ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА США

ФРС - ставка сохранилась

Федеральная резервная система (ФРС) США приняла решение о сохранении целевого диапазона базовой процентной ставки от 0% до 0,25% годовых. Об этом говорится в документе по итогам заседания Комитета по открытым рынкам (FOMC).

Аналитики ожидали такого решения, тем более что ФРС часто повторяла, что будет удерживать ставку на «исключительно низком уровне» в течение «длительного времени».

«Экономическая активность продолжает укрепляться, состояние рынка труда стабилизировалось. Расходы домовладельцев увеличиваются умеренными темпами, хотя они по-прежнему сдерживаются высокой безработицей, умеренным ростом доходов, низким благосостоянием населения и жесткими условиями кредитования… Расходы бизнеса на оборудование и программное обеспечение существенно выросли. Тем не менее, инвестиции в нежилые здания и сооружения сокращаются, число новостроек остается без изменения на низком уровне, а работодатели продолжают с неохотой увеличивать рабочие места, – отмечается в документе. – В то время как банковское кредитование продолжает сокращаться, условия на финансовых рынках остаются поддерживающими для экономического роста. Хотя темпы восстановления экономики, вероятно, останутся умеренными еще какое-то время, комитет ожидает постепенного возвращения к высоким уровням потребления в контексте ценовой стабильности».

По мнению FOMC, инфляция будет оставаться слабой в течение некоторого времени, при этом долгосрочные инфляционные ожидания остаются стабильными. Поэтому комитет считает, что «экономические условия… являются основанием для исключительно низких уровней базовой процентной ставки на длительное время». В то же время для предоставления поддержки ипотечному кредитованию и рынку жилья, а также для улучшения общих условий на кредитных рынках ФРС находится в процессе приобретения 1,25 трлн долларов агентских ценных бумаг, обеспеченных ипотекой, и около 175 млрд долларов долгов агентств. Эти операции практически близки к завершению, и оставшаяся их часть будет выполнена до конца этого месяца. «Комитет продолжит оценивать экономический прогноз и финансовое развитие и применять инструменты денежно-кредитной политики в случае необходимости для содействия экономическому восстановлению и ценовой стабильности», – отмечается в сообщении.

Американские фондовые индексы продолжили повышение после заявления ФРС. Индекс Dow Jones Industrial Average к 21.16 мск вырос на 0,2%, Standard & Poor's 500 – на 0,5% и Nasdaq Composite – на 0,4%. За несколько минут до объявления ставки прирост индикаторов составлял 0,02−0,3%. Стоимость казначейских обязательств США также повышается. В частности, доходность наиболее ликвидных десятилетних бумаг упала до 3,67% годовых, что является минимальным уровнем более чем за неделю. В то же время курс американского доллара опустился по отношению к большинству мировых валют из-за того, что FOMC повторил фразу о сохранении «низких уровней базовой процентной ставки на длительное время».

Американский центробанк удерживает ставку в целевом диапазоне от 0% до 0,25% годовых с декабря 2008 года. В 2008 году ставка снижалась семь раз. Для сравнения, базовая ставка Европейского центрального банка в настоящее время составляет 1% годовых, Банка Англии – 0,5% годовых, Банка Японии – 0,1% годовых. По оценке начальника аналитического отдела ИК «Галлион капитал» Александра Разуваева, американская статистика в целом говорит о том, «что период денежной халявы заканчивается». Поэтому «рано или поздно ФРС неизбежно сыграет на стороне „медведей”».


Источник: expert.ru


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА США

США постараются избежать банкротства

США будут пытаться избежать банкротства в 2010 году. Для погашения огромных краткосрочных займов правительству, вероятно, придется продолжить политику скрытого ослабления доллара или открыто девальвировать валюту.

К такому заключению пришли специалисты Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Государственный долг США начинает выходить из-под контроля: власти страны в ближайшие 12 месяцев должны выплатить $2 трлн. по краткосрочным обязательствам. Резервы страны недостаточны для покрытия этой суммы.

Экономический кризис продолжает негативно сказываться на финансах США. Размер назначенного для погашения на 2010 год долга – $2 трлн. «Администрация Обамы не может легко одолжить такую сумму. Она слишком велика. Вместе с тем она не включает других чрезвычайных расходных статей правительства, оцениваемых в $1,5 трлн. Министерству финансов придется отыскать в 2010 году колоссальную сумму в $3,5 трлн. Даже если эта задача будет решена, коллапса национальных финансов не избежать», - отмечает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. По его словам, в текущем году США потребуются также дополнительные средства для смягчения новых проблем, вызванных кризисом и еще не учтенных властями. Одновременно сократятся доходы казны. Правительству предстоит решить задачу беспрецедентной сложности.

В 2009 финансовом году, завершившимся 30 сентября, дефицит американского бюджета составил $1,42 трлн. (9,9% ВВП). Ожидаемый дефицит текущего года должен составить $1,56 трлн. «Правительство США рассчитывает “заморозить” почти все расходы, кроме военных. Но, вероятно, ему придется со временем пойти и на их радикальное снижение. Бюджетный дефицит за пять месяцев этого фискального года достиг $651,6 млрд. Для его покрытия можно привлечь заемные средства. Но для оплаты краткосрочных долгов правительство США может использовать только денежный печатный станок», - полагает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. Необходимых резервов у американского государства нет. Однако на объявление банкротства США не пойдут пока смогут откладывать крах государственных финансов с помощью эмиссии доллара и привлечения новых займов.

Золотой запас Соединенных Штатов оценивается приблизительно в $300 млрд. (почти 7 379 тонн золота). По данным МВФ страна располагает валютными резервами в $136 млрд. Стратегический запас нефти стоит $58 млрд. Таким образом, общие резервы едва достигают $500 млрд. При этом администрация Обамы проводит экономический курс, не способствующий повышению доходов трудящихся. Вместо расширения внутреннего сбыта правительство стремится поддерживать экспорт. Основную долю (порядка 60%) в нем составляют различные машины и оборудование. Однако именно на эти изделия в мире снижается спрос из-за сокращения сбыта потребительских товаров. В 2010 году кризис может сильнее задеть производство техники.

Необходимость поддерживать крупный бизнес вынуждает правительство США размещать все новые займы и наращивать эмиссию доллара. ФРС в 2008-2009 годах выпустил в обращение новых банкнот не меньше, чем на $2 трлн. Ослабление доллара продолжается, что одновременно обесценивает долговые обязательства США и доходы американских потребителей, содействуя углублению кризиса, несмотря на внешнюю стабильность. В перспективе эти процессы приведут к большему ослаблению реального сектора американской экономики, сокращению потребительского рынка, краху нефтяных спекуляций и банкротству многих банков, получающих пока господдержку.


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА США

Уравнение неизбежности: США плюс Китай равно 0

Александр Лукин, директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО МИД России

Успехи, продемонстрированные Китаем при выходе из финансового кризиса, получили высокие оценки экспертов. И заставили заговорить о том, что Поднебесная скоро будет править миром. Однако стремление к этому чревато для Пекина серьёзными неприятностями, в том числе и экономическими. Действительно, во время кризиса Китай понёс меньшие потери, чем другие ведущие экономики мира.

Более того, в прошлом году его экономика показала 10-процентый рост. Именно в этом многие эксперты видят причину того, что Пекин проявляет всё большую жёсткость в отношениях с партнёрами. Он всё меньше склонен к уступкам, готов отвечать ударом на удар, давлением на давление. В качестве примеров такого поведения приводят жёсткую позицию Китая по тибетскому вопросу, его упорное нежелание идти на соглашение с далайламой, немотивированно суровые, несмотря на протесты Запада, приговоры диссидентам. Но наиболее яркий пример серьёзное ухудшение отношений Пекина с США. В отличие от двух предыдущих американских администраций, которые приходили к власти под лозунгами ужесточения политики в отношении КНР, Барак Обама с самого начала заявлял о стремлении видеть в Пекине партнёра. Зазвучали слова о взаимосвязанности экономик двух стран, о необходимости объединения усилий в борьбе с мировым кризисом. Была даже выдвинута идея формирования "большой двойки" - американокитайского стратегического партнёрства по решению ряда глобальных и международных проблем.

Сегодня ряд американских наблюдателей считают, что в Пекине стремление США к сотрудничеству восприняли как проявление слабости и сочли, что настал момент для более активного отстаивания своих интересов. Американцам это не понравилось. В результате процесс улучшения отношений, начавшийся с приходом в Белый дом Барака Обамы, грозит смениться своей противоположностью.

Новое обострение началось с того, что Вашингтон объявил о намерении продать Тайваню партию оружия на сумму 6,5 миллиарда долларов. В ответ Китай заморозил двусторонние военные связи. Он делал это неоднократно. Но сейчас он ещё и пригрозил ввести санкции против американских компаний, участвующих в тайваньской сделке, и заблокировать в ООН принятие новых санкций против Ирана.

Списки взаимных претензий КНР и США не ограничиваются военным сотрудничеством с третьими сторонами. США недовольны растущей международной активностью Китая, его экономической экспансией в Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Раздражает Вашингтон и упорное нежелание Пекина ревальвировать юань. Заниженный курс юаня рассматривается в США и Западной Европе как скрытое субсидирование экспорта, способствующее росту и без того огромного внешнеторгового дефицита большинства стран Запада с Китаем. Недовольны американцы и нежеланием Пекина поддержать более жёсткую линию на шестисторонних переговорах по северокорейской ядерной проблеме и поддержать санкции против Ирана.

А Пекину не нравятся попытки Вашингтона оказать давление на КНР по экономическим вопросам, критика по правам человека и встреча Барака Обамы с далайламой, которого в Пекине считают "сепаратистом".

Все эти разногласия существовали и раньше. Однако после избрания президентом Барака Обамы обе стороны перестали заострять на них внимание, демонстрируя заинтересованность в конструктивном диалоге. Почему же теперь разногласия вышли на первый план? В значительной степени это вызвано внутриполитическими причинами в обеих странах. Дело в том, что в Вашингтоне считали, что в ответ на заявления о дружбе Пекин должен наконец пойти на ряд уступок, в частности, по ревальвации юаня, по Ирану и КНДР. Именно с таким настроем Барак Обама поехал в КНР в ноябре прошлого года. Но Пекин, не увидев желания американцев понять китайскую озабоченность военнотехническим сотрудничеством США с Тайванем, ни на какие уступки не пошёл. Это усилило позиции тех групп США, которые традиционно выступают против американо-китайского сближения: борцов за права человека, представителей ВПК, получающих выгоду от продаж оружия в другие страны, сторонников более традиционных союзов с Японией и Южной Кореей. Под их давлением, а также столкнувшись с упорством Китая, администрация Обамы изменила подход к Пекину в сторону большей жёсткости.

Конечно, к росту "самоуверенности" Китая можно отнестись просто как к естественному стремлению новой крупной и успешной державы активно отстаивать свои интересы. Но успешное экономическое развитие КНР и укрепление международных позиций страны привели к росту национализма в среде китайских элит. Последнее время в Китае открыто публикуются статьи и книги, в которых говорится, что КНР должна активно, в том числе с использованием армии и флота, обеспечивать свои экономические интересы по всему миру и даже контролировать мировые ресурсы и их распределение. И хотя официальные представители Пекина заявляют, что подобное мнение является частным и не отражает позицию правительства, очевидно, что его разделяют серьёзные влиятельные группы в стране, в том числе и в силовых структурах.

Нынешний кризис в американо-китайских отношениях вновь подтвердил утопичность выдвинутой рядом американских политологов идеи "большой двойки" ради решения глобальных проблем. Она была отвергнута Китаем на всех уровнях. У Пекина сегодня иные заботы - создание международной обстановки, благоприятной для внутреннего развития КНР. Но если США не уступят уговорам Пекина и не откажутся от поставки оружия Тайваню, китайское руководство встанет перед выбором: поддаться националистическим настроениям и пересмотреть основы внешней политики или вновь ограничиться словесным выражением недовольства и продолжить прежнюю линию. С 1980 годов она состояла в том, чтобы не подорвать отношения с Западом, столь необходимые для экономического развития КНР, не вмешиваться в конфликты, непосредственно не угрожающие безопасности страны, и проявлять твёрдость только в двух-трёх вопросах, затрагивающих фундаментальные национальные интересы страны, как они виделись в Пекине: Тайвань, Тибет, единовластие КПК.

Скорее всего, Пекин выберет второй путь. Сегодня Китай в отличие от СССР периода холодной войны явно недостаточно силён в военном и экономическом отношении, чтобы начать глобальное соревнование с США. В Пекине это должны понимать. Китай и США зависят друг от друга, но американская экономика без КНР выстоит. Американцам лишь придётся слегка затянуть пояса. В Китае же, ориентированном на западные рынки, серьёзные экономические санкции могут привести к социальным волнениям и крушению режима. Это в Пекине хорошо понимают. Кроме того, стремление Китая значительно активизировать деятельность вооружённых сил, посылать их за рубеж для защиты своих экономических интересов будет негативно воспринято не только в Вашингтоне. Это усилит опасения и в Европе, и без того страдающей от огромного торгового дефицита с КНР, и в государствах ЮВА, где есть крупные китайские диаспоры, и в Японии, со страхом взирающей на рост Китая, и в Индии, имеющей весьма сложные отношения с Пекином. Ну а в России это лишь усилит беспокойство за сохранность её территорий и природных ресурсов.

Рост подозрительности в отношении Пекина явно не поможет ему в решении экономических проблем, которых в КНР, несмотря на успехи, всё ещё предостаточно. Китай - заложник экономического роста. Снижение прироста ВВП ниже 8 процентов в год вызовет рост безработицы, который может привести к социальному взрыву. Ориентированной на экспорт китайской экономике нужны рынки сбыта. И обеспечить их могут стабильные отношения с основными импортёрами, а не военные базы за границей.


Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09