экономика и финансы
МАГАЗИН [Главная] [Публикации] [Тенденции] [Финансы] [Организации]
[Экономисты] [Аспирантура] [Работа] [Полезно] [Книги] [Гостевая]
КНИГИ
ГЛАВНАЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ
ТЕНДЕНЦИИ
ФИНАНСЫ
ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИСТЫ
ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ
ПОИСК РАБОТЫ
ПОЛЕЗНО
КНИГИ
ГОСТЕВАЯ

ПУБЛИКАЦИИ: ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДШИВКИ
Серия статей на тему "Развитие интернет и сетевого бизнеса"

Прозрение: электронная коммерция становится делом крупных корпораций, а не энтузиастов-одиночек.

Петр Кирьян, Эксперт, #49 (261) от 25 декабря 2000 года.

"Неужели вы всерьез полагаете, что электронный бизнес - это когда люди покупают карандаши по Интернету?" - спрашивает Джей Тененбаум, один из крупнейших в США экспертов в сфере электронного бизнеса из интернет-компании Commerce One. Она была создана еще в 1992 году и первой предложила идею электронной торговой площадки. "Конечно же, нет. Речь идет о бизнесе крупных компаний и о новых торговых площадках для них", - отвечает он на свой вопрос. Романтический период, когда возникновение e-бизнеса сопоставляли по значимости чуть ли не с изобретением вечного двигателя, прошел. И дело здесь не в колебаниях индекса NASDAQ. Дело в том, что за исключением внешнего формата ничего принципиально нового электронная коммерция до сих пор не предложила.

Попытки работать с массовым потребителем в виртуальном пространстве не увенчались успехом. Причина в том, что интернет-компании фактически переносили традиционные модели бизнеса в Сеть, однако работать по ним не смогли. Увлекшись технологией, они незаслуженно забыли такие компоненты, как логистика или отношения с потребителями. Ситуация начала меняться только тогда, когда в Сеть пришли традиционные, знакомые потребителям компании, которые перехватили инициативу у "новой экономики". Сегодня в Сети начинается эра старого доброго "традиционного бизнеса", который включает ее в свою технологическую цепочку.

Лишний посредник

"Большинство ошибок в управлении и развитии бизнеса было следствием главного просчета, а именно попытки сетевых компаний заместить собой реальный бизнес", - считает Тененбаум. Яркий пример такого ошибочного поведения - кампания в США по организации продажи автомобилей через Интернет. Два года назад появились сайты, где можно выбрать марку автомобиля, его комплектацию, условия покупки и, наконец, приобрести машину.

Первыми возмутились старые автомобильные дилеры, которые усмотрели в новом начинании угрозу своему будущему. Однако им удалось добиться того, чтобы машины интернет-покупатели получали с их площадок. По прошествии года опасения по поводу Интернета исчезли сами собой, поскольку из восьми ведущих сайтов - продавцов машин один закрылся, а другие заключили договоры на обслуживание конкурентов - традиционных автодилеров.

Оказалось, что по Сети очень сложно проверить достоверность данных, которые клиенты предоставляют о себе, прежде всего их кредитные истории. С другой стороны, потенциальные клиенты разочаровались в новой услуге, потому что опасались за сохранность предоставленных сведений о себе и потому что покупку невозможно было испробовать в деле. Как можно купить машину, даже не посидев в ней? И потребители шли к ближайшему "традиционному" дилеру смотреть товар живьем.

Еще одна проблема электронных магазинов - доставка товара потребителю. Рождественские покупки или подарки на день рождения лучше доставлять точно в срок. Это вполне по силам районному супермаркету, но проблематично для сетевого магазина с центральным офисом в Сан-Хосе, а складом в Миннесоте. Даже простейшая сетевая торговля - продажа книг и аудиозаписей - столкнулась с проблемой доставки товара, но уже в другие страны. В частности, турецкая или российская таможня не брезгуют тем, чтобы открыть и досмотреть получаемый товар. Не все почтовые операторы имеют договоры с таможней, позволяющие проводить быстрое таможенное оформление грузов, поэтому UPS или DHL довезут ваш диск в Москву гораздо быстрее Federal Express.

Попытка перенести финансовые операции в Интернет привела к образованию интернет-брокеров и интернет-банков. Но и они испытывают кризис доверия со стороны потребителей. Основные дивиденды от прихода в Сеть получили старые банки и компании. Так, американский банк Wells Fargo существенно расширил число получателей кредитов за счет открытия сетевого подразделения. Deutsche Bank, как и другие немецкие финансовые институты, собирается сократить число собственных отделений за пределами Германии, предложив клиентам следить за своими счетами по Сети.

Последний звонок для электронных бизнесменов прозвенел в конце 1999-го-начале этого года, когда большинство традиционных розничных сетей США, например Wal-Mart, доказало свое превосходство и в Интернете. Их преимуществами над новыми сетевыми торговыми точками стали раскрученная торговая марка, реклама по телевидению и в печатных СМИ, наличие собственных дисконтных систем, доскональное знание клиентской базы и, главное, прибыльность их основного бизнеса. В результате, хотя пока еще рано хоронить такие компании, как Amazon.com или электронное подразделение книжной сети Barnes & Nobles, в качестве выгодного вложения их рассматривают уже гораздо меньше инвесторов, чем еще год-два назад, что, естественно, сказывается на капитализации.

Война издержкам

Осознав, что сразу стать альтернативой традиционному бизнесу не удастся, большинство интернет-компаний переключилось на предоставление услуг офлайновым компаниям. Речь идет о консультациях, предоставлении информации, поддержке работы несетевых корпораций в Сети. Звукозаписывающие компании, например Bertelsmann, физически не могут заниматься сетевыми продажами дисков в Европе и США, поэтому в Сети их представляют интернет-посредники, а музыкальный диск доставляется покупателю из ближайшего магазина. Авиакомпании в США предлагают забронировать билет по Сети, оплатить его и получить по почте. Компания в данном случае только вырабатывает ценовую политику, а остальными операциями, включая выставление счета, заняты посредники.

Казалось бы, куда выгоднее самому продавать те же диски или авиабилеты. Передавая эту часть бизнеса посредникам, компания-производитель или авиаперевозчик избавляют себя от необходимости тратиться на развертывание собственной сети и вербовку новых клиентов. За нее это делают фирмы-посредники. "Большинство компаний уже не производят товар от и до, производство выгладит как поэтапная досборка и перепродажа, это азбука бизнеса, так выгоднее работать", - говорит Джей Тененбаум из Commerce Оne.

Еще один способ сократить издержки в бизнесе - максимально снизить затраты на производство комплектующих. В этом заинтересованы прежде всего крупные компании. Интернет они считают как раз таким инструментом. В Сети формируются торговые площадки, на которых крупные корпорации могут вести прямую торговлю с поставщиками. Компании, занимающиеся разработкой таких торговых площадок, например Ariba и Commerce One, создают их по отраслевому принципу. "Это может быть рынок нефти, сталепроката, покрышек или сырой резины, - считает Джей Тененбаум. - Но это будет рынок нескольких крупных игроков или хорошо известных компаний".

Такая структура рынка объясняется тем, что в Интернет будут переноситься уже существующие межкорпоративные и рыночные связи. И через год, и через два количество розничных продавцов бензина и оптовых покупателей останется тем же. Не изменится и число поставщиков комплектующих, например, на заводы General Electric или Boeing. Работа через Интернет будет схожа с работой внутрикорпоративных автоматизированных систем, которые в рамках одной компании позволяют управлять закупками и производством. Фактически корпорации продолжат работу в своей системе, только их данные, заявки на покупку и предложения будут доступны участникам сетевой торговой площадки. Технологию вывода и обработки данных разного формата в едином стандарте уже предлагает Microsoft.

Работать по такой схеме выгодно: поставки будут осуществляться день в день, потому что анализ архива сделок и объема прежних закупок покупателей позволяет четко установить потребность в товаре. Поставщики смогут отказаться от складских запасов, что до сих пор остается одним из не полностью использованных резервов снижения стоимости.

Подтверждением жизнеспособности сетевых площадок является то, что крупнейшие американские автомобильные компании уже взяли этот принцип на вооружение. General Motors, Ford и DaimlerChrysler создают единую электронную площадку Covisint для закупки комплектующих у партнеров-поставщиков. О желании присоединиться к этой торговой площадке уже заявили Renault и Nissan. Эти компании сегодня рассматривают вариант, в котором на конвейере будут собираться почти полностью готовые узлы смежных поставщиков: на автомобиль с уже окрашенным кузовом и собранным салоном будут монтировать собранную подвеску, двигатель, на чем функция сборочного завода закончится.

Альтернативы.NET

Сегодня существует более сотни таких площадок, а в будущем их численность будет достигать тысяч. Сторонники нового подхода к бизнесу в Интернете приводят следующие аргументы в пользу зарождающейся системы. Поскольку количество участников отдельной площадки ограничено как ее специализацией, так и числом потенциальных покупателей и поставщиков комплектующих сырья или услуг, участники рынка будут застрахованы от скачков цен на нефть или металлы, поскольку покупать будут не впрок и не для создания спекулятивных запасов, а под конкретные нужды производства. К тому же большинство игроков на отдельных рынках хорошо знает, чего можно ждать друг друга.

Стремясь зафиксировать эту стабильную систему, лидеры среди технологических компаний начали разрабатывать стандарты обработки и передачи данных. Каждая компания называет это по-своему. IBM говорит об электронном бизнесе второго поколения, Intel - о бизнесе, ориентированном на интересы конечного потребителя, Microsoft - об участии каждого, и потребителя, и производителя, в формировании сетевых рынков. Однако смысл данной работы, пусть и под разными названиями, даже не в том, чтобы свести к минимуму риск использования новых технологий, а в том, чтобы сделать безальтернативной формирующуюся сегодня модель "традиционно-виртуального" бизнеса.

Сан-Франциско-Москва

[ каталог всех подшивок ] [ все статьи по теме ]

ИНТЕРАКТИВ И СЕРВИСЫ
Авторам
Поиск по сайту
Сервисы подписки
Twitter
Контакты
РУБРИКИ
статьи, исследования
тексты книг, пособий
диссертации
тенденции в экономике
экономические обзоры
готовые бизнес-планы
маркетинговые исследования
документы
СТАТЬИ
макроэкономика
микроэкономика
мировая экономика
внешнеэк. деятельность
мировые финансы
экономика России
менеджмент
финансовый менеджмент
инвестиции
финансовые рынки
банковское дело
бухучет, аудит
страхование
налоги, бюджет
электронный бизнес
маркетинг, реклама
человеческий капитал
разное
КНИГИ
макроэкономика
микроэкономика
финансовый менеджмент
инвестиционный менеджмент
мировая экономика
финансовые рынки
банковское дело
другие темы
ТЕНДЕНЦИИ
нефть и экономика
анализ и прогн. по РФ
экономика США
мировая экономика
экономика ЕС, евро
долги РФ
налоги
банки
виртуальная экономика
бизнес и интернет
бюджет РФ
рубль, вал. политика
платежный баланс
trade finance
развивающиеся страны
переходные экономики
компании, рынки
финансисту
архив
ИНТЕРЕСНОЕ

[ главная | рубрикатор | аспирантам | авторам | подписка | twitter | поиск ]




Уничтожение клопов в Москве цена недорого

Уничтожение информации

mosecos.ru


Финансы.Ru
Контакты
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Copyright © FINANSY.RU 1999-2017