ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ И СТАТИСТИКА

Коррупция добавляет 20-30 процентов к стоимости продовольствия

Коррупция в молочной отрасли и оценка ее влияния на стоимость молока.

Автор: Константинова Любовь Андреевна, Исследователь Центра «Трансперенси Интернешнл-Р»

На пути молока от производителя до потребителя, как, впрочем, и любого другого продукта питания, коррупция вносит существенные коррективы в отпускную цену товара, отмечается в представленном на Апрельскую конференцию докладе аналитика Центра Антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл-Р» Любови Константиновой. Не будь в России коррупции, молоко могло бы стоить на 20-30% меньше.

В России цена на молоко одна из самых высоких в мире. Это обусловлено дефицитностью этого продукта, а также высокой сезонностью из-за низкой эффективности хозяйств. Летом производится на 70% больше молока, чем зимой, когда потребление, наоборот, выше. Кроме того, в цене продукта заложена и коррупционная составляющая. Точно определить ее невозможно, хотя бы потому, что рынок крайне неодонороден. Опрошенные Константиновой эксперты говорят, что около 5-6 рублей в конечной стоимости — коррупционные издержки. Объективных данных об объемах коррупции в отдельных отраслях экономики попросту не существует, поэтому главным способом выявить проблемы молочной отрасли и коррупционные надбавки, стали экспертные интервью с руководителями профобъединений в молочной отрасли, непосредственно с фермера, компаниями по переработке и дистрибуции молочных продуктов.

Производство молочных продуктов — достаточно трудоемкий и многофазный процесс. При этом с серьезными трудностями производители молока сталкиваются уже на «нулевом» этапе — создании фермерского хозяйства, для чего только на сбор необходимых документов нужно потратить около 2 лет. Затем возникают проблемы с инфраструктурой — нередко при подведении коммуникаций фермеры сталкиваться с коррупцией.

Коррупционные риски и другие дополнительные издержки в производственной цепочке молока «Производитель сырого молока – Розница»

Коррупция добавляет 20 30 к стоимости продовольствия

Основной проблемой молочной отрасли Константинова называет в своем докладе проблему избыточного регулирования в отрасли. В частности, существует двойной контроль со стороны Россельхознадзора и Роспотребнадзора как на этапе производства, так и на этапе переработки молока. Опрошенные эксперты отмечают, что в каждая компания контролируется 30-40 надзорными службами, требования которых не только могут дублироваться, и быть избыточными, но и противоречить друг другу. Это провоцирует производителей на неформальные практики решения вопросов с контролирующими организациями для ускорения процесса получения разрешений и сертификатов.

К коррупционным издержкам стоит отнести и откаты (в том числе за некачественный товар), которые зачастую просят у фермеров крупные перерабатывающие заводы.

Коррупционные риски и дополнительные издержки в производственной цепочке молока для российских компаний «Производитель – Переработка в российской компании – Розница»

Коррупция добавляет 20 30 к стоимости продовольствия

Интересна ситуация на этапе дистрибуции молочных продуктов. Оказывается, ниже всего коррупционная нагрузка в секторе «традиционной розницы». Обычный розничный магазин не является сильным игроком в производственной цепочке, следовательно, мало кто прибегает к открытому или скрытому коррупционному вымогательству. А вот на рынках и в крупных сетях конечная цена молока увеличивается, покрывая коррупционные издержки различной природы.

По оценкам некоторых респондентов доля коррупции (как государственной, так и коррупции в частном секторе) в цене молока составляет от 15% до 30%, то есть, если литр молока стоит 40 рублей, то потребитель может платить за коррупцию от 6 до 12 рублей за литр. Если учесть, что в среднем на душу населения потребляется 262 кг молока в год (Динамика потребления продуктов питания в домашних хозяйствах, Федеральная служба государственной статистики), то средняя плата за коррупцию при покупке молока может составит от 1 572 до 3 144 рублей в год. На первый взгляд — это незначительная сумма, однако это только потенциальная плата за коррупцию при потреблении только одного продукта питания, тогда как корзина потребителя включает в себя еще и овощи, фрукты, мясо, яйца, хлеб и многое другое, напоминает в своем докладе Любовь Константинова.

Скачать весь текст доклада: файл word (zip 0.27 mb) >>

Введение

По данным Индекса взяткодателей 2011 Transparency International , бизнес в России использует подкуп государственных служащих или в межкорпоративных отношениях чаще, чем в других странах. Мы предполагаем, что в результате возникновения необходимости решать проблемы с помощью неформальных платежей у предпринимателя происходит увеличение издержек, и, соответственно, часть этих издержек перекладывается на потребителя.

В данном исследовании на примере рынка молока, мы выяснили, с какими коррупционными издержками приходится сталкиваться бизнесу в этой отрасли. Мы выбрали этот рынок, так как молоко – это товар первой необходимости, который ежедневно покупают люди разного социального статуса.

Цель исследования – выяснить, с какими коррупционными проблемами приходится сталкиваться предпринимателям на каждом этапе производственной цепочки молока и оказывает ли это влияние на конечную стоимость литра молока в розничной продаже.

Основная гипотеза состоит в том, что на каждом этапе производственной цепочки помимо стандартной добавочной стоимости на цену продукта влияют коррупционные издержки, что увеличивает розничную цену литра молока для потребителя.

Мы провели 14 экспертных интервью со специалистами в области исследования потребительских рынков, представителями фермерских хозяйств и агрохолдингов, руководителями отраслевых ассоциаций, а также с сотрудниками перерабатывающих компаний. Сбор данных проходил в два этапа. Первый этап: июня 2011 – июль 2011. Второй этап: ноября 2011 – декабрь 2011. Полный список респондентов можно посмотреть в Приложении 2.

Производственные цепочки молока и коррупция

Молочный рынок очень неоднородный и существует несколько производственных цепочек молока с разными коррупционными рисками и структурой формирования цены. На основе интервью с нашими респондентами мы смоделировали возможные производственные цепочки и выяснили, какие коррупционные риски могут возникнуть в той или иной цепочке. Посмотреть схемы можно в Приложении 1.

Производственная цепочка «Производитель – розница» (Приложение 1, Рисунок 1) – это прямая продажа свежего молока с малых фермерских хозяйств. По статистике перерабатывающих компаний около половины свежего молока реализуется таким образом (примерно 15 млн. тонн от общего надоя 31,7 млн. тонн ). Обычно молоко из этой цепочки продается в Москве по более высокой цене по сравнению со средней ценой в магазинах, так как любые дополнительные издержки на транспорт, логистику, маркетинг, а также на решение проблем с помощью неформальных платежей заметно сказываются на увеличении себестоимости товара.

Производственная цепочка «Совместное производство и переработка – Розница» (Приложение 1, Рисунок 2) – это средние и крупные сельскохозяйственные компании по производству и переработке молока. В основном это региональные игроки, которые могут занимать большую долю в своем регионе, но не выходят на федеральный рынок. Цена в производственной цепочке «производство и переработка – потребитель» полностью контролируется одним предприятием, так как производство и переработка молока происходят внутри одного холдинга, а любые значительные повышения в цене происходят на этапе реализации. По сравнению с крупными заводами по переработке агрохолдинги являются мелким игроком, для которого любые дополнительные издержки (в том числе и коррупционные) сильно сказываются на цене продукта. Производственная цепочка «Производитель – Переработка в российской компании – Розница» (Приложение 1, Рисунок 3) – это наиболее распространенная схема производства молока, когда сырое молоко закупается у фермерских хозяйств и перерабатывается на заводах. Мы разделили производственные цепочки с переработкой в российских и западных компаниях, так как в первом и втором случае возникают разные коррупционные ситуации. По сравнению с крупными западными компаниями по переработке, любой российский завод является мелким игроком на федеральном уровне, и любые дополнительные издержки для такой производственной цепочки отражаются на стоимости молока.

Производственная цепочка «Производитель – Переработка в западной компании – Розница» (Приложение 1, Рисунок 4) – стандартное взаимодействие фермеров и перерабатывающих заводов, как и в предыдущей цепочке, только в данном случае в качестве переработчиков выступают крупные западные компании. Западные компании занимают большую долю на рынке (Данон-Юнимилк и PepsiCo Вимм-Билль-Данн вместе около 60%) и обладают высокой переговорной силой при взаимодействии с другими участниками рынка. Именно их продукты мы чаще всего видим на полках магазинов в Москве. Для крупных западных компаний дополнительные издержки (включая коррупционые) не столь критичны, как для мелких игроков.

Коррупционные риски в производстве сырого молока

Мы выделили несколько сфер, которые подвержены коррупционным рискам в процессе производства сырого молока: это барьеры входа на рынок, контролирующие органы, административное давление, а также коррупция в частном секторе.

Барьеры на входе

Основные барьеры входа на рынок производства молока это решение вопроса использования (или приобретения) земли сельскохозяйственного назначения, и проведение инфраструктуры к земле и зданиям на ней: «О коррупции можно говорить при запуске того или иного производства на уровне строительства, землеотвода, подключение электроэнергии, согласование различных условий с госслужбами и т.д. Просто так ничего не сделаешь» - рассказал нам представитель западной компании по переработке молока (респондент 7). Ситуация усложняется тем, что зачастую сложно установить собственника земли, многие существуют на бумаге, но их невозможно найти физически. «Переведение земли на сегодняшний день не может идти не по коррупционной схеме. Ни один квадратный метр земли в регионах сегодня не продаётся без каких-либо комиссионных. Размер трудно оценить, но какие-то средние показатели наверняка есть. Губернатор Калужской области говорил, что стоимость одного квадратного метра не должна превышать 30 тыс. рублей» - рассказал представитель фермерского хозяйства размеров на 200 голов скота (респондент 5).

Проведения инфраструктуры к земельному участку по сложности сравнимо с оформлением земли. Сама по себе земля без инфраструктуры представляет мало ценности с точки зрения молочного животноводства. Пример открытого коррупционного вымогательства при подключении газа рассказал нам фермер с хозяйством на 200 голов: «Что касается газификации. Мы столкнулись с явлением коррупционного вымогательства, несмотря на то, что существует поручение Газпрому от президента, согласно которому все жилые помещения следует газифицировать бесплатно. Например, подвести ветку газопровода и поставить распределительную станцию на 500 домов обошлось нам за 5 участков по 20 соток земли» - респондент 5. Если не соглашаться на подобные требования организаций, которые занимаются проведением инфраструктуры, то подключения воды, света и газа может занять очень длительное время. В результате, некоторые предприниматели решают вообще не выходить на такой рынок, это ведет к снижению конкуренции и в целом негативно влияет на деловую активность.

Контролирующие органы в производстве

Любое пищевое производство очень жестко контролируются со стороны всевозможных контролирующих инстанций: «У нас есть конкретные федеральные службы, надзоры. И подсчитано, что любой хозяйствующий субъект подвергается от 30 до 40 видов надзора. Другое дело, что у надзора бывает пристрастное мнение и беспристрастное» - рассказывает руководитель профессионального объединения в молочной отрасли (респондент 4). Лидирующие позиции в молочной отрасли занимают Россельхознадзор и Роспотребнадзор , при этом обе эти организации контролируют как производство, так и переработку молока: «В производстве наиболее серьезный контроль – Россельхознадзор, то есть ветеринарная инспекция, потому что не всякий пожарник долетит до ферм, не всякий налоговик будет с ним связываться, а для Россельхознадзора это их кормовая база. Все остальные могут пастись в других сферах, которые более привлекательны. Контроля по цепочке, конечно, очень много» - рассказал, специалист по исследованиям потребительских рынков (респондент 2).

Эксперты говорят о проблеме избыточного регулирования в молочном производстве, которая провоцирует производителей на неформальные практики решения вопросов с контролирующими организациями для ускорения процесса получения разрешений и сертификатов: «Препятствует развитию – обилие разрешений, которые приходится получать производителям продуктов питания. Сфера очень сильно «зарегулирована». Я знаю несколько крупных фермерских хозяйств в Башкирии, занимающихся производством кумыса. Поголовье – несколько сот лошадей. Очень много сил уходит на получение разрешений и сертификатов… это излишнее регулирование. Фермеры вынуждены платить, иначе им просто не дают разрешения и выливают молоко в канаву» - считает специалист по исследованиям потребительских рынков (респондент 3). Также существует проблема дублирования функций надзорных органов и наличие заведомо невыполнимых требований к производителю: «У всех надзоров предусмотрено наличие требований заведомо невыполнимых. И потом есть наложение функций надзоров: очень часто проверяют одно и то же две конторы. Соответственно, вы на всех этапах достигаете какого-то конформизма» - рассказывает руководитель профессионального объединения в молочной отрасли (респондент 4).

Помимо усиленного контроля со стороны надзорных органов проблемой существования коррупционных ситуаций является ментальность российских предпринимателей. Представитель фермерского хозяйства на 200 коров рассказал о случае с одним фермером: «Хозяйство находится прямо в городе, и у его владельца произошёл конфликт с Роспотребнадзором. Я спрашиваю, почему конфликт? Оказывается, он взятку не хочет брать. Ведь нет санитарно-защитной зоны, а портить отношения не хочется. Если с какой-либо стороны нет желания решать вопросы, то появляется коррупция» - респондент 5. Из описанных выше примеров напрашивается несколько выводов. Во-первых, существует необходимость изменения норм и требований на более реальные и выполнимые. Во-вторых, необходимо свести к минимуму проблему наложения контролирующих функций со стороны разных контролирующих инстанций. И, в-третьих, необходимо менять менталитет российского бизнеса, чтобы сами предприниматели не предлагали взяток.

Административное давление в регионах

Власть может оказывать влияние на ограничение конкуренции. Наши респонденты рассказали о наличии такой проблемы как административное давление властей на производителей молока в вопросах сбыта продукции перерабатывающим заводам: «Если говорить о влиянии глав и администраций районов, то они давали настоятельные советы председателям колхозов о продаже молока тому или иному переработчику. Например, я работал с Татарстаном, и там администрация района устно запрещала вывозить молоко своим колхозникам за пределы своего региона. Я мог бы дать им более высокую цену, нежели местный завод, который пользуется монополией» - рассказал представитель российского сельскохозяйственного предприятия на 16 семейных ферм по 50 коров и своим заводом по переработке молока (респондент 14). Зачастую, фермеры мирятся с таким положением вещей и не заявляют об этом в ФАС. Представитель западной компании по переработке молока рассказал, что они сталкиваются с такими ситуациями: «Что делают иногда региональные власти в период, например, осеннего дефицита, они могут прийти к фермерским хозяйствам и сказать: «Не продавайте молоко в Данон и Вимм-Билль-Данн, у нас есть свой завод, и вы будете возить молоко на завод, который находится в нашей области». При этом по ценам, которые ниже, чем наши. Сами фермеры не заявляют о таком давлении в ФАС, а мы за них это сделать не можем. Мы ведь молоко купим и уедем, а они останутся там жить и работать. Более того, молочное животноводство дотационное, оно получает субсидии, как из федеральных органов, так и из регионального бюджета, поэтому они от региональной власти очень сильно зависят, и не могут с ними ссориться» - респондент 8. В результате такого давления на фермеров они теряют потенциальную прибыль, так как сдают молоко по более низким ценам, чем могли бы его продать. Фермеры идут на это ради того, чтобы не портить отношения с местными органами власти и избежать лишних проблем.

Коррупция в частном секторе: откаты

Коррупционные практики укоренены в ментальности российского бизнеса, люди просто не понимают, как можно строить бизнес по-другому. Следовательно, коррупция распространена не только среди чиновников и собственников бизнеса, но и в межкорпоративных отношениях. Например, представитель компании по продаже оборудования для молочных ферм рассказал нам: «При продаже любого оборудования, как правило, 80% фермерских хозяйств просят откат. Мы считаем, что бизнес должен быть этичным, и с откатами у нас ни одной сделки не проходило, и мы проигрывали тендеры, потому что нас просили дать какой-нибудь процент, бывает, что 10% и 15% просят» - респондент 11. Если оборудование покупается с заложенным в его стоимость откатом, то повышается его стоимость из-за коррупционной составляющей, и это приводит к общему увеличению издержек и повышению себестоимости молока: «На мой взгляд, больше коррупции среди участников рынка. Получается: я хозяин, ты – поставщик. В любом случае, тот, кто закупает диктует свои условия. Если переговоры идут с руководителем, то ни о какой коррупции речи не идет, но если переговоры с менеджером компании, то, так или иначе, встает вопрос о вознаграждении. Либо в виде какого-то подарка, либо другого вознаграждения, процента от сделки. И потом все удивляются, почему так дорого закуплено оборудование? В результате, люди вынуждены завышать цены» - рассуждает представитель западной компании по продаже оборудования фермерским хозяйствам (респондент 11). Коррупционным практикам подвержена вся цепочка производства молока и при взаимодействии со всеми агентами может возникнуть коррупционная ситуация.

Скачать весь текст доклада: файл word (zip 0.27 mb) >>
Источник: Opec.ru

Читайте также:





Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:






Нефрас С2 80-120

Продажа растворителей. Нефрас. Выбор. Оцените предложения

tdom-real.ru