:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: ТЕНДЕНЦИИ >> НОВОСТИ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

Бюджет России теряет резервы

16.07.2002

В Минфине опасаются, что финансовый резерв на текущий год не удастся сформировать в полном объеме

Человек, как известно, предполагает, а Господь располагает. И хотя считается, что повседневная деятельность хозяйствующих субъектов, именуемая экономическим развитием, протекает без вмешательства Всевышнего, а определяется единственно свободным выбором миллионов и миллиардов участников процесса, ни одно из предположений касательно экономики не оказывается стопроцентно верным. Правительству, на которое работают сотни специалистов по макроэкономике и финансам, свойственно ошибаться ничуть не меньше, чем любому отдельно взятому человеку.

В нынешнем году развитие российской экономики пошло по пути, несколько отличающемуся от предначертанного Белым домом. Строго говоря, и в предыдущие годы экономическая жизнь в стране протекала по сценариям, очень слабо совпадающим с теми, что готовило Минэкономразвития. Но на протяжении двух последних лет это отличие носило скорее позитивный характер. Консерватизм экономического ведомства приводил к тому, что реальные цифры роста ВВП, доходов бюджета и инфляции оказывались выше запланированных.

В нынешнем году исполнение основных макроэкономических показателей оказалось ближе к составленным в Минэкономразвития сценарным условиям. И это совсем не радует власти. Ведь бюджетный прогноз в результате оказался чрезмерно оптимистичным.

Минфину России, скорее всего, не удастся сформировать в текущем году финансовый резерв в запланированном объеме. Об этом сегодня в беседе с журналистами сообщил высокопоставленный источник в финансовом ведомстве. Бюджетом предусмотрено формирование резерва в объеме 105 млрд руб. Этот показатель едва ли будет достигнут.

По словам источника, на начало нынешнего года финансовый резерв составлял 88 млрд руб. Выплаты по внешним долгам изрядно сократили его объем. Так, если к концу первого квартала резервная сумма опустилась до 47,6 млрд руб., то к окончанию второго – до 38-40 млрд руб. При этом объем долговых платежей в апреле-июне был скромнее, чем в январе-марте.

Уменьшение размера резерва по сравнению с запланированным связано, прежде всего, с недобором налоговых доходов, а также необходимостью оказания финансовой помощи бюджетам субъектов федерации, подчеркнул осведомленный источник в финансовом ведомстве. По его словам, российские налоговики недобрали около 38 млрд руб. за первое полугодие. Сложно представить, что им удастся компенсировать эту разницу.

Отчасти, по словам источника, недобор налогов связан с падением мировых цен на нефть. Оптимистический вариант формирования доходов бюджета, предусматривающий образование 100-миллиардного резерва, строился на том, что нефть марки Urals будет стоить 23,5 долл./барр. В действительности цена сложилась в размере 22,2 долл./барр.

Впрочем, снижение нефтяных цен непосредственное влияние оказало на доходы по линии ГТК. Налоговое ведомство потеряло из-за изменений в законодательстве. Так, потери от инвестиционной льготы по налогу на прибыль, примененной в конце 2001 г., в первом полугодии 2002 г. составили около 10 млрд руб. Еще 21-22 млрд руб. бюджет лишился из-за возврата НДС при сдаче построенных объектов. Наконец, на формирование резерва повлияла выдача ссуд и ускоренных трансфертов субъектам федерации на общую сумму около 20 млрд руб., из которых возвращение 6 млрд руб. будет перенесено на 2003 г.

«В настоящий момент мы уже понимаем, что живем по графику, который менее благоприятен, – заявил источник в Минфине. – В таком объеме, как мы планировали, финансовый резерв мы уже, видимо, не сформируем». По его прогнозу, объем резерва по итогам года не превысит 71 млрд руб.

В первую очередь это означает, что не будут профинансированы «отложенные» расходы четвертого квартала. За счет частичного их сокращения были найдены средства на выплату денежного довольствия военным и прочие неотложные нужды. Теперь, скорее всего, все расходы, отнесенные при составлении бюджета к «непервоочередным», подвергнутся секвестру.

Во-вторых, сокращение резерва сулит трудности при обслуживании внешнего долга в 2003 г., когда объем выплат составит около 17,2-17,3 млрд долл. По расчетам правительства, запас прочности на предстоящий год и должен был создать финрезерв, который почти полностью предполагалось пустить на решение долговой проблемы. Правда, источник полагает, что поводов для беспокойства нет. «1,5 млрд долл. - это не тот вопрос, который заставит нас серьезно беспокоиться, это вопрос настройки при определении источников погашения долга в 2003 г.», – заявляет он.

Похоже, в Минфине делают первый шаг к исключению бюджетного торга в нынешнем году. Недостаток резервов для выплат по долгам – хорошая «страшилка» для чересчур расточительных депутатов.

Rbc.ru


Читайте также:

ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018