ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ И СТАТИСТИКА

Экономико-политическая ситуация в России в ноябре 2010 г.

Авторский коллектив Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара

Оглавление выпуска:
Российская экономика в ноябре: предварительные данные и основные тенденции
Политико-экономические итоги ноября 2010 г. (С.Жаворонков)
Инфляция и денежно-кредитная политика (Н.Лукша)
Финансовые рынки (Н.Буркова, Е.Худько)
Реальный сектор экономики: факторы и тенденции (О.Изряднова)
Российская промышленность в октябре 2010 г. (С.Цухло)
Внешняя торговля (Н.Воловик, К.Харина)
Государственный бюджет (Е.Фомина)
Российский банковский сектор (С.Борисов)
Ипотека в РФ (Г.Задонский)
Регулирование и надзор в накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования в России и за рубежом (Л.Михайлов, Л.Сычева)
Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы (В.Назаров)
Представления Европы и России о местном самоуправлении расходятся все больше (И.Стародубровская, Н.Миронова)
Внешняя трудовая миграция: очередной шаг в сторону рестрикции (Л.Карачурина)
Обзор экономического законодательства (И.Толмачева)
Обзор заседаний правительства Российской Федерации в ноябре 2010 г. (М.Голдин)
Обзор нормативных документов по вопросам налогообложения за октябрь–ноябрь 2010 г. (Л.Анисимова)
Изменения в нормативной базе бюджетного процесса (М.Голдин)

Выдержка из обзора:

Государственный бюджет

Е.Фомина

По состоянию на 1 ноября 2010 г. объем поступлений доходов в федеральный бюджет составил порядка 86% относительно их годового объема1. При этом, даже на фоне столь существенной величины собираемости доходов, остается крайне непредсказуемой динамика дефицита бюджета до конца года. Данная неопределенность вызвана гораздо более высокими, чем среднегодовые, темпами нарастания расходования бюджетных средств в последние месяцы года. Однако, по предварительным оценкам, размер дефицита будет ниже зафиксированного в законе о бюджете значения, и не превысит 5% ВВП.

Анализ основных параметров исполнения бюджета расширенного правительства за январь–сентябрь 2010 г.

По состоянию на октября 20 0 г. бюджет расширенного правительства в части доходов исполнен с превышением прошлогодней динамики на п.п. ВВП, в то время как объем расходов государственного сектора экономики в относительном выражении сократился на 2,7 п.п. ВВП, притом что в номинальном выражении их объем вырос почти на 806 млрд руб. В результате, за 9 месяцев 20 0 г. бюджет расширенного правительства исполнен с профицитом 0,3% ВВП. За соответствующий период 2009 г. баланс бюджета расширенного правительства был исполнен с дефицитом, в размере 3,4% ВВП.

Консолидированный бюджет субъектов РФ за январь–сентябрь текущего года, также исполнен с профицитом в размере ,4% ВВП против 0,7% ВВП за аналогичный период 2009 г. Величина расходов за 9 месяцев 20 0 г. снизилась на ,3 п.п. ВВП, при том, что в номинальном выражении их рост за период составил порядка 250 млрд руб. Несмотря на умеренный рост расходов консолидированного бюджета субъектов за 9 месяцев 20 0 г. относительно аналогичных периодов прошлых лет, когда увеличение расходов в абсолютном выражении могло достигать 600–900 млрд руб., федеральные власти продолжают призывать регионы придерживаться политики ограничения роста бюджетных расходов, а также искать пути дополнительного пополнения региональных бюджетов, таким образом снижая их зависимость от федеральной поддержки.

Также стало известно, что из 90 различных субсидий, передаваемых региональным бюджетам в настоящее время, к 2012 г. планируется оставить только около 20 . По предварительным оценкам, объем средств, передаваемых в течение года из федерального центра в регионы, может сократиться на 60–100 млрд руб. на фоне перераспределения части обязательств между уровнями бюджетной системы. Так в 2012 г. часть расходов по содержанию и обеспечению МВД предполагается передать на федеральный уровень вместе с сокращением части федеральных субсидий.

Рассматривая сложившуюся за 9 месяцев текущего года структуру формирования доходов бюджета расширенного правительства (табл. 2), можно констатировать, что их рост по-прежнему в большей степени обусловлен увеличением поступлений доходов от внешнеэкономической деятельности, налога на добычу полезных ископаемых, а также ростом поступлений налога на прибыль организаций и взносов на обязательное пенсионное страхование.

Объем поступлений НДПИ и доходов от внешнеэкономической деятельности за 9 месяцев 2010 г. увеличился на 0,5 п.п. и 0,9 п.п. ВВП соответственно. Причиной тому стал ряд факторов как внутреннего, так и внешнего характера. Положительный эффект от роста мировых цен на энергоносители (средняя цена нефти Urals за январь–сентябрь достигла 76,4 против прошлогодних 58,3 долл./барр.) был дополнен увеличением физических объемов добычи и экспорта углеводородов. За январь–октябрь 2010 г. рост объема добычи газа (природного и попутного) достиг более 13,5%, нефти – около 2,3% к соответствующему периоду 2009 г. Вслед за колебаниями мировых цен на нефть и нефтепродукты корректировались параметры экспортной пошлины на нефть, расчет значения которой привязан к динамике мировых цен на нее: минимальное значение составило 246–250 долл/т (в июле текущего года), максимальное значение – 273,5 долл./т (в сентябре). В ноябре величина экспортной пошлины может вырасти до 290,6 (266,5 долл./т в октябре).

При этом негативное влияние на величину потока поступлений нефтегазовых доходов бюджета за 9 месяцев 2010 г. оказало укрепление рубля, которое сократило рублевый эквивалент доходов от внешней торговли.

В предстоящий трехлетний период намечается увеличить фискальную нагрузку на добывающий сектор экономики.

С 2011 г. предложено увеличить ставку НДПИ на газ на 61% со 147 до 237 руб. за тыс. куб.м с последующей ее индексацией в меру предполагаемого роста цен до 251 и 265 рублей за тыс. куб. м в 2012 и 2013 гг. соответственно. Данная мера позволит пополнить бюджет на сумму порядка 180 млрд руб. за 3 года. Кроме того запланировано увеличение ставки нефтяного НДПИ, ее размер с 2012 г. повысится с нынешних 419 до 446 руб./т (на 6,5%), в 2013 г. – до 470 руб. (5,4% относительно 2012 г.). Реализация намеченного повышения НДПИ на нефть может увеличить бюджетные доходы на 225 млрд руб. за 2 года .

Кроме того возможно повышение экспортной пошлины на нефтепродукты. Данное право Россия – участница Таможенного союза – оставила за собой и может прибегнуть к нему уже в среднесрочном периоде . В настоящее время, удерживая экспортные пошлины на нефтепродукты на относительно низком уровне, правительство проводит политику субсидирования отечественной нефтеперерабатывающей отрасли, что в условиях действия беспошлинного режима торговли внутри союза дает преференции белорусской нефтеперерабатывающей промышленности. В результате из российского бюджета «выпадает» часть нефтегазовых поступлений. В случае повышения экспортных пошлин правительство будет искать иные возможности поддержки отечественной нефтепереработки (речь идет о поддержке только глубокой переработки сырья).

Также с 2012 г. возможно введение налога на дополнительный доход (НДД), суть которого в привязке к рентабельности конкретного месторождения . НДД предполагается вводить на фоне действия НДПИ и пошлин, при этом последние могут быть пересмотрены. На фоне ощутимого роста поступления нефтегазовых доходов как в абсолютном выражении, так и в относительном исчислении, ненефтегазовые демонстрируют более слабую тенденцию к увеличению.

Поступления по налогу на прибыль организаций в бюджет расширенного правительства за январь–сентябрь 2010 г. увеличились в относительном исчислении на 0,8 п.п. ВВП. Следует отметить, что на протяжении января–марта 2010 г. динамика поступлений по этому налогу уступала их темпам за аналогичный период 2009 г., при этом в апреле удалось переломить тенденцию первых месяцев текущего года. Вероятно, в большей степени данная динамика сложилась под воздействием относительного улучшения общеэкономического фона. Так, за 9 месяцев 2010 г. реальный сектор получил финансовый результат в размере 4326 млрд руб., что почти на 53% превышает значение данного показателя за соответствующий период 2009 г., притом что доля прибыльных организаций в общем количестве организаций по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличилась на 1,6 п.п. и составила около 68%. Согласно статистическим данным, значительно улучшилось финансовое положение предприятий обрабатывающих производств, в то же время засушливое и жаркое лето на территории России негативно сказалось на производстве сельхозпродукции и, как следствие, результаты финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций за 9 месяцев 2010 г. оказались на 12,5% ниже аналогичного значения за январь–сентябрь 2009 г.

В среднесрочной перспективе существует вероятность ограничения роста поступления по налогу на прибыль из-за сужения налогооблагаемой базы: запланировано внедрение нулевой ставки по налогу на прибыль для коммерческих и некоммерческих организаций в сфере медицины и образования. Кроме того планируется внести некоторые послабления в порядок определения налоговой базы для целей уплаты налога на прибыль в сфере НИОКР. Данный комплекс мер призван стимулировать использование высвободившихся средств на модернизацию деятельности данных экономических агентов.

Объем поступлений НДФЛ в бюджет расширенного правительства сократился до 3,8% ВВП, что на 0,4 п.п. ВВП ниже значения соответствующего периода прошлого года. При этом показатель реальных располагаемых денежных доходов населения с начала текущего года повысился на 4,2% относительно прошлогодней динамики. Фактором роста данного располагаемые доходы населения в первом I кв. 2010 г. выросли на 7,4%, во II–III кварталах их рост не превышал 4,5% в каждом из кварталов. В целом можно отметить, что темп роста доходов населения уступает темпам восстановления отечественной экономики. Объем бюджетных доходов от НДС за январь–сентябрь 2010 г. увеличились на 0,2 п.п. ВВП, и достигли 5,5% ВВП. Рост собираемости НДС вызван как явным улучшением общего делового климата в России, так и принятыми мерами по совершенствованию его администрирования (внедрение заявительного порядка возмещения).

Рост объема поступлений акцизов в бюджет расширенного правительства составил 0,2 п.п. ВВП относительно прошлогодней динамики. Фактором роста поступлений стало опережающее увеличение ставок на ряд подакцизных товаров с 2010 г. Согласно озвученным ранее вариантам поправок в Налоговый кодекс, в 2011 –2013 гг. планируется масштабная индексация акцизов на алкоголь и табак. Кроме того, с 2011 по 2014 гг. зачисление акцизов на бензин, моторное топливо и масла будет перераспределено между различными уровнями бюджетной системы. Часть средств будет зачисляться в федеральный бюджет с целью аккумулирования средств для создания Федерального дорожного фонда. В 2011 г. порядка 30% сборов будет зачислено в федеральный бюджет, в 2012 г. – 23%, 2013 г. –– 28%. Предполагается, что выпадающие объемы региональных доходов в некоторой степени будут компенсированы повышением ставок по акцизам.

В целом можно отметить, что уровень налоговой нагрузки на экономику за 9 месяцев 2010 г. увеличился почти на 2 п.п. ВВП относительно аналогичного периода 2009 г. и достиг отметки 32% ВВП. В значительной степени увеличение данного индикатора обусловлено влиянием внешних факторов.

На фоне роста поступлений доходов в бюджет расширенного правительства в долях ВВП за январь–сентябрь 2010 г. объем расходов бюджета расширенного правительства за 9 месяцев демонстрирует заметное снижение государственных расходов в относительном выражении, что не противоречит принятой на 2010 г. концепции сдерживания их роста. Расходы бюджета сократились на 2,7 п.п. ВВП (табл. 3). При этом можно отметить, что в абсолютном выражении объем расходов увеличился на 806 млрд руб.

Рассматривая структуру расходов бюджета расширенного правительства за 9 месяцев 2010 г. в функциональном разрезе, можно отметить, что практически по всем статьям произошло их заметное снижение в долях ВВП. Наибольшее сокращение зафиксировано по направлениям «Национальная экономика» – на 2,3 п.п. ВВП, «Здравоохранение и спорт» и «Образование» – на 0,5–0,4 п.п. ВВП по каждому из указанных направлений соответственно. Кроме того снизились расходы по направлению «Общегосударственные вопросы» – на 0,2 п.п. ВВП ниже соответствующего периода 2009 г. На фоне стабильности расходов на обслуживание государственного долга в относительном исчислении произошло замедление темпов роста финансирования государственного аппарата, в частности заработных плат государственных служащих.

Увеличение объемов финансирования за рассматриваемый период произошло по статье «Социальная политика» – на 1,6 п.п. ВВП больше значения 2009 г.

Исполнение федерального бюджета РФ за январь–октябрь 2010 г.

По предварительным данным Министерства финансов РФ, доходы федерального бюджета за 10 месяцев 2010 г. составили 18,3% ВВП, что на 0,1 п.п. ВВП выше их значения за аналогичный период 2009 г. (табл. 4). Однако в номинальном исчислении они выросли на 935 млрд руб. Рост доходов федерального бюджета за рассматриваемый период текущего года обусловлен, прежде всего, увеличением доходов топливно-энергетического комплекса в результате относительно благоприятной конъюнктуры цен и спроса на товары российского экспорта, а также возобновления роста физического объема добычи углеводородов.

При сопоставлении объемов бюджетных поступлений за январь–октябрь 2009 г. с аналогичным периодом –2010 г. следует учитывать вклад в их рост дополнительных поступлений инвестиционного характера. Напомним, что в январе 2009 г. – зачислен доход от управления средствами нефтегазовых фондов за 2008–2009 гг. в объеме 275,2 млрд руб.; в январе–апреле 2010 г. – зачислен инвестиционный доход порядка 134 млрд руб.

Расходы федерального бюджета в январе–октябре 2010 г. сократились на 2,4 п.п. ВВП относительно их объема за соответствующий период предыдущего года. Однако в абсолютном выражении их рост составил порядка 237 млрд руб. Существенной остается «пенсионная нагрузка» на федеральный бюджет, в 2010 г. ее доля в структуре расходов может достигнуть почти 20%. Значительный перевес доли социальных расходов в бюджете ведет к сокращению других видов расходов, прежде всего бюджетных инвестиций, способствующих экономическому росту.

В табл. 5 представлена динамика кассового исполнения федерального бюджета за 9 месяцев текущего года согласно функциональной классификации бюджетных расходов. Динамика расходования средств за январь–сентябрь 2010 г. незначительно отстает (на 0,4 п.п. к годовой бюджетной росписи) от темпа кассового исполнения бюджета за 9 месяцев 2009 г. Несмотря на некоторое отставание темпов осваивания бюджетных средств от прошлогодней динамики и равномерного графика их распределения, финансирование по отдельным статьям идет с опережением. Ускоренными темпами происходит осваивание средств по статье «Межбюджетные трансферты» – на 5,5 п.п. превосходит прошлогоднюю динамику. Такой рост межбюджетных трансфертов объясняется в первую очередь существенным повышением пенсий в текущем году, а также ускоренным перечислением средств ПФР. Кассовое исполнение федерального бюджета по статьям «Общегосударственные вопросы» и «Социальная политика» происходит также ускоренными темпами на 0,6–1,0 п.п. опережает их кассовое исполнение за аналогичный период 2009 г. по каждому из направлений.

Напротив тенденция к запаздыванию доведения федеральных средств до бюджетополучателей зафиксирована по статье «Национальная экономика» на 15,8 п.п. ниже значения 2009 г., «Культура, кинематография, СМИ», «Здравоохранение и спорт» – на 9,3 п.п. и 3,1 п.п. соответственно ниже их прошлогодней динамики.

В результате за 9 месяцев текущего года федеральный бюджет исполнен с дефицитом в 2,1% ВВП против 4,7% ВВП в 2009 г. По различным оценкам, величина дефицита федерального бюджета по итогам года достигнет отметки 5% ВВП, однако не превысит параметров зафиксированных в законе (5,3% ВВП). В то же время министр финансов высказал более оптимистичное предположение: величина дефицита составит 4,6% ВВП .

Размер ненефтегазового дефицита, по предварительным данным, также несколько сократился относительно его значения в 2009 г. и составил 10,4 против 11 ,8% ВВП годом ранее. Однако его величина продолжает оставаться достаточно высокой: значительная часть принятых государственных обязательств не обеспечена ненефтегазовыми доходами бюджета, что увеличивает зависимость бюджетной системы от внешней конъюнктуры.

Ключевым источником финансирования дефицита федерального бюджета остается Резервный фонд (табл. 6). За январь–октябрь 2010 г. на обеспечение сбалансированности федерального бюджета из средств Резервного фонда было потрачено около 519,5 млрд руб. Причем использование средств фонда осуществлялось только в марте и апреле текущего года.

Всего за 10 месяцев объем фонда сократился на 543,5 млрд руб. и составил 1287,0 млрд руб. Негативное влияние на объем средств фонда оказали курсовые колебания. Однако, вопреки ожиданиям, полного использования средств Резервного фонда до конца 2010 г. не произойдет.

Часть средств фонда удастся сэкономить и потратить их на покрытие дефицита бюджета в 2011 г.

Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) по состоянию на 1 ноября 2010 г. увеличился на 3,8 млрд руб. Предполагается, что средства ФНБ будут тратиться исключительно на софинансирование пенсионных накоплений или на покрытие дефицита федерального бюджета в случае резкого снижения нефтяных цен.

Объявленная программа приватизации также призвана повысить доходы государственной казны. Продажа крупнейших активов запланирована на период до 2015 г. и по предварительным оценкам пополнит государственную казну на 1,8 трлн руб. за весь период. Среди основных событий в сфере налогово-бюджетной политики стоит отметить ряд изменений, которые планируется внести в Бюджетный кодекс РФ с 2011 г.

Среди обсуждаемых новаций – изменение структуры функциональной классификации представления расходов бюджета с увеличением количества статей с 11 в настоящей редакции Бюджетного кодекса до 14. Предполагается выделение отдельной статьи под расходы казны на обслуживание государственного долга. Ранее данная статья расходов была включена в раздел «Общегосударственные вопросы». Данная новация призвана сделать более эффективным контроль за объемами государственного долга, особенно в силу его предстоящего увеличения в среднесрочной перспективе.

Трансформация коснется и раздела «Межбюджетные трансферты»: трансферты целевого характера, такие как субвенции, субсидии и перечисления внебюджетным фондам будут распределены в соответствующие разделы. В разделе межбюджетные трансферты останутся дотации нецелевого характера. Также отдельные статьи будут выделены для направлений «физкультура и спорт», а также СМИ.

Стремление к локализации в структуре представления расходов связано с предстоящим с 2012 г. переходом на программный бюджет, когда каждое направление расходов будет представлено в виде государственных долгосрочных программ.





Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: