:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: ТЕНДЕНЦИИ >> НОВОСТИ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

Частные нефтяные компании хотят заработать на экспорте в ущерб интересам государства

29.01.2003, Rbc.ru

Три года назад президент Владимир Путин покончил с «ельцинской моделью олигархического капитализма», решительно равноудалив от высшей власти олигархов. В итоге у крупной бизнес-элиты стало гораздо меньше возможностей развивать свой бизнес за счет государства. Однако сейчас соотношение сил в связке «олигархи-власть» опять начало изменяться.

Причем олигархи, учтя, очевидно свои ошибки конца 90-х, кардиальным образом поменяли тактику. Если раньше они боролись и конкурировали, прежде всего, друг с другом, стараясь заручиться поддержкой власти, то сейчас просматривается совершенно иная тенденция - забыв о своих распрях, олигархи совместными усилиями лоббируют свои интересы. Особенно очевидна эта метаморфоза в случае с российскими «нефтяными баронами», которые в последнее время засыпают правительство своими «письмами» (последнее было получено Михаилом Касьяновым как раз на этой неделе, предыдущее - на прошлой).

«Написание писем - одна из форм лоббистской работы, - сказал РБК аналитик ИК «Тройка-Диалог» Валерий Нестеров. - Ее эффект состоит в том, что такие послания вызывают широкий общественный резонанс». Нефтяным олигархам такая поддержка крайне необходима, ведь лоббируемые ими шаги будут иметь далеко идущие последствия для экономики страны. Так, на прошлой неделе президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, глава «ЮКОСа» Михаил Ходорковский, исполнительный директор ТНК Герман Хан, президент «Сибнефти» Евгений Швидлер и генеральный директор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов предложили премьер-министру Михаилу Касьянову фактически пересмотреть правила игры на российском нефтяном рынке. Суть предложений сводится к двум основным позициям -- снижению государственных тарифов на прокачку нефти и предоставлению компаниям эксклюзивного доступа к трубопроводам. По мнению нефтяников, они должны получить эти льготы потому, что решили финансировать строительство нового трубопровода из Западной Сибири в Мурманск. Возможные результаты этих шагов очевидны -- государство в лице «Транснефти» потерпит убытки за счет недополученных тарифов за транспортировку сырья, а в более отдаленной перспективе строительство де-факто частной Мурманской трубопроводной системы (МТС) вообще может привести к потере государственного контроля над экспортом нефти.

В принципе, сама постановка вопроса о строительстве Мурманской трубопроводной системы (МТС) без реального участия государственной трубопроводной монополии «Транснефть» указывает на усиление позиций нефтяных магнатов. «Решение по трубопроводу принято в администрации президента и связано с усилением текущих позиций «Сибнефти» и ТНК, что противоречит принципу равноудаленности олигархов. Для «Сибнефти» и ТНК - это очередной шаг по усилению их роли. Речь идет, по сути, о сохранении опосредованного контроля над государством»,- говорит Валерий Нестеров. МТС должна вывести добываемую на западносибирских месторождениях нефть в незамерзающий Мурманский порт. По нефтепроводу ежегодно планируется перекачивать 80-120 млн тонн нефти, стоимость проекта, по предварительным подсчетом составит 3,4-4,5 млн долларов. Запуск трубопровода намечен на 2007 год. Новый нефтепровод будет ориентирован на экспорт сырья в США и Западную Европу. Финансировать дорогостоящий проект компании во многом собираются за счет привлеченных кредитов. «Нефтяные компании планируют построить нефтепровод, привлекая кредиты западных банков, которые требуют предоставить твердые гарантии возврата», - сказал РБК аналитик из «Центр-Инвеста» Александр Блохин. Такими гарантиями, по замыслу нефтяников, должно стать увеличение ими экспорта нефти (за счет отмены принципа равнодоступности государственных трубопроводов) и снижение транспортных издержек (за счет уменьшения тарифов «Транснефти»).

Правда, реально проекта строительства МТС на сегодняшний день попросту не существует. «Проекта у них нет - есть только декларация о намерениях», - сказал РБК вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. В 2003-2004 годах планируется лишь разработка ТЭО -- однако экспортных преференций нефтяники требуют уже сейчас! Если учесть, что, по прогнозам экспертов, в 2003 году, вследствие ожидаемых военных действий США против Ирака, цены на нефть будут держаться на уровне свыше 30 долларов за баррель, экспортные преференции сулят отечественным олигархам баснословные прибыли. Напротив, в 2004 году, по прогнозам экспертов нефтяные цены, могут резко упасть вплоть до 14 долларов за баррель. Наличие «своей» дешевой иракской нефти позволит США отказаться от стратегических планов закупать российскую нефть. То есть к моменту начала дорогостоящих работ по строительству новой трубы, проект МТС, ориентированный на американский рынок, может оказаться нерентабельным. Тогда, собрав «сливки» в период высоких цен, нефтяники вполне могут отказаться от строительства нефтепровода.

С другой стороны, если решение о строительстве Мурманской трубопроводной системы все же будет принято и одобрено чиновниками, в будущем это значительно ослабит контроль со стороны государства за отечественным нефтяным сектором. По мнению вице-президента «Транснефти» Сергея Григорьева, загрузка МТС будет возможна только за счет переориентации на Мурманск экспортных потоков, в ущерб загрузки мощностей «Транснефти». Дело в том, что трубопроводная компания уже подготовила предложения правительству по увеличению мощности БТС в рамках строительства второй очереди до 42 млн тонн в год, с последующим увеличением мощностей до 50 млн тонн. По словам Александра Блохина, строительство второй очереди БТС будет завершено уже к концу этого года. Кроме того, рассматривается проект по строительству нефтепровода Ангарск-Находка мощностью от 20 до 50 млн тонн в год и Ангарск-Дацин, рассчитанный на 20 млн тонн.

Реализация мурманского проекта может привести к отказу от более перспективных восточных проектов, которые ориентированы на быстрорастущие азиатские рынки и откуда сырье можно также танкерами отправлять на экспорт в США и Японию (по словам г-на Григорьева одна Япония готова принимать 50 млн тонн нефти в год, о чем представители Токио заявляли на переговорах). Согласно российскому законодательству, экспорт не может превышать 30% добычи. «Мощностей, которые в ближайшее время будут введены в строй «Транснефтью» с учетом нынешних темпов роста добычи вполне достаточно, - считает г-н Григорьев. - У нефтяных компаний просто не будет нефти для того, чтобы заполнить все мощности, а, имея собственный трубопровод, они постараются заполнить именно его. В результате, трубопроводы «Транснефти» останутся сухими».

То есть, нефтяники получат собственную альтернативную трубу и смогут работать фактически бесконтрольно. Перевозка же значительных объемов нефти танкерным флотом, по мнению экспертов, «теоретически открывает широкие возможность для махинаций». «После выхода из порта танкер перепродается несколько раз и отследить практически невозможно», - рассказал РБК один из участников рынка. «Сократив до минимума поставки через систему «Транснефти», частные компании смогут переманить традиционных потребителей и осуществлять и отгружать им нефть через европейские порты», - говорит г-н Григорьев. В этом случае влияние Москвы на мировой нефтяной рынок фактически сойдет на нет, и манипулировать потоками нефти будут российские олигархи.

Источник материала: Rbc.ru


Читайте также:

ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018