Всемирный банк сжалится над Аргентиной
14.01.2003, Rbc.ru
Президент Всемирного банка Джеймс Вулфенсон не исключил возможности списания части долга Аргентины в связи с тяжелым социально-экономическим положением в этой стране.
По его словам, ведущиеся сейчас интенсивные консультации банка и других международных финансовых организаций с правительством этой страны позволят точнее определить уровень возможностей всех заинтересованных сторон. Что крайне необходимо для выхода из аргентинского кризиса, последствия которого сказываются на экономике всего южноамериканского континента, а вероятно, и всего мира.
В начале прошедшего лета Аргентина объявила о невозможности выплаты очередной части долга ВБ. Вместо 805 млн долл. этой финансовой организации были перечислены лишь проценты в размере 79,2 млн долл. Этот технический дефолт вызвал панику на фондовом и финансовом рынках в Буэнос-Айресе и тревогу по всей Латинской Америке, так или иначе связанной с аргентинской экономикой. Тем самым кризис, явившийся последствием так называемого «чуда Кавальо» (по имени министра экономики, осуществлявшего в стране «оздоровление финансовой системы» в соответствии с монетаристскими теориями), получил новое продолжение. Министр, дважды за последнее десятилетие призывавший «рулить» финансами и экономикой, обеспечил Аргентине не столько импульс для развития, сколько колоссальный внешний долг (оцениваемый ныне более чем в 140 млрд долл., т.е. по 3,5 тыс. «зеленых» в пересчете на любого, даже самого маленького аргентинца).
Страна, вопреки расчетам ее экономистов, оказалась не в состоянии ежегодно тратить более 10% от объема ВВП на обслуживание внешнего долга. В отличие от Венгрии и некоторых других постсоциалистических стран, справившихся и с большей нагрузкой, у Аргентины оказалась «неподходящая» структура экономики, а у ее населения – «неподходящий» менталитет. Отставка Кавальо, а затем и четырех президентов Аргентины подряд не привели к решению проблемы. В стране одно за другим закрывались предприятия, «трещал» финансовый сектор, из которого вкладчики в массовом порядке изымали сбережения. Последовавшие более года назад волнения в Буэнос-Айресе переросли в кровавый и с трудом подавленный бунт. Стабилизировать ситуацию можно было, лишь жестко «затянув пояса», т.е. резко сократив социальные программы, временно заморозив частные банковские счета и т.д. Но все попытки такого рода вызывали массовые волнения и только усугубляли положение.
Оставалось просить МВФ, ВБ, Межамериканский банк развития и другие структуры о новых кредитах и об отсрочках по старым долгам. Не дожидаясь исхода соответствующих переговоров, Буэнос-Айрес уже несколько раз объявлял технический дефолт (по задолженности ВБ и другим финансовым структурам). Руководство МВФ, которое в 90-е гг. весьма благоволило к Кавальо, на сей раз, видимо, поняло, в какую историю оно ввязалось. Стабилизационный кредит в 40 млрд долл., выделенный было Аргентине в 2000 г., так до нее практически и не дошел – от страны потребовали скорейшим образом сначала рассчитаться по старым задолженностям. Представитель Фонда Франциско Бейкер заявил год назад, что «от нашей стороны не стоит ждать многого». Такой ответ был неудивителен с учетом того, что помощи МВФ просили еще и такие «масштабные» страны, как Турция, а затем и Бразилия. О предоставлении помощи Аргентине, заявил Вашингтон, правда, больше в пиаровских целях (для поднятия своего имиджа в Латинской Америке). На деле же пока маленькому Уругваю от американцев перепало значительно больше, чем почти 40-миллионному населению Аргентины. Многие эксперты признают, что Буэнос-Айресу все равно не выпутаться из кризиса самостоятельно – у него нет такой палочки-выручалочки, как нефтеэкспорт, а эффективность сельского хозяйства при нынешней конъюнктуре рынка аграрной продукции невелика.
Между тем аргентинцы упрекают, например, МВФ и ряд стран-кредиторов в проведении двуличной политики. Из года в год они прощают часть долгов развивающимся странам, особенно африканским. В общей сложности за последние десять лет «черному континенту» простили более 80 млрд долл. Дескать, Африка более других страдает от СПИДа, а также голода и потому не в состоянии обеспечивать платежи по прежним кредитам. Такая логика не устраивает латиноамериканцев – они полагают, что кредиты были им так или иначе навязаны США и другими развитыми странами, которые в любом случае успели хорошо нажиться на Аргентине (как и Бразилии, Чили и т.д.). Поэтому, мол, отказ платить в такой ситуации вполне правомерен.
Подобного рода суждениями пока отличаются лишь шумные форумы антиглобалистов вроде «антиДавоса» в Порту-Алегре. На официальных переговорах отстаивается более мягкая позиция. Но с учетом роста радикальных настроений в Латинской Америке нельзя исключать ничего (новый «социалистический» президент Бразилии Лулу да Силва в избирательной кампании говорил о том, что будет требовать списания части долгов). Слова Вулфенсона свидетельствуют о том, что мировые финансовые структуры понимают опасность нарастания радикализма в регионе, в котором и так уже имеются такие «неприятные явления», как Фидель Кастро, Уго Чавес и колумбийские партизаны. Что касается невозвращенных кредитов, то их, конечно, жалко. Но винить в их невозвращении руководству ВБ и МВФ придется главным образом себя. Столько лет раздувать аргентинское «экономическое чудо», а потом горевать о лопнувшем мыльном пузыре просто наивно.
Источник материала: Rbc.ru
Читайте также: