ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА США

FOREX MMCIS group: Рынок труда США медленно «идет ко дну»

Казалось бы, еще недавно граждане США были горды собой: впервые за всю историю страны главой государства избран афроамериканец. Преисполненные патриотичных чувств, они с надеждой смотрели в светлое, как им тогда казалось, будущее.

И вот до следующих выборов остается меньше года, а светлое будущее так и не настало. По мнению аналитиков компании «FOREX MMCIS group», среди массы трудностей, которые на данный момент испытывает экономика США, выделяется проблема безработицы. Поэтому стоит уделить этому вопросу особое внимание и разобраться, что и как.

Представитель ФРС Ричард Фишер считает, что обострение ситуации на американском рынке труда может привести к гораздо более серьезным беспорядкам в обществе, чем проблема Греции. По мнению Фишера, общая неудовлетворенность действиями политиков, которые не в состоянии правильно воспользоваться заполненным «топливным баком» экономики, может оказаться губительной. Отметим, что Фишер был одним из трех представителей политической власти, которые в августе и сентябре проголосовали против смягчения денежно-кредитной политики ФРС.

Согласно последним данным по рынку труда в США, количество новых рабочих мест, созданных вне сельского хозяйства, в сентябре выросло на 103 тысячи, в то время как уровень безработицы остался неизменным — 9.1%. Учитывая, что в августе не было создано ни одного рабочего места, сентябрьский показатель очень даже неплохой. Однако тот факт, что уже достаточно долгое время безработица остается выше 9%, говорит об общей слабости рынка труда. Инвесторов не очень воодушевил рост сентября: в старые добрые времена американская экономика с легкостью создавала 250—500 тысяч рабочих мест в месяц. Однако сейчас работодатели неохотно нанимают новых сотрудников, ввиду неопределенности в экономике и угрозы рецессии.

Возникает вопрос: почему же не принимаются действенные меры? Это могло бы как-то успокоить финансовый рынок и продемонстрировать, что Федрезерв озабочен данной проблемой. Биржевой аналитик Константин Георгиевич Кондаков полагает, что ответ лежит на поверхности: скоро стартует предвыборная гонка, и республиканцы на этот раз твердо намерены вернуть власть в свои руки.

Демократу же Бараку Обаме нужно доказать американскому народу свою политическую состоятельность, чтобы получить шанс на победу на президентских выборах 2012 года. Особенно ему придется постараться в регионах, где уровень безработицы наиболее высокий. Например, штат Невада. Заметим также, что по статистике люди, недавно потерявшие работу, в два раза больше склонны терять доверие к нынешней власти и отдавать предпочтение оппозиции.

Что же мы имеем на сегодняшний день? Если рынок труда останется на прежнем уровне, инвестиции — минимальными, а темпы роста экономики США не превысят 2%, то, как следствие, банки будут выдавать меньше кредитов, и граждане станут больше экономить. А это, в свою очередь, также вызовет массу негативных последствий для страны.

Из предпринимаемых действий — недавний Закон о рабочих местах президента Барака Обамы, который получил лишь незначительное количество голосов в Сенате США (50 голосов — за блокировку, 49 — против). Законопроект не прошел, поскольку не получил необходимых 60 голосов. Суть его в том, что требуется сумма в 447 млн долларов США, которую возможно выделить, если снизить доходы федерального бюджета на 240 млрд долларов США. Необходимо сократить налоги на заработную плату работников в 2012 году. Кроме того, законопроект содержит налоговые льготы для тех граждан, которые являются безработными уже долгое время, для ветеранов и работников-инвалидов, а также предложение о продлении пособия для коммерческих предприятий с целью удержать все 100% от затрат на инвестиции до конца следующего года.

Политические разногласия продолжаются: ни республиканцы, ни демократы не хотят уступать и доказывают свою точку зрения. А тем временем часть населения США остается без работы.


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА США

Дефолт США откладывается, но не отменяется!

Чем отличается кризис 2008-2009 годов, начавшийся в ипотечной сфере США, от предрекаемого коллапса на долговом рынке ведущей экономики мира по причине технического дефолта 2 августа?

Во-первых, масштабами. Если в первом случае рецессия началась в финансовом секторе со схлопывания надувшегося «мыльного пузыря», разросшегося под лозунгом «бери сейчас - плати потом!», то в настоящее время речь идет о неспособности целого государства осуществлять выплаты по своим долгам.

Во-вторых, причинами. Проблема поднятия планки государственного долга с нынешних 14,3 триллионов долларов по большей части перешла из экономической плоскости в политическую. Вопрос скорее в том, кто придет к власти на выборах в ноябре 2012 года: ослики или слоны (неофициальные символы демократов и республиканцев, соответственно). А какой ценой для экономики – это уже вторичный фактор.

Данное предположение подтверждает текущая ситуация. Несмотря на то, что правительство Америки не сможет выплачивать процентные платежи уже 2 августа, потолок госдолга все еще не повышен: прогибаться не хочет ни одна партия.

Положение у действующего президента, демократа Барака Обамы, мягко сказать, незавидное. Государственный долг поднялся с отметки в 70% от ВВП в конце срока правления Буша-младшего до 94% (исторический максимум) к августу 2011 года. По прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), к концу этого года показатель составит 99,5%, что неудивительно, если учесть, что в настоящее время его размер увеличивается в среднем на 3,7 миллиарда долларов в день.

Госдолг США

Столь резкое поднятие платы за «хорошую жизнь» объяснялось различными стимулирующими и социальными программами для экономики. Доля расходов в федеральном бюджете на социальную сферу в 2010 году составила 69%. Без этих «плюсов» политика демократов будет похожа на антинародную политику, загоняющую экономику в вечные долги.

Администрация Обамы, прекрасно это понимая, в обмен на поднятие лимита госдолга предлагала урезание соцрасходов, вместе с отменой налоговых льгот для богатых и сверхбогатых, принятых Бушем-младшим.

Республиканцы же, ссылаясь на партийную идеологию, наотрез отказались принять предложение президента о новой налоговой схеме. Кроме того, был выдвинут альтернативный вариант: временно повысить потолок заимствований, а в 2012 году вновь вернуться к этому вопросу.

Оппозиция уже взяла «на крючок» конкурентную партию, а к моменту выборов может и вовсе «словить ее на живца». Каким образом? Предположим, во вторник голосование в Сенате пройдет успешно, и соглашение по повышению предельного уровня госдолга как минимум на 2,1 триллионов долларов (то есть до 16,4 триллионов) будет подписано президентом. Вместе с этим бюджетные расходы будут сокращены в течение ближайших десяти лет на 1 триллион долларов до самого низкого уровня с 1950-х годов, а бюджетный дефицит – на 2,4 триллиона долларов (подчеркнем, дефицит все равно останется).


*Источник: https://www.bea.gov/index.htm

По словам Б. Обамы, «как минимум, в ближайшие месяцы США не объявят дефолт». Допустим, в ближайшие – не объявят, однако к концу 2012 вопрос встанет с новой силой. Ведь если обратиться к объемам американских трэжерис, которые необходимо гасить Казначейству США в ближайшее время, становится понятно, что на Америку продолжает накатывать «снежный ком» долгов. До конца текущего года надо погасить 1,825 триллионов долларов, до июня 2012 года – 2,610 триллионов, за 3 года – 4,839 триллионов!

Вместе с инфляционной спиралью раскручивается вторая: долговая. Растет долг – упирается в планку – уменьшаются госрасходы – угроза экономическому росту – вновь повышается долг. А вместе с ним и расходы на его обслуживание. Причем можно наблюдать интересную картину: в 2006 году процентные платежи по долгам составили около 10% бюджета. За 5 лет показатель практически не изменился, даже снизился – до 8,2%. Но за счет чего? За счет снижения ставок с 5% в 2006 - до нуля в 2011, и только. Но этот потенциал уже исчерпан – ниже нуля ставки - то опустить нельзя!

Еще одна причина, по которой Федеральная Резервная система оттягивает момент повышения ставок, несмотря на мировую тенденцию роста ссудных процентов. Увеличив лимит в этот раз до 16 с лишним триллионов долларов, государство увеличит на 8% (около 30 миллиардов) расходы бюджета на процентное обслуживание. Вот и получается замкнутый круг.

Когда будет исчерпан очередной лимит долга? Как раз к выборам. И республиканцы отлично это предусмотрели. Как говорится, на то и щука в озере, чтобы карась не дремал. Все, что остается текущей правящей партии – искать способы привлечения средств, чтобы заткнуть дыры в бюджете и платить по огромным государственным обязательствам. Активно обсуждалось повышение налоговых поступлений. Внимания заслуживает тот факт, что если бы президент и аннулировал решение о снижении налогов предыдущего президента и увеличил налог на добавленную стоимость, то американцы стали бы работать четыре из пяти рабочих дней на правительство. Такими темпами, вместе с программой по урезанию расходов, и до социального бунта было бы недалеко. Но и здесь не все по воле демократов: налоговые льготы Буша продлили до 31 декабря 2012 года, что уже после выборов.

Предположительно, возврат к теме дефолта №2 следует ожидать примерно через год, причем с новыми проблемами. Как указано выше, инфляционная и долговая спирали будут раскручиваться все сильнее. При этом не стоит забывать о рисках для экономики вследствие возможного понижения кредитного рейтинга США, о чем последнее время постоянно напоминают ведущие рейтинговые агентства. Выбора нет – надо перезанимать снова и снова. Но к «следующему дефолту» у измученных долговыми проблемами американцев будет шанс призвать на помощь достойную партию, которая сможет решить все их проблемы. Только вот сможет ли?

Алексей Вязовский, Елена Туржанская - аналитики ФГ "Калита-финанс"

ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИКА США

Да здравствует дефолт США!

Лучше ужасный конец, чем ужас без конца
/Народная пословица/

Итак, все то, о чем мы писали ранее относительно проблем ЕС и США в своих аналитических прогнозах, начинает явно и быстро реализовываться.

Греческий долговой кризис, разразившийся больше года тому назад, ничему не научил европейцев. Потребовались ирландский и португальский, чтобы они стали более быстро и адекватно реагировать на долговые проблемы хотя бы на уровне монетарной политики. И теперь, похоже, наступает новый драматический акт – ожидаемый еще с прошлого года кризис госдолга Италии, третьей экономики ЕС, госдолг которой примерно соответствует 120% ВВП. Размер госдолга таков, что даже при небольших проблемах со ставками по нему [1], которые нынче таргетируются на рынке кредит-дефолтных свопов (CDS), – этом адском изобретении банка J.P.Morgan времен конца правления Клинтона, – Италии грозит полномасштабный дефолт, который будет стоить ЕС уже не десятки миллиардов, как греческий, а триллионы евро.

Глобальные спекулянты, почуяв «запах крови» новой жертвы, с энтузиазмом накинулись на нее, играя на понижении цены госдолга и поднимая ставки CDS. На этом фоне пара EUR/USD пробила утром 12 июля майские минимумы (1.3869), а фондовый рынок Италии на фоне негатива ушел на открытии вниз на 4%.

Мировая экономика, при каждом новом обострении кризиса, рушится по все тому же алгоритму, что и в кризис 2008-го года: от периферии к монетарному сердцу, к ФРС (отсюда рост доллара ко всем ведущим валютам). И на фоне вновь нарастающих трудностей, этот центр начинает выглядеть как последний оплот стабильности, какие бы внутренние проблемы не наблюдались в самой экономике США (а они там, в количественном отношении, не меньше, чем в экономике ЕС).

Что в итоге? Бюджетов относительно благополучных стран ЕС со всей очевидностью не хватит даже на то, чтобы спасти ЕС от проблем Греции совместно с Португалией. К тому же, очень трудно представить себе, чтобы Меркель или Саркози обратились к своим согражданам с новым предложением потуже затянуть пояса бюджета, дабы скинуться в пользу европейских стран-банкротов. Ну а после того, как Италия тоже стремительно прописалась в клубе проблемных стран, любые разговоры о том, что проблемы слабых экономик ЕС можно решить за счет помощи из бюджетов более благополучных стран отпадают сами собой.

Может быть, Италию спасут жесткие меры бюджетной дисциплины? Опыт Греции показывает, что в южных странах ЕС эти меры не то чтобы не работают, но вызывают настолько серьезное противодействие в обществе, что могут быть реализованы лишь частично, и при этом провоцируют рост политических рисков и нестабильности, что популярности госдолгу на рынке, разумеется, не добавляет. Греция откровенно провалила свою антикризисную программу, а чем Италия лучше, учитывая, что юг Италии держится, на субсидиях, тогда как локомотивом экономического роста всегда была Италия северная?

Конечно, остается фактор Китая, который во время греческого кризиса был категорически против реструктуризации греческого долга и поддерживал его в рамках программы диверсификации своих резервов. Но станет ли Китай, учитывая нарастание проблем в своей собственной экономике, и дальше поддерживать евро, стимулируя таким специфическим способом свой экспорт? Даже если и станет, то едва ли эта поддержка, учитывая масштаб проблем ЕС, который, в количественном отношении, превышает объем резервов КНР, будет достаточной.

Остается только одна мера, чтобы избежать серьезнейших проблем в финансовом секторе еврозоны в самом ближайшем будущем – гарантия монетизации долга. Однако такая гарантия предоставления ликвидности – это гарантия практически безрисковой спекулятивной игры против евро на Forex, потому что глубины ликвидности рынка еврооблигаций не хватит на то, чтобы легко поглотить масштабную эмиссию в том случае, если ЕЦБ решится на нее, выкупая проблемные суверенные долги, и избыток ликвидности продавит евро вниз.

Это, в свою очередь, приведет к росту инфляции издержек, связанных с удорожанием сырья для европейских потребителей, особенно учитывая то, что недавние интервенции на нефтяном рынке, призванные сбить цену на нефть, которые были проведены Международным Энергетическим Агентством, сбив поначалу цену примерно на 10%, не дали в итоге никакого существенного результата. Можно сказать, что спровоцированные извне перевороты и гражданские войны в Северной Африке все-таки бумерангом ударили по ЕС, и европейцы теперь расплачиваются за свою политическую и экономическую близорукость.

Инфляция, если она продолжит расти в ЕС, в свою очередь, обратно ударит по ставкам на долговом рынке, и круг замкнется. Начав масштабный выкуп долгов сегодня, ЕЦБ достаточно быстро загонит ЕС в стагфляционный кризис.

Что же делать? Остается только одно – снова бежать за ликвидностью в ФРС и гарантировать ликвидность евро через своп-линии с ФедРезервом. То есть, фактически, предоставлять ликвидность для решения долговых проблем в долларах под евро, которые пойдут не на рынок, а на баланс ФРС. Но чем это кончится? Если вспомнить аналогичную практику конца 2008-го начала 2009-го, открытые европейцам своп-линии не были закрыты через сокращения баланса ФРС – их заместили выкупаемыми мусорными активами самой американской экономики. Можно предположить, что и на этот раз Бернанке готовит, совместно со своими европейскими партнерами, такой же трюк – евро, которые пойдут на баланс ФРС в рамках решения европейских проблем, будут затем заменены активами, которые ФРС будет выкупать в рамках очередного «количественного ослабления». Третьего по счету с начала кризиса.

И все было бы, наверное, неплохо для банкиров, и сработало бы именно так, как описано выше, породив, правда, новый виток глобальной инфляции, который больнее всего ударил бы по Третьему Миру, если бы Конгресс США не заартачился, и не заблокировал поднятие планки госдолга. И, если принять во внимание сложившуюся в ЕС ситуацию, становится понятна одна из граней того острейшего политического конфликта, который сегодня разразился в США вокруг вопроса о сокращении государственных расходов. Это спор партии условных «глобалистов», которые считают, что бюджет США, стимулируя спрос в США, должен косвенно продолжать поддерживать американским рынком союзников США, и условных «изоляционистов», которые справедливо полагают, что такая практика ни в коем случае не приведет к созданию эффективных рабочих мест, и ее надо прекратить. К слову, тот факт, что внутренний рынок США от программы «количественного ослабления» №2 особо не оживился, и вся ликвидность ушла в пузыри и стимулирование спроса вне США, сегодня уже очевиден. Грубо говоря, спор вокруг сокращения бюджетного дефицита США, это спор тех, кто полагает, что Америка и дальше должна продолжать печатать деньги для всего мира, и тех, кто считает, что это слишком дорого уже обошлось рынку труда и реальному сектору, и пора начать думать только о себе. К последней категории относятся богатые американцы, чьи капиталы связаны с промышленностью и ВПК которые, не забывают, разумеется, и о своих привилегиях, ожесточенно противясь росту налоговой нагрузки на свои высокие доходы.

В итоге складывается достаточно «веселая» ситуация: республиканцы, захватившие Конгресс, грозят дефолтом – поэтому из американского госдолга и доллара надо бы бежать, от греха подальше. Вопрос – куда? В Японию с госдолгом 200%, которую, к тому же, постоянно трясут землетрясения, или в ЕС, где проблемы оказываются еще хуже, чем в США, потому что нет политической консолидации, и не просто значительная часть ЕС находится под риском дефолта, но и ЕЦБ существенно ограничен в своих возможностях влиять на ситуацию. Остается золото и швейцарский франк – которые хорошо держатся в текущих условиях постоянно растущих рисков. Полагаем, что на краткосрочную перспективу имеет смысл сосредоточить свои сбережения именно в этих активах.

Что касается возможного дефолта Правительства США, мы бы не разделяли мнения тех, кто полагает, что разогрев этой темы – просто игры политиков на нервах друг друга, хотя он, действительно, представляется, пока что, маловероятным. Аргументы в пользу отказа от дальнейших заимствований слабеют на фоне вновь встающего призрака глобального краха международной торговли и финансового рынка. И, в конце концов, конгрессмены скажут сами себе: «Если не мы, то кто?», и в лучших традициях героев Голливуда «спасут мир», точнее – гнилую систему финансового капитализма новой порцией свежих денег. Инфляцию, разумеется, «кушать» будут не они, но разве у тех, кто будет ее «кушать», есть выбор?

Однако за кулисами этих игр вокруг госдолга скрываются значительные и острые внутриполитические противоречия, которые могут в не столь уж будущем завести очень США далеко. Мнение, что США всегда выполняли свои обязательства, основано на невежестве – в 1971-м был дефолт Никсона по золотому обеспечению доллара, еще раньше, в Великую Депрессию, дефолт Рузвельта, – глубокая девальвация доллара к золоту и конфискационная реформа... Когда надо, Америка может действовать очень решительно и жестко, без всякой оглядки на мнение виртуального международного сообщества. Именно в этом – часть ее силы.


[1] Ставки по десятилетним итальянским облигациям вплотную приблизились к отметке 6% годовых.

Алексей Вязовский, Дмитрий Голубовский - аналитики ФГ "Калита-финанс"

Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09