ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ И СТАТИСТИКА

Экономико-политическая ситуация в России в сентябре 2010 г.

Авторский коллектив Института экономики переходного периода (ИЭПП).

В этом номере: Российская экономика в сентябре: предварительные данные и основные тенденции Политико-экономические итоги сентября 2010 г. Инфляция и денежно-кредитная политика Финансовые рынки Реальный сектор экономики: факторы и тенденции Российская промышленность в августе 2010 г. Внешняя торговля Иностранный инвестиции в российской экономике Государственный бюджет Оценка устойчивости федерального бюджета в среднесрочной перспективе Российский банковский сектор Рынок недвижимости в РФ Нефтегазовый сектор Формирование правовой базы функционирования инновационного центра "Сколково" Обзор экономического законодательства Обзор заседаний правительства Российской Федерации в сентябре 2010 г. Обзор нормативных документов по вопросам налогообложения за август-сентябрь 2010 г. Изменение в нормативной базе бюджетного процесса.

СОДЕРЖАНИЕ:
  • Российская экономика в сентябре: предварительные данные и основные тенденции 2
  • Политико-экономические итоги сентября 2010 г. (С.Жаворонков) 6
  • Инфляция и денежно-кредитная политика (Н.Лукша) 10
  • Финансовые рынки (Н.Буркова, Е.Худько) 14
  • Реальный сектор экономики: факторы и тенденции (О.Изряднова) 23
  • Российская промышленность в августе 2010 г. (С.Цухло) 27
  • Внешняя торговля (Н.Воловик, К.Резенкова) 31
  • Иностранный инвестиции в российской экономике (Е.Илюхина) 35
  • Государственный бюджет (Е.Фомина) 41
  • Оценка устойчивости федерального бюджета в среднесрочной перспективе (И.Соколов, Т.Тищенко) 49
  • Российский банковский сектор (С.Борисов) 53
  • Рынок недвижимости в РФ (Г.Задонский) 56
  • Нефтегазовый сектор (Ю.Бобылев) 62
  • Формирование правовой базы функционирования инновационного центра "Сколково" (А.Киреева) 68
  • Обзор экономического законодательства (И.Толмачева) 72
  • Обзор заседаний правительства Российской Федерации в сентябре 2010 г. (М.Голдин) 73
  • Обзор нормативных документов по вопросам налогообложения за август-сентябрь 2010 г. (Л.Анисимова) 74
  • Изменение в нормативной базе бюджетного процесса (М.Голдин) 79
  • Статистическое приложение

Российская экономика в сентябре: предварительные данные и основные тенденции

Социально-политический фон: централизация продолжается

Крупнейшим политически событием сентября стал конфликт между Администрацией президента и московским мэром, завершившийся отставкой Юрия Лужкова. Увольнение Юрия Лужкова, однако, следует рассматривать не столько как результат личного конфликта, но как развитие определенной политической линии, проводимой федеральной властью. Отстранение Лужкова логично завершает ряд отставок представителей региональных элит, вышедших на политическую сцену еще в 1990-ые гг. (М. Рахимов, Э. Россель, М. Шаймиев). Даже став формально «назначенными» главами субъектов Федерации, они оставались достаточно самостоятельными политиками, плотно контролировавшими региональные элиты, политическую и хозяйственную жизнь своих регионов. И в этом смысле не вписывались в новую модель управления территориями, в которой губернатор выступает прежде всего как чиновник, действующий по поручению и от имени федеральных властей.

Отказ Лужкова уйти «по собственному желанию» и, в результате, вынужденное его увольнение президентом стало крупнейшим публичным конфликтом внутри российской власти за последние годы. Следует иметь в виду, что московский мэр всегда был ориентиром и авангардом в рядах региональных элит во взаимоотношениях с федеральной властью – и тогда, когда возглавлял региональную фронду в конце 1990-х, и когда сдавал политические позиции в 2000-ые. Кроме того форма ухода Лужкова предвещает, что будущий процесс взятия под контроль Москвы назначенцем федеральных властей скорее всего не будет бесконфликтным.

В сентябре федеральная власть предприняла очередные шаги по реформированию правоохранительных органов, ожидавшиеся еще в августе. Дмитрий Медведев подписал указ о выделении следственного комитета из состава прокуратуры и превращения его в самостоятельный федеральный орган, а также внес в Думу соответствующий законопроект. Рассматривая указ в паре с проектом закона «О полиции» можно отметить, что их общая концепция предусматривает сосредоточение функций предварительного следствия преимущественно во вновь создаваемом комитете, в частности предполагает передачу в его ведение расследование экономических преступлений (среди функций полиции в соответствующем законопроекте упомянуто «дознание», но не упомянуто «предварительное следствие»). Вместе с тем реформа пока носит противоречивый характер: вопрос о существовании самостоятельных следственных органов в составе других силовых ведомствах не решен. Между тем итоги обсуждения законопроекта «О полиции», подведенные Дмитрием Медведевым, выглядят разочаровывающе: принципиальный вопрос о фактическом выведении деятельности полиции из зоны прокурорского надзора не был «замечен» президентом, наоборот, заявление о намерении создать «кол-центр» для приема жалоб граждан, свидетельствует о твердом намерении сохранить это положение вещей. В целом законопроекты носят крайне противоречивый характер: они усиливают централизацию правоохранительных органов и их зависимость от исполнительной власти (Совет Федерации не будет принимать участия в назначении главы следственного комитета) и вместе с тем не вводят четкого разделения функций и механизмов взаимного контроля в правоохранительной сфере.

Макроэкономика и финансы: тревожные сигналы

С точки зрения макроэкономической динамики сентябрь стал, пожалуй, наименее благополучным месяцем за весь последний год. Внешний фон, оказывавший влияние на ситуацию в России, определялся двумя факторами – замедлением темпов восстановления ведущих экономик мира и заявлениями американских властей о готовности продолжать мягкую денежную политику в целях поддержания экономики. Цены на нефть после традиционного уже снижения на протяжении августа с уровней около $82 за баррель к уровню $72 за баррель (Brent, ICE) в сентябре вернулись к уровню $76– 79 и резко пошли вверх после обнародования упомянутых намерений денежных властей США, вновь достигнув 30 октября уровня $82,16 за баррель. Российские фондовые индексы традиционно повторяли траекторию цен на нефть: после падения к 25 августа до уровней 1334 пунктов индекса ММВБ и 1385 пунктов индекса РТС индикаторы продемонстрировали рост на 5–7% в конце августа – начале сентября, затем колебались большую часть месяца в диапазоне 1410–1440 пунктов (ММВБ) и 1450–1500 пунктов (РТС) и резко пошли вверх после обнародования комментариев ФРС.

Одной из наиболее важных тенденций на валютном рынке в сентябре стало последовательное укрепление евро по отношению к доллару после 11 сентября (курс доллара снизился с 1,27 долл./евро на 11 сентября до 1,36 на 30 сентября, –7%), соответственно слабел по отношению к европейской валюте и рубль (39,17 руб./евро на 11 сентября, 41,35 руб./евро на 30 сентября, –5,6%). Вместе с тем доллар с конца августа до середины сентября колебался в коридоре 30,57–30,89 руб., однако 17 сентября его курс к рублю резко подскочил, превысив отметку в 31 руб. (+1%). Это вызвало нервозность участников рынка, выразившуюся в волне слухов о грядущей девальвации рубля.

Председатель Банка России С. Игнатьев вынужден был выступить с опровержениями и объявить о том, что регулятор приступил к продаже валюты для поддержания курса (впервые в текущем году). Со второй недели сентября по 22 сентября Центробанк продал порядка 600 млн долл. Слухи о девальвации, однако, были поддержаны не только тем фактом, что в середине месяца рубль слабел по отношению к евро и доллару одновременно, но и сведениями о резком сокращении положительного сальдо по счету текущих операций, связанного с интенсивным ростом импорта на фоне стабильности экспортных доходов (по сведениям ФТС, в августе рост импорта к июлю составил 12,9%, рост объемов импорта к августу 2009 г. составил 61,7%). Таким образом, слухи отразили реальную структурную проблему российского платежного баланса. При продолжении тех же тенденций в динамике внешней торговли давление на рубль будет нарастать, и перспектива девальвации национальной валюты станет реальностью.

В итоге, за месяц бивалютная корзина подорожала с 34,53 руб. на 1 сентября до 35,33 на 30 сентября (+2,3%). Примечательно, что нервозность на валютном рынке в сентябре имела место на фоне продолжавшегося ощутимого роста золотовалютных резервов, достигших на 24 сентября уровня 487,7 млрд долл. (475,8 млрд долл. на 27 августа, +2,5%).

Вторым неприятным макроэкономическим явлением стало продолжившееся в сентябре ускорение инфляции. По итогам четырех недель сентября Росстат зафиксировал рост цен на 0,9%, что вновь (как и в августе) является худшим показателем для этого месяца с 2001 г. Таким образом, годовая инфляция, снизившаяся к июлю 2010 г. до уровня 5,5%, по итогам сентября превысит уровень 7%, т.е. вернется к уровням начала года (7,2% в феврале). Накопленная инфляция с начала года составила 6,35%. В связи с этим Минэкономразвития уже пересмотрел прогноз инфляции по итогам года, указав новый ориентир 7–8%. Однако, учитывая традиционный рост цен в последние месяцы года, а также удорожание плодоовощной продукции в октябре-ноябре, этот прогноз на настоящий момент также выглядит малореалистичным. Более правдоподобным выглядит интервал 8,5–9%. При том, что ускорение инфляции в августе-сентябре связывается с аномальной жарой, приведшей к значительным потерям урожая, результатом чего, в частности, стало отсутствие традиционного для этого времени года снижения цен на плодоовощную продукцию и продовольственные товары в целом, скорость распространения роста цен на мясную и молочную продукцию в августе свидетельствует о значительных инфляционных ожиданиях. Следует иметь в виду и интенсивное увеличение денежной массы на протяжении предыдущих месяцев: на 1 сентября она составила 17 663,8 млрд руб. (+1,9% к значению на 1 августа 2010 г.), в целом же с начала года ее рост составил 12,5%.

Кроме того, в оставшиеся месяцы следует ожидать ускорения темпов расходования бюджетных средств: на 1 сентября государственные обязательства федерального уровня выполнены лишь на 58% от бюджетной росписи. Характерно, что наибольшее запаздывание в доведении средств до бюджетополучателей зафиксировано по статье «Национальная экономика» – на 9 п.п. ниже аналогичного значения 2009 г.

Реальный сектор: пессимизм на марше

В уточненном варианте «Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», представленном Минэкономразвития 23 сентября, вновь в качестве ожидаемого роста ВВП по итогам года указаны 4%. Вместе с тем МЭР не исключил на этот раз замедления темпов роста до 3,5–3,7%. Учитывая, что по итогам первого полугодия прирост ВВП составил 4,2%, макроэкономическая ситуация во второй половине года, по предположению МЭР, будет характеризоваться ослаблением динамики, наметившимся уже с начала лета.

В целом в августе 2010 г. по сравнению с предыдущим месяцем рост промышленного производства составил 0,1%, в том числе обрабатывающего производства 0,4%, объем добычи полезных ископаемых сократился на 1,4%. Надо отметить, что вялая динамика промышленности фиксируется на фоне медленного расширения кредитования реального сектора банками, а предприятия отмечают растущую доступность кредитов. Негативное влияние на макроэкономическую ситуацию в конце лета оказывало сельское хозяйство: объем продукции сельского хозяйства составил в августе 2010 г. 80,9% от показателя августа предыдущего года. Помимо этого угнетающее влияние на экономический рост оказывают низкая инвестиционная активность и, по всей вероятности, опережающий рост импорта. Рост инвестиций в августе 2010 г. на 17,5% не компенсировал резкого их свертывания в июле текущего года. В целом с января по август инвестиции в основной капитал увеличились на 2,8% относительно того же периода предыдущего года при сокращении объемов работ в строительстве на 1,9% и ввода в действие жилой площади – на 4,0%.

Важнейшим фактором внутреннего спроса, подталкивавшего рост экономики на протяжении первой половины 2010 г., стала тенденция к восстановлению потребительских расходов. Оборот розничной торговли за январь–август 2010 г. увеличился на 4,3% по сравнению с январем-августом 2009 г. и поддерживался ростом реальных доходов населения на 5,6%. При этом в структуре товарооборота опережающими темпами увеличивались продажи продовольственных товаров (за январь–август по сравнению с тем же периодом предыдущего года оборот рынка продовольственных товаров вырос на 5,7%, непродовольственных – на 3,1%). Однако в июле–августе фиксировался рост импорта продовольствия (по сравнению с августом 2009 г. импорт молочной продукции вырос почти вдвое, напитков – в полтора раза). По прогнозу Минэкономразвития при ожидаемом росте ВВП в 2010 г. на уровне 4,0% и росте внутреннего спроса на 6,6% импорт увеличится на 20,1%, а отечественное производство для внутреннего потребления – на 3,0%.

Конъюнктурные опросы демонстрируют, что перелом тенденции в сентябре маловероятен. Оценки текущего спроса предприятиями в августе несколько ухудшились по сравнению с предыдущим месяцем; прогнозы спроса также продемонстрировали негативную динамику. В сентябре-октябре предприятия ожидают худший темп роста продаж в 2010 г., и исходные, и очищенные от сезонности ожидания свидетельствуют о готовности промышленности к нулевым темпам роста спроса этой осенью, тогда как в I квартале предприятия ожидали роста. Предполагаемый темп роста производства снизился сейчас до годового минимума как по исходным, так и по очищенным от сезонности данным. Более интенсивный рост выпуска планируется только в легкой промышленности.

Полная версия обзора: файл pdf >>

Читайте также:





Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: