Доллар будет объективно слабеть, евро укрепляться, рублю начнут больше доверять
Интервью у Клепач Андрея Николаевича, 10.10.2001
Андрей Николаевич, дальнейшее укрепление рубля вполне допустимо, так как положительно влияет на платежеспособность населения России. Таково мнение Михаила Касьянова. По его словам сильный рубль ведет к увеличению импорта, который за прошедший год вырос на 25%. При этом еще 1,5 года назад Михаил Касьянов придерживался противоположной точки зрения. Почему мнение премьера изменилось?
Я в данном случае считаю, что это более взвешенная позиция, чем два года назад.
Во-первых, было очевидно, что после кризиса и после четырехкратной моментальной девальвации рубль будет укрепляться в реальном выражении. Идея не допустить его укрепления явно была нереализуема.
При этом есть проблемы, заключающиеся в том, что укрепление рубля должно пройти между Сциллой и Харибдой. То есть, с одной стороны не создать условия для очень резкого роста импорта, а с другой, ослабление рубля в реальном выражении или низкие темпы его роста, в конечном счете, означают, что покупательная способность нашего населения, выраженная в долларах, тоже будет расти медленно. У нас долларовые доходы, заработная плата долларовая по-прежнему существенно ниже, чем это было до кризиса, хотя в реальном выражении доходы населения уже вернулись к докризисному уровню. Я имею в виду до 1997 года. То есть, сейчас доходы в рамках этого года где-то 93-94% от докризисного уровня. Но если мы уберем покупки наличной валюты, потому что раньше народ затаривался валютой в огромных масштабах перед деноминацией, то сейчас скорректированные доходы к концу этого года превысят докризисный уровень. В то же время в долларах население получает где-то 59-60% от того, что было в 1997 году. Поэтому укрепление рубля означает и повышение доходов населения, и повышение покупательной способности предприятий, которые работают на внутренний рынок.
Вопрос не в том, что вообще нельзя укреплять рубль, а в том, какими темпами и как действовать.
В данном случае я поддерживаю признание премьера, что укрепление рубля имеет свои позитивные стороны и с точки зрения населения и с точки зрения предприятий, которые зарабатывают рубли, а не валюту.
Второе. Темпы укрепления рубля не могут быть значительными, и сейчас они все-таки снижаются. По этому году будет укрепление без учета американской инфляции примерно процентов 8 – 9, где-то 8,8%. А в прошлом году было 13%. На следующий год, я думаю, эти темпы еще снизятся. И поэтому здесь влияние сильного рубля на импорт ослабевает. И тот огромный скачок импорта, который мы наблюдаем, нельзя объяснить только укреплением рубля. Во многом здесь есть свои проблемы, связанные со снижением таможенных пошлин, что может быть несколько преждевременно, потому что идет дешевый импорт из Европы и из азиатских стран.
Кроме того, это проблема восстановления тех стандартов потребления, которые были в докризисный период. Как только доходы начинают расти, люди пытаются обновить бытовую технику, а предприятия – закупать импортное оборудование, которое более прогрессивное. Отсюда этот скачок импорта, который мы наблюдаем в этом году, но его нельзя объяснить только укреплением рубля. И я думаю, что дальше темпы роста импорта существенно замедлятся.
У нас в стране долларовая психология. Происходят объективные экономические процессы, рубль укрепляется, но можно ли одновременно с этим изменить психологию населения?
Я думаю, что постепенно происходит рост доверия к рублю. Я, например, не ожидал, когда только случились трагические события в Америке, что у нас народ настолько разнервничается, особенно в Москве, что понесет сдавать доллары по 15 рублей.
Да, доллар будет объективно слабеть, хотя я не думаю, что здесь какие-то травматические события произойдут по отношению к евро. Это тоже будет способствовать некоторому укреплению доверия и к рублю, потому что евро скоро, я думаю, станет серьезным объектом доверия. Интерес к евро растет, и растут валютные вклады в евро.
Во-вторых, по мере того, как российская экономика устойчиво будет развиваться, и вклады в банках будут достаточно выгодны, по отношению к доллару они уже сейчас выгодны, а когда они станут выгодны и по отношению к инфляции, то есть, если она снизится, и ставки выйдут в положительную плоскость, то это будет способствовать укреплению доверия к рублю. Но это требует времени. Я думаю, что определенный рост доверия и в следующем году, и в дальнейшем будет, если мы сможем сами не допускать новых микродевальваций. Угроза чего, конечно, сохранится, если будет ухудшаться мировая конъюнктура.
OPEC.RU