экономика и финансы
МАГАЗИН [Главная] [Публикации] [Тенденции] [Финансы] [Организации]
[Экономисты] [Аспирантура] [Работа] [Полезно] [Книги] [Гостевая]
КНИГИ
ГЛАВНАЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
ФИНАНСЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИСТЫ
ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ
ПОИСК РАБОТЫ
ПОЛЕЗНО
КНИГИ
ГОСТЕВАЯ

ПУБЛИКАЦИИ: ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДШИВКИ
Итоги 2000 года и прогноз на 2001 год: мнения экспертов

В 2001 году от экономических властей я жду сокращения времени на дискуссии, но активизацию действий

Шохин А.Н., Open Economy, 21 декабря 2000 года.

   Александр Николаевич, как будет жить российская экономика в 2001 году, с чем мы входим в новое тысячелетие?

Во-первых, я считаю, что 2000 год - уникальный по темпам экономического роста, темпам инвестиций в основной капитал. На мой взгляд, повторение пройденного маловероятно. Тем более, что действует еще один немаловажный фактор, а именно статистический, кроме всех, которые обычно упоминаются - благоприятная мировая конъюнктура, двухлетний эффект импортозамещения, девальвация национальной валюты и так далее. Статистический фактор, безусловно, сказался на динамике двухтысячного года. После более чем десятилетнего спада и относительно неблагоприятного 1999 года, конечно, двухтысячный год взлетел с точки зрения роста экономических показателей. Повторить довольно сложно, более того, статистика фиксирует некоторое снижение помесячных показателей, и продление этой падающей кривой уже многих приводит к выводу о том, что в середине следующего года рост может прекратиться. Ну, видимо истина посередине: вряд ли мы выйдем на нулевой рост, но столь же очевидно, что вряд ли удастся повторить основные показатели двухтысячного года. В частности, по причине ожидаемого падения цен на нефть (это циклические процессы, и 2001 год не может их обойти стороной). Ясно, что весной цены упадут. Слава Богу, если они будут выше уровня, заложенного в бюджет. Кроме того, наблюдаемый экономический рост во многом связан с задействованием неиспользованных мощностей, инвестиции в основном были легкими инвестициями, не связанными с перевооружением и реструктуризацией промышленных и других отраслей. Следовательно, на 2001 год ложится дополнительная нагрузка, связанная с включением более глубинных факторов - инвестиционного экономического роста, основанного на структурных и институциональных изменениях, которые еще в следующем году только, видимо, начнут осуществляться. Включая реформу банковской системы, реформу естественных монополий: железные дороги, РАО ЕЭС и так далее. И в то же время есть явная потребность в отдаче от этих факторов. Видимо, в 2001 году эти два процесса полностью не встретятся, поэтому будет определенный разрыв, который с одной стороны предъявляет повышенные требования к экономической политике властей (включая правительство, ЦБ и законодателей), а с другой стороны не исключено обострение бюджетных, финансовых и других проблем, в случае, если неблагоприятные факторы скажутся сильнее. В частности, если цены на нефть упадут ниже критического порога, если инфляционный навес, денежный навес, который накопился в экономике, начнет, подобно снежным заносам, на крышах сползать и падать на дорожки и инфляция выйдет из прогнозируемых показателей.
На мой взгляд, основная проблема 2001 года заключается именно в этом зазоре, разрыве между желательным проявлением позитивных изменений экономической политики, которые вряд ли скажутся в полном объеме, и прогнозируемым ухудшением независящих от наших властей факторов. Хотя здесь, конечно, вполне возможна компенсация, например, уже один из ведущих представителей «семерки» статс-секретарь Минфина Германии уже заявил, что ежели вдруг российский платежный баланс будет слабым под воздействием международной конъюнктуры, то не исключено, что Парижский клуб предоставит новую рестурктуризацию. Иными словами, резкое падение цен на нефть может быть компенсировано ослаблением долгового бремени.
Но это, на мой взгляд, частные сюжеты, которые не отменяют общего тезиса о возможном разрыве между желаемым и действительным. Очевидно также, что российская сторона при всех раскладах и сценариях развития событий заинтересована в заключении соглашения с МВФ. Даже понимая, что заключение соглашения не сулит нам предоставления кредитов (реформа самого валютного Фонда предполагает, что кредиты теперь будут даваться на более рыночных условиях и только на случай реальных угроз для стабильности национальной валюты, кои не должны, видимо, появиться в России), но соглашение с МВФ является окном, через которое просматривается та же реструктуризация долгов Парижским клубом.
В целом можно сказать так, что к сожалению благоприятная ситуация на мировых рынках нефти затормозила многие реформы, которые были заявлены в ходе предвыборной кампании президента, были заявлены правительством сразу после формирования, будь то программа Грефа или программа правительства. Кстати сказать, окончательного одобрения программа правительства так и не получила. Она как бы одобрена в основном и до сих пор дорабатывается. Очень вяло формирует правительство свою позицию по реформам, будь то реформа банковского сектора, железных дорог, РАО ЕЭС и так далее. Что мы наблюдаем сегодня? Многочисленные заседания с поручениями доработать и рассмотреть еще раз в следующем квартале. Непонятные конфликты, связанные с итогами обсуждений, подобно нынешнему конфликту между Чубайсом и Илларионовым, и возможным появлением совсем другого решения правительства, нежели то, которое было озвучено. Все это порождает ощущение, что программа правительства - это не руководство к действию, это лишь некий контур программы действий правительства, который еще требуется наполнять содержанием. А какое содержание будет, это зависит от борьбы тех или иных групп влияния. У президента Путина есть исключительная возможность ускорить эти процессы. Но, судя по его заявлению из Канады, когда он одобрил и действия правительства, и одобрил критическую позицию своего советника Илларионова, показывает, что он пока над схваткой, и это придает силы борющимся сторонам. Они уже в публичных действиях пытаются доказать свою правоту, созывая пресс-конференции, политические тусовки и так далее. Мне так кажется, что это тоже один из факторов неблагоприятного воздействия на экономическую ситуацию следующего года.
Неопределенность с некоторыми ключевыми параметрами экономической политики просматривается и в бюджете - бюджет принят, и тут же высокопоставленные чиновники правительства дают понять, что по итогам первого квартала можно его пересмотреть. В частности, имея ввиду, и другие направления использования дополнительных доходов. Скорее всего, имеется в виду больший объем расходов на внешний долг, нежели вытекает из схем деления допдоходов 30 на 70 или 50 на 50, которые заложены в бюджете на 2001 год. По той же денежно-кредитной политике ясности нет. В частности, сегодня Государственная дума возвращает без рассмотрения "Основные направления денежно-кредитной политики" Центральному банку. Основной мотив, с которым выступили три комитета банковский, бюджетный, экономический заключаются в том, что "Основные направления денежно-кредитной политики" не дают никаких сценариев развития экономики и денежной системы России и не дают никаких вариантов экономической политики в зависимости от изменения основных параметров, заложенных в эти сценарии. В частности, депутатов, безусловно, волнует как себя поведет ЦБ в зависимости от того или иного поведения экзогенных факторов, которые непосредственно не находятся в сфере влияния правительства. Но ЦБ обошелся тем, что перепел зады бюджета, при этом Виктор Геращенко считает, что никакой нужды дорабатывать документ о кредитно-денежной политики нет. Но такая денежно-кредитная политика нам не нужна. Нам нужна действительно оценка вариантов поведения монетарных властей в зависимости от того, как себя будут вести те же цены на нефть, отношения с МВФ и кредиторами. Нужны более внятные обоснования того, какая будет политика обменного курса рубля. Вот этого, к сожалению, нет, а это гораздо важнее, нежели просто прогнозные оценки того, что будет, какие показатели, какая инфляция и так далее.

Александр Николаевич, но все-таки, Вы на следующий год смотрите с оптимизмом?

Безусловно. Я уже сказал, что не будет таких оптимистических показателей, как в двухтысячном году, но и не будет того варианта мрачного прогноза, который ведет к обнулению экономического роста, поскольку я считаю, что существенная часть, какая-то часть эффекта от структурных институциональных реформ, в частности, от той же налоговой, должна начать сказываться. Но критической массы еще, пока что, к сожалению, нет, и очень важно, чтобы 2001 год не пропал зря с точки зрения трансформации экономической политики, использующей благоприятную конъюнктуру в экономическую политику, которая сама формирует устойчивую экономическую конъюнктуру. Это главная задача 2001 года. То есть в 2001 году от монетарных и экономических властей я жду сокращения времени на дискуссии, но активизацию действий.

21 декабря 2000

Смотрите также: Шохин А.Н.

[ каталог всех подшивок ] [ все статьи по теме ]


Читайте также:

РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
ИНТЕРЕСНОЕ
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]




Финансы.Ru
Контакты
Copyright © FINANSY.RU 1999-2018