:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: ТЕНДЕНЦИИ >> НОВОСТИ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

Бизнес готов пожертвовать племянниками-алкоголиками. Ради снижения ЕСН

10.12.2002, Финансовые известия

На минувшей неделе кабинет министров подводил итоги налоговой реформы. Разгорелась дискуссия о Едином социальном налоге (ЕСН), снижения которого с большим либеральным пылом потребовал крупный бизнес. Но хотя сегодня правилом хорошего финансового тона стало всемерно поддерживать любые новации по снижению налогов, "Финансовые Известия" попытались найти ответ на простой вопрос: "А зачем, собственно, снижать ЕСН и кому это выгодно?" Ответ обнаруживается любопытный: снижать надо, чтобы не приходилось работодателям заботиться об увеличении заработной платы своим работникам выше $250 в месяц.

Накануне заседания кабинета видные представители делового сообщества наперебой уверяли премьера, что наша налоговая нагрузка непомерно высока. За неделю до заседания бизнесмены, собравшись у Михаила Касьянова на совете по предпринимательству, пытались предложить ликвидировать налог с продаж уже с 2003 года (тот факт, что бюджет будущего года был уже принят в третьем чтении, их не смутил). А единый социальный налог было предложено снизить до 11%. Между прочим, сделать его тем самым ниже 14%, которые поступают в бюджет и затем в Пенсионный фонд для выплаты базовой части пенсии.

Такие предложения заставляют серьезных аналитиков скептически относиться к реформам вообще. Игорь Николаев, руководитель департамента стратегического развития консалтинговой фирмы ФБК, очень корректно комментирует это "Финансовым Известиям": "В налоговой реформе мы уже сделали достаточно много. Теперь надо остановиться - налоговая система должна быть стабильной, только тогда можно рассчитывать на приход инвесторов".

Но атаки на "налоговые редуты" продолжались. Выступая в Думе на "круглом столе", посвященном взаимоотношениям власти и бизнеса в инвестиционных процессах, Каха Бендукидзе, предприниматель и глава комитета по налоговой и бюджетной политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), говорил про ЕСН: "Мы заявляем, что у нас самый низкий налог на доходы - 13%, и одновременно говорим: вот тут еще под столом 35,6% ЕСН; заплатите, пожалуйста". "Государство должно быть нейтральным по отношению к бизнесу", - вторил коллеге Петр Мостовой, председатель Круглого стола бизнеса России (КСБР). Когда сторонников снижения ЕСН просят поконкретнее обосновать свое требование, они говорят, что введение 13%-ной шкалы подоходного налога позволило значительно увеличить сбор подоходного налога. А теперь, мол, очередь за ЕСН. Следует понимать, что снижение этого налога тоже повысит его собираемость. На вопрос "Финансовых Известий" об этом один из бизнесменов опять ответил остроумно, но малоконкретно: "ЕСН должен быть снижен, так как он просто мешает инвесторам правильно воспринимать понятие "самый низкий в Европе налог на доходы".

Данные о снижении налоговой нагрузки, которые каждый раз приводит Минфин на встрече с бизнесменами (падение с 2000 по 2003 год, по расчетам Минфина, составит 2,5% ВВП), предпринимателей не удовлетворяют. "Мы будем настаивать на снижении максимальной планки ЕСН с 35 до 24,6%, с тем чтобы при пересчете на зарплату максимальная ставка с учетом подоходного налога составляла 30%", - сказал "Финансовым Известиям" Григорий Томчин, председатель комитета по экономической политике Госдумы.

Любопытно то, что предприниматели могут понизить ставку ЕСН на практике и не атакуя правительство и общественное мнение. Налог взимается по регрессивной шкале. Повышай зарплату - и будешь платить ЕСН по пониженной ставке. Собственно, для того и предлагалась новая система ЕСН, чтобы стимулировать предпринимателей платить своим работникам, во-первых, честно ("по-белому"), а во-вторых - побольше. Простой расчет показывает, что для того, чтобы снизить ЕСН до 27%, достаточно платить людям примерно $600 в месяц. Оплата на уровне $800 позволит снизить ЕСН до 25%. Крайнее снижение ЕСН при существующей шкале - до 20% - возможно при зарплате на уровне $1600 в месяц. Понятно, что эта сумма для подавляющей части российских работников в отличие от их хозяев является несбыточной мечтой. 35,6% ЕСН составляет при зарплате не выше $250 в месяц - 100 000 руб. в год. Так что, требуя снизить верхнюю планку ЕСН, бизнес фактически требует закрепить свое право на выплату не большей зарплаты.

Понятно, иначе надо озаботиться вопросами повышения производительности труда, научиться делать конкурентоспособный товар, платя достойные зарплаты. Это сложно. В большинстве инвестиционных проектов и бизнес-планов, которыми оперирует бизнес на переговорах с иностранными партнерами, прямо говорится, что "инвестиционная привлекательность региона основана на концентрации квалифицированных специалистов и невысоком уровне заработной платы в регионе". Это касается развитых в промышленном отношении регионов, где можно производить экспортную продукцию.

Если бы правительство приняло на своем заседании четкое решение о снижении ЕСН, то фактически бы расписалось в том, что надолго отказывается от курса на повышение доходов своих граждан через повышение легальной части их зарплаты. Была принята обтекаемая резолюция о необходимости дальнейшего снижения налогового бремени. А это - как утверждение, что дважды два - четыре. В отличие от заверений о том, что снижение ЕСН является по сути снижением налогового бремени, это доказать сложнее.

Теперь Минфин вынужден искать пути компенсации бюджетных потерь не только от отмены оборотных налогов, налога с продаж, но и от возможного снижения ЕСН. Как заметил "Финансовым Известиям" Сергей Шаталов, первый заместитель министра финансов, весной правительство направит в Госдуму 4 законопроекта, касающихся реформирования налогов на имущество организаций и физических лиц, а также земельного налога и налога на наследование и дарение.

Самый проблемный из них - налог на имущество физлиц. Здесь, по словам Шаталова, Минфин имеет согласованную позицию с Минэкономики, которое ранее предлагало снижение ставок налога (звучали предложения снизить ставку на порядок), одновременно вводя методику оценки реальной стоимости имущества. Шаталов заявил: "Стратегическая цель - это переход от налога на имущество к налогу на недвижимость. Понятно, что надо ориентироваться на рыночную стоимость имущества. И поскольку она будет выше оценок по БТИ, это должно сопровождаться существенным снижением ставок". Бизнес, кстати, не протестует против такого нововведения. "Почему какой-то племянник должен владеть полученной в наследство пятикомнатной квартирой на Тверской и пропивать свое состояние, не платя налоги?" - посетовал "Финансовым Известиям" один из бизнесменов, недавно улучшивший свои жилищные условия. А Григорий Томчин предлагает своеобразный общественный договор: "Если наши предложения по налогам, в частности по ЕСН, будут приняты, мы готовы согласиться с усилением уголовной ответственности за уклонение от налогов, но по варианту Георгия Бооса". Получается, что сегодня российский бизнес более всего озабочен тем, чтобы зафиксировать комфортность при выплате невысоких зарплат работникам, что с лихвой покроет многие другие убытки, в том числе при выплате налогов на недвижимость. Ради этого даже племянников не жалко.

* * *

По информации комитета по экономической политике и предпринимательству во время весенней сессии будет активно корректироваться 25-я глава Налогового кодекса, про которую в Министерстве экономики говорят, что "глава о налоге на прибыль написана так, как не надо писать законы". Первый замминистра финансов Сергей Шаталов на это ехидно замечает, что "двадцать пятая глава сложна". Корректировке будут прежде всего подлежать правила учета, прописанные в этой главе. Из-за сложностей с учетом компании вынуждены увеличивать штаты бухгалтеров, нести повышенные затраты на консалтинг. Кроме этого, предполагается вернуться к упрощенной системе малого бизнеса. Депутаты попытаются поднять критерии "малости": оборот до 30 млн руб. в год, разрешить предприятиям добровольно уплачивать НДС (если это необходимо для зачетов), сделать переход на упрощенную систему уведомительным, разрешить свободный переход из обычной системы в упрощенную, и наоборот.

* * *

О серьезном снижении налогового бремени правительство говорит с начала 2000 года. С 2001 года была отменена прогрессивная шкала подоходного налога и введена единая ставка - 13%. Одновременно все налоги на фонд оплаты труда были консолидированы в Единый социальный налог (ЕСН). В результате произошло снижение ставки с 38 до 36,5%. Была введена регрессивная шкала - чем выше официальная зарплата, тем ниже ставка ЕСН. С 2001 года был отменен оборотный налог на содержание жилищного фонда и социальной сферы, понижен налог на содержание автодорог. Общий объем оборотных налогов составил 1% (эта ставка будет действовать до конца года).

С 2002 года был снижен налог на прибыль - с 35 до 24%. Одновременно были введены новые правила взимания НДС. Кассовый метод был заменен методом начисления (счета-фактуры). НДС стал начисляться "по отгрузке", а не по фактическому приходу денег за отгруженную продукцию. Ликвидировались льготы по НДС и налогу на прибыль. По оценкам многих предпринимателей и некоторых аналитиков, отмена "основной" - инвестиционной - льготы по налогу на прибыль резко снизила инвестиции в основные средства. Корректного статистического подтверждения этой гипотезы не существует.

С 2003 года планируется полная отмена оборотных налогов. Отменяется налог на продажу наличной валюты (1%). Вводится упрощенная система налогообложения малого бизнеса. Основные налоги (НДС, налог на прибыль, ЕСН, налог на имущество, налог с продаж) малые предприятия могут заменить - либо 6%-ным налогом с выручки, либо 15%-ным с чистой прибыли (обязанность платить 14% пенсионных взносов с фонда оплаты труда сохраняется, если доход не начислен на владельца ПБОЮЛа). При этом предприятия должны удовлетворять следующим критериям "малости": годовой оборот до 15 млн руб., численность работающих до 100 чел., стоимость амортизируемого имущества - 100 млн руб. Не исключено, что параметры малого бизнеса Госдума постарается пересмотреть в следующем году.

С 2004 года налог с продаж должен быть отменен. Тем самым будет уничтожен нонсенс одновременного существования налога с продаж и НДС. Любопытно, что правительство дискутирует и вопрос о снижении ЕСН с 2004 года. По оценкам аналитиков, максимальная ставка может быть снижена до 33-30%. Ряд депутатов Госдумы из комитета по бюджету и налогам и комитета по экономической политике и предпринимательству настаивают на снижении максимальной шкалы ЕСН до 24,6%. В этом случае общее налоговое бремя на зарплату составит вместе с подоходным налогом 30%. По оценкам правительства, снижение налоговой нагрузки составит с 33,5% от ВВП в 2000 году до 31% от ВВП в 2003 году.

Источник материала: Opec.ru со ссылкой на Финансовые известия

ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


Финансы.Ru
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Copyright © FINANSY.RU 1999-2017