ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ И СТАТИСТИКА

Текущие тенденции в мировой и российской экономике в 1 кв. 2010 г.

НП "Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования".
Квартальное обозрение - текущие тенденции №5, 1 квартал 2010 г.

Выпускающие редакторы: Н. Акиндинова и В. Миронов

Ежеквартальное обозрение текущих тенденций в мировой и российской экономике.

СОДЕРЖАНИЕ:
  • ОСНОВНОЕ
  • О МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
  • - ВВП И ТОРГОВЛЯ
  • - НЕФТЬ
  • - ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
  • ОБ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
  • - РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР
  • - ДЕНЬГИ, КУРС, ИНФЛЯЦИЯ
  • - БАНКИ
  • - НАСЕЛЕНИЕ
  • - ГОСФИНАНСЫ
  • - ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
  • СВОДКА НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫХ ТЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА «НОВЫЙ КУРС»)

Выдержки из обозрения:

Что год идущий нам готовит?

В первом квартале 2010г. ситуация в российской экономике развивалась противоречиво.

С одной стороны, проявились позитивные тенденции:
- наблюдалось замедление инфляции,
- уровень запасов материальных оборотных средств приблизился или уже достиг1 докризисной нормы (в качестве которой можно рассматривать отношение запасов к объему продаж в 2004г.). Это повышает вероятность временного ускорения в ближайшее время роста выпуска,
- продолжилось увеличение физических объемов экспорта, а чистый отток капитала сменился в марте его притоком,
- инвестиции в основной капитал в марте 2010г. после многомесячного падения продемонстрировали рост со снятой сезонностью.

С другой стороны, проявились явные негативные тенденции:
- восстановительный рост ВВП, который наблюдался в третьем и четвертом квартале 2009г., резко замедлился,
- промышленность, по нашим предварительным оценкам2, перешла от роста к умеренному снижению выпуска,
- строительная отрасль заметно увеличила темпы спада,
- продолжилось снижение объемов выданных кредитов и рост просроченной задолженности.

Основные вызовы и риски

Автор: Валерий Миронов

С середины 2009 г. процентные ставки в России превышают инфляцию, то есть реальная процентная ставка стала положительной. Это затрудняет выход реального сектора из кризиса, так как российские производители не имеет опыта роста при положительном уровне процентных ставок по кредитам. Кроме того, текущий уровень ставок по кредитам, потерявших в силу высоких кредитных рисков в реальном секторе экономики, чувствительность к процентной политике Банка России, заметно превышает рентабельность большинства секторов экономики (за исключением добывающих отраслей и торговли в целом). При этом адаптация банков к низким ставкам затрудняется высокой стоимостью ранее привлеченных от населения ресурсов и невозможностью полноценно зарабатывать на выдаче кредитов или на валютном рынке. Это создает порочный круг: высокие ставки - низкая рентабельность – стагнация кредита – высокие ставки и т.д.

В связи с этим, даже при условии, что российской экономике удастся - на фоне объемных антикризисных мер в банковском секторе - избежать «второй волны» банковского кризиса, связанного с декапитализацией банковской системы из-за роста невозврата кредитов, нельзя исключать риска начала второй волны общеэкономического спада. Он может быть связан с длительным сжатием кредитования предприятий, переходом к самофинансированию оборотного капитала, снижением инвестиционных программ и началом второй волны экономии на издержках, связанной не со снижением численности занятых, как в 2009г., когда она упала на 10%, а с сокращением заработной платы.

Другого рода риски для российской экономики порождены не инерцией старого развития, а возможным недоучетом издержек, связанных с неизбежным изменением (в условиях стабильных цен на нефть и слабых капитальных потоков) внутренней экономической политики. При наличии устойчивой вертикали власти наиболее вероятным в предстоящие годы является не смешанный, как в последние годы, а более четко очерченный либерально-консервативный сценарий экономической политики (а не социально-инновационный или дирижистский). Он предполагает быстрый переход к свободному плаванию рубля и таргетированию инфляции в ее «мягком» варианте при сохранении некоторого контроля за динамикой валютного курса, снижение цен, минимизацию госрасходов и госзаймов (за счет снижения госинвестиций и стабилизации соц. расходов), формирование бюджетных резервов, отказ от повышения налогов.

При этом надо учитывать, что переход к использованию Резервного фонда для покрытия дефицита бюджета привел к «отключение» механизма стерилизации за счет бюджетных фондов. В связи с этим, в ближайшие годы Банк России не сможет проводить независимую политику и в случае резкого притока валюты ему не удастся помешать резкому укреплению рубля, а в случае обнуления счета текущих операций – девальвации рубля. Конечно, можно говорить, что негативное влияние укрепления рубля на экономический рост будет не столь драматичным из-за необходимости увеличивать инвестиции, расплачиваться по валютным долгам и ввозить импортные комплектующие, а девальвация при наличии значительных золотовалютных резервов будет контролируемой. Однако как показал нынешний кризис для того, чтобы в условиях крепкого и свободного рубля российская экономика быстро росла необходима новая экономическая политика, нацеленная на стабилизацию инфляции и рост иностранных инвестиций.

С одной стороны, новая политика должна быть основана на создании условий для таргетирования инфляции, то есть на развитии рынка внутреннего долга и инструментов хеджирования валютных рисков. С другой стороны, важно учитывать, что для крайне недоинвестированной российской экономики чрезвычайно важен нормально функционирующий финансовый сектор, который в годы, когда денежное предложение Центральным Банком формировалось преимущественно за счет покупки притока валюты, а не развития внутреннего кредита, оставался в инфантильном состоянии. Поэтому таргетирование инфляции видимо должно носить модифицированный характер, то есть в той или иной форме сочетаться с таргетированием кредита (на основе рыночных, а не директивных методов) и, возможно, валютного курса.

Необходима также большая лояльность по отношению к долгосрочным иностранным инвесторам, чье доверие подорвано коррупционными скандалами, слабостью правовой системы и углубляющейся хронической изношенностью инфраструктуры. В силу вынужденного сдерживания госинвестиций (в условиях в одночасье ставшего устойчиво дефицитным бюджета) тренда в направлении роста инвестиционной привлекательности избежать не удастся, однако поскольку при этом неизбежно вырастет вероятность либерализации условий поглощения российских компаний иностранцами, нельзя исключать активную оппозицию влиятельных внутренних сил формирующемуся новому курсу. Это может вызвать раскол внутри правящей элиты.

Кроме того, в случае пролонгации мирового кризиса, окончание которого в силу его уникального для мировой экономики характера, предсказать по-прежнему нельзя, российская экономика, в отличие от быстрого вхождения в рецессию, будет выходить из нее медленно. Это связано с тем, что рост внешнего спроса не достигнет предкризисных темпов, восстановление запасов начнется только после начала роста внутреннего спроса, а рост последнего будет ограничен необходимостью сокращения издержек в целях нивелирования возникшего перед кризисом разрыва между ростом заработной платы и производительности труда и возникшего в ходе кризиса разрыва между ставками по банковскому кредиту и уровнем рентабельности в экономике.

В этом случае, после восстановительного скачка темпы роста российской экономики замедлятся до «нормальных» для «охлажденной» экономики 3-4% в год, однако весьма низких для экономики с крайне изношенной материальной и слабой финансовой инфраструктурой. Лежащих на поверхности источников быстрого роста российской экономики после восстановительного скачка пока не просматривается, а для скорого восстановления высоких темпов экономической экспансии краткую паузу замедления необходимо использовать для энергичных структурных реформ, что требует креативных и скоординированных действий властей (МЭРа, Минфина, Банка России и Минпромторга). Если такого рода активность потерпит неудачу, то это будет означать достаточно высокий риск торможения реформ, нарастания внутренних дисбалансов и противоречий в экономической системе России.

Внешняя среда для российской экономики также меняется на глазах. На фоне сохранения бюджетных дефицитов, образовавшихся в ходе проведения контрциклической политики, большинство развитых экономик будут в ближайшие годы, по оценке МВФ, иметь первичный бюджетный баланс на уровне более низком, чем тот, который требуется для стабилизации уровня правительственного долга. Это относится не только к ряду стран со средним уровнем развития (Португалия, Греция, Испания), но и ко многим развитым странам, которым в связи с этим необходимо по окончанию кризиса жестко корректировать бюджетную политику, чтобы не столкнуться с чрезмерным ростом процентных расходов (Япония, Италия, США).

С одной стороны, это изменит валютные рынки, на которых курсы валют будут определяться не ожиданиями, а по большей части объективными макроэкономическими (прежде всего бюджетными) показателями, а с другой, отодвинет сроки перехода к внедрению новой парадигмы макроэкономического регулирования, анонсированной МВФ в начале 2010г. и основанной, в частности, на более активном использовании бюджетной политики.

Бюджетные проблемы, а также нетипичный характер нынешнего кризиса актуализирует угрозу следующей мировой рецессии в более ранние сроки, чем через обычные для традиционного цикла 7-10 лет. При этом, если риски предстоящих лет не будут учтены, российская экономика может оказаться не готова к новому кризису и вновь очутиться среди стран - лидеров по темпам падения экономики, как это уже произошло в 2009г.4 Времени остается мало, и поэтому переход к новому экономическому курсу будет осуществляться в форсированном режиме.

Полная версия обзора на сайте Центра развития: файл pdf >>

Читайте также:





Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются:






купить пленку тонировочную читать

kupi-plenki.ru