ТЕНДЕНЦИИ >> ГОС. ФИНАНСЫ, БЮДЖЕТ, ДОЛГ

Новая бюджетная политика...

В ходе кризисного 2009 года Россия резко увеличила расходы бюджетной системы главным образом, за счет увеличения социальных (прежде всего пенсионных) обязательств.

Впрочем, в ходе кризиса многие развитые и развивающиеся страны использовали меры фискального стимулирования, однако, по росту соотношения бюджетных расходов и ВВП Россия входит в число мировых лидеров с показателем в 6,7 процентных пунктов. Для сравнения, аналогичный показатель для группы развивающихся стран в целом в 2009 году составил 2,8 процентных пункта, по группе развивающихся стран входящих в большую двадцатку — 3 процентных пункта.

Отношение расходов расширенного бюджета к ВВП

Новая бюджетная политика
Источники: МВФ, расчеты Центр развития

Совершив такой рывок, Россия по соотношению бюджетных расходов и ВВП покинула группу успешных развивающихся стран, к которым относится Южная Африка, Турция, Малайзия и вышла на уровень некоторых развитых стран — уровень США, Канады, Японии, Словакии. Получается, что накопленные за ряд лет конъюнктурные доходы в виде суверенных фондов обеспечив стабильность бюджета в условиях кризиса, в определенной мере, сыграли негативную роль, позволив правительству не только резко увеличить расходы в период кризиса, но нарастить долгосрочные публичные обязательства. Но ведь суверенные фонды рано или поздно заканчиваются, а принятые обязательства остаются.

В 2010 году расходы консолидированной бюджетной системы по отношению к ВВП снижены на 1,2 процентных пункта (по оценке МВФ), но параллельно с этим была продолжена активная политика по изменению структуры расходов. Прежде всего, были резко увеличены размеры пенсий за счет проведенной валоризации. За первые 10 месяцев 2010 трансферты внебюджетным фондам были увеличены на 44%. Необходимые финансовые ресурсы для такого маневра были получены за счет сокращения расходов на национальную экономику, здравоохранение, трансферты регионам. При этом несколько выросли расходы на оборону и безопасность. Социально-оборонный сдвиг в структуре расходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом — основная характеристика бюджетной политики в 2010 году.

Такую «новую бюджетную политику» в области структуры расходов с некоторыми вариациями правительство намерено продолжать и дальше в ближайшие 10 лет. Социально-оборонный сдвиг в структуре расходов будет заменен на оборонно-социальный, если ориентироваться на недавние заявления президента и премьер-министра России о необходимости осуществления за период 2011–2020 годов расходов в сумме 20 трлн руб. на перевооружение армии, реконструирование и перепрофилирование оборонной промышленности, повышение денежного довольствия военнослужащих и обеспечение их жильем. В связи с исчерпанием в 2011 году Резервного фонда, финансирование этого «маневра» предполагается осуществлять за счет сокращения расходов и за счет роста налогообложения. Какими же возможностями располагает правительство? Возможности по снижению расходов бюджета, даже с применением структурных маневров, довольно ограничены.

Нельзя до бесконечности снижать расходы на экономику, человеческий капитал и трансферты регионам. На 2011 год намечено снижение соотношения расходов федерального бюджета и ВВП на 1,5 процентных пункта, аналогичное снижение для бюджетной системы России в целом, по оценкам МВФ, составляет всего 0,5 процентных пункта, что меньше среднего показателя по группе развивающихся стран. Вот и получается, что налоговая нагрузка в 2011 году должна увеличиться на 3,4% ВВП. Судя по недавним заявлениям руководителей Министерства финансов России, для финансирования всех политических обещаний серьезный рост налоговой нагрузки необходимо будет продолжить. Однако рост налогов неминуемо приведет к ухудшению макроэкономических показателей, в частности снижению темпов экономического роста. При этом бюджетные проектировки на 2011–2013 годы содержат высокие риски неустойчивости и в связи с возможным снижением цен на углеводороды, и с риском более медленного, по сравнению с намеченными в макроэкономическом прогнозе, экономического развития и сокращением налоговой базы.

Центр развития НИУ-ВШЭ, "Новый курс" №48

Читайте также:





Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: