ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА РОССИИ

Инфляционное таргетирование по Минфину и МЭРу

Максим Петроневич, Николай Кондрашов

Конец 2010 года уже отнюдь не за горами, и настало самое время поразмышлять на тему перспектив года будущего — 2011-го. Разумеется, предугадать, что будет происходить с экономикой крайне сложно. Однако ряд «подарочков» всё же можно «развернуть» заранее — налоговые изменения и темпы индексации тарифов уже известны. Причём мы слукавим, если скажем, что они нас сильно радуют…

Казалось бы, государство решило не давить на рядового обывателя привычными для себя инструментами — тарифами ЖКХ. Как видим (см. Табл.), темпы индексации тарифов не растут, а по газу — даже падают! Но неприятности могут прийти (сомневайтесь в меру — придут!) на других фронтах. 2011 год будет отмечен резким увеличением налоговой нагрузки на подакцизные товары — бензин, сигареты и алкоголь. Рост акцизов на сигареты может привести к их удорожанию больше чем на четверть, на бензин (в сочетании с введением дорожного налога — 1 рубль на литр) — на 12,4%. В итоге удорожание топлива только напрямую подкинет годовой инфляции 2011 года дополнительные 0,3 п.п.

Рост цен на товары и услуги в результате изменения регулируемых составляющих (тарифов и налогов), %

Инфляционное таргетирование по Минфину и МЭРу
Примечание: рост цен на бензин, табачную продукцию и алкогольные напитки вследствие изменения ставок акцизов и введения дорожного налога в 2011 году является оценочным

Источники: Росстат, Правительство РФ, Минэкономразвития, расчёты Центра развития

Между тем, росту цен на бензин присущ огромный мультипликативный эффект, так что реальный вклад в инфляцию будет гораздо больше — особенно сильно должны пострадать цены на продовольствие. Но даже если оценивать исключительно прямое влияние тарифов и налогов на темпы инфляции, то в 2011 году будет наблюдаться рекордная за последние годы инфляционная добавка со стороны государства — примерно 1,2 п.п.

Но и это ещё не всё. Пожалуй, наибольшее влияние на инфляцию окажет рост суммарной ставки по страховым взносам с 26% в 2010 до 34% в 2011 году. Количественные показатели последствий оценить крайне сложно. Скажем лишь, что больше всего от этой меры пострадает сектор услуг, в котором удельный вес заработной платы в структуре затрат наиболее велик. По нашим расчетам, если увеличение социальных отчислений будет полностью перенесено на потребительские цены, то с учетом средней доли заработной платы (порядка 20% *), косвенное влияние роста отчислений может составить порядка 1,25 п.п. инфляции. Вкупе с косвенными эффектами от удорожания перевозок вследствие роста цен на бензин — эффект может составить до 1,36 п.п.

В дополнение к этому нужно вспомнить, что в 2011 году Правительство планирует финансировать дефицит бюджета не только за счет Резервного фонда, но и за счет интенсивных внутренних заимствований, что, с одной стороны, повысит уровень процентных ставок в экономике, а с другой — заставит Банк России активизировать свои операции на открытом рынке. Таким образом, в будущем году Правительство будет разгонять инфляцию как за счет монетарных факторов, так и за счет роста издержек экономики (инфляция предложения). Вот такое вот получается инфляционное таргетирование по-Минфину. С другой стороны, Минфин понять можно — более высокая инфляция ведет к появлению дополнительных доходов бюджета плюс бонус в виде обесценения рублевых ОФЗ.

Что может противопоставить этому инфляционному давлению Банк России? Честно говоря, не очень много: может попытаться повысить свои процентные ставки или сильно укрепить рубль. Но рост ставок будет тормозить и без того вялый рост экономики, а укрепившийся рубль неизбежно приблизит последующую девальвацию. Грустная получается картина, не правда ли?

* Именно такой показатель у нас получается, если взять долю заработной платы в ВВП, помноженную на долю ВВП в валовом выпуске экономики.

Центр развития НИУ-ВШЭ, "Новый курс" №48




Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: