Основные параметры проекта федерального бюджета-2003
12.08.2002
8 августа Министерство финансов РФ внесло в Правительство РФ проект федерального бюджета на 2003 г., сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”. Как ожидается, 15 августа документ будет рассмотрен на заседании правительства. Согласно Бюджетному кодексу, проект федерального бюджета должен быть внесен в Госдуму до 26 августа.
Инфляция запланирована в пределах 10-12%, прирост денежной массы - порядка 25%, среднегодовой курс – 34 рубля за 1 доллар.
Объем привлечения на рынке государственных ценных бумаг в 2003 г. планируется в размере 162,6 млрд. руб. Привлечение внешних источников в 2003 году, согласно документу, составит всего $680 млн.
Важнейшими приоритетами бюджетных расходов в 2003 г. определены обеспечение обороны и безопасности, судебная реформа, развитие науки и образования.
Вывод: Анализируя параметры проекта федерального бюджета-2003, видно, что по сравнению с 2001 г. размер профицита снизится в 4 с лишним раза, а по сравнению с 2002 г. практически не изменится. Непроцентные расходы составят практически ту же величину, прогнозирующуюся по итогам 2002 г., что почти в 2 раза превышает значение показателя в 2001 г. При этом в течение 2001-03 гг. заметно последовательное снижение в % к ВВП налоговых доходов федерального бюджета. Доходы и расходы в 2003 г. по сравнению с 2002 г. снизятся в % к ВВП на 1,2 процентных пункта.
Основные параметры федерального бюджета ($ млрд.):
|
2001 г. |
в % к ВВП |
2002 г. прогноз |
в % к ВВП |
2003 г. проект |
в % к ВВП |
Доходы |
52.8 |
17.6% |
68.0 |
19.7% |
70.6 |
18.5% |
- налоговые |
48.5 |
16.2% |
53.5 |
15.4% |
55.4 |
14.5% |
- неналоговые |
3.7 |
1.2% |
3.9 |
1.1% |
4.3 |
1.1% |
Расходы |
44.0 |
14.7% |
66.2 |
19.1% |
68.5 |
17.9% |
- процентные |
7.7 |
2.6% |
8.5 |
2.4% |
8.2 |
2.1% |
- непроцентные |
36.3 |
12.1% |
57.7 |
16.7% |
60.3 |
15.8% |
Профицит |
8.8 |
2.9% |
1.9 |
0.5% |
2.1 |
0.6% |
Источник: Минфин РФ, Госкомстат РФ
В целом размер федерального бюджета по-прежнему остается смехотворным, что совершенно не соответствует статусу члена “большой восьмерки”. Неужели можно считать успехом увеличение доходной части по сравнению с 2002 г. на $2,6 млрд. при увеличении на практически ту же сумму ($2,3 млрд.) расходной части и практически том же профиците? Задачу удвоения (существенного увеличения) бюджета, о чем мы неоднократно писали, в очередной раз выполнить не удалось. Разве можно России на $70 млрд. нормально содержать армию или поддерживать систему образования и здравоохранения? На нынешнем этапе федеральный бюджет России должен был бы составлять порядка $300 млрд. для адекватного функционирования нашего государства. Для сравнения размер госбюджета Польши, крупнейшей страны Восточной Европы, где проходят в целом аналогичные процессы в экономике, по итогам 2001 г. составил $35,3 млрд. при населении в 38,6 млн. чел. Логично было бы предположить, что размер бюджета России, в связи с тем, что население страны на 01.01.2002 г. составляло 144 млн. чел., должен быть почти в 4 раза больше за тот же период, однако это не так. По итогам 2001 г. доходы федерального бюджета РФ составили $52,8 млрд., что лишь в 1,5 раза превышает показатели Польши.
Достичь существенного увеличения размеров федерального бюджета можно только в результате роста экономики (здесь к позитивной налоговой реформе должны добавиться структурные реформы, а также прогресс в обеспечении прав собственности) и улучшения сбора налогов. Говорить же об эффективности деятельности налоговых органов, к сожалению, пока не приходится, учитывая фактически выпавший $1 млрд. по итогам I полугодия т.г. Явно преждевременен и сомнителен также курс правительства на внутренние заимствования, о чем мы подробно писали в “Вестнике” №49. Кроме того, инфляция в 2003 г. на уровне 12% означает фактическое признание правительством своего бессилия. Совершенно очевидно, что одним из источников инфляции является анахронизм обязательной продажи валютной выручки, который по-прежнему действует. К тому же все еще нет эффективной денежно-кредитной политики, направленной на укрепление национальной валюты, отсутствует механизм рефинансирования банковской системы, призванный усилить влияние ЦБ на денежные процессы в стране, не стимулируется создание новых здоровых банковских институтов – все это равноценно провалу политики Центробанка, который продолжает думать, что его главная задача – валютные резервы и курс рубля к доллару.
Несмотря на то, что в настоящее время пока сложно качественно оценивать параметры федерального бюджета на 2003 г., так как приведены лишь проектные значения, основываясь на вышеизложенном, нельзя, на наш взгляд, сказать, что бюджет-2003 прогрессирует по сравнению с текущим, а тем более прошлым 2001 годом.
Вестник РЭО
Читайте также:
|
|