:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: ТЕНДЕНЦИИ >> НОВОСТИ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

Основные параметры проекта федерального бюджета-2003

12.08.2002

8 августа Министерство финансов РФ внесло в Правительство РФ проект федерального бюджета на 2003 г., сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”. Как ожидается, 15 августа документ будет рассмотрен на заседании правительства. Согласно Бюджетному кодексу, проект федерального бюджета должен быть внесен в Госдуму до 26 августа.

Инфляция запланирована в пределах 10-12%, прирост денежной массы - порядка 25%, среднегодовой курс – 34 рубля за 1 доллар.

Объем привлечения на рынке государственных ценных бумаг в 2003 г. планируется в размере 162,6 млрд. руб. Привлечение внешних источников в 2003 году, согласно документу, составит всего $680 млн.

Важнейшими приоритетами бюджетных расходов в 2003 г. определены обеспечение обороны и безопасности, судебная реформа, развитие науки и образования.

Вывод: Анализируя параметры проекта федерального бюджета-2003, видно, что по сравнению с 2001 г. размер профицита снизится в 4 с лишним раза, а по сравнению с 2002 г. практически не изменится. Непроцентные расходы составят практически ту же величину, прогнозирующуюся по итогам 2002 г., что почти в 2 раза превышает значение показателя в 2001 г. При этом в течение 2001-03 гг. заметно последовательное снижение в % к ВВП налоговых доходов федерального бюджета. Доходы и расходы в 2003 г. по сравнению с 2002 г. снизятся в % к ВВП на 1,2 процентных пункта.

Основные параметры федерального бюджета ($ млрд.):
  2001 г. в % к ВВП 2002 г. прогноз в % к ВВП 2003 г. проект в % к ВВП
Доходы 52.8 17.6% 68.0 19.7% 70.6 18.5%
- налоговые 48.5 16.2% 53.5 15.4% 55.4 14.5%
- неналоговые 3.7 1.2% 3.9 1.1% 4.3 1.1%
Расходы 44.0 14.7% 66.2 19.1% 68.5 17.9%
- процентные 7.7 2.6% 8.5 2.4% 8.2 2.1%
- непроцентные 36.3 12.1% 57.7 16.7% 60.3 15.8%
Профицит 8.8 2.9% 1.9 0.5% 2.1 0.6%
Источник: Минфин РФ, Госкомстат РФ

В целом размер федерального бюджета по-прежнему остается смехотворным, что совершенно не соответствует статусу члена “большой восьмерки”. Неужели можно считать успехом увеличение доходной части по сравнению с 2002 г. на $2,6 млрд. при увеличении на практически ту же сумму ($2,3 млрд.) расходной части и практически том же профиците? Задачу удвоения (существенного увеличения) бюджета, о чем мы неоднократно писали, в очередной раз выполнить не удалось. Разве можно России на $70 млрд. нормально содержать армию или поддерживать систему образования и здравоохранения? На нынешнем этапе федеральный бюджет России должен был бы составлять порядка $300 млрд. для адекватного функционирования нашего государства. Для сравнения размер госбюджета Польши, крупнейшей страны Восточной Европы, где проходят в целом аналогичные процессы в экономике, по итогам 2001 г. составил $35,3 млрд. при населении в 38,6 млн. чел. Логично было бы предположить, что размер бюджета России, в связи с тем, что население страны на 01.01.2002 г. составляло 144 млн. чел., должен быть почти в 4 раза больше за тот же период, однако это не так. По итогам 2001 г. доходы федерального бюджета РФ составили $52,8 млрд., что лишь в 1,5 раза превышает показатели Польши.

Достичь существенного увеличения размеров федерального бюджета можно только в результате роста экономики (здесь к позитивной налоговой реформе должны добавиться структурные реформы, а также прогресс в обеспечении прав собственности) и улучшения сбора налогов. Говорить же об эффективности деятельности налоговых органов, к сожалению, пока не приходится, учитывая фактически выпавший $1 млрд. по итогам I полугодия т.г. Явно преждевременен и сомнителен также курс правительства на внутренние заимствования, о чем мы подробно писали в “Вестнике” №49. Кроме того, инфляция в 2003 г. на уровне 12% означает фактическое признание правительством своего бессилия. Совершенно очевидно, что одним из источников инфляции является анахронизм обязательной продажи валютной выручки, который по-прежнему действует. К тому же все еще нет эффективной денежно-кредитной политики, направленной на укрепление национальной валюты, отсутствует механизм рефинансирования банковской системы, призванный усилить влияние ЦБ на денежные процессы в стране, не стимулируется создание новых здоровых банковских институтов – все это равноценно провалу политики Центробанка, который продолжает думать, что его главная задача – валютные резервы и курс рубля к доллару.

Несмотря на то, что в настоящее время пока сложно качественно оценивать параметры федерального бюджета на 2003 г., так как приведены лишь проектные значения, основываясь на вышеизложенном, нельзя, на наш взгляд, сказать, что бюджет-2003 прогрессирует по сравнению с текущим, а тем более прошлым 2001 годом.

Вестник РЭО


Читайте также:

ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018