ТЕНДЕНЦИИ >> МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Министры G20 пришли к соглашению по «историческим» реформам в управлении МВФ

Министры Группы 20-ти промышленно развитых стран и стран с формирующимся рынком пришли к соглашению по ряду предложенных реформ МВФ, которые приведут к изменению представительства стран в МВФ в пользу крупных динамично растущих стран с формирующимся рынком и развивающихся стран.

Встретившись в Кенджу, Корея, министры финансов и управляющие центральных банков Группы 20-ти пришли к соглашению об увеличении вдвое квот государств- членов МВФ (финансовых паев, которые определяют число голосов в организации), которое приведет к перераспределению долей голосов в МВФ в пользу динамично растущих стран с формирующимся рынком и развивающихся стран.

В результате перебалансирования квот пользу Бразилия, Индия, Китай и Россия, крупные динамично растущие страны с формирующимся рынком, повысили свой статус и стали входить в число 10 крупнейших акционеров МВФ.

Министры также пришли к соглашению относительно пересмотра состава Исполнительного совета МВФ, состоящего из 24 членов, который приведет к увеличению представительства динамично растущих стран с формирующимся рынком и развивающихся стран в этом органе Фонда, занимающимся повседневным принятием решений. Число членов Совета, представляющих европейские страны с развитой экономикой, уменьшится на два, и все Исполнительные директора будут выбираться, а не назначаться, как это имеет место сейчас. Численность Совета будет по-прежнему равна 24.

Дискуссия о легитимности

Директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан, выступая перед журналистами после участия в совещании в Кенджу, заявил, что это действие было «историческим» и представляло собой самое важное решение о системе управления МВФ с момента его создания в 1944 году. «Будут другие реформы, но то, что мы сделали сегодня, ставит точку в дискуссии о легитимности, которая продолжалась годами, если не десятилетиями».

Совещание министров в Кенджу было проведено для подготовки повестки дня к полномасштабному саммиту глав государств и правительств Группы 20-ти, который состоится 11 ноября в Сеуле, Корея. Договоренность, достигнутая в Кенджу, еще предстоит утвердить в Исполнительном совете МВФ. Целевым сроком завершения преобразований в системе управления МВФ являются Ежегодные совещания МВФ и Всемирного банка в октябре 2012 года.

Кто входит в Группу 20-ти?

В состав Группы 20-ти входят Австралия, Аргентина, Бразилия, Германия, Канада, Китай, Индия, Индонезия, Италия, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, Турция, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Франция, Южная Африка, Южная Корея и Япония, а также Европейский союз. В целях обеспечения совместной работы глобальных экономических форумов и организаций Директор-распорядитель Международного Валютного Фонда и Президент Всемирного банка, наряду с председателями Международного валютно-финансового комитета и Комитета по развитию МВФ и Всемирного банка, также участвуют в заседаниях Группы 20-ти в официальном качестве.

На долю стран-членов в общей сложности приходится около 90 процентов мирового валового национального продукта, а также две трети населения мира.

На своем саммите в Питтсбурге, США, в сентябре 2009 года лидеры Группы 20-ти оказали политическую поддержку перераспределению представительства стран в МВФ. Лидеры поддержали «перераспределение в пользу динамично растущих стран с формирующимся рынком и развивающихся стран в размере, по меньшей мере, 5 процентов за счет уменьшения доли квот чрезмерно представленных стран и увеличения доли квот недостаточно представленных стран с использованием существующей формулы квот в качестве исходной основы». Лидеры также подчеркнули свое твердое намерение сохранить долю голосов беднейших стран в МВФ.

В настоящее время квоты в МВФ распределяются между странами с развитой экономикой, с одной стороны, и странами с формирующимся рынком и развивающимися странами — с другой, примерно в пропорции 60/40 процентов.

Если на Питтсбургском саммите была поставлена цель перераспределения квот в размере 5 процентов от стран с развитой экономикой в пользу динамично растущих стран с формирующимся рынком и развивающихся стран и от чрезмерно представленных стран в пользу недостаточно представленных стран, то договоренность в Кенджу предусматривает в обоих случаях перераспределение в размере свыше 6 процентов.

Превзойденные ожидания

Стросс-Кан заявил, что решение о системе управления МВФ, принятое в ответ на поручение, сделанное в Питтсбурге, в определенной мере превышает ожидания».

«Десятью крупнейшими акционерами в МВФ являются те страны, которые должны быть в числе 10 крупнейших пайщиков, поскольку они являются 10 самыми системно значимыми странами в мировой экономике»,— указал Стросс-Кан. Он также заявил, что Исполнительный совет МВФ станет «более демократичным Советом, поскольку он будет полностью избранным Советом».

В коммюнике совещания Группы 20-ти в Кенджу было заявлено, что министры приветствовали работу МВФ для проведения оценок вторичных эффектов более широкого воздействия экономической политики системно значимых стран.

Министры стран Группы 20-ти решили укреплять многостороннее сотрудничество для содействия внешней устойчивости и принимать весь комплекс мер политики, ведущих к сокращению чрезмерных дисбалансов и удержанию дисбалансов по счету текущих операций на экономически приемлемом уровне.

Стросс-Кан сообщил журналистам после совещания министров Группы 20-ти, что проблема глобальных дисбалансов была своего рода забытым вопросом во время мирового экономического кризиса. Однако участники совещания объективно и откровенно обсудили эту проблему. Стросс-Кан отметил «готовность всех сторон принимать меры политики, которые могут сблизить позиции сторон и ограничить чрезмерный риск в плане внешней устойчивости».

Устойчивые крупные дисбалансы

Министры заявили, что устойчивые крупные дисбалансы, рассмотренные с учетом индикативных положений, которые должны быть согласованы, потребуют оценки их характера и коренных причин препятствий для корректировки в рамках процесса взаимной оценки, и признали необходимость учета национальных или региональных обстоятельств, в том числе для крупных производителей биржевых товаров. Процесс взаимной оценки представляет собой процедуру Группы 20-ти, поддерживаемую МВФ.

«Для поддержки наших усилий по выполнению этих обязательств мы призываем МВФ в рамках процесса взаимной оценки делать заключение об успехах в достижении внешней устойчивости и последовательности налогово-бюджетной, денежно-кредитной, структурной, курсовой политики, политики в отношении финансового сектора, а также иной политики»,— указывалось в коммюнике. Количественные параметры для этих оценок будут разработаны Группой 20-ти ко времени проведения саммита Группы 20-ти в Сеуле.

Стросс-Кан заявил, что он провел обсуждения с властями Китая, стран Европы, Японии и США, и все они хотят сделать все возможное, чтобы сохранить мировой подъем на намеченной траектории. «Они понимают, что сегодня наибольшей угрозой будет бесконечный спор о счетах текущих операций или конфронтация по поводу обменных курсов», — отметил Стросс-Кан.

Министры Группы 20-ти приветствовали недавнюю реформу кредитных механизмов МВФ, в том числе усовершенствование гибкой кредитной линии и создание превентивной кредитной линии для укрепления глобальной системы финансовой защиты. Министры призвали МВФ продолжать свою работу в целях повышения глобального потенциала для преодоления последствий системных шоков.

Стросс-Кан заявил, что роль МВФ в укреплении глобальной системы финансовой защиты является важным достижением. Гибкая кредитная линия и превентивная кредитная линия были опорами, которые позволили Фонду построить системы защиты.

«Эта организация не только спасатель, который выделяет ресурсы, когда вы переживаете кризис. Она также старается предупреждать кризисы и сейчас обладает финансовыми инструментами для предотвращения кризисов», — отметил Стросс-Кан.

Источник: МВФ

ТЕНДЕНЦИИ >> МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Глава Всемирного банка предложил вернуться к "золотому стандарту"

Глава Всемирного банка Роберт Зеллик призывает к разработке совместно согласованной мировой валютной системы, которая должна прийти на смену модели плавающих курсов «Бреттон-Вудс II», действовавшей с 1971 года.

Перед приближающимся саммитом «Большой двадцатки» глава Всемирного банка Роберт Зеллик в своей статье в The Financial Times призывает к разработке новой совместно согласованной мировой валютной системы, которая, по его словам, должна прийти на смену модели плавающих курсов «Бреттон-Вудс II», действовавшей с 1971 года. В основе новой валютной архитектуры Зеллик отводит немаловажную роль золоту.

На фоне разговоров о валютных войнах и разногласий по поводу американской политики количественного смягчения саммит «Большой двадцатки» в Сеуле на этой неделе станет очередной проверкой готовности ведущих стран к международному сотрудничеству. В каком направлении должно строиться это сотрудничество? — задается вопросом глава Всемирного банка.

Зеллик призывает к созданию новой валютной системы, которая могла бы включать доллар, евро, иену, фунт стерлингов и юань при его движении к интернационализации и в перспективе — к открытому счету капитала. По словам Зеллика, следует также рассмотреть возможность использования в этой модели золота как международного базового ориентира рыночных ожиданий в отношении инфляции, дефляции и будущей стоимости валют. «Возможно, в учебниках золото представляют как деньги прошлого, но рынки сегодня используют золото как альтернативный монетарный актив», — пишет Зеллик.

Говоря о направлениях возможного сотрудничества, Зеллик отмечает в том числе договоренности о параллельных программах структурных реформ. По его словам, США и Китай могли бы согласовать конкретные взаимоподдерживающие меры по ускорению роста. На основе этого они могли бы договориться о тактике укрепления юаня или о мерах по расширению валютных диапазонов. США, в свою очередь, могли бы взять обязательство об отказе от возмездных торговых санкций или, что лучше, продвижении договоров об открытии рынков.

«Другие крупнейшие экономики, начиная со стран «Большой семерки», должны договориться об отказе от валютных интервенций, кроме как в редких случаях при согласии остальных», — пишет Зеллик.

Принимаемые меры должны помогать развивающимся странам в преодолении асимметрии экономического подъема за счет гибких валютных курсов и независимой монетарной политики. Зеллик признает, что некоторым странам могут понадобиться инструменты для решения проблемы краткосрочных спекулятивных потоков капитала.

«Двадцатке» следует поддерживать рост, концентрируя внимание на преодолении ограничений со стороны предложения («узких мест») в развивающихся странах. Необходима особая поддержка для развития инфраструктуры, сельского хозяйства, квалифицированной рабочей силы.

В своей статье Зеллик пытается найти решение валютных проблем, которыми сегодня обеспокоено все мировое сообщество. США и ряд других стран критикуют китайскую политику интервенций и сдерживания юаня, связывая с ней диспропорции платежных балансов и искажения на капитальном рынке.

На саммите глав государств «Двадцатки» в Южной Корее, вероятно, вновь возникнут разногласия по поводу валютных курсов. План США, предусматривающий обязательства стран по соблюдению целевых установок по текущему счету платежного баланса, вызвал несогласие в международном сообществе.

Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble) заявил, что американская экономическая модель переживает «глубокий кризис», и раскритиковал решение ФРС о вливании на финансовый рынок дополнительно 600 млрд долларов. «Это никак не согласуется, когда американцы обвиняют китайцев в манипулировании валютным курсом, а затем искусственно снижают курс доллара с помощью печатного станка», — заявил Шойбле.

Изначальная Бреттон-Вудская система, введенная в 1945 году, предусматривала фиксированные, но регулируемые обменные курсы, привязанные к стоимости золота. Ее поддерживали также ограничения, направленные против дестабилизирующих потоков капитала из одной экономики в другую.

«По своему масштабу изменения, произошедшие с 1971 года, разумеется, не уступают тем, которые имели место с 1945 по 1971 год и повлекли за собой переход от Первой Бреттон-Вудской системы ко Второй». Разработка валютной системы, которая должна прийти на смену «Бреттон-Вудсу II», существовавшей с 1971 года, потребует времени. Но нужно начинать этот путь, уверен Зеллик.

Источник: БФМ

ТЕНДЕНЦИИ >> МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Глобальное ребалансирование по-американски

Большинство экспертов согласны с тем, что глобальные дисбалансы – а именно большой устойчивый профицит счета текущих операций ряда развивающихся стран, прежде всего Китая, и устойчивый дефицит данного счета для группы развитых стран в целом – являлись одной (хотя и не главной) из причин, породивших нынешний финансовый кризис. Накапливание Китаем и другими развивающимися странами огромных валютных резервов и их размещение на рынке государственного долга США не стимулировало монетарные власти США к проведению сдержанной фискальной и денежной политики, а теперь еще и угрожает устойчивости американского доллара. Волнует эта проблема и американские власти, но с другой стороны. Они считают, что устойчивый дефицит США в торговле с Китаем объясняется заниженным курсом китайского юаня и приводит к сокращению рабочих мест в американской экономике.

Для преодоления этой проблемы на встрече министров финансов стран G-20 в южнокорейском городе Кенджу министр финансов США Т. Гайтнер предложил странам «двадцатки» держать торговые разрывы на определенном уровне. В соответствии с этим предложением, в интерпретации министра финансов Японии Й. Нода, дефицит или профицит счета текущих операций стран G-20, не должен превышать 4% ВВП. Установление такого порядка, по мнению Т. Гайтнера позволило бы установить гармонию в мировой торговле и прекратить валютные войны. Страны с традиционно высоким профицитом/дефицитом текущего счета должны проводить структурную, налоговую и валютную политику, стимулирующую внутреннее потребление, а не экспорт.

Отношение министров финансов стран «двадцатки» к предложениям США диктовалось сложившимся в последние годы размером сальдо счета текущих операций.

Из развитых стран наиболее критичен к предложениям США был министр экономики Германии Р. Брюдерле, а вот представители Канады и Австралии выступили сторонниками американской инициативы. Группа развивающихся стран, в том числе и Россия, предложение США не поддержала, и оно не попало в итоговое коммюнике. Вместо этого, в итоговом документе присутствуют расплывчатые формулировки о необходимости воздерживаться от девальвации национальных валют и о желательности для развитых стран следить за волатильностью курса их валют, в особенности резервных валют.

Тем не менее, идея Гайтнера не умерла, корейский президент сказал, что над ней предстоит подумать руководителям стран «Двадцатки» на встрече, которая состоится в текущем месяце.

Андрей Чернявский, Центр развития

Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09