СТАТЬИ >> ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Влияние функционирования свободных экономических зон на динамику формирования ЕЭП

Автор: Омарова Патимат Чупалавовна, специалист по международным отношениям, переводчик, бизнес аналитик, магистрант НИУ ВШЭ.

Научный руководитель: Братерский Максим Владимирович, доктор исторических наук, представитель Стенфордского университета в Москве старший научный сотрудник Центра исследований внешнеполитического механизма США (The Center FOR U.S. FOREIGN POLICY MACHINERY'S STUDIES) Института США и Канады РАН (ИСКРАН) зав.кафедрой мировой политики НИУВШЭ.

В данной статье рассмотрено как влияет функционирование оффшоров на формирование евразийской интеграции в условиях изменения баланса сил. Проанализировано изменение международной системы ,рассмотрен процесс усиление геополитического влияния Китая , а так же китайская модель функционирования свободных экономических зон как угроза евразийской интеграции и опыт для РФ. Описаны проблемы создания и функционирования действующей свободной экономической зоны в Таможенном Союзе, и как можно решить проблему взаимоотношения власти и бизнеса.

Финансовый кризис в Кипре вызвал новый импульс в формировании ЕЭП и повлиял на темпы евразийской интеграции, практически продемонстрировав необходимую важность строительства ЕЭП и усиление роли РФ на международной арене, на практике показав тесную связь между частным капиталом и национальным интересом, которая не была осознана предпринимателями до этого. Огромные потери российского бизнеса консолидировали усилия предпринимателей, создали условия для понимания того, что создание ЕЭП является приоритетным шагом, и именно ЕЭП станет механизмом защиты и продвижения интересов российских промышленников и предпринимателей на международной арене.

В первую очередь кризис спровоцировал изменение и трансформацию взглядов на мировую международную систему, в которой теперь формирование ЕЭП, становится жизненно необходимым, а мировая система экономики настолько погрязла в запутанных схемах и махинациях, что больше не может удовлетворять участников мирового сообщества и нуждается в реформировании и создании новых инструментов .

Финансовый кризис в Кипре подтвердил, мир-системную теорию Валлерстайна,[1] многими ученными события в Кипре были трактованы как решения стран -ядра решить свои финансовые проблемы за счет периферии. В основу, этого утверждения был положен тезис, что причинами кризиса в Кипре являлся всеобщий кризис системы как таковой, и решение проблемы за счет российских предпринимателей для стабилизации этой системы был единственно возможным. [1-p 35]Большинство ученных и публичных деятелей уверены, что если бы большая часть вкладчиков были гражданами ЕС –столь высокий налог не был бы применен по отношению к ним. Однако в рамках данного подхода, логично предсказать продолжающуюся серию стагнации и новых кризисов, которые снова будут решатся средствами периферии, и гарантий у РФ в возможных повторениях событий в других оффшорных зонах, нет, что ставит вопрос остро, и требует прогнозирования и стратегии.

Тем не менее существует и другой подход, он близок к теории заговора, но если провести контент –анализ антироссийской риторики и восприятия российского бизнеса мировом сообществе, и проследить динамику развития взаимоотношения властных структур, этот подход найдет много доказательств. В мировой экономической системе вновь стал доминировать цивилизационный фактор и кипрская проблема, в СМИ как искусная махинация, и спланированное действие, направленное против русских- именно такая интерпретация доминировала в СМИ и риторике политиков в освещении кризиса . Эти процессы легко проанализировать с точки зрения столкновение цивилизаций, если у Хангтингтона [9]–рефлексией этого столкновения были региональные конфликты, то сейчас столкновение цивилизаций в международной торговли носят рефлексию региональных экономических и финансовых кризисов .В первую очередь это характерно для противостояния между «западной « и «русской» цивилизацией .Если раньше критерием был политический режим, то сейчас, даже не смотря на полное принятие либеральной теории, и впитыванию капиталистических ценностей российского предпринимателя мировая система не принимает, уже не за то, что он представитель социалистического лагеря, как было ранее, или же принадлежит к диктаторским государствам, а лишь, за то что он русский, что ставит вопрос о нелогичности мировой системы. Возможно, этот аргумент спорный, однако кипрский кризис был ответом Запада на появление Таможенного Союза, и быстрые темпы формирования ЕЭП и восприятие евразийской интеграции как угрозу своим интересам.

Как бы то ни было, но кипрский кризис наглядно продемонстрировал, что оффшорные зоны могут выступать политическими инструментами давления одних стран на другие, и международное право, как и либеральная концепция не могут обеспечить защиту частной собственности, даже более того законы либеральной концепции распространяются не на всех участников и ее приверженцев. [12-стр 102] Либеральная концепция есть не, что иное как инструмент достижение интересов стран Запада, а основополагающие ее идеи защиты частной собственности и верховенства права не действенны при цивилизационном подходе .

В то время как большинство исследователей считает, что оффшорные зоны являются естественным результатом процессов глобализации, авторы данной статьи считают, что именно создание свободных экономических зон стало причиной глобализации, где оффшорные зоны выступили в роли фактора конвергенции, и были инструментом взаимопроникновение капиталов. Авторы данной статьи так же считают, что хаотичное движение капиталов в оффшорных зонах, является фактором, который усиливает экономические кризисы. [2-140]Неконтролируемые процессы глобализации не удовлетворяют бизнес, так как по мимо рисков возможности экономического характера своего государства, они полностью ощущают кризисы любой другой точке планеты. Все это делает мировую экономическую систему довольно шаткой.

Помимо всего этого оффшорные зоны так же могут выступать формой контроля над движением мирового капитала и инструментом реализации стратегии экспансии, что является угрозой национального характера . (D. Leung, 2012) Движение капитала через национальные границы становится политическим вопросом, в частности, если оффшорные зоны становятся рычагом воздействия на страны периферии. Если оффшорный капитал можно рассматривать как особую форму движения финансового капитала, согласно взгляду Б.А. Хейфеца, главного научного сотрудник Института экономики РАН, [8], то очевидно, что в условиях глобализации одни страны получают доступ и контроль над капиталом других стран, путем оффшор, создавая благоприятные условия для предпринимателей они «перекачивают «капитал в собственные страны, разрушая национальную экономику страны источника этого капитала, и имеют постоянный рычаг на экономику этих стран.

Ранее было не принято считать, что оффшорные зоны существуют в определенной системе и сформированы под существующий мировой порядок систематично, не принято было считать, что какие либо другие государства ядра могут выстроить систему оффшорных зон, для контроля периферии, для получения капиталов этой периферии и ее ослабления. На сегодняшний день нет точных исследований истинных причин создания свободных экономических зон .Однако на примере кипрского кризиса, стало понятно, что государства оффшоры настолько зачастую малы и не влиятельны на международной арене, что стал вопрос о более влиятельных государствах «учредителях «,государствах определяющих поведение и влияющих на систему принятие решений этими оффшорами. Этот вопрос крайне важен для предпринимателя- так как он позволяет прогнозировать риски.

Признак системности оффшорных зон заключается в зависимости оффшорных зон от критерия стабильности мировой системы.

Формирование ЕЭП и многополярности, стало причиной трансформации мировой политики, и непредсказуемости в процессах и политики стран свободной экономической зоны .

Создавшаяся система оффшорных зон не устраивает большинство государств .

Тем не менее, авторы статьи убеждены, что усилия «Большой двадцатки «направлены не на уничтожение и борьбу с оффшорами, а создание подконтрольной системы оффшоров. Созданный список и классификация предложенная делением на «белые « и «серые»,который не вполне корректно отображает существующую реальность.

Экс директор-распорядитель Международного валютного фонда Доминик Гастон Андре Стросс-Кан указывает, что существование оффшорных зон является наиболее опасным для мировой системы, однако существование оффшор напрямую связано с наличием государственных ТНК, и желанием политических чиновников «отмыть « и « спрятать» незаконные деньги, именно личной заинтересованностью исследователь объясняет отсутствие политической воли в решении вопроса.

Экономический кризис в ЕС, крах либеральной теории в сфере защиты собственности, усиление геополитического влияния Китая –сметили интерес создания оффшорных зон с Европы в Азию .Утверждения Жа Сяоган, сотрудника Шанхайского института международных исследований, состоит в том, что Пекин хочет видеть более сбалансированную международной валютной систему, и стратегия Китая направлена на изменение структуры современной финансовой системы. Именно, это одна из наиболее, актуальных проблем, которая обозначила новый этап в развитии оффшорных зон.

Китай показал успешную модель использования свободных экономических зон в качестве инструмента достижения экономических интересов, успешного интегрирования в мировую систему, настолько успешную, что это становится угрозой национальным интересам РФ, а именно построению ЕЭП. Политика Китая и экспансия в Центральную Азию носит деструктивный характер для Таможенного Союза. Именно благодаря, процессу закупки предприятий зарегистрированных в оффшорных зонах, выдачей крупных кредитов с низкой ставкой и льготным периодом погашения китайские компании успешно начинают экономическую экспансию на казахстанский рынок, предлагая списать эти кредиты в обмен на долю в рынке, вытесняя российское влияние в данном регионе, что безусловно расшатывает евразийскую интеграцию. Именно, китайские компании являются инициатором создания различных финансовых схем в Казахстане, которые позволяют уйти от налогообложения, что противоречит принципам Евразийской комиссии. Китай имеет ряд стратегических целей, один из которых реализация проекта Кошаган, которая продемонстрировала успех.

Китайские компании контролируют около четверти нефтяной добычи в Казахстане, крупнейшей после РФ экономике постсоветского региона, которая может стать отличным плацдармом для дальнейшего наступления, особенно в обстоятельствах когда Китай нуждается в поставках туркменского газа,что в свою очередь приведет к угрозам интересов РФ в Центральной Азии.

Таким образом мы видим, что оффшоры становятся инструментом расширения влияния государств, и являются серьезной проблемой для евразийской интеграции.

Например одна из таких проблем состоит в том что, в Беларуси так же давно идет процесс создания регионального финансового центра, который очень затруднен в реализации из-за политических мотивов. (Нечаева) Тем не менее, сам процесс создания и режим функционирования свободных экономических зон в Беларуси носит деструктивный характер, относительно ЕЭП .

В Беларуси действуют свободные экономические зоны СЭЗ «Минск»;СЭЗ «Брест» ;СЭЗ «Гомель -Ратон». (Малыхин).Белорусские СЕЗ являются отличительными от запада, и и специфическими, которые имею огромный потенциал в реализации. И несмотря на то, что Беларусь особенно цена для инвесторов, (стабильное законодательство для инвесторов, не взимается экспортные пошлины при ввозе и вывозе продукции из Беларуси)ее ценность нивелируется в результате специфического восприятия Беларуси западными инвесторами, которым характерна стереотипность и искажение реальной действительности .[5-стр]

Тем не менее, при правильном подходе, и правильной стратегии ЕЭП, используя преимущества белорусских СЭЗ, может получить действительно значимые результаты для расширения своего влияния на рынках Восточной Европы и Азии[7]

Однако, при нынешних обстоятельствах в это верится крайне трудно. Представители Министерства экономики Беларуси заявляют, о том целях превращения государства в оффшорную зону, с благоприятными условиями для иностранных инвесторов, привлекая иностранный капитал, они выработали проект по улучшению условий и микроклимата .[6]

Тем не менее проект затруднен и сталкивается с обратным механизмом действия –белорусский бизнес сам является инициатором вывода белорусских активов в оффшоры, оставляя заявления Президента и правительства лишь декларацией, которые крайне скептично воспринимаются аналитиками, давая основания думать, что эффект оффшорной зоны будет задействован не для инвестирования, а для создания «серых схем»[3]

В качестве одной из мер борьбы с оффшорами, Россия предлагает заключить двусторонние соглашения с оффшорными и низким уровнем налогообложения . Такие документы должны быть направлены на борьбу с незаконными схемами минимизации налогообложения, включать в себя обмен налоговой информацией и реализации универсальных рекомендаций, разработанных в рамках ОЭСР.

На фоне громких заявлений о стремлении борьбы с оффшорами, оффшоры активно работают внутри Таможенного Союза, где проходят процессы отмывания денег российскими компании посредством Казахстана и Белоруссии, путем схем фиктивного импорта, которые серьезно подрывают строительство ЕЭП. [4]Нужное законодательство обеспечивающие прозрачность сделки не выработано, что превращает Таможенный Союз в неэффективное содружество.

Логично, что в связи с этим необходимо было бы создать действующую, эффективную оффшорную зону внутри страны. Однако на практике нет необходимости в ее создании и это окажется не эффективным. Оффшоры –это результат недоверия между бизнесом и властью. Если принято считать, что главной функцией свободных экономических зон, есть стремление уклониться от налогов, то такое видение не полно и не правильно.[10] Свободные экономические зоны- это вариант решения антагонизма между бизнесом и властью, уход от давление власти, это результат недоверия бизнеса к государству, к его эффективности и инструментам защиты, слепая вера в надежность европейских институтов . Российская финансовая система испытала несколько финансовых кризисов, и не достаточна сильна и стабильна, что бы создать благоприятные условия для внутреннего оффшора. Однако формирования ЕЭП создадут те необходимые условия, в которых оффшор будет действовать и приносить прибыль.

Борьба с оффшорами бессмысленна по своей логике, большинство ученых считают, что оффшоры являются отдельным сегментом мировой экономики, которые наиболее полно отражают современные тенденции и противоречия. Требуется не отрицания сложившийся действительности, а Именно благодаря оффшорам произошло становление ТНК как полноправных акторов международных отношений, и оффшоры стали тем фактором глобализации и причиной размывания границ, интересы ТНК вышли за рамки государственного регулирования, а интересы ТНК пошли далее национальных . [11-стр 47]Однако это тенденция начинает сворачиваться, так как глобализация и дальнейшая либерализация, выполнив функцию расширения влияния ТНК и захват рынков теперь не в состоянии обеспечить защиту капитала ТНК- интересы крупных капиталов по –прежнему могут быть защищены только посредством государства, поэтому строительство Евразийского Союза –важнейшая составляющая защиты национального бизнеса.[14]

Итак, свободные экономические зоны –это важный сегмент мировой экономики, который является рефлексией недостатков и существующих тенденций этой системы. Оффшорные зоны –являются инструментом экономического воздействия посредством третьих стран, который имеют политический характер, преследуют экономические интересы и чреваты финансовыми рисками. На данный момент происходят глобальные изменения в структуре функционирования оффшорных зон, европейский кризис, несостоятельность либеральной концепции постепенно смещает влияние к свободным зонам в Азии. Китай выработал успешную модель экспансии посредством функционирования оффшорных зон, что представляет угрозу интересам ЕЭП . РФ взяла курс на борьбу с оффшорными зонами, в то время как в Таможенном Союзе происходят деструктивные процессы создания теневых схем, что дискредитирует сам проект.

В первую очередь для успешной евразийской интеграции нужно создать благоприятные условия для взаимоотношений власти и бизнеса внутри страны, которое бы привело к эффективности действия собственных свободных экономических зон, для чего крайне необходима взвешенная политика и стратегия.

Список использованной литературы


1. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. — Пер. с англ. — СПб.: Университетская книга, 2001. — 415 с.

2. Жан К., Савона П. Геоэкономика. Пер. с итальянского. — М.: Аё Магдшеш,1997. — 207 с.

3. Заливако С.Г. Влияние свободных экономических зон Республики Беларусь на показатели развития регионов / С.Г.

4. Клоцвог Ф.Н. Сухотин А.Б., Чернова Л.Б. Прогнозирование экономического развити

России, Беларуси, Казахстана и Украины в рамках Единого экономического пространств [В Интернете] // Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2009, URL: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2009/4/02

5. Малыхин Ю.Г. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития / Ю.Г. Малыхин // БЭЖ. - 2008. - №3. - С.45-53..

6. Нечаева Е. Территория инвестиций и технологий / Е. Нечаева // Экономика Беларуси. - 2011. - №4. - С.24-28. С.57-64. Заливако // Экономический бюллетень НИЭИ Минэкономики. - 2011. - №6. -

7. Ульянова Н. Свободные экономические зоны как инструмент привлечения инвестиций в Беларусь / Н. Ульянова // Банковский вестник. - 2006. - №10. - С.5-9.

8. Хейфец Б.А. Оффшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике. - Москва : Экономика, 2008. - стр. 336 стр.

9. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций [Текст] / С. Хантингтон. – М.: АСТ, 2007.-576 с.

Balaam D. N. and Veseth M. Introduction to International Political Economy. New Jersey: Longman,2008 .

10. Cohn, T. H . Global Political Economy: Theory and Practise. P.: Pearson Education, 2008

Leung J. Wong Determinants of the Distribution of Eurodollar Deposits in Offshore Financial Centers. -] : Monetary Authority, 2012. - стр. 13p

11. Hettne B. and Soderbaum F. The future of regionalism: old divides, new frontiers // Regionalization and global governance: the taming of globalization? / In ed. Coope A.F., Hughes C. W. and De Philippe. London : Routledge, 2008.

12. Max Boot, «Neither New nor Nefarious: The Liberal Empire Strikes Back», Current History, Vol. 102, no. 667 (November 2003)

13. Michalopoulos C. и Tarr D. Are Customs Unions Economically Sensible in the Commonwealth of Independent States [В Интернете] // World Bank Publications, 2004 URL: http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE Resources/Tarr_Michalopoulos_Customs_Unions_eng.pdf.

14. Trenin D. Russia's Spheres of Interest, not Influence // The Washington Quarterly, 2009. Volume 2:4, pp. 3-22.




Прыг: 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010
Шарах: 100

Рейтинг популярности - на эти публикации чаще всего ссылаются: