:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: ТЕНДЕНЦИИ >> НОВОСТИ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

Восток - цель российских нефтяников

06.12.2002, Rbc.ru

Президент "Транснефти" Семен Вайншток пытается ускорить продвижение нефтяных проектов в Восточной Сибири

Сотрудничество российских нефтяных компаний с Китаем по строительству трубопроводов замедлилось. Недавно представители CNPC, крупнейшего китайского нефтяного концерна, неожиданно объявили, что совместный с ЮКОСом проект по постройке нефтепровода Ангарск - Дацин может быть пересмотрен и не исключено, что CNPC вообще выйдет из партнерства.

Официально спад интереса к строительству трубопровода китайская сторона объясняет неуверенностью в способности ЮКОСа обеспечить запланированные поставки, однако инвестиционные аналитики считают, что такой шаг может быть вызван политическими мотивами. Это косвенно подтверждает и сегодняшнее выступление президента государственной компании «Транснефть» Семена Вайнштока. Обращаясь к правительству, он акцентировал внимание на необходимости скорейшего принятия решения о целесообразности реализации проектов нефтепроводов Россия – Китай.

На сегодняшний день существует два варианта прокладки «трубы» на Восток. Первый, предложенный «Транснефтью», предусматривает строительство новой ветки, которая соединит Ангарск и Находку. Второй проект продвигает российский нефтяной гигант ЮКОС, согласно его расчетам, прокладывать нефтепровод по маршруту Ангарск – Дацин эффективнее и дешевле.

За последний год интерес российского правительства к освоению запасов сырья на Востоке и экспорту его в близлежащие страны значительно возрос. Это соответствует и политическим целям, но во многом объяснялось тем, что российские нефтяные компании начали рассматривать именно эти территории как потенциальный источник будущих прибылей. Эксперты, тем не менее, нередко высказывают мнение, что завоевание рынков Японии, Китая и Кореи окажется для российских промышленников далеко не легкой задачей. Этот регион уже сейчас, помимо россиян, привлекает крупнейших мировых производителей, которые вкладывают огромные средства в расчете на ожидаемый рост потребления нефти и нефтепродуктов.

Для того чтобы успеть «снять сливки» растущих рынков и получить на них значительную долю, российские корпорации уже сейчас начинают активно инвестировать в создание добывающей и транспортной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Наиболее в этом преуспели ЮКОС, "Роснефть" и «Сургутнефтегаз», который владеет рядом месторождений. Помимо этих компаний, инвестиции в регион идут от английской BP и целого ряда других иностранных производителей, занятых разработкой шельфа Сахалина.

На данный момент наибольшего влияния на Востоке страны удалось добиться ЮКОСу. Компания владеет несколькими перерабатывающими предприятиями и сбытовой сетью. Помимо этого, ей принадлежат лицензии на самые большие нефтяные месторождения в Красноярском крае, Иркутской области и республике Саха. Задуманный ЮКОСом проект по прокладке трубопровода будет загружаться нефтью, поставляемой как западносибирской "Томскнефтью" (добыча которой, по прогнозам, вырастет с 240 000 барр./день до 600 000 барр./день), так и с новых месторождений, расположенных восточнее.

Начало будущей «трубы» будет находится в Ангарске. Город выбран потому, что это самая восточная точка сети трубопроводов «Транснефти». Если сначала проект ЮКОСа вызвал у руководства транспортной монополии некоторый сарказм, то потом сторонам удалось достичь взаимопонимания. «Транснефть», по словам представителей ЮКОСа, станет не только подрядчиком на строительство «трубы», но и оператором будущего трубопровода. Согласно предварительным расчетам, пропускная способность ветки Ангарск - Дацин составит 600 000 барр./день.

Между тем «Транснефть» не оставляет намерений построить еще один нефтепровод, ориентированный на Восток. По словам представителей компании, ветка Ангарск – Находка даст российским производителям больший выбор потребителей. Из дальневосточных портов нефть может поставляться не только в Китай, но и в Японию, Южную Корею и даже на Западное побережье США. Темне менее пока проект ЮКОСа, по-видимому, является более реальным, так как требует гораздо меньше капиталовложений (1,7 млрд долл. против 6-7 млрд долл.)

Уже практически подписаны соглашения между сторонами о долгосрочных контрактах по поставке сырой нефти. Согласно предварительным договоренностям, ЮКОС обязуется обеспечивать не менее 50%, сырья экспортируемого по трубопроводу. Остальной объем, как предполагает глава компании Михаил Ходорковский, возьмут на себя другие российские компании. ЮКОС не собирается строить «эксклюзивную трубу», как опасались в начале переговоров России и Китая некоторые специалисты. «Я последовательный сторонник равного доступа к трубе. До начала строительства все компании получат право на инвестирование в строительство нефтепровода пропорционально своей добыче, а затем пропорционально инвестициям в трубу получат право на эксплуатацию ее мощностей» - сказал глава ЮКОСа.

Помимо России, на китайские рынки сбыта может претендовать и Казахстан, который становится одним из ключевых игроков этого рынка. Недавно в прессе появились планы по прокладке «трубы» от Каспия в Китай, однако М. Ходорковский весьма иронически оценил привлекательность такого проекта. «Очень вдохновляющий проект. Каждый имеет право распоряжаться своими деньгами так, как считает нужным. Если коллеги действительно хотят тянуть трубу на 5 тыс. километров из Актюбинска в Китай, я всячески приветствую их начинания», - сказал он, комментируя возможность появления конкурентов.

Источник материала: Rbc.ru


Читайте также:

ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018