ТЕНДЕНЦИИ >> ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС

Доменная зона РФ - первые итоги, применимость для бизнеса

О чём так долго говорили — свершилось! В первые 24 часа свободной регистрации в кириллической доменной зоне .рф было зарегистрировано 260 тысяч русскоязычных имён. Всего за сутки открытой регистрации домен .рф вошел в двадцатку крупнейших европейских доменов, а за неделю число имён в кириллической зоне достигло полумиллиона. К концу года, по прогнозам Департамента маркетинга Demis Group, их количество может преодолеть отметку в 1 миллион регистраций. Для сравнения, 500 тысяч доменов в зоне .ru было зарегистрировано лишь спустя 12 лет после ее создания, а за первый год существования Рунета было зарегистрировано всего 86 доменов.

Ажиотажный спрос на доменные имена в зоне .рф породил массу вопросов о её необходимости, о технических моментах внедрения кириллических доменов, о их поисковой оптимизации и продвижении. Бурное обсуждение развернулось в печатных и электронных СМИ, в блогах, на форумах как среди обычных пользователей сети Интернет, так и среди владельцев зарегистрированных торговых марок, SEO-оптимизаторов, представителей поисковых систем и различных интернет-сервисов. Что из себя представляют кириллические домены? Как с ними работать? Возможно ли продвижение сайтов зоны .рф? Как способствовать росту посещаемости подобных коммерческих сайтов и увеличению продаж бизнеса?

Кириллический домен .рф: характеристики, история и динамика регистрации

Домен .рф — национальный кириллический домен верхнего уровня Российской Федерации. От традиционного для России домена .ru отличается написанием всех имён второго уровня исключительно кириллицей с возможностью применения арабских цифр и знака дефис; при этом неизменным остаётся латинский алиас[1] http:// и(или) www. Само доменное имя в зоне .рф не может содержать символы латинского и прочих алфавитов. Выбор букв «рф» объясняется условием, по которому в национальных доменах должна использоваться хотя бы одна отличная от латинского алфавита буква (в данном случае русская «ф»). Иначе неизбежна путаница с существующими доменами в латинском написании — например, с национальным доменом Парагвая (.ру).

Тестовые регистрации кириллических доменных имён в международных зонах .net и .com велись в Интернете, начиная с 2001 года. В доменной зоне .ru планировалось запустить кириллические адреса ещё в 2004-2006 гг. Существуют отдельные домены на русском языке в зоне .su. В 2008-м корпорацией ICANN была проведена работа по внедрению доменов верхнего уровня на национальных языках. Как итог — в конце октября 2009 года на XXXVI международной конференции ICANN в Сеуле домен .рф наравне с некоторыми другими национальным доменами на арабском, китайском и прочих языках был официально делегирован.

Приоритетная регистрация сайтов в новом русскоязычном домене .рф была открыта 5 ноября 2009 года, когда в реестр первых кириллических доменов начали вноситься имена всех государственных органов, перечисленных в Конституции РФ. Дальнейший период внедрения новшества Координационным центром национального домена происходил следующим образом: с 25 ноября 2009 года по 25 марта 2010 года велось резервирование доменных имен второго уровня для государственных нужд, параллельно стартовала приоритетная регистрация для обладателей исключительных прав на товарные знаки, продолжавшаяся до 11 мая текущего года. С 12 мая по 16 сентября – резервирование доменов второго уровня в зоне .рф для обладателей исключительных прав на фирменные наименования, обладателей исключительных прав использования наименования места происхождения товара, некоммерческих организаций, средств массовой информации.

11 ноября стартовала открытая регистрация доменных имён в зоне .рф. Количество регистраторов, аккредитованных Координационным центром национального домена в зоне .рф, составляет на сегодняшний день 20 компаний (в зоне .ru работает 26 компаний). По данным одного из регистраторов - RU-CENTER - в первые 24 часа было зарегистрировано 207 648 доменных имён, а с учётом результатов предварительной приоритетной регистрации – более 260 000 (см. Диаграмму №1). В отличие от регистраций в зоне .ru, где первыми доменами, как правило, становились названия брендов, наибольшей популярностью в зоне .рф пользуются общеупотребительные слова.


Диаграмма №1. Прирост доменных имен в зоне .рф по данным RU-CENTER.

Тем не менее, как отмечают эксперты, далеко не все регистрации оказались в распоряжении самих покупателей доменных имён. RU-CENTER в первые же сутки зарегистрировал 49,5% всех доменов за счет собственных мощностей и технических соглашений с четырьмя другими регистраторами. Примерно половину из пользующихся наибольшей популярностью доменов планировалось затем продавать на специальных аукционах. Однако против подобной схемы выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС), сославшись на нарушения закона «О защите конкуренции». Более того, как отметил на пресс-конференции, посвящённой нарушениям в процессе регистрации, директор Координационного центра национального домена Андрей Колесников, приобретенные регистраторами-нарушителями доменные имена в зоне .рф могут быть заморожены, а сами регистраторы лишены аккредитации. По данным экспертов, на внутренних аукционах сейчас находится примерно 34 тысячи доменных имен, а всего в зоне .рф по состоянию на декабрь-2010 зарегистрировано порядка 550 тысяч доменов, из них 37% делегированы, то есть на них уже работают сайты.

Вопрос о санкциях к недобросовестным регистраторам будет решаться в самое ближайшее время, а пока в Координационном центре национального домена предприняли дополнительные ограничения, защищающие владельцев торговых марок от киберсквоттеров[2]: во-первых, домены в зоне .рф на данный момент могут регистрировать только граждане РФ и зарегистрированные на её территории юридические лица; во-вторых, в течение года после покупки сменить администратора домена будет невозможно, т.е. формально перепродажа купленного имени в течение года запрещена; в-третьих, создан специальный стоп-лист, состоящий из 4000 слов, которые нельзя зарегистрировать в виде доменного имени в зоне .рф. Кроме заведомо нецензурных выражений, включая молодежный, тюремный и национальный арго, в него вошли многие общеупотребительные слова. Что, правда, не помешало изобретательным регистраторам обходить ограничения путём подбора словоформ.

Доменная зона .рф: преимущества и недостатки для бизнеса

Главное преимущество доменной зоны .рф, ради которой, собственно, она и задумывалась — возможность пользователям, не знающим английского языка, без затруднений пользоваться Интернетом. Иными словами, людям теперь должно быть проще набирать адреса сайтов на родном языке, диктовать их друг другу, запоминать из рекламы и без ошибок воспроизводить в адресной строке своего браузера.

На данный момент большинство кириллических доменов перенаправляются на сайты в зоне .ru либо представляют собой зеркало основного ресурса. И хотя сам кириллический домен уже широко используется в рекламе, печатается на визитках и озвучивается контрагентам, большинство владельцев не знают, что делать с кириллическим именем. Многие из них регистрировали домены на всякий случай, чтобы «конкуренты не заняли».

Использование кириллических доменов по прямому назначению оправдано в первую очередь в качестве сайтов-визиток. Кроме того, для парковки доменов и перенаправления (редиректа) хороши не только прямые дубли доменов в зоне .ru, но и красивые, «говорящие» имена, перенаправляющие посетителей на любой не очень красивый адрес в другой доменной зоне. Учитывая, что адекватных «красивых» доменов в зоне .ru остаётся все меньше и меньше, регистрация простого и быстро запоминающегося домена .рф для многих молодых компаний становится удачным решением для продвижения бизнеса в сети.

Проблемы же использования кириллического домена кроются в техническом обеспечении работы веб-сервисов. При внедрении доменов на национальных языках разработчики столкнулись с некорректной работой множества приложений, которые создавались для работы с доменными именами, содержащими только символы латиницы, арабские цифры и дефис (так называемые ASCII-символы). На данный момент проблема решается алгоритмом взаимно-однозначного кодирования имён в набор ASCII-символов, получившим название punycode. Punycode — это стандартизированный метод преобразования доменных имён в последовательность ASCII-символов (26 знаков латинского алфавита, цифры от 0 до 9 и дефис).

Схема исполнения punycode-кодирования следующая: введённое пользователем доменное имя на национальном языке переводится клиентским приложением в punycode, на котором и строится его взаимодействие с сервером. После отклика сервера клиентское приложение кодирует имя домена из punycode обратно в символы национального алфавита и выдает пользователю. Исходя из приведенной схемы, трудности возможны в двух направлениях: сложности перекодирования имен в звене «пользователь» <=> «клиентское приложение» (некорректная обработка клиентским приложением IDN-доменов, отображение доменов в адресной строке в непонятном пользователю punycode), а также возможные нарушения во взаимодействии автоматических сервисов между собой.

Если первая проблема наиболее наглядная, но, в конечном итоге, достаточно безобидная, то сложности с обработкой запросов с серверной стороны по-прежнему вызывают нарекания. К примеру, почтовые службы до сих пор не работают корректно с кириллической зоной (см. Таблицу №1).


Табл. №1. Данные исследования отдела разработок регистратора R01 о поддержке почтовых служб доменов зоны .рф.

Исключение составляет только Yandex.ru, корректно обрабатывающий как отправку писем на адрес, в котором имя домена указано в национальном алфавите (mailtest@пример.испытание[3]), так и на адрес, в котором имя домена указано в виде punycode-преобразования (mailtest@xn--e1afmkfd.xn--80akhbyknj4f). Mail.ru, Rambler.ru, Pochta.ru поддерживают пока только адрес в punycode, а Gmail.com не поддерживает ни один из предложенных вариантов отправки. При этом, по данным регистратора R01, уже более 3 тысяч доменов ссылаются на почтовые серверы. По мнению представителей Координационного центра национального домена, гарантированно корректная работа российских почтовых онлайн-служб с доменами, написанными на национальных языках, возможна не ранее чем через 2-3 года.

Поддержка кириллических адресов основными браузерами уже частично решена: на сегодняшний день новые версии большинства популярных браузеров поддерживают перекодировку punycode. Тем не менее, это относится только к доменному имени, тогда как пути внутри домена по-прежнему требуют латиницы. К примеру, до сих пор распространена картина, когда веб-страница шифруется таким образом: http://имя-сайта.рф/articles/533545. Либо в случае с почтовым адресом кириллицей может быть написано доменное имя, а имя пользователя — только латиницей (например: admin@имя-сайта.рф — корректный адрес; а админ@имя-сайта.рф — некорректный).

Что касается трудностей доступа из-за рубежа к сайтам в кириллической зоне .рф, то эта проблема надуманна. Основные поисковые системы вполне адекватно обрабатывают адреса и в латинице, и в кириллице, поэтому перенаправление на кириллический домен со страницы поиска у зарубежного посетителя сайта не вызовет затруднений. Если же такой пользователь пожелает зайти на сайт в кириллической зоне напрямую, отсутствие раскладки ему восполнит виртуальная клавиатура, либо уже появившиеся в достаточном количестве сервисы для декодирования кириллицы.

В то же время ряд систем управления сайтами (CMS) и различные веб-сервисы по-прежнему не работают с кириллическими доменными именами — вернее, обработкой ссылок на кириллице. В .htaccess, robots.txt кириллические пути маршрутизации также не работают, их необходимо прописывать в punycode, то же самое касается перелинковки. Получить адреса в этом виде можно на nic.ru.

Ещё один вопрос, касающийся не технической, а правовой стороны дела, важен для организаций: специалисты оценивают само «Положение о регистрации доменов» и ряд сопутствующих документов как юридически безграмотные, что и повлекло за собой «доменный» скандал, разворачивающийся сегодня среди регистраторов. В сложившихся условиях те компании, что не успели подать заявку в период приоритетной регистрации, либо по каким-то причинам не смогли этого сделать из-за деятельности киберсквоттеров, вынуждены теперь решать свои проблемы через дорогостоящие аукционы и выкуп кириллических доменных имён, либо отстаивать свою собственность в судебном порядке.

Суммируя плюсы и минусы доменной зоны .рф, напрашивается вывод не в пользу активного разворачивания работы сайтов с кириллическими адресами. Разумнее приобрести домен и первоначально сделать с него перенаправление на основной сайт в зоне .ru. По крайней мере, до того времени, пока все технические проблемы не будут устранены.

Методы продвижения сайтов в доменной зоне .рф

Если владелец кириллического домена всё-таки настроен создать, активно развивать и продвигать своей ресурс с русскоязычным адресом отдельно от сайта в зоне .ru, ему нелишним будет знать текущую ситуацию с интернет-рекламой и поисковой оптимизацией (SEO) в зоне .рф. Основной вопрос, волнующий владельцев доменов зоны .рф и тех, кто только собирается зарегистрировать кириллическое имя сайта, — как именно будет происходить ранжирование сайтов в результатах поиска ведущих поисковых систем Яндекс, Google, Rambler и др. Существует немало слухов и предположений, включающих диаметрально противоположные мнения: начиная от того, что кириллическим доменам будет отдаваться предпочтение в выдаче, заканчивая тем, что ссылки в punycode для Яндекса будут отличаться от тех же ссылок на кириллице, что, в свою очередь, повлияет на ссылочный вес сайта.

По словам руководителя группы онлайн-маркетинга поисковой системы Яндекс Ростислава Шоргина, «с точки зрения индексации и ранжирования сайты с кириллическими именами ничем не отличаются от сайтов с именами на латинице, поэтому особых проблем с индексацией таких сайтов не должно возникать и какие-то специальные советы здесь давать сложно». Учитывая курс Яндекса на развитие в качестве международной компании, искусственное завышение позиций кириллических доменов в выдаче ему вроде бы ни к чему, поэтому логично предположить, что накруток в этом вопросе не должно быть.

Единственное преимущество кириллического имени по сравнению с доменами зоны .ru — это возможность наличия точного вхождения ключевого слова в домене. Однако это всего лишь один (причем - небольшой по весу) фактор, который очень серьёзно на позиции сайта в результатах поиска повлиять не сможет. Тем более что это правило отчасти работает и с доменами на латинице — особенно если имя сайта содержит англоязычное название бренда, т.е. означает полное вхождение ключевого запроса.

Со статейным и ссылочным продвижением сайта зоны .рф, а также некоторыми службами контекстной рекламы и баннерообменными сетями на данном этапе также возникают сложности. В первую очередь это касается невозможности некоторых веб-сервисов корректно обрабатывать ссылки на punycode и обратно. По данным Департамента маркетинга Demis Group, Sape.ru и ряд других бирж ссылок пока не принимают кириллические домены — эти ограничения временны, но довольно актуальны. Что касается других инструментов SEO-оптимизаторов и вебмастеров, ситуация с ними следующая: в панели Яндекс.Вебмастера кириллические доменные имена до сих пор воспроизводятся в punycode, что затрудняет работу с доменами, если их более одного, тогда как Google Webmaster корректно показывает кириллические домены с середины ноября 2010 года. Служба контекстной рекламы Яндекс.Директ поддерживает кириллические домены, а контекстные объявления в Google Adwords с целевым url в зоне .рф не принимаются по причине «недействительного домена верхнего уровня». Контекстный сервис Рамблера – Бегун - сам перешёл на кириллический домен и поддерживает сайты рекламодателей из русскоязычной зоны.

Специалисты по интернет-рекламе и SEO-оптимизаторы пока избегают давать конкретные советы, как именно рекламировать и продвигать сайты доменной зоны .рф. Проверенных на практике и гарантированно эффективных методов продвижения таких сайтов пока еще мало. Факторы ранжирования кириллических доменов ещё до конца не изучены. Технические стороны отображения ссылок и работы онлайн-сервисов еще плохо отлажены. Далеко не все интернет-службы корректно воспринимают нововведение.

По мнению специалистов Центра комплексного аудита и стратегического анализа компании Demis Group, занимающей ведущие позиции на российском SEO-рынке, поисковая оптимизация, продвижение и улучшение продающих качеств сайта доменной зоны .рф — это процесс, который, конечно же, имеет свою специфику, но во многом ничем не отличается от работы со всеми прочими доменными зонами. Раскрутка сайтов в зоне .рф, как и поисковое продвижение любого другого молодого домена, — это, прежде всего, тщательная работа над внутренней структурой веб-ресурса, создание качественного и полезного пользователям контента (содержания), наращивание актуальной и «весомой» ссылочной массы (преимущественно с авторитетных сайтов в зоне .ru). Серьезная и качественная подготовка молодых сайтов к продвижению – это залог будущего успеха. Дальнейшая аккуратная раскрутка с использованием внутреннего и внешнего SEO-аудита, оптимизированных продающих текстов, технологии улучшения продающих качеств сайта, постепенного внедрения в новую доменную зону с помощью ссылочного продвижения и контекстной рекламы, - все эти комплексные меры обязательно принесут свои плоды (не всегда быстро, но всегда надёжно и выгодно).

Безусловно, сайты с адресами на кириллице требуют более пристального внимания к себе. И начинать продвигать их нужно уже сегодня. Промедление может повлечь за собой более трудоёмкое продвижение в будущем, когда конкуренция в зоне .рф станет достигать уровня конкуренции в зоне .ru (учитывая скорость прироста доменов, потенциал у кириллической зоны на сегодняшний день достаточно высок).

Главное, на что стоит обратить внимание при продвижении сайтов в зоне .рф, – это выбор профессиональной и ответственной SEO-компании, которая сможет гарантировать применение разрешённых методов оптимизации сайта, предоставит гарантии и портфолио удачных проектов. Помните, что выведение «молодого» или «зрелого» домена из-под бана (санкций) поисковой системы – работа куда более затратная и длительная, чем грамотная поисковая оптимизация с самого начала. Именно поэтому стоит с особой осторожностью относиться к предложениям быстрой оптимизации со 100% гарантией в доменной зоне, к которой даже специалисты еще только присматриваются, тщательно оценивая реакцию поисковых систем на привычные инструменты продвижения.

Григорий Полкан,
Генеральный директор компании Demis Group


[1] Алиас — встроенная команда интерпретаторов командной строки, позволяющая определять имена (сокращения) для команд и их последовательностей.
[2] Киберсквоттинг (англ. cybersquatting от squatting - поселение) — регистрация доменных имён, содержащих товарные знаки, фирменные наименования, популярные имена собственные и т.п. «дорогие» названия с целью их дальнейшей перепродажи или размещения рекламы. Люди, практикующие такие действия, называются киберсквоттерами.
[3] пример.испытание — специальный домен, делегированный ICANN в 2007 году и предназначенный для тестирования кириллических доменных имён.


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ И СТАТИСТИКА

Экономико-политическая ситуация в России в ДЕКАБРЕ 2010 г.

Авторский коллектив Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара
Оглавление выпуска:
Российская экономика в декабре: предварительные данные и основные тенденции
Политико-экономические итоги декабря 2010 г. (С.Жаворонков)
Инфляция и денежно-кредитная политика (Н.Лукша)
Финансовые рынки (Н.Буркова, Е.Худько)
Реальный сектор экономики (О.Изряднова)
Российская промышленность в ноябре 2010 г. (С.Цухло)
Внешняя торговля (Н.Воловик, К.Харина)
Инвестиции в реальный сектор экономики (О.Изряднова)
Иностранные инвестиции (Е.Илюхина)
Государственный бюджет (Е.Фомина)
Российский банковский сектор (С.Борисов)
Рынок недвижимости в РФ (Г.Задонский)
Последние тенденции в развитии образования (Т.Клячко)
Обзор экономического законодательства (И.Толмачева)
Обзор заседаний Правительства Российской Федерации в декабре 2010 г. (М.Голдин)
Обзор нормативных документов по вопросам налогообложения за ноябрь-декабрь 2010 г. (Л.Анисимова)
Изменения в нормативной базе бюджетного процесса (М.Голдин)

Выдержка из обзора:

Социально-политический фон: депрессивный финал

Основными событиями, определившими социально-политический фон декабря, стали беспорядки в Москве и вынесение обвинительного приговора по второму делу Ходорковского-Лебедева. Беспорядки, произошедшие в ходе несанкционированного митинга на Манежной площади, устроенного футбольными фанатами в знак протеста против освобождения участников драки, в которой был убит Егор Свиридов, имели националистическую и ксенофобскую окраску. Несколькими днями позже подростки – выходцы с Северного Кавказа и русские подростки пытались организовать стычки в разных частях Москвы, но все они были пресечены милицией.

В то время как президент Медведев акцентировал внимание на недопустимости уличных беспорядков, премьер Путин, призвав все стороны к национальному миру и соблюдению закона, тем не менее фактически выразил открытую поддержку «фанатам», посетив вместе с их лидерами могилу убитого болельщика. Следует отметить, что согласно данным социологов, в России не наблюдалось в 2000-е годы роста националистических настроений (можно отметить скорее обратную тенденцию), впрочем, в 2009–2010 гг. несколько усилилось негативное отношение к мигрантам-рабочим, что отражает скорее обострение социальных проблем. В ходе ежегодного телеэфира премьер-министр Владимир Путин крайне жестко высказался как по делу Ходорковского-Лебедева, так и в отношении политической оппозиции, что было расценено аналитиками как демонстрация жесткой политической линии, которой премьер намерен придерживаться в предвыборном году.

Дмитрий Медведев традиционно использовал более мягкую риторику в своем ежегодном телевыступлении, затронул тему свободы слова на телевидении и заявил о недопустимости давления на суд в связи с делом Ходорковского. По единодушному мнению наблюдателей и экспертов доказательная база во втором процессе практически отсутствовала, а формулировка обвинения является некомпетентной и абсурдной. Нет сомнений, что обвинительное решение суда будет крайне негативно воспринято западным общественным мнением, что – в свою очередь – укрепит имидж России как неправового, недемократического государства и негативно скажется на динамике и – особенно – качестве инвестиций и инновационного сотрудничества с наиболее развитыми странами.

Индекс социальных настроений, рассчитываемый «Левада-центром», в конце года несколько снижался, при этом в целом за год индекс колебался на уровне значений, достигнутых к концу 2009 г. Характерно, что индекс оценок текущего положения семьи на протяжении года несколько повышался, в то время как индекс ожиданий демонстрировал при этом тенденцию к снижению. Индексы оценок положения дел в стране «Левада-центра» и оценок экономической ситуации ФОМом демонстрируют одинаковую картину: рост оценок в первой половине года и их снижение в последние месяцы до значений начала года.

Макроэкономика и финансы

Главными новостями конца года в макроэкономической сфере стали ускорение инфляции и значительный отток капитала за рубеж. Эти тенденции разворачивались на фоне достаточно благоприятной внешней конъюнктуры. Со 2 декабря цены на нефть Brent превысили уровень 90 долл./барр. и не опускались ниже этой отметки, доходя во второй половине месяца до послекризисного максимума в 94,25 долл./барр. Таким образом, заметный рост цен на нефть наблюдается уже четвертый месяц подряд: по сравнению со средней ценой конца августа (74,9 долл./барр. Brent) средняя цена барреля нефти в 20 числах декабря (93,5 долл./барр.) выросла на 25%, среднемесячная цена нефти в декабре превысит среднемесячную цену августа почти на 20%. В связи с этим в конце года следует ожидать, по меньшей мере, стабильности показателей торгового сальдо.

Напомним, в августе положительное торговое сальдо сократилось до 7,96 млрд долл., в октябре оно выросло до 10,45 млрд за счет роста цен на нефть на фоне замедления прироста импорта. Несмотря на то, что импорт в декабре, скорее всего, несколько увеличится (в ноябре, судя по предварительным данным таможенной статистики, импорт остался на уровне октября), за счет роста экспорта сальдо в декабре будет достаточно высоким, что окажет стабилизирующее действие на макроэкономические показатели.

После положительных итогов II квартала отток капитала в III квартале был зафиксирован на уровне 4,2 млрд долл., что означало по итогам трех кварталов отток в размере 16 млрд долл. В IV квартале, судя по заявлениям руководства Банка России, отток значительно ускорился и по итогам 11 месяцев составил 29 млрд долл., превысив скорректированный прогноз Банка России в 22 млрд. Отразился этот процесс и в динамике золотовалютных резервов, которые с 15 октября по 17 декабря сократились на 25,7 млрд долл. Впрочем, в декабре этот процесс явно замедлился (481,5 млрд на 3 декабря и 478,0 на 17 декабря), в то время как на протяжении предыдущих 4 недель резервы сокращались в среднем на 4,5 млрд долл. еженедельно.

Наступил в декабре перелом и в другой тенденции: вопреки обыкновению на протяжении октября-ноября рост цен на нефть сопровождался ослаблением рубля к доллару США, но в декабре рубль начал укрепляться. В результате, доллар подешевел с 31,45 руб./долл. на 2 декабря до 30,45 на 27 декабря; укреплялся рубль и по отношению к евро (продолжая тенденцию ноября), в итоге бивалютная корзина подешевела с 35,72 руб. до 34,77 руб. Помимо конъюнктурных факторов (продажи валютной выручки экспортерами в преддверии налоговых выплат) на изменение динамики оказала влияние стабилизация сальдо внешней торговли.

Вместе с тем признаки макроэкономической неустойчивости и неопределенность на внешних рынках «смазали» новогоднее ралли на фондовых рынках. На рубеже ноября–декабря фондовые индексы резко выросли (+7,5% … +7,8%) на фоне роста нефтяных цен и параллельно с ростом на европейских и американских площадках, однако в дальнейшем остались практически на тех же уровнях. Таким образом, за сентябрь– декабрь фондовые индексы выросли в целом примерно на 25% (индекс ММВБ с уровня 1340 пунктов в конце августа до 1670 в конце декабря, РТС – с уровня 1390 пунктов до 1760 пунктов), что одновременно является показателем роста в целом за год.

В декабре потребительская инфляция ускорилась по сравнению с предыдущим месяцем; за 20 дней цены выросли на 0,7%, накопленная инфляция с начала года составила таким образом 8,4%, по итогам года инфляция практически сравняется с показателями предыдущего года и достигнет 8,6%. Таким образом, резкое замедление инфляции в весенние и летние месяцы было компенсировано ее ростом в конце года.

В отличие от ситуации начала осени, когда денежные власти рассчитывали на скорое замедление инфляции, теперь, наоборот, признается вероятность достаточно высокой инфляции на протяжении первой половины 2011 г. Этому будут способствовать как сезонные факторы (рост интенсивности бюджетных трат в декабре, январские повышения тарифов и пенсий), так и внешние – рост цен на мировом рынке продовольствия, наконец, повышение страховых взносов предприятия намерены компенсировать за счет потребителей, стоит отметить, что уже в ноябре наблюдался значительный скачок цен производителей промышленных товаров: если в целом с декабря 2009 г. рост цен составил 15,5%, то в ноябре по отношению к декабрю он составил 4,4%, в начале следующего года этот рост цен, скорее всего, выплеснется на потребительский рынок.

Реальный сектор: рост налоговой нагрузки

В ноябре 2010 г. приостановился рост инвестиций в основной капитал и спрос на потребительском рынке, который наблюдался в предыдущие два месяца. После роста в сентябре-октябре промышленность демонстрирует замедление. Индекс физического объема по базовым видам экономической деятельности в ноябре 2010 г. составил 95,4% от уровня предыдущего месяца. Резко снизились показатели сельскохозяйственного производства: в ноябре объемы продукции составили 67,5% от показателя октября 2010 г. Производство в добывающей промышленности сократилось на 2,0% относительно октября, а в обрабатывающей промышленности – на 0,6%. Рост продолжается в химической промышленности и в производстве машин и оборудования. Годовой прирост в строительстве в октябре составил 6,3%, а в ноябре – 2,3%, объем строительства к октябрю составил 97,3%. Таким образом, в целом динамика производства, как и прежде, определяется циклом «рост – замедление».

При этом ноябрьские конъюнктурные опросы демонстрируют, что на фоне сохранения оптимизма по итогам предыдущих месяцев, промышленность готовится к осложнениям, связанным с повышением налоговой нагрузки, а также ускорением инфляции.

Хотя исходные данные оценок динамики спроса демонстрировали в ноябре нулевой рост, при сглаживании сезонных факторов (ожидание низкого спроса в начале нового года) становится очевидным, что динамика оценок остается позитивной. Указанием на позитивные ожидания может служить и изменение политики в отношении запасов готовой продукции: в течение предыдущих 5 месяцев оценки запасов ухудшались и их баланс стал отрицательным (-11 пунктов), продемонстрировав 10-летний минимум, однако в ноябре он вновь вернулся к нулевым отметкам. Впрочем, нельзя исключать того, что рост излишков запасов связан с изменением ценовой политики и переходом к более интенсивному увеличению цен. Действительно, наиболее настораживающее выглядит сегодня ускорение темпа роста цен, достигшее в ноябре послекризисного максимума, – так интенсивно отпускные цены предприятий не увеличивались с августа 2008 г. Судя по прогнозам, предприятия готовы и дальше поднимать свои цены в ущерб, по всей видимости, объемам сбыта. В ноябре опережающий рост цен относительно роста спроса зарегистрирован в промышленности уже на 29% предприятий, тогда как в предыдущие месяцы 2010 г. (кроме первых – самых инфляционных) такое соотношение отмечалось только у 18–22% предприятий. Остается предположить, что промышленность готовится к росту тарифа страховых взносов (бывшего ЕСН).

По данным специального опроса Института Гайдара, проведенного в мае 2010 г., повышение отпускных цен будет самой распространенной реакцией предприятий на это налоговое нововведение. Так планировали поступить 70% ответивших. И, похоже, предприятия уже начали превентивно увеличивать цены, снижая эффективность антиинфляционной политики властей. Второй по распространенности реакцией на рост страховых платежей должно стать снижение прибыли предприятий, третьей – снижение расходов на персонал. Действительно, в ноябре в российской промышленности зарегистрирован самый высокий ожидаемый рост издержек за последние 7 лет: баланс этого показателя вырос за сентябрь–ноябрь на 26 пунктов и достиг +50. Соответственно, продолжают ухудшаться и планы изменения численности работников: сокращения планируются во всех отраслях, кроме леспрома, самые интенсивные – в стройиндустрии и машиностроении.

Доступность кредитов хотя и выросла в ноябре до кризисного максимума, но, похоже, замедляет свою положительную динамику. Банкам с каждым месяцем все труднее находить надежных заемщиков в промышленности. Прекратилась положительная динамика и предлагаемой банками предприятиям ставки по рублевым кредитам. С сентября этот показатель не может преодолеть уровень 13% годовых в целом по промышленности. Хотя металлургам кредиты в ноябре предлагались под 10,5%, химпрому – под 11,4%, пищевой отрасли – под 12,4% годовых. Таким образом, на фоне общей неустойчивости позитивных сдвигов в промышленности на протяжении 2010 г. рост налоговой нагрузки с 2011 г. может создать дополнительные трудности для процесса восстановления экономики.


ТЕНДЕНЦИИ >> ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ И СТАТИСТИКА

Обзор индекса "Потребительская Корзина". Итоги 2010

Завершился очередной календарный год, и по традиции приходит время подвести некоторое итоги. В этом обзоре мы попытаемся проанализировать те инфляционные тенденции, которые имели место в нашей стране в течение последних 12 месяцев. В частности, проанализируем динамику изменения потребительских цен в стране, выясним, насколько цены на продукты питания обогнали общий индекс инфляции, на какие продукты (и почему) в минувшем году население стало больше тратить денег и чего ждать в наступившем 2011 году.

Согласно официальным данным Федеральной Службы Государственной Статистики, в 2010 году потребительская инфляция в стране составила 8,8%. Таким образом, уже два года подряд индекс потребительских цен держится на одинаковом уровне. Между тем еще в начале июня 2010 годовые темпы прироста не превышали 6%, и в тот момент многие эксперты полагали, что по итогам года индекс потребительских цен удастся удержать в приделах 6,5-7%, но, как говорится, «человек полагает…». В итоге на фоне аномальной жары и, как следствие, крупных потерь урожая сельскохозяйственных культур потребительские цены (в первую очередь на продукты питания) во втором полугодии резко начала расти. И если по итогам года общий индекс цен вырос на 8,8%, то показатель продовольственной инфляции составил 12,9% (без учета плодоовощной продукции – 9,4%). Но еще более существенный рост стоимости продемонстрировал рассчитываемый Росстатом минимальный набор продуктов питания, т.е. совокупность продовольственных товаров, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека за определенный период. Так, по итогам года стоимость минимального продуктового набора в среднем по стране выросла на 22,4%, достигнув на конец декабря уровня 2625,7 рубля (в расчете на месяц).

Стоимость минимального набора продуктов

Таким образом, разница между индексом потребительских цен и приростом стоимости минимального набора продуктов питания в 2010 году стала одной из самых значительных за последние несколько лет.

Как мы уже упоминали в предыдущих обзорах, рост цен на продукты питания составляет лишь часть потребительской инфляции. Таким образом, при самом низком годовом приросте индекса потребительских цен за всю историю РФ, фактические расходы населения на социально значимые товары выросли не меньше прежнего.

Это подтверждает и рассчитываемый компанией «Калита-Финанс» индекс «ПотребКорзина», отражающий общие ценовые тенденции основных продуктов питания в стране. Данный индикатор рассчитывается по аналогии со стоимость минимального набора продуктов питания, но с использованием текущих биржевых цен. В итоге в 2010 году индекс «Потребительская корзина» вырос на 17%, поднявшись к отметке 2500 руб., что в целом не сильно отличается от рассчитываемого Росстатом показателя.

Как можно заметить из приведенного ниже графика «ПотребКорзина» весьма объективно отражает изменение цен на продовольственные товары первой необходимости.

Если проанализировать динамику потребительской корзины в разрезе отдельных компонентов, то можно увидеть, что по итогам 2010 года наибольший «вклад» в рост индекса внесли крупы (+59% г/г), плодовоовощная продукция (+46% г/г) и масло (подсолнечное: +28%, сливочное: +23%). Более чем на 10% поднялись цены на сахарный песок (+23% г/г), молочную продукцию (+17%) и яйца (+13 г/г).



Зерно

Более чем в 1,5 раза выросли цены на крупу и бобовые. Аномальные погодные условия сократили урожаи этих культур. Почти во всех сельскохозяйственных регионах России было объявлено чрезвычайное положение, засухой было выжжено большинство посевных площадей. На этом фоне России пришлось отказаться от экспорта пшеницы, более того шли активные разговоры о необходимости зерновых интервенций на внутреннем рынке. Ожидания запрета на вывоз зерновых культур из России привели к бурному росту на мировых биржах сельскохозяйственной продукции. Наиболее показательным был рост фьючерсов на пшеницу. Сокращение запасов данной культуры привело к тому, что цены остаются на высоких исторических уровнях.


Динамика мировых цен на пшеницу во втором полугодии 2010 г

Динамика мировых цен на пшеницу во втором полугодии 2010 г.

Сахар

Цены на сахар с максимумов в начале года к маю упали более чем в два раза. Рынок ждал рекордных объемов урожая. Россия, Белоруссия и Казахстан, уверенные в том, что смогут оказать сильное влияние на рыночную конъюнктуру за счет собственного экспорта, даже образовали Сахарную Ассоциацию. Однако всё тот же климатический фактор заставил пересмотреть оценки будущего урожая, и в конце 2010 года цены на «сладкий товар» достигли новых исторических максимумов.

Динамика мировых цен на сахар во втором полугодии 2010 г

Динамика мировых цен на сахар во втором полугодии 2010 г.

Молоко

На мировых товарных рынках фьючерсы на молоко в 2010 не продемонстрировали бурного роста, и всё же в нашей стране молочная продукция росла в цене достаточно высокими темпами. Для российского рынка молока и молочных продуктов удорожание было обусловлено временным отказом от импорта белорусского сухого молока и постоянным противостоянием производителей молока и переработчиков относительно закупочных цен.


С начала 2010 года наблюдается ярко выраженный повышательный тренд по индексу «Потребительская Корзина», и пока нет оснований ожидать перелома в этой динамике. Растущие запросы сельхозпроизводителей, спекулятивный рост на товарном рынке и нереализуемые в настоящий момент обещания Центробанка относительно таргетирования инфляции дают все основания ожидать сохранения высоких темпов продуктовой инфляции в 2011 году. Так, по нашим прогнозам, в ближайшие 12 месяцев индекс «ПотребКорзина» может прибавить около 15%, несмотря на то, что общий показатель потребительской инфляции, по нашим прогнозам, не превысит 8%.

Изменение индекса  ПотребКорзина

Изменение индекса «ПотребКорзина» в информационно-торговой платформе ITrader 8 с начала 2010 г.


Прыг: 057 058 059 060 061 062 063 064 065 066 067
Шарах: 100