:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: ТЕНДЕНЦИИ >> НОВОСТИ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

МНС не справилось с годовым заданием по сбору налогов

13.01.2003, Rbc.ru

Чуда не произошло. Вопреки оптимистическим надеждам правительства, сохранявшимся едва ли не до последнего дня, декабрь оказался сущим кошмаром для российского налогового ведомства. Первый раз за три года бюджетное задание по привлечению доходов оказалось невыполненным.

Причем речь идет не только о так называемых «налогах общего покрытия», контролируемых МНС (катастрофичность ситуации с ними давно секретом не является), но обо всех администрируемых налоговиками поступлениях в доходную часть бюджета. Таковы предварительные данные, обнародованные сегодня пресс-службой министерства.

Согласно распространенной информации, задание декабря 2002 г. выполнено на 97,6%. Фактическое поступление налогов (с учетом ЕСН) составило 136,9 млрд руб. против 140,3 млрд руб., предусмотренных бюджетным планом. Вопреки устоявшейся традиции, налогоплательщики не увеличили резко отчисления в федеральный бюджет в конце года. Более того, поступления от «общих» налогов существенно сократились в минувшем месяце. По предварительным данным МНС, налоговых и неналоговых доходов, контролируемых министерством, (без учета ЕСН) в декабре поступило 102,2 млрд руб. Это на 17,8% меньше, чем в аналогичном месяце прошлого года и на 9,1% меньше, чем предусмотрено планом. Бюджет недосчитался еще 10,3 млрд руб. Добавим для сравнения, что в ноябре недопоступление налогов общего покрытия составило 9,2 млрд руб.

Если просуммировать предварительные данные за декабрь, обнародованные сегодня, с распространенными ранее показателями за 11 месяцев 2002 г., картина складывается безрадостная. Российский бюджет недосчитался в общей сложности 55,5 млрд руб. Это почти 5% заложенного в него объема налоговых поступлений (без учета ЕСН).

Заметим, что единый соцналог вносился в казну налогоплательщиками более-менее исправно. Разумеется, в отдельные месяцы напряженная ситуация складывалась и с его собираемостью. Но в целом план по привлечению ЕСН, зачисляемого в Пенсионный фонд России и в прочие социальные фонды, оказался перевыполненным. При задании 290,3 млрд руб. налогоплательщики в общей сложности выплатили 338,5 млрд руб.

Но и это перевыполнение плана не помогло МНС. Суммарное задание на прошлый год оказалось выполненным на 99,5%. Всего в казну было зачислено (с учетом ЕСН) на 7,3 млрд руб. меньше, чем предусмотрено главным финансовым документом страны.

Если внимательно присмотреться к цифрам, обнародованным налоговым ведомством, то бросается в глаза, что по большинству налогов достигнут некий предел. По сравнению с прошлым годом их собрано примерно на 14% больше. Инфляция по итогам 2002 г., напомним, составила 15,1%. Иначе говоря, в дефлированном виде собираемость сократилась.

По отдельным видам налогов картина складывается противоречивая. Так, разного рода ресурсные платежи стали приносить в казну заметно больше, чем прежде: сказалось появление нового налога на добычу полезных ископаемых. В целом поступления этого рода увеличились в 2,3 раза по сравнению с 2001 г. Впрочем, едва ли эта тенденция обрадует российских нефтяников.

В то же время налога на прибыль поступило в 2002 г. в федеральный бюджет на 18% меньше, чем годом ранее. Хотя по расчетам налоговых реформаторов выходило, что изменение порядка уплаты (отмена инвестиционной льготы и сокращение номинальной ставки) практически не изменит эффективной ставки, на деле получилось иначе. Наконец, поступления от НДС выросли на 20%, но увеличились и суммы к возмещению этого вида налога экспортерам. Кроме того, данный вид платежей генерирует и основную массу налоговой задолженности.

В целом итоги 2002 г. показывают, что реформа налога на прибыль была проведена неверно и отмена инвестиционной льготы оказала колоссальное деструктивное влияние и на инвестиции в России, и на налоговые доходы бюджета. Можно предположить – и не без оснований – что вследствие неумелого реформирования и использования шаблонного подхода в сфере налогообложения корпоративных доходов уклонение от уплаты налогов увеличилось. В конце концов, для любого предприятия интересы собственного развития стоят гораздо выше интересов бюджета, а по части поиска различных схем минимизации налоговых платежей российским предпринимателям равных нет.

Источник материала: Rbc.ru

ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


Финансы.Ru
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Copyright © FINANSY.RU 1999-2017