ТЕНДЕНЦИИ >> НЕФТЬ, ТЭК

Румынский маршрут

Крупнейший центральноазиатский нефтедобытчик Казахстан заинтересован в строительстве нового нефтепровода в Европу через Кавказ с выходом на румынский трубопровод Констанца-Триест. Об этом заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев после встречи со своим румынским коллегой Траяном Бэсеску.

Мы с господином президентом Румынии говорили о том, что было бы неплохо открыть новый маршрут транспортировки через кавказский коридор, то есть.. Каспий в Баку, через Азербайджан в Грузию, Черное море и дальше танкерами до Румынии", - сказал Назарбаев, подчеркнув, что президенты двух стран договорились о совместной работе в этом направлении и дали поручения соответствующим нефтяным компаниям.

В данном случае Румыния для Казахстана действительно является некоей "стартовой площадкой" в Европу. Сейчас между Румынией и Италией проектируется трубопровод Констанца-Триест, по которому казахская нефть и может пойти дальше в Европу, в случае если будет принято решение о строительстве нового нефтепровода. Можно всем поработать над тем, чтобы проложить новый нефтепровод между Каспием и Черным морем, построить терминал, построить порт, чтобы мы могли подойти к нефтепроводу Констанца-Триест", - подчеркнул Назарбаев.

Намерение главы Казахстана проработать "румынский маршрут" транспортировки своей нефти означает еще большую дистанцированность этой республики от России. Сейчас это среднеазиатское государство добывает в год 70-80 млн тонн нефти, большая часть которой экспортируется через нашу страну.

При этом 10 млн тонн, минуя Россию, уходит в Китай, и еще примерно столько же - в Баку. Это даст ему ежегодную "экспортную прибавку" еще 50 млн тонн нефти в год. БТД контролируют BP и Государственная нефтяная компания Азербайджана.

Начиная с 2007 года Казахстан ежегодно переваливает через БТД до 10 млн тонн нефти, которая поставляется танкерами из казахстанского порта Актау в Баку. А "Казмунайгаз" и "Казтрансойл", в свою очередь, сейчас ведут работы по созданию специализированного порта Курык и трубопровода до него из Ескене, где будет собираться нефть с Кашагана.

Планируется, что трасса проектируемого нефтепровода пройдет в одном техническом коридоре с действующим нефтепроводом Узень-Атырау-Самара, что позволит оптимизировать капитальные затраты на строительство. По словам президента Назарбаева, поставки казахстанской нефти в БТД будут увеличены вдвое - до 20 млн тонн нефти в год.

Однако, судя по вчерашнему заявлению казахстанского лидера, в этой стране считают, что возможности Кашагана больше, чем может себе позволить прокачать российская "Транснефть", российско-казахстанский КТК, британо-американо-азербайджанский БТД и "труба" в Китай. На "той" стороне, кстати, готовы принять и больше. Панъевропейский нефтепровод, который должен связать румынский черноморский порт Констанца с итальянским городом Триест, расположенным на побережье Адриатического моря, рассчитывается на перекачку до 90 млн тонн сырья в год.

Правда, стоимость строительства этого объекта министрами энергетики Румынии, Сербии, Словении, Италии и Хорватии и представителями Еврокомиссии в 2007 году была определена в сумму около 4 млрд долларов, что может в нынешних условиях несколько притормозить этот проект.


Источник: expert.ru


Читайте также:





Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: