:: www.finansy.ru ::
БИЗНЕС-ПЛАНЫ | Рубрикатор | Статьи | Книги | Диссертации | Тенденции | Колонки |
| Авторам | Карьера | Аспирантам | Подписка | Поиск | Контакты |
Фин. Анализ
ГЛАВНАЯ
РУБРИКАТОР
СТАТЬИ
ТЕКСТЫ КНИГ
ДИССЕРТАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
БИЗНЕС-ПЛАНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОРЫ
КОЛОНКИ
КАРЬЕРА
АСПИРАНТАМ
ДОКУМЕНТЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
О ПРОЕКТЕ
КАРТА САЙТА





 :: ТЕНДЕНЦИИ >> НОВОСТИ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

Илларионов Андрей Илларионов: "Если реальный курс рубля будет расти, как сейчас, в течение двух лет мы можем вернуться к ситуации 1998 года"

Интервью А. Илларионова Стране.ру, Саввина Нина, 04.03.2002

Андрей Илларионов сегодня провел в "Александр-Хаусе" пресс-конференцию. Она проходила, как отметил сам помощник президента, в необычном формате. Сначала он фактически выступил с докладом, где изложил свои представления о необходимых изменениях в курсовой политике. После чего журналисты получили возможность задать ему вопросы. По окончании мероприятия он ответил на вопросы Страны.Ru. В том числе и о сокращении госрасходов, и о долговой стратегии.

- Андрей Николаевич, не получится ли так, что только крупные компании выиграют от снижения реального курса рубля?
- Реальный курс нейтрален по отношению к размерам компании, он абсолютно нейтрален. Более того, он не нейтрален по отношению к разным секторам - он больнее ударяет по одним отраслям, слабее по другим. Те компании, которые работают в сфере услуг и не связаны с внешней торговлей, оказываются в благоприятной ситуации. Влияние на них нейтрально, и их величина не имеет значения. Крупные компании в машиностроении или в легкой промышленности в той же степени страдают от удара, нанесенного повышением реального курса, как и крупные компании в других отраслях. И небольшие компании, например в транспорте, в услугах или в электроэнергетике, в такой же степени защищены от повышения реального валютного курса, как и крупные компании. Величина компании не играет роли.
- И здесь не существует опасности перераспределения доходов в пользу богатых?
- А здесь нет для этого инструмента, его просто нет.
- Какой процентный рост реального курса рубля может грозить событиями, аналогичными событиям августа 1998 года?
- В течение двух лет мы можем дойти до уровня 1998 года, если курс будет расти, как, например, в последний год - 48,6% за три года. В среднем, по 16% в год курс растет, но если в 1999 году он был практически стабилен, то в последние два года он растет по 20% в год.
- Вы считаете, что наступило время бить тревогу?
- Ну вообще-то мы занялись этим полтора года тому назад, весной 2000 года, когда этот негативный процесс только начался. А с осени 2000 года мы стали его публично обсуждать. Но за эти полтора года, прошедшие со времени начала дискуссии по этим вопросам, к сожалению, ситуация не стала лучше. Реальный валютный курс продолжает увеличиваться.
- В какой степени решение этой проблемы зависит от Центрального банка?
- Это не связано с Центральным банком. Как я в своем докладе старался показать, это результат не деятельности Центрального банка.
Дело в том, что воздействие инструментов денежной политики на реальные показатели валютного курса нейтрально. То, что, скажем, Центральный банк покупает больше валюты, меньше валюты, может оказать краткосрочное воздействие на более высокие темпы девальвации рубля или более низкие темпы девальвации рубля. Но в средней и долгосрочной перспективе на реальный валютный курс оказывают влияние показатели, связанные с размерами нерыночного сектора, то, о чем мы уже говорили. Это государственные расходы, государственное заимствование, услуги регулируемые государством и услуги.
- Можно ли сегодня продолжать прежнюю курсовую политику?
- Нет, сейчас уже этого нельзя делать, ситуация зашла слишком далеко. И просто для того, чтобы ликвидировать тот разрыв, который накоплен за последние 2-2,5 года, придется обеспечить более высокие темпы номинальной девальвации рубля. Вот Страна.Ru опубликовала варианты, насколько номинальный валютный курс сможет соответственно увеличиться или уменьшиться в зависимости от тех или иных сценариев. Я бы сказал, логика там абсолютно правильная, цифры приведены точные. И я могу сказать, что я полностью поддерживаю мнение, что в зависимости от той или иной логики результаты получаются те, которые там приведены. (См. заметку в этом же сюжете "Каким будет курс рубля к концу года";. - Прим. ред.)
Я не хотел бы называть конкретные цифры номинального курса, потому что, как только я их назову, некоторые журналисты напишут, что Илларионов призвал девальвировать рубль и что курс уже точно будет таким, как я скажу. И потом мы будем разбираться с Виктором Владимировичем, кто создавал инфляционные ожидания.
Но я бы не сильно удивился, если бы к концу года номинальный валютный курс опустился до 35 рублей за доллар. И я бы сказал, что это очень сдержанная оценка. Если посмотреть расчеты Страны.Ru, то можно увидеть, что это одна из самых сдержанных оценок.
- Вы говорите о необходимости снижения государственных расходов. Реально ли снизить наши госрасходы с 35% до, например, 20% или об этом можно только мечтать?
- Я приведу примеры. Скажем, Китай за 20 лет сократил государственные расходы с 38% до 13% ВВП, Ирландия - с 55% до 30% ВВП за 10 лет, Российская Федерация - с 72% до 35% в течение 8 лет. По темпам сокращения государственных расходов мы находимся в группе лидеров, мы смогли это сделать - с 72% до 35%, в 2 раза уменьшить. Такого не сделал ни Китай, ни Ирландия. И если мы это сделали, то почему мы не можем совершить еще один небольшой шаг, нам ведь осталось всего 15% пунктов, здесь путь в два раза короче, чем мы проделали.
- Можно ли считать финансовый резерв неким зачатком стабилизационного фонда, который вы предлагаете создать?
- Нет, я не могу согласиться, что это так. Стабилизационный фонд - это набор очень четких, ясных процедур и регламента, с четкими условиями, какие средства туда идут, на каких условиях, когда и как они расходуются. Ничего этого в нынешнем финансовом резерве нет, поэтому никаким зачатком, никаким шагом в сторону стабилизационного фонда, к сожалению, его назвать нельзя. И то, что происходило в прошлом году, только это подтверждает. Способ, каким эти средства накапливались, где они накапливались и как использовались, - все это показывает, что это не стабилизационный фонд.
- Следовательно, при подготовке бюджета будущего года следует подумать о стабилизационном фонде?
- Лучше бы уже при исполнении бюджета этого года. Ну а если так сделать невозможно, то хотя бы со следующего года.
- Какие еще факторы вы считаете такими же значительными для экономического роста, как реальный валютный курс?
- Все факторы взаимосвязаны. Если вы обратили внимание, в последнее время, в последние, может быть, 6 или 7, 8 лет, в разном сочетании, но я говорю примерно об одном и том же - о государственных расходах, о государственных заимствованиях, об инфляции, о долгах, о реальном валютном курсе. На самом деле это все ипостаси одного и того же. Это проявление одного и того же явления. Это явление носит название нерыночный сектор. Это сектор, в котором не действуют экономические законы, в которых экономические ресурсы распределяются по неэкономическим причинам, по неэкономическим законам. Чем больше объем нерыночного сектора в национальной экономике, тем хуже результаты, поэтому прежде всего стоит структурная задача - уменьшение объемов нерыночного сектора в российской экономике.
А для этого необходимо все то, о чем мы говорили. Как только это делается, появляются те же самые результаты. Если снижается реальный валютный курс, то снижаются и размеры государственного сектора, нерыночного сектора. Если снижается размер нерыночного сектора, снижается и реальный валютный курс. И наоборот, если растет одно, то растет и другое. В экономике все взаимосвязано, все просто неразрывно. В разной пропорции, но все взаимосвязано. Когда происходит девальвация, соответственно не только реальный курс падает, но и сокращаются размеры государства.
- Удовлетворены ли вы ситуацией с выплатой внешнего долга в прошлом году? Этой теме вы уделяли так много внимания.
- Спасибо, кстати, Стране.Ru за то, что она провела дискуссию на тему внешнего долга и опубликовала в том числе и мою позицию. Я обещаю вскоре эту дискуссию завершить, я как раз собираюсь это сделать. Я думаю, что выплаты внешнего долга в 2001 году - это один из примеров, когда разумная экономическая политика, проводимая властями, приводит к совершенно очевидным позитивным результатам. И эти результаты видны везде. И во взаимоотношениях с кредиторами, и вообще в имидже страны. И в укреплении позиций, в том числе и политических. И в поддержании экономического роста внутри страны. И сейчас мы видим, что правительство, я бы даже сказал, приобрело некий вкус в решении проблемы внешнего долга. И слава Богу! И необходимо продолжать в этом же духе.
Мы видим, что практически все, о чем говорится, рано или поздно происходит. Говорили о том, что инфляция должна быть подавлена. Хотя многие и считали, в том числе и многие экономисты, что это невозможно, что 20% в месяц или 10% в месяц - это российская экономика такая. Оказалось можно. Говорили, что без ГКО никуда не денемся - оказалось, можно. Говорили, что девальвировать рубль ни в коем случае нельзя. Оказалось, что можно, и только будет лучше. Говорили, что ни в коем случае нельзя заплатить внешний долг. Что это приведет к румынскому варианту, к социальному взрыву, к катаклизму. Что у нас 40% от общих расходов бюджета составляют платежи по внешнему долгу, у нас холодная погода в регионах, мы не можем платить, просто вообще не можем - и все. И убедили всю страну, ведь многие искренне поверили, что у нас есть проблема 2003 года, что мы действительно не можем платить и так далее, и так далее. Но вот годичная дискуссия показала, что все мы можем, что ни в чем не являемся исключением, что климат каким был, таким и остался, и что никаких 40% в расходах бюджета долг не составляет, а составляет 16%. И когда начинаешь осуществлять такую политику, то получаешь плюсы по всему фронту. А когда проводишь неправильную политику, получаешь минусы по всему фронту.

См. также:

  • Каким будет курс рубля к концу года
  • Андрей Илларионов считает опасным рост реального курса рубля

    Страна.ру


    Читайте также:

  • ТЕНДЕНЦИИ
    нефть и экономика
    анализ и прогн. по РФ
    экономика США
    мировая экономика
    экономика ЕС, евро
    долги РФ
    налоги
    банки
    виртуальная экономика
    бизнес и интернет
    бюджет РФ
    рубль, вал. политика
    платежный баланс
    trade finance
    развивающиеся страны
    переходные экономики
    компании, рынки
    финансисту
    архив
    РУБРИКИ
    статьи, исследования
    тексты книг, пособий
    диссертации
    тенденции в экономике
    экономические обзоры
    готовые бизнес-планы
    маркетинговые исследования
    документы
    ИНТЕРЕСНОЕ

    [ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]


    Финансы.Ru
    Контакты
    Copyright © FINANSY.RU 1999-2018