, используются различные системы скоринга. Отправка запросов в различные Бюро кредитных историй полностью автоматизирована и ответ приходит за считанные секунды. Эффективность возврата просроченной задолженности составляет до 86% в течение первого месяца работы сотрудника по взысканию.

10. Эффективная маркетинговая политика

Отдел маркетинга и рекламы постоянно проводит статистические исследования в области продажи кредитных продуктов и по результатам исследований выносит на согласование рекомендации по вводу новых продуктов, различных акций и распределению рекламного бюджета для получения максимального эффекта от средств, выделяемых на рекламу. Для продвижения нашего брэнда мы используем все стандартные, а также современные и инновационные виды рекламы.

Мы уважаем Ваше стремление создать собственный бизнес и гарантируем, что с нами Ваши вложения быстро окупятся и преумножаться!

Распространением Франшизы «МОМЕНТО ДЕНЬГИ» на территории России и бывших союзных государств занимается ООО МФО «ПРОСТО ДЕНЬГИ»

Консультации по вопросам приобретения Франшизы: sales@prosto-dengy.ru

Подробная информация о Франшизе «МОМЕНТО ДЕНЬГИ» на сайте www.prosto-dengy.ru


КОЛОНКИ >> DEMIS GROUP >> СТАТЬИ

Аккаунт-менеджер: проверка на прочность

Автор: Евгения Кучеренко, менеджер по персоналу компании Demis Group.

Евгения Кучеренко - Аккаунт менеджер проверка на прочность В настоящее время в сфере услуг большое внимание уделяется качеству предоставляемого сервиса. Компании делают все возможное для привлечения клиентов и прилагают максимум усилий для их удержания. Во главу угла ставится профессиональный уровень людей, которые способствуют достижению данной цели. В настоящей статье рассмотрены функционал, требования к соискателям на должность аккаунт-менеджера и инструменты проверки основных компетенций на основе опыта компании Demis Group.

Позиция аккаунт-менеджера в зависимости от сферы деятельности компании может иметь разные официальные названия. Ключевая цель специалиста одна – это мотивация клиента на постоянное сотрудничество с компанией, а должность может звучать по-разному: менеджер по работе с ключевыми клиентами, специалист по сопровождению клиентов, менеджер проектов, Client service и др.

Аккаунт-менеджеру отводится три основных роли. В первую очередь, он является ответственным лицом, представляющим свою компанию перед заказчиком и отвечающим за проект на всех этапах. Во-вторых, будучи посредником между клиентом и производством, он исполняет роль консультанта, обеспечивая клиента необходимой информацией по вопросам, касающимся работы с компанией-исполнителем. В-третьих, неся ответственность за конечный результат, аккаунт-менеджер выступает организатором всех внутренних процессов, направленных на реализацию проекта клиента. Чем больше ожиданий связывает с его деятельностью руководство, тем большим набором знаний и компетенций он должен обладать В течение рабочего дня аккаунт-менеджер выполняет весьма широкий функционал, держа под контролем большое количество параллельных процессов. Чем больше клиентов и проектов находится у него на сопровождении, тем выше его рабочая нагрузка. Все проекты находятся на разных этапах реализации, каждый из которых требует решения определенных задач для достижения конкретных целей. На стадии запуска проекта клиент требует особого внимания, связанного с выяснением потребностей, консультированием и согласованием плана проекта. На последующих этапах рабочий процесс сводится к выполнению более рутинных операций. Таким образом, работа аккаунт-менеджера предполагает различные активности. Давайте рассмотрим их в разрезе каждого этапа реализации проекта.

Ведение переговоров с клиентом:

- установление и развитие прочных долгосрочных партнерских отношений, основанных на учете взаимных интересов при ведении бизнеса;

- информационная поддержка клиента;

- подробное выявление потребностей, с целью избегания недопонимания в будущем;

- анализ и правильная интерпретация полученной от клиента информации;

- работа с возражениями.

Организация производственного процесса:

- разработка операционных планов;

- четкое и грамотное формулирование задач исполнителям;

- сбор необходимой информации;

- расчет и контроль соблюдения сроков;

- координация и контроль работы специалистов производственного департамента.

Ведение документооборота:

- своевременная подготовка и отправка периодических отчетов с результатами по проделанной работе;

- оформление договора и приложения к нему, акта выполненных работ;

- выставление счета.

Контроль финансовой дисциплины клиентов:

- контроль своевременной оплаты счетов;

- работа с дебиторской задолженностью.

Развитие клиентов:

- качественное выявление дополнительных потребностей;

- презентация услуг;

- работа с возражениями;

- заключение сделки.

Удержание клиентов и повышение их лояльности:

- установление причин неудовлетворенности клиента проделанной работой;

- анализ претензий клиентов и принятие мер по их удовлетворению;

- разработка схемы мотивации для дальнейшего сотрудничества (особые условия договоров, система скидок, придание статуса VIP).

Для того чтобы успешно выполнять перечисленные функции, у аккаунт-менеджера должны быть развиты такие компетенции как «клиентоориентированность», «бизнесориентированность», «работа в команде», «коммуникабельность», «гибкость». Для того чтобы успешно выполнять разноплановые задачи, кандидату прежде всего необходимо уметь работать в режиме многозадачности, который обычно сопряжен со стрессом. Отсюда можно говорить о том, что приспособленность к многозадачности и стрессоустойчивость – это ключевые компетенции аккаунт-менеджера, от них зависит способность планировать рабочее время и распределять приоритетность в выполнении задач в режиме цейтнота.

Каким же образом определить потенциал кандидата, претендующего на должность аккаунт-менеджера? Какие вопросы ему стоит задавать на собеседовании для того, чтобы выявить его истинные качества и навыки? Нужно иметь в виду, что кандидат, имеющий опыт работы с клиентами, умеет тонко чувствовать собеседника и ловко под него подстраивается, поэтому велик риск получения социально-желательных ответов. В связи с этим необходимо применять серию вопросов, рассматривая темы с нескольких различных углов. Это поможет выявить закономерности поведения кандидата и уловить непоследовательность в его ответах. Рассмотрим конкретные инструменты для проверки ключевых компетенций аккаунт-менеджера на собеседовании. На этапе телефонного интервью необходимо произвести первичный отбор, отфильтровывая не подходящих по каким-либо параметрам кандидатов. С этой целью мы проверяем соответствие задач на предыдущих местах работы задачам в нашей компании, а также определяем, какие навыки были востребованы на предыдущем месте работы, сопоставляя с требованиями к нашей вакансии.

Для проверки умения работать в условиях многозадачности мы используем следующий блок вопросов:

- Какое количество активных клиентов содержала в себе Ваша клиентская база?

- Сколько параллельных проектов находилось в работе?

- Как часто приходилось взаимодействовать с одним и тем же клиентом? По каким вопросам?

- Опишите несколько разнотипных задач, которые Вам приходилось реализовывать в течение рабочего дня?

- Способны ли Вы без изменения уровня эффективности совершать несколько операций? Благодаря чему Вам это удается?

- Приведите пример сложной ситуации, связанной с расстановкой приоритетов, из Вашей практики. Какими были Ваши действия по её разрешению.

- Насколько часто Вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда Вас отвлекали или отрывали от работы? Приведите конкретный пример. Как Вы себя вели в такой ситуации?

Хорошо себя зарекомендовали проективные методики:

- Почему одни люди предпочитают четко планировать свой день, неделю, месяц, а другие действуют по обстоятельствам?

- Как целесообразно использовать планирование в работе с клиентами?

- Многозадачность и цейтнот - это хорошо или плохо для результативности?

Пример кейса:

Представьте себе ситуацию. Вам необходимо до 17 часов подготовить и отправить отчеты для пяти клиентов, хотя Вы понимаете, что с учетом текущих задач это сделать невозможно. Какие меры Вы предпримите в этой ситуации?

Пример письменного кейса:

Представьте себе ситуацию: Вы логист. Водитель Вам сообщил по телефону, что не сможет доставить заказ VIP-клиенту, так как только что по дороге у него сломался автомобиль. Одновременно с этим менеджер по продажам просит Вас срочно переделать товарно-транспортную накладную и отправить её по факсу клиенту, который уже ждет на складе. В этот момент Вам звонят из транспортной компании и говорят, что не примут груз, так как Вы заблаговременно не подали заявку. Определите порядок очередности выполнения действия и обоснуйте расстановку приоритетов.

Для выявления стрессоустойчивости мы рекомендуем задавать следующие вопросы.

- Приведите пример стрессовой ситуации на последнем месте работы.

- Опишите случай, когда Вы были вынуждены действовать быстро по причине чрезвычайной ограниченности во времени. (Каковы были Ваши действия?)

- Иногда бывает очень трудно найти общий язык с клиентом. Опишите ситуацию, когда Вам было нелегко иметь дело с кем-либо из клиентов. (Как Вы себя вели в данной ситуации?)

- Порою возникают проблемы в отношениях с коллегами по работе. Опишите наиболее проблематичную ситуацию, когда у Вас не складывались отношения с Вашим исполнителем проекта/руководителем. (Как Вы себя вели в данной ситуации?)

- Иногда перед нами ставят просто нереальные сроки исполнения работы. Расскажите о какой-либо работе, на выполнение которой Вам отвели предельно мало времени. (Каковы были Ваши действия?)

Проекция:

- Как Вы думаете, какие люди сохраняют свою эффективность даже в состоянии стресса? Какими качествами они должны обладать, на Ваш взгляд?

- В каких ситуациях люди обычно испытывают стресс?

Пример кейса:

- У коллеги произошел конфликт с клиентом, в результате которого он со слезами обращается к Вам за поддержкой. Что Вы ему порекомендуете для того, чтобы справиться со стрессом?

- Назовите 10 способов использования газеты. (Следует постоянно торопить кандидата, давая мало времени подумать)

Преимущественно на позиции Аккаунт-менеджера работают девушки. Продвижение от этапа к этапу, осторожность, выстраивание цепочки мелких целей, внимание к деталям, тесная связь интеллектуальной и эмоциональной сфер в большинстве случаев присущи женской половине человечества. Женщины наиболее эффективны в рутинных условиях, когда рынок известен. Но как показывает практика, мужчины не менее успешны в вопросах аккаунтинга. Однако при подборе специалиста на данную должность необходимо помнить, что мужчины, обладая стратегическим мышлением, ориентацией на долгосрочные и труднодостижимые цели, более склонны к генерированию новых идей, расширению рынков сбыта и завоеванию новых пространств. Однако, в зависимости от специфики и стратегии бизнеса, многие из выше перечисленных мужских особенностей смогут положительно отразиться на работе с клиентами.

Предоставленные выводы сделаны в процессе подбора персонала в компанию Demis Group. Следование предложенным рекомендациям позволит рекрутеру наиболее эффективно и в оперативные сроки подбирать профессиональных специалистов на позиции, связанные с обслуживанием клиентов, тем самым повышая конкурентоспособность компании на рынке услуг.


КОЛОНКИ >> АНТОН СОВЕТ >> БЛОГ

Трудовая теория стоимости: насколько ошибочна она?

SA.714

Павел Полуян в своей статье «Карлик Маркс и тайна субстанции»[1] утверждает категорически: «Да! Ошибочна!» И приводит в качестве доказательства множество аргументов в подтверждение своего мнения. Я же придерживаюсь не такого категорического взгляда. Считаю, что трудовая теория стоимости (ТТС) и ошибочна в некоторых утверждениях, и верна в некоторых других. И постараюсь это показать, естественно, с позиций моей – соотносительной – теории стоимости. Которая, правда, находится в настоящее время только в состоянии препринта[2].

***

Рассмотрим претензии Полуяна к ТТС по порядку следования их в указанной статье. Но сначала замечу, что для меня лично Маркс не был таким злым и страшным злодеем, каким он был для Павла. Из восьмилетки я вынес не мрачный образ Маркса, а твердое убеждение, что были на свете всего три великих ученых: Маркс, Энгельс и Ленин. А остальные – так... мелкота, да еще и заблуждающаяся постоянно. Которая ничего понять, как следует, не состоянии. И ее нужно то и дело поправлять, наставлять на путь истинный. И только потом, в старших классах, в институте и после стали раскрываться глаза на истинную величину этих «гигантов мысли».

Итак, комплекс аргументов первый:

«Все началось с вопроса: что такое стоимость товара и цена её выражающая?
Понятно, цену назначает продавец, сделка её уточняет, но что она
по сути? ТТС утверждает: в стоимости выражена величина труда (рабочего
времени), потраченного на производство данного товара – это общая
основа, субстанция стоимости. И всё. А как же потребности покупателя,
принимающего решение и отсчитывающего «свои кровные»? Где всем
знакомые спрос и предложение, когда избыток товара снижает цену?
Разве не бывает так, что труд потрачен немалый, а на выходе –
халтура, которую никто не берет? И, наконец, как быть в случае,
когда продается земля – территория, бытие которой с затратами
труда не связано? Если же на той землице овцы будут пастись, должны
ли мы считать стоимость отрастаемой шерсти выражением пастушьего
рабочего времени? Ну, и так далее… Дилемма проста: либо вы считаете
эти вопросы правомерными, либо нет. Если они правомерны – трудовая
теория стоимости неверна, а «Капитал» построен на песке. Если
же вы отвергаете недоумения – можете получать членский билет марксиста».

Вопросы – правомерны. Но следует отметить, что в ТТС, в общем виде, правильно отражается объективно существующая зависимость меновой стоимости товара[3] и от количества труда, вложенного в него; и от величины труда, вложенного в другой товар. Обменивающийся на первый. Иное дело, что в ТТС постулируется жесткая и абсолютная зависимость менстоимости от этих параметров. В то время как на самом деле труд влияет на менстоимость потому и только потому, что от него зависят количества обменивающихся товаров на рынке. И прямой, жесткой зависимости менстоимости от труда нет. Ведь количества товаров зависят не только от него. Но и от множества других факторов.

Как правильно замечает Полуян, при обмене товаров нужно рассматривать и роль потребностей субъектов в обмене. Ибо от них существенным образом зависят те количества предметов, которые будут вынесены на рынок. Так, предмет на рынок выносится человеком только в том случае, если его количество превосходит потребности самого этого субъекта. С другой стороны, то количество второго товара, которое будет предложено в обмен на первый, зависит напрямую от потребностей второй стороны. Ибо если у них нет потребности в первом товаре, то и свой товар они за него отдавать не будут. И, сколько бы труда в первый товар ни было вложено, меновая стоимость его будет равна нулю.

Что касается спроса и предложения, то они тоже участвуют в процессе. Потому как предложение товара – это, по сути, то его количество, которое может быть продано. А спрос на него – это количество того же товара, но которое, уже, может быть куплено. И последнее зависит как раз от количества товара на руках у противоположной стороны. Ибо они могут предъявлять только такой спрос на первый товар, который обеспечен количеством их товара, второго товара. Это означает, что спрос на первый товар зависит не только от потребностей в нем второй стороны, но и от количества тех товаров, которыми она обладает. В случае же, если товар обменивается не непосредственно на второй, а на деньги, то такой спрос называется «платежеспособным»[4].

Комплекс второй:

«Трудовая теория стоимости – ошибка. И тому есть четвертое доказательство,
которое будет сейчас представлено. Самым первым политэкономом
являлся Аристотель. Он не просто увидел стоимость как явление,
но и обнаружил Закон: на рынке товарные стоимости приравниваются.
Происходит измерение цены одного товара количественной мерой другого.
Мешок муки обменивается на два мешка зерна, значит за один мешок
зерна можно выменять полмешка муки и т. п. Однако Аристотель не
стал измышлять «сущность», указав, что тут договоренность субъектов,
и надо осмыслять повадки людей, а не таинственную субстанцию стоимости
выискивать. По Аристотелю тут нет никакого субстанционального
единства, а есть искусственный прием, используемый людьми. И вот
Маркс, отметив заслугу греческого мыслителя обнаружившего Закон
стоимости, тут же высмеял Аристотеля, сказав, что тот ничего не
понимал в труде, поскольку был рабовладельцем… Каково?»

Не буду сейчас обсуждать вопрос о том, искал ли общую субстанцию Стагирит или нет, так как вопрос не о нем, а о самой субстанции. И надо сказать, что стремление трудовиков[5] найти субстанцию стоимости – совершенно правильный шаг. И в этом плане они гораздо выше полезников[6], которые, вообще отказываются говорить о стоимости и ее сущности. Полностью отождествляя ее с ценой. Что является грубейшей теоретической ошибкой.

«Однако», как говорит известный телеведущий, правильное общее направление трудовики искажают тем, что в качестве субстанции стоимости видят только труд. Без разницы – конкретный, общественно-необходимый или какой-то другой. Более того, они дополнительно к меновой стоимости вводят еще и стоимость трудовую. Как количество овеществленного в товаре труда. И пытаются этой эфемерной стоимостью объяснить колебания менстоимости. И не только, но и сущность ее. Считая менстоимость всего лишь «формой» проявления трудовой стоимости.

На что можно возразить следующее: сущность предмета есть главное в его содержании. А так как труд не содержится во всех предметах, являющихся товарами, то и стоимость трудовая есть не во всех этих вещах. И, следовательно, она не может быть сущностью стоимости меновой. Но, как говорится, ошибочные предоставления можно критиковать сколько угодно. Но конец им придет только тогда, когда кто-то сможет предложить альтернативу им. И не просто альтернативу, а правильную концепцию сущности стоимости.

Что касается моей теории стоимости, то в ней отрицается существование трудовой стоимости. Она объявляется «экономическим флогистоном», за которым в реальной действительности ничего не стоит. А в качестве сущности менстоимости предлагается другой феномен – человеческие возможности. И не просто возможности человека, а именно те, что можно назвать словом «обменные». Ибо у хомо сапиенс есть не только такие возможности, но и, скажем, потребительские.

Обменные возможности субъекта порождаются наличием у него предметов, которые ему лично не нужны, и которые он может отдать другим. Чтобы получить взамен нужные ему чужие предметы. Проще говоря, величина обменных возможностей определяется количеством лишних объектов, которым располагает субъект. И эти предметы, одновременно, являются и натуральными единицами измерения этих возможностей. Потребительские же возможности – это все то, что может человек сделать с предметом в целях удовлетворения своих потребностей непосредственно. Не через обмен с другими людьми.

В общем, при обмене данных двух товаров приравниваются не количества труда, вложенные в их производство, как это постулируется в ТТС. А приравниваются именно обменные возможности сторон. Выраженные теми количествами товаров, что есть у них на руках. И за соотношением этих количеств всегда нужно видеть именно соотношение обменных, то бишь, человеческих возможностей. Пределы изменения менстоимости определяются именно этими количествами товаров. Так как нельзя отдать другой стороне больше того, что имеешь сам; и нельзя от других получить больше того, что имеют они. Это – закон социальной природы.

С возникновением же денег появляется специальная единица для измерения человеческих возможностей. Так как деньги на рынке всегда противопоставляются количествам товара. Приравниваются к ним. Обмениваются на них. И поэтому могут служить единицей измерения любых частных обменных возможностей. Независимо от их натуральной формы. Как метр прикладывается к другим предметам для измерения их длины, так и деньги приравниваются к другим товарам, чтобы измерить величину обменных возможностей, которые эти товары несут на себе. Не зря в народе говорят: «Деньги – это возможности!». И в самом деле: кто их имеет, тот может все! Или почти все. В нашем насквозь пропитанном рынком обществе.

Последний аргумент:

«Многие отмечают, что в «Капитале» полностью игнорируется интеллектуальный
труд, будто работа инженеров, творчество изобретателей, исследования
ученых ничего не стоят. И опять идолище марксизма преградило дорогу
науке. Почему зарубежные компании тратят много денег на конструкторские
работы?»

Вне сомнения: сам Маркс не был настолько глуп, чтобы не понимать роли и значения интеллектуальных работников в производстве. Да и рабочая сила трактовалась им как «способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек, и которые используются им для производства жизненных благ» [7]. Просто, в сознании людей понятие «рабочая сила» всегда ассоциируется только с физическим трудом. О силе «белых воротничков» если и можно говорить, то только как о силе интеллектуальной.

Но суть дела не в этом. А в том, что для объяснения пропорций обмена (менстоимости) совершенно нет никакой необходимости вводить понятие трудовой стоимости и, как следствие этого, понятие рабочей силы. Потому как пропорции эти могут быть объяснены с использованием только одного представления со стороны труда – трудоемкости товара. Ведь именно от нее зависят количества товаров на рынке и, следовательно, их взаимные обменные пропорции. А количеством какого именно по характеру труда определяется эта трудоемкость – это уже второй вопрос. И в каких пропорциях при производстве товаров используется физический и умственный труд – тем более.

И в заключение – еще цитата:

«Почему же Маркс применил заведомо ложный подход? Просто он не
науку создавал, а конструировал идеологию трудящихся, коих предстояло
очаровать вирусным словечком «труд» и поднять на борьбу под красным
знаменем. Действовал не как ученый, изучающий реальность, а как
философист, обрабатывающий понятия, как литератор, играющий в
слова. Однако споры о субстанции, допустимые в области философии,
в конкретных науках ведут в тупик. Так было и в физике, когда
искали теплородную субстанцию флогистон и рассуждали об электрических
эфирных флюидах. Аналогично, представление труда в качестве субстанции
стоимости – ничего не значащий умозрительный конструкт. Можно
поговорить-поспорить, но внимательный мыслитель сразу заметит,
что это утверждение просто метафорическая фигура. К тому же –
дезориентирующая, на практике бесполезная»
.

На мой взгляд, Маркс, просто, не обладал необходимыми изобретательскими способностями и поэтому не смог создать собственную теорию стоимости, отличную от уже существовавших в его время. Поэтому он был вынужден пользоваться тем, что сделали другие. Причем, выбрал ТТС из определенного числа других. Потому как она показалась ему ближе всего к действительности. Что на самом деле так и есть. При этом, делал он это не сознательно. В том смысле, что, мол, возьму ложную теорию, и построю на ее основе всю свою систему взглядов. Скорее всего, заблуждался он вполне искренне. В отношении истинности ТТС. Чему подтверждением служит тот факт, что так же, как и он, заблуждались (и заблуждаются поныне) миллионы людей – приверженцев марксизма.

Не так давно я ввел в оборот понятие «культ личности Маркса в науке». По аналогии с тем культом личности, что существовал в отношении Сталина. Наша задача сейчас заключается в том, чтобы этот культ личности развенчать. Ибо он и существовал гораздо дольше сталинского, и вред нанес не меньший, нежели сталинский. Но в процессе решения этой задачи нельзя бросаться из одной крайности – в другую. Нельзя от непомерного возвеличивания Маркса впадать в ошибку принижения, уничижения этого человека. Ибо и первый, и второй подход есть ошибка. Отклонение от истины. А истина, истинная задача заключается в том, чтобы отвести Марксу то место в истории и науке, которое он действительно заслуживает там. Ибо крайности всегда сходятся. Как учит философия.

А посему: Карл Маркс не был супергением, каким его величали советские идеологи, но он не был и карликом в науке. А более точно его место среди других должно быть определено в ходе последующих исследований. Всей его системы взглядов вообще и его варианта ТТС в частности.

___________________

1. См. 04.168 - http://www.topos.ru/article/7532

2. См. http://sovet14.narod.ru/STS.4V/STS.4V.htm

3. Меновая стоимость данного товара (СТ1) есть отношение к его количеству (КТ1) количества другого товара (КТ2): СТ1 = КТ2/КТ1. И она всегда отличается от цены товара (ЦТ). Которая есть отношение денег (КД) к его количеству (КТ): ЦТ = КД/КТ.

4. Об этом подробно сказано в моей «Теории товарного спроса» - http://sovet14.narod.ru/TTS/TTS.mht

5. Сторонники ТТС. В моей терминологии.

6. Поклонники теории полезности. Источник – тот же.

7. См. 02.201 - http://bse.sci-lib.com/article094696.html


Антон Совет


Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10 20 30 40 50 60





бонусы Буй