ТЕНДЕНЦИИ >> РАЗНОЕ

Кризис меняет принципы обучения предмета - макроэкономика

Алан Блайндер из Принстонского университета делится, что за все 30 лет своей работы преподавателем курса введения в макроэкономику не помнит такого интереса к своему предмету, как в прошлом году.

В Гарварде, как говорит Дэвид Лейбсон, студенты-преддипломники тоже усиленно грызут гранит макроэкономической науки. Всплеск интереса к экономике в элитных американских университетах, которые не так давно сокращали свои фонды "пожертвований" и отказывались нанимать новых сотрудников, - это один из самый благоприятных последствий экономического спада.

В то же время кризис высветил недостатки в существующей программе обучения макроэкономике. Грегори Мэнкью, преподаватель экономики в Гарвардском университете и автор популярного учебника, отмечает, что едва ли студенты смогут понять суть кризиса, если они практически ничего не знают о таких вещах, как роль финансовых институтов.

В большей части учебных материалов есть разделы, посвященные финансовой системе, но обычно в них рассматриваются вопросы спроса и предложения денежных средств. "Действующая программа не дает студентам даже намеков на ответы" на их законные вопросы по поводу недавних экономических событий, добавляет он.

Грядут перемены. Г-н Блайндер - один из авторов еще одного популярного учебника для студентов старших курсов. Сейчас, когда пришло время вносить в него изменения, он усиленно думает, как найти равновесие между желанием студентов более подробно узнать о таких моментах, как финансы, и ограничениями в учебной программе по обучению азам макроэкономики. Скорее всего, в новом издании значительное внимание будет уделено кредитному плечу и тому, как оно способствовало возникновению кризиса. Это если говорить простым языком. Но дополнительных сложностей не избежать.

Например, использовать удобное подобие экономической модели с единой процентной ставкой было целесообразно, пока разные ставки двигались согласованно. Но теперь, признается г-н Блайндер, он не может сказать об этом студентам, глядя им прямо в глаза. Важно включить в программу понятия секьюритизации и системного риска, даже если кому-то кажется, что начинающим будет сложно освоить такие сложные аспекты. Блайндер, ссылаясь на Альберта Эйнштейна, говорит, что преподавателям экономики нужно максимально доступно объяснять экономические понятия, но не упрощать их.

Отредактированные учебники скоро появятся на полках магазинов. Чарльз Джонс из Стэндфордского университета дополнил свой учебник двумя новыми главами, которые должны заставить студентов задуматься на тему кризиса, и сейчас ищет им подходящее место среди других разделов книги. Новое издание учебника Мэнкью появится примерно через год. А издатели Блайндера хотят выставить отредактированный текст на продажу к июню.

Уже расширены программы обучения многих ведущих университетов. Г-н Лейбсон говорит, что он предпочитает преподавать свой предмет, не опираясь на какие-либо стандартные материалы. Франческо Джаваззи из Массачусетского технологического института теперь почти две пятые своих занятий посвящает разговорам о том, как меняется обстановка во время кризиса, и какие различия появляются в последствиях политики, когда экономика достигает пределов в виде, например, нулевых процентных ставок.

Изучение "ловушки ликвидности", при которой стандартное ослабление монетарной политики не имеет никакого эффекта, вышло из моды у студентов старших курсов, но сейчас быстро возвращает позиции. Пузыри цен на активы тоже притягивают все больше внимания. Будут ли эти изменения внесены в программу обучения макроэкономике? Для этого при редактировании наиболее используемых учебников нужно проследить за тем, чтобы объясняющие кризис понятия вошли в будущий учебный план. Джонс предлагает сравнить учебники, которые будут пользоваться популярностью через десять лет с докризисным вариантом г-на Мэнкью. По его мнению, они будут разительно отличаться.

The Economist/Forexpf.Ru





Скок: 010 020 030 040 050 060 070 080 090 100
Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: